Открытый урок. Тема: «Березки», с использованием техники «Пластилинография» (Для учащихся дошкольного возраста)
план-конспект урока по аппликации, лепке (младшая группа)

Коноплич Виктория Сергеевна

Лепка — это одно из самых полезных и занимательных занятий для детей. Она помогает развивать речь, фантазию, мышление и мелкую моторику. Это дает ребенку возможность формировать собственное восприятие мира и создавать новые образы. Ребенок может самостоятельно выдумывать свою сказку или историю, а также воссоздавать из памяти известные ему образы.

Главное преимущество лепки заключается в том, что она позволяет непосредственно ощутить процесс творчества. Основным инструментом здесь служат руки. Дети не просто наблюдают за игрой, они могут взаимодействовать с материалом, ощупывать его и вносить изменения. Это занятие признается одним из самых простых для самостоятельного изучения и приносит пользу детям любого возраста.

Пластилинография является современным направлением декоративно-прикладного искусства. Она включает в себя создание объемных картин с выступающими и полуобъёмными элементами на горизонтальных поверхностях. Основным материалом для работы служит пластилин.

Любые занятия творчеством для детей приносят радость, и пластилинография не является исключением. Этот вид творчества стимулирует воображение и фантазию маленького художника. Кроме того, он участвует в физическом развитии ребенка. Развитие координации – дети учатся согласовывать движения рук, глаз, начинают понимать разницу в степени давления на материал, улучшается тактильное восприятие, прививается усидчивость и самостоятельность.

Рисование пластилином помогает восполнить познавательную потребность детей. Это особенно значимо для самых юных художников, однако не менее увлекательно и познавательно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Тема урока: «Березки», с использованием техники «Пластилинография»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_berezki.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств им. С. А. Кусевицкого»

г.Вышний Волочек

Открытый урок.

Тема:

 «Березки», с использованием техники «Пластилинография»

(Для учащихся дошкольного возраста)

Преподаватель изобразительного искусства

    Коноплич В. С.

ВВЕДЕНИЕ

Лепка — это одно из самых полезных и занимательных занятий для детей. Она помогает развивать речь, фантазию, мышление и мелкую моторику. Это дает ребенку возможность формировать собственное восприятие мира и создавать новые образы. Ребенок может самостоятельно выдумывать свою сказку или историю, а также воссоздавать из памяти известные ему образы.

Главное преимущество лепки заключается в том, что она позволяет непосредственно ощутить процесс творчества. Основным инструментом здесь служат руки. Дети не просто наблюдают за игрой, они могут взаимодействовать с материалом, ощупывать его и вносить изменения. Это занятие признается одним из самых простых для самостоятельного изучения и приносит пользу детям любого возраста.

Пластилинография является современным направлением декоративно-прикладного искусства. Она включает в себя создание объемных картин с выступающими и полуобъёмными элементами на горизонтальных поверхностях. Основным материалом для работы служит пластилин.

Любые занятия творчеством для детей приносят радость, и пластилинография не является исключением. Этот вид творчества стимулирует воображение и фантазию маленького художника. Кроме того, он участвует в физическом развитии ребенка. Развитие координации – дети учатся согласовывать движения рук, глаз, начинают понимать разницу в степени давления на материал, улучшается тактильное восприятие, прививается усидчивость и самостоятельность.

Рисование пластилином помогает восполнить познавательную потребность детей. Это особенно значимо для самых юных художников, однако не менее увлекательно и познавательно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Тема урока: «Березки», с использованием техники «Пластилинография»

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи;

Цель урока: Создать образ березки, используя технику – пластилинография.

Задачи:

Обучающие

—формирование знаний, умений и навыков работы с пластилином и техникой «Пластилинография»;

—освоение приемов работы с пластилином (скатывания, надавливания, размазывания; освоение метода – жгутики, налеп) и создание с их помощью картины;

— обучение умению ориентироваться на листе картона;

формировать коммуникативные умения, умение работать с наглядным материалом

ознакомить со способами уборки рабочего места, основными правилами поведения и работы на уроке;

Развивающие

— развитие фантазии, воображения и творческих способностей;

— развитие мелкой моторики рук, координации движений, глазомера;

— развитие самостоятельности в творческом подходе к работе.

Воспитательные

— воспитание художественного вкуса;

— воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени;

— воспитание чувства взаимопомощи и умения работать в коллективе;

Методы, используемые на уроке: 

метод формирования новых знаний и способов действий:

объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы (словесный, метод показа, демонстрация),

метод организации деятельности обучающихся: 

дискуссия         

методы контроля и самоконтроля:

метод устного контроля – ответы на вопросы,

метод самоконтроля – умение самостоятельно анализировать проделанную работу

метод формирования личностных результатов:

объяснение, воспитывающая ситуация, стимулирование;  

Используемая технология:

Здоровьесберегающая технологии:

дыхательная гимнастика, динамическая пауза, массаж пальчиков, чередование видов деятельности, контроль за осанкой ребёнка, физминутка, арттерапия (лепка нетрадиционным способом).

Личностно-ориентированное обучение.

Оборудование и материалы: Пластилин, цветной картон, дощечки для лепки, стеки, иллюстрация осеннего дерева.


Ход урока:

Включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

- Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

- Улыбнитесь друг другу. С улыбки, с хорошим настроением начинаем наш урок. Значит, всё у нас получится!

(Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, проговаривают слова внутреннего положительного настроя на работу. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя)

-Ребята, послушайте загадку:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

(Берёза)

- Правильно, да это берёза. Что вы знаете об этом дереве? (Ответы детей)

Рассказ о берёзе. «Береза является неотъемлемой частью русской культуры. О ней сложено множество стихотворений и народных песен. Так, например, известна песня «Во поле березка стояла», которая настолько популярна, что мы можем сразу её узнать. Берёзка олицетворяет русский характер и душу русского народа.

 Ребята, давайте с вами рассмотрим картины с изображением березы. Посмотрите на картинку, где изображена одинокая береза в поле. Как она выглядит, опишите ее. А теперь посмотрим на изображение березовой рощи. Чем вас привлекает эта картинка? Что здесь вам кажется необычным? Какие душевные качества в вас пробудились? (показ иллюстраций с березами, ответы детей.)

- Предлагаю вам, ребята, превратиться в деревья разные и подвигаться.

 

Физкульминутка: «Берёзка»:

Мы березку посадили, (Наклониться)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед - поливаем)

И березка подросла, (Встать.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила. (Поклоны головой.)

-Ребята давайте с вами вспомним, из каких частей состоит дерево.

Дидактическая игра «Назови части дерева»

Вместе с учащимися рассматриваем и называем деревья, уточняем такие понятия, как «крона», «ствол», «ветки».

 Далее рассматриваем с детьми изображения берез, обращаем внимание на разную форму ствола и на крону деревьев.

-А сейчас давайте вместе с вами придумаем слова, которыми мы можем описать это удивительное дерево. Береза какая?  (кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая.)

-Молодцы ребята!

-Приступим к работе. Положите перед собой лист картона в вертикальном положении голубого или синего цвета. Подготовим цветной пластилин.

Показ и выполнение работы

1.Изготовление ствола дерева.

- Для начала возьмём белый пластилин, из которого сделаем шарик. Поместим его на поверхность цветного картона и прижмём большим пальцем, равномерно распределяя материал в виде ствола дерева, нижняя часть его утолщенная, но чем выше растет дерево, у него начинают появляться ветки.

(Показ учителем выполнения работы).

(Учащиеся выполняют работу.)

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

2. Делаем ветви дерева.

- Катаем тонкие, ровные жгутики из чёрного пластилина. Жгутик катаем сначала в руках (пластилин разогревается, становится мягким, а потом на дощечке для лепки.  Далее выкладываем ветви на ствол нашего дерева.

-Ребята посмотрите внимательно чего не хватает нашей березке? (черные пятнышки).

- Правильно! Чечевички — так называются тёмные горизонтальные отметины на стволах берёз.

 3. Делаем чечевички.

Скатываем жгутик и нарезаем с помощью стека на маленькие кусочки. На ствол березы приклеиваем скатанные в маленький жгутик кусочки черного пластилина.

4.Полянка.

- Приготовим пластилин красного, желтого, оранжевого и зеленого цветов, чтобы создать поляну, наполненную осенними цветами. Начинаем с зекленого пластилина, и с его помощью пальцами накладываем цвета на поверхность, формируя очертания поляны и небольшие возвышенности. Затем добавим яркие акценты с помощью зеленого, желтого и оранжевого пластилина, словно устилая нашу поляну осенними листьями, чтобы она заиграла всеми красками сезона.

Физкультминутка «Листочки»

Мы листики осенние

На ветках мы сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и

Листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Потягивания – руки в стороны.

Потягивания – руки вверх.

Помахивание руками.

Наклоны вперед.

Наклоны вправо-влево, вперед-назад.

Вращение туловищем)

- Молодцы ребята, а что же мы еще можем сделать для того чтобы показать в какое время года растет наше дерево? (Вылепить листья).

5. Листва

 Из желтого пластилина скатываем жгут и нарезаем стекой на небольшие кусочки. Это будут листочки. Они могут быть большие и маленькие. Чтобы листья получились как настоящие, нужно придать им форму. Для этого один конец надо прищипнуть.

Также слепим листья из оранжевого пластилина, зеленого, красного на выбор. Все листья распределяем возле веток. А некоторые листья уже падают.

(Дети занимаются выполнением задания. Те, кто завершит основную часть, смогут добавлять дополнительные элементы; создать фигурку солнца или облака, а также изобразить траву или грибы.)

-Вот посмотрите, какая красивая береза получилась у нас! А если хочется добавить что-то еще, смело можно добавить или убрать.

6. Выставка работ учащихся.

-Полюбуйтесь, ребята, у каждого из вас получилась целая берёзовая роща. Давайте устроим выставку ваших работ для родителей.

В результате: Дети познакомились  с нетрадиционной техникой работы с пластилином – пластилинографией; научились изготавливать поделку из жгутиков; познакомить с образом берёзы в живописи; воспитали бережное отношение к природе.

Использованная литература:
1. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» для детей 4-7 лет. Л.Ю.Павлова.
2. «Экологическое воспитание в детском саду для детей 2-7 лет». О.А.Соломенникова.
3. Конспекты занятий по ознакомлением с окружающим миром «Дошкольникам о природных сообществах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок «Подарок из Дымково» с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста

Открытый урок по Дымковской игрушке, с использованием мнемотехники, опыты с глиной, изготовление дымковской игрушки....

Открытый урок на тему: «Гости из Вычислительного города», с использованием технологии: «сотрудничества» (для старшего дошкольного возраста)

Открытый урок по математике для подготовительной группы. Интеграция образовательных  областей: познание, социализация, физическая культура, коммуникация....

Использование техники "пластилинография" в работе с детьми младшего возраста

В статье рассказывается о преимуществах использования в работе с детьми техники "пластилинография", о приемах данного метода. Даются рекомендации по организации работы....

Открытый урок. Тема: «Осеннее дерево», с использованием техники «Пластилинография» (Для учащихся дошкольного возраста)

Лепка — это одно из самых полезных и занимательных занятий для детей. Она помогает развивать речь, фантазию, мышление и мелкую моторику. Это дает ребенку возможность формировать собственное восп...

Открытый урок. Тема: «Одуванчик», с использованием техники «Пластилинография» (Для учащихся дошкольного возраста)

Лепка — это одно из самых полезных и занимательных занятий для детей. Она помогает развивать речь, фантазию, мышление и мелкую моторику. Это дает ребенку возможность формировать собственное восп...