Открытый урок. Тема: «Осеннее дерево», с использованием техники «Пластилинография» (Для учащихся дошкольного возраста)
план-конспект урока по аппликации, лепке (младшая группа)

Коноплич Виктория Сергеевна

Лепка — это одно из самых полезных и занимательных занятий для детей. Она помогает развивать речь, фантазию, мышление и мелкую моторику. Это дает ребенку возможность формировать собственное восприятие мира и создавать новые образы. Ребенок может самостоятельно выдумывать свою сказку или историю, а также воссоздавать из памяти известные ему образы.

Главное преимущество лепки заключается в том, что она позволяет непосредственно ощутить процесс творчества. Основным инструментом здесь служат руки. Дети не просто наблюдают за игрой, они могут взаимодействовать с материалом, ощупывать его и вносить изменения. Это занятие признается одним из самых простых для самостоятельного изучения и приносит пользу детям любого возраста.

Пластилинография является современным направлением декоративно-прикладного искусства. Она включает в себя создание объемных картин с выступающими и полуобъёмными элементами на горизонтальных поверхностях. Основным материалом для работы служит пластилин.

Любые занятия творчеством для детей приносят радость, и пластилинография не является исключением. Этот вид творчества стимулирует воображение и фантазию маленького художника. Кроме того, он участвует в физическом развитии ребенка. Развитие координации – дети учатся согласовывать движения рук, глаз, начинают понимать разницу в степени давления на материал, улучшается тактильное восприятие, прививается усидчивость и самостоятельность.

Рисование пластилином помогает восполнить познавательную потребность детей. Это особенно значимо для самых юных художников, однако не менее увлекательно и познавательно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Тема: «Осеннее дерево», с использованием техники «Пластилинография» (Для учащихся дошкольного возраста)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_osennee_derevo.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств им. С. А. Кусевицкого»

г. Вышний Волочек






Открытый урок.

Тема:

«Осеннее дерево», с использованием техники «Пластилинография»

(Для учащихся дошкольного возраста)






Преподаватель изобразительного искусства

Коноплич В. С.

ВВЕДЕНИЕ

Лепка — это одно из самых полезных и занимательных занятий для детей. Она помогает развивать речь, фантазию, мышление и мелкую моторику. Это дает ребенку возможность формировать собственное восприятие мира и создавать новые образы. Ребенок может самостоятельно выдумывать свою сказку или историю, а также воссоздавать из памяти известные ему образы.

Главное преимущество лепки заключается в том, что она позволяет непосредственно ощутить процесс творчества. Основным инструментом здесь служат руки. Дети не просто наблюдают за игрой, они могут взаимодействовать с материалом, ощупывать его и вносить изменения. Это занятие признается одним из самых простых для самостоятельного изучения и приносит пользу детям любого возраста.

Пластилинография является современным направлением декоративно-прикладного искусства. Она включает в себя создание объемных картин с выступающими и полуобъёмными элементами на горизонтальных поверхностях. Основным материалом для работы служит пластилин.

Любые занятия творчеством для детей приносят радость, и пластилинография не является исключением. Этот вид творчества стимулирует воображение и фантазию маленького художника. Кроме того, он участвует в физическом развитии ребенка. Развитие координации – дети учатся согласовывать движения рук, глаз, начинают понимать разницу в степени давления на материал, улучшается тактильное восприятие, прививается усидчивость и самостоятельность.

Рисование пластилином помогает восполнить познавательную потребность детей. Это особенно значимо для самых юных художников, однако не менее увлекательно и познавательно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Тема урока: «Осеннее дерево», с использованием техники «Пластилинография»;

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи;

Цель урока: Создать образ осеннего дерева, используя технику – пластилинография.

Задачи:

Обучающие

—формирование знаний, умений и навыков работы с пластилином и техникой «Пластилинография»;

—освоение приемов работы с пластилином (скатывания, надавливания, размазывания; освоение метода – жгутики, налеп, скручивание) и создание с их помощью картины;

— обучение умению ориентироваться на листе картона;

формировать коммуникативные умения, умение работать с наглядным материалом

ознакомить со способами уборки рабочего места, основными правилами поведения и работы на уроке;

Развивающие

— развитие фантазии, воображения и творческих способностей;

— развитие мелкой моторики рук, координации движений, глазомера;

— развитие самостоятельности в творческом подходе к работе.

Воспитательные

— воспитание художественного вкуса;

— воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени;

— воспитание чувства взаимопомощи и умения работать в коллективе;

Методы, используемые на уроке:

метод формирования новых знаний и способов действий:

объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы (словесный, метод показа, демонстрация),

метод организации деятельности обучающихся:

дискуссия

методы контроля и самоконтроля:

метод устного контроля – ответы на вопросы,

метод самоконтроля – умение самостоятельно анализировать проделанную работу

метод формирования личностных результатов:

объяснение, воспитывающая ситуация, стимулирование;

Здоровьесберегающие технологии:

дыхательная гимнастика, динамическая пауза, массаж пальчиков, чередование видов деятельности, контроль за осанкой ребёнка, физминутка, арттерапия (лепка нетрадиционным способом).

Оборудование и материалы: Пластилин, цветной картон, дощечки для лепки, стеки, иллюстрация осеннего дерева.


Ход урока:

Введение в тему (вовлечение детей в деятельность):

Ребята, послушайте загадку:

Листья желтые летают,

Дождик капает с утра,

Птицы к югу улетают,

В школу ходит детвора,

Что за время года, спросим?

Догадались, это... (Осень).

- Сегодня у нас особенное занятие — мы отправимся в необычный поход по осеннему лесу. (Учащиеся рассматривают осенние иллюстрации, обращая внимание на цвета осени.)

Многие художники любят изображать осень именно из-за её яркой палитры цветов. Наблюдая за этими картинами и обращая внимание на окружающую природу во время прогулки, мы можем заметить, что осень будто бы сама наряжает деревья, и всю природу, словно устраивая конкурс на самый яркий и красивый наряд. Каждый день хочется любоваться этой красотой.

- Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

Дыхательное упражнение: "Осенние листья"

-Красивые листья мы с вами собрали в парке.

-Вот желтый листок, а вот красный.

-Помнишь, как листья шуршали на ветках?

-Давай подуем на листья!

(Взрослый вместе с детьми дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.)

- А сейчас мы сейчас с вами, превратимся в настоящих художников и нарисуем осеннее дерево, но не красками, а с использованием пластилина! И это будет подарком для осени, а техника эта называется - пластилинография.

- Но для начала, ребята, давайте с вами вспомним, из чего состоят деревья, и покажем части дерева. Я вам предлагаю поиграть в игру «Части дерева».

Дидактическая игра «Назови части дерева»

Вместе с учащимися рассматриваем и называем деревья, уточняем такие понятия, как «крона», «ствол», «ветки», «плоды».

Непосредственное рассматривание поможет закрепить части дерева.

Далее рассматриваем с детьми изображения некоторых деревьев, обращаем внимание на разную форму стволов – они бывают тонкими и толстыми, прямыми и изогнутыми, низкими и высокими; на крону деревьев – раскидистую или поднятую вверх, показываем разные виды деревьев и чем они отличаются друг от друга.

- Какие деревья изображены на картинках?

(береза, клен, рябина, ель и др.)

-Молодцы! Справились!

-Приступим к работе. Положите перед собой лист картона в вертикальном положении. Подготовим цветной пластилин.

Показ и выполнение работы

#1048;зготовление ствола дерева.

- Для начала возьмём коричневый пластилин, из которого сделаем шарик. Поместим его на поверхность цветного картона и прижмём большим пальцем, равномерно распределяя материал в виде ствола дерева, нижняя часть его утолщенная, но чем выше растет дерево, у него начинают появляться ветки.

(Показ учителем выполнения работы).

(Учащиеся выполняют работу.)

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу

2. Делаем ветви дерева

- Берём коричневый пластилин. С помощью пластилина и мазков пальцем растягиваем пластилин в стороны, выполняя длинные ветви.

(Показ учителем выполнения работы).

- Скажите, достаточно ли этих веток для того что бы дерево было похоже на настоящее?

(Нет, у настоящего дерева на основных ветках есть другие веточки, по тоньше.)

- Правильно ребята, молодцы. К основным веточкам прикрепим веточки по тоньше.

#1055;олянка

- Приготовим пластилин красного, желтого, оранжевого и зеленого цветов, чтобы создать поляну, наполненную осенними цветами. Начинаем с красного пластилина, и с его помощью пальцами накладываем цвета на поверхность, формируя очертания поляны и небольшие возвышенности. Затем добавим яркие акценты с помощью зеленого, желтого и оранжевого пластилина, словно устилая нашу поляну осенними листьями, чтобы она заиграла всеми красками сезона.

(Показ учителем выполнения работы).

(Учащиеся выполняют работу.)

-Вы, наверное, устали, давайте немного поиграем.

Физминутка «Мы – листики осенние»

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

- Молодцы ребята, а что же мы еще можем сделать для того чтобы показать в какое время года растет наше дерево?

(Вылепить листья)

4. Листва

- Украсьте наше деревце листьями. Для кроны используем разноцветные круги в форме улиток. Сначала скатайте пластилин в шарик, а затем на лепильной доске вытяните из него жгутик. Заверните жгутик, чтобы получить форму «улитки». В итоге у нас получатся оригинальные листья для нашего дерева.

(Дети занимаются выполнением задания. Те, кто завершит основную часть, смогут добавлять дополнительные элементы; создать фигурку солнца или облака, а также изобразить траву или грибы.)

5. Выставка работ

После выполнения задания работы выставляем для анализа.

- Посмотрите, сколько осенних деревьев у нас получилось? (много)

- А как одним словом можно назвать много деревьев? (лес)

-Какую технику мы сегодня использовали на уроке? (Пластилинография)

- Молодцы! Какие красивые деревья. Мне понравились все ваши деревья!

(Выставка работ учащихся)

6. Уборка рабочего места.

В результате: Дети познакомились с понятием «пластилинография», а также с представителями растительного мира родного края. Расширили знания о различных видах деревьев.

Использованная литература:
1. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» для детей 4-7 лет. Л.Ю.Павлова.
2. «Экологическое воспитание в детском саду для детей 2-7 лет». О.А.Соломенникова.
3. Конспекты занятий по ознакомлением с окружающим миром «Дошкольникам о природных сообществах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце»

Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;Вырабатывать у детей умение ненапр...

Открытый урок «Подарок из Дымково» с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста

Открытый урок по Дымковской игрушке, с использованием мнемотехники, опыты с глиной, изготовление дымковской игрушки....

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».

Конспект открытого занятия по развитию речис использованием дидактических игр детей младшегодошкольного возраста (3-4 года)Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце...

«Осеннее дерево» конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

" Осеннее дерево" Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возрастаю....

Комплексно-тематический план. Тема «осень поздняя пришла, все оденем для тепла»Средний дошкольный возраст

Средний дошкольный возрастЦель: Формирование представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении....

Методическая разработка Дидактические игровые упражнения на тему «Осень в гости к нам пришла» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Актуальность темы: Данная методическая разработка позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе в осенний ...