«Пластилинография» Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей - инвалидов
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Лыкова Наталья Валентиновна

Программа предназначена для детей- инвалидов  от 4 до 12 лет. К этой категории относится: детский аутизм, интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития (ЗПР), ДЦП, различные нарушения речи, психическая и социальная депривация, неблагоприятные условия воспитания и др.  Такие дети, имеют значительные ограничения жизнедеятельности, т.е у них различные нарушения речи и звуков, нарушение координации движения, игровая деятельность примитивна, трудности в установлении контакта со сверстниками, повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка (в мышлении, общении, желаниях и действиях), проблемы в недоразвитие эмоционально волевой сферы, недостаточность познавательных способностей: наблюдательности, воображения, памяти, логического мышления, речи, тактильности, пространственной ориентировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._programma_plastilinografiya.docx69.68 КБ

Предварительный просмотр:

Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение

«Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения»

Принята Утверждена

на педагогическом совете приказом директора

ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН» ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН»

протокол №___ _______________/Т.В.Соловей

от «_____»_________20____г. от «_____»______________20___г

«Пластилинография»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей - инвалидов

Возраст обучающихся: 4 до 12 лет

Срок реализации программы-1 год

Автор-составитель:

Лыкова Наталья Валентиновна

педагог-психолог отделения

социального обслуживания

детей-инвалидов

Выборг

2023 год

Содержание

Раздел I. Основные характеристики программы

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………...........................3
  2. Цель и задачи программы……………………………………………………...............................5
  3. Содержание программы ………………………………………………………………….…...….5
  4. Предполагаемый результат………………………………………………………………..….....12

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий

Учебно-тематическое планирование…………………………………………………………….…13

Материально-технические условия реализации программы………………………………..........15

Система мониторинга………………………………………………………………………….…....15

Список литературы……………………………………………………………………….…………...…17

Приложения

  1. Пояснительная записка

Программа предназначена для детей- инвалидов от 4 до 12 лет. К этой категории относится: детский аутизм, интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития (ЗПР), ДЦП, различные нарушения речи, психическая и социальная депривация, неблагоприятные условия воспитания и др. Такие дети, имеют значительные ограничения жизнедеятельности, т.е у них различные нарушения речи и звуков, нарушение координации движения, игровая деятельность примитивна, трудности в установлении контакта со сверстниками, повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка (в мышлении, общении, желаниях и действиях), проблемы в недоразвитие эмоционально волевой сферы, недостаточность познавательных способностей: наблюдательности, воображения, памяти, логического мышления, речи, тактильности, пространственной ориентировки.

Пластилинография даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия по пластилинографии комплексно воздействуют на развитие ребёнка, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Также занятия пластилинографией необходимы детям, у которых имеются трудности, связанные с особенностями их моторной, эмоционально-волевой, личностной сферы.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Актуальность программы: программа предназначена для решения сложной проблемы обеспечение и развитие мелкой моторики у детей-инвалидов, необходимых для развития важнейших функций (развитие двигательной координации, речи, мышления, памяти, внимания, восприятия). Коррекционно-развивающие занятия по пластилинографии направлены на изучение чувств, способствуют развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки детей-инвалидов с различными нарушениями, а также детей с трудностями в обучении, социальной адаптации. В процессе занятий лепкой происходит «включение» обоих полушарий головного мозга за счет равноправных согласованных действий ребенка обеими руками, что особенно благоприятно для гармоничного развития двух сфер мышления – эмоционально-творческой и рационально-логической. Помимо этого, процесс лепки, как ни в какой другой деятельности, способствует активизации сенсорного развития ребенка через тактильное восприятие формы предмета и его фактуры.

Новизна данной программы заключается в применении новых способов и приемов лепки для развития воображения, фантазии, мелкой моторики, речи, мышления у детей. Данная программа в работе с детьми-инвалидами несет в себе индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Художественное творчество имеет огромное значение для развития и воспитания детей- инвалидов. Одним из доступных видов художественного творчества является лепка. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей-инвалидов. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Педагогическая целесообразность программы.

Занятия пластилинографией способствуют решению коррекционных задач, реализация которых стимулирует развитие у детей -инвалидов сенсорных способностей, чувства формы, цвета, композиции, умения выражать в художественных образах творческие способности через овладение навыками тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации. Развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по пластилинографии способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети-инвалиды овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в лепке - стека).

Отличительной особенностью программы для детей-инвалидов является необходимость индивидуального подхода к ребенку с любыми способностями и разным уровнем знаний, сочетание традиционных приемов лепки из пластилина с техниками, направленными на развитие мелкой моторики, сенсорных способностей и активизацию творческой деятельности детей. Во время занятий творчеством снимается излишняя возбудимость, создаётся непринужденная и творческая атмосфера.

Сроки реализации программы

Срок реализации

1 год

Режим проведения занятий

1 раз в неделю

Полный объём занятий

35 занятий

Продолжительность занятий

20 минут для детей 4-7 лет

30 минут для детей 8-12 лет

Возраст детей

4-12 лет

Форма занятий

индивидуально

#1062;ели и задачи программы

Основная цель: развитие у детей художественно-творческих способностей, мелкой моторики, коммуникативных навыков средствами пластилинографии.

Задачи:

#1056;азвивать у детей мелкую моторику через технику пластилинография.

#1056;азвивать творческую активность, развивать художественные способности.

#1056;азвивать коммуникативные навыки с помощью техники по пластилинографии.

4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

5. Уточнять, обогащать и систематизировать словарь на основе ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира.

6. Развивать память, мышление, воображение.

7. Воспитывать навыки ручного труда.

Содержание программы

Учебный план

(35 занятий)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Практика

Теория

1

"Осень"

30 мин

25 мин

5 мин

Фотоотчет

наблюдение за работой детей

Фотоотчет

наблюдение за работой детей

2

"Гроздь рябины"

30 мин

25 мин

5 мин

3

"Яблоки поспели"

30 мин

25 мин

5 мин

4

"Грибы-грибочки выросли в лесочке

30 мин

25 мин

5 мин

5

"Осенние деревья"

30 мин

25 мин

5 мин

6

"Кленовые листья"

30 мин

25 мин

5 мин

7

"Консервированные фрукты"

30 мин

25 мин

5 мин

8

"Ежик с грибами"

30 мин

25 мин

5 мин

9

"Астры и хризантемы"

30 мин

25 мин

5 мин

10

"Осенний букет для мамы"

30 мин

25 мин

5 мин

11

"Осенний лес"

30 мин

25 мин

5 мин

12

"Божья коровка, улети на небо"

30 мин

25 мин

5 мин

13

"Зима"

30 мин

25 мин

5 мин

14

"Снежинка"

30 мин

25 мин

5 мин

15

" Снегурочка"

30 мин

25 мин

5 мин

16

"Игрушка новогодняя"

30 мин

25 мин

5 мин

17

"Елка новогодняя

огоньками светится "

30 мин

25 мин

5 мин

18

"Зимняя картина"

30 мин

25 мин

5 мин

19

"Снеговик"

30 мин

25 мин

5 мин

20

"За окошком снегири"

30 мин

25 мин

5 мин

21

"Сердечки - валентинки"

30 мин

25 мин

5 мин

22

"Галстук для папы"

30 мин

25 мин

5 мин

23

"Пингвинчик"

30 мин

25 мин

5 мин

24

"Весна"

30 мин

25 мин

5 мин

25

"Украшение для мамы"

30 мин

25 мин

5 мин

26

"Фиалочки в горшке"

30 мин

25 мин

5 мин

27

"Подснежники"

30 мин

25 мин

5 мин

28

"Бабочки, жучки"

30 мин

25 мин

5 мин

29

"Волшебное яичко»

30 мин

25 мин

5 мин

30

"Тюльпаны"

30 мин

25 мин

5 мин

31

"Божья коровка на

ромашке"

30 мин

25 мин

5 мин

32

"Цветущая веточка"

30 мин

25 мин

5 мин

33

"Незабудки"

30 мин

25 мин

5 мин

34

"Земляничка"

30 мин

25 мин

5 мин

35

"Весенняя полянка»

30 мин

25 мин

5 мин

ИТОГО:

17 ч 30 мин

14ч 35 мин

2ч.55 мин

  1. Учебно-тематическое планирование

1.

Тема: "Осень"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии.

Теория: знакомство с пластилинографией.

Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и скатывание маленьких шариков круговыми движениями пальцев.

2.

Тема: "Гроздь Рябины"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии

Теория: знакомство с пластилинографией.

Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и скатывание маленьких шариков круговыми движениями пальцев выкладывание из тонких колбасок силуэта гроздей рябины и сложного листа.

3.

Тема: "Яблоки поспели"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии.

Теория: приемы пластилинографии (отщипывание).

Практика: отщипывание небольших кусочков пластилина и скатывание маленьких шариков круговыми движениями пальцев. Создание выразительного образа посредством цвета и объема.

4.

Тема "Грибы-грибочки выросли в лесочке»

Цель: формирование у детей обобщенного понятия о грибах.

Теория: приемы пластилинографии; свойства пластилина:мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.

Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и скатывание маленьких шариков круговыми движениями пальцев. Создание выразительного образа гриба посредством цвета и объема.

5.

Тема "Осенние деревья"

Цель: вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Вспомнить с детьми признаки осени.

Теория: приемы пластилинографии: лепка отдельных деталей - придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей.

Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей движениями пальцев. Создание выразительного образа осенних деревьев, посредством цвета и объема.

6.

Тема "Кленовые листья"

Цель: закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени;

Теория: приемы пластилинографии: работа с пластилином на плоскости, «вливание одного цвета в другой».

Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей движениями пальцев. Создание выразительного образа кленовых листьев посредством цвета и объема.

7.

Тема "Консервированные фрукты"

Цель: обобщение представлений детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту.

Теория: приемы пластилинографии: работа с пластилином на плоскости, «вливание одного цвета в другой».

Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту. Создание выразительного образа фруктов, посредством цвета и объема.

8.

Тема"Ежик с грибами"

Цель: учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином.

Теория: приемы пластилинографии: работа с пластилином на плоскости.

Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту

9.

Тема "Астры и хризантемы"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии.

Теория: приемы пластилинографии: работа с пластилином на плоскости.

Практика: скатывание длинных колбасок и деление их стекой на равные части, перекручивание пластилиновых колбасок в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.

10.

Тема "Осенний букет для мамы"

Цель: развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

11.

Тема "Осенний лес"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: продолжать отрабатывать различные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание

12.

Тема "Божья коровка, улети на небо"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии, развитию мелкой моторики.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: продолжать отрабатывать различные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание.

13.

Тема "Зима"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии.

Теория: закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.

Практика: формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу

14.

Тема "Снежинка"

Цель: формирование эмоционального восприятия окружающего мира, реалистического представления о природе и снегопаде, как природном

явлении.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

15.

Тема " Снегурочка"

Цель: развивать фантазию, творческое воображение детей, образное мышление, мелкую моторику рук.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту.

16.

Тема "Игрушка новогодняя"

Цель: развитие творческого воображение детей.

Теория: закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.

Практика: создание лепной картины с выпуклым изображением.

17.

Тема "Елка новогодняя огоньками светится "

Цель: формирование умения детей передавать характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.

Теория: закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.

Практика: раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки

18.

Тема "Зимняя картина"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

19.

Тема "Снеговик"

Цель: развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины, мелкую моторику пальцев рук.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: ощипывание кусочка пластилина и раскатывание пальцами, придавливание на горизонтальной основе, размазывание в ограниченном пространстве.

20.

Тема "За окошком снегири"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Обобщить

представления детей о зимующих птицах.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту.

21.

Тема "Сердечки - валентинки"

Цель: развитие творческого воображения. фантази и, мелкой моторики рук.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

22.

Тема "Галстук для папы"

Цель: развивать творческое воображение, речь, память, внимание.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика:. создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

23.

Тема "Пингвинчик"

Цель: развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту

24.

Тема "Весна"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости).

Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

25.

Тема "Украшение для мамы"

Цель: развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное

мышление, зрительную память.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

26.

Тема "Фиалочки в горшке"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

27.

Тема "Подснежники"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

28.

Тема "Бабочки, жучки"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту

29.

Тема "Волшебное яичко»

Цель: развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

30.

Тема "Тюльпаны"

Цель: развивать у детей эстетическое и восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту

31.

Тема "Божья коровка на ромашке"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту

32.

Тема "Цветущая веточка"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином–скатывание, сплющивание

33.

Тема "Незабудки"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии.

Теория: приемы пластилинографии (скатывание пальчиком коротких отрезков в шарики кругообразными движениями)

Практика:. создание композиции из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином–скатывание, сплющивание

34.

Тема "Земляничка"

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости).

Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

35.

Тема "Весенняя полянка»

Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии.

Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости)

Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

  1. Планируемые результаты освоения программы

  1. Развитие способностей к самовыражению, креативности мышления, индивидуальности.
  2. Ребенок овладеет нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисования пластилином.
  3. Ребенок овладеет техническими приемами: (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  4. Развитие сенсорных способностей, композиционных навыков, координации рук, мелкой моторики.
  5. Развитие эмоционально-волевой сферы, снижение эмоционального напряжения, нервозности.
  6. Улучшение общего эмоционального фона ребенка, повышения настроения.

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебно-тематический план

№п/п

Месяц

Дата

Время

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

сентябрь

октябрь

ноябрь

индивидуальная

30 мин

"Осень"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Гроздь рябины"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Яблоки поспели"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Грибы-грибочки выросли в лесочке»

кабинет психолога

Игра-занятие

октябрь

октябрь

индивидуальная

30 мин

"Осенние деревья"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Кленовые листья"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Консервированные фрукты"

кабинет психолога

Практическая работа

ноябрь

индивидуальная

30 мин

"Ежик с грибами"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Астры и хризантемы"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Божья коровка, улети на небо"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Осенний лес"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Осенний букет для мамы»

кабинет психолога

Практическая работа

декабрь

индивидуальная

30 мин

"Зима"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Снежинка"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

" Снегурочка"

кабинет психолога

Практическая работа

январь

индивидуальная

30 мин

"Игрушка новогодняя"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Елка новогодняя

огоньками светится "

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Зимняя картина"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Снеговик"

кабинет психолога

Практическая работа

февраль

индивидуальная

30 мин

"За окошком снегири"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Сердечки - валентинки"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Галстук для папы"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Пингвинчик"

кабинет психолога

Практическая работа

март

индивидуальная

30 мин

"Весна"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Украшение для мамы"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Фиалочки в горшке"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Подснежники"

кабинет психолога

Практическая работа

апрель

индивидуальная

30 мин

"Бабочки, жучки"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Волшебное яичко»

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Тюльпаны"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Божья коровка на

ромашке"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Цветущая веточка"

кабинет психолога

Практическая работа

май

индивидуальная

30 мин

"Незабудки"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Земляничка"

кабинет психолога

Практическая работа

индивидуальная

30 мин

"Весенняя полянка»

кабинет психолога

Практическая работа

Материально –технические условия реализации программы

Материалы, используемые в пластилинографии:

  • Пластилин (разных цветов);
  • Пластиковые дощечки для выполнения работ;
  • Стеки;
  • Картон (однотонный и цветной), плотный;
  • Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик;
  • Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пайетки.

Система мониторинга

Диагностика умений по пластилинографии (осуществляется посредством наблюдения, в процессе проведения индивидуальных, групповых занятий)

Показатели:

1. Творческая активность

а) Повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень

б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога — средний уровень

в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень

2. Сенсорные способности

а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень

б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски — средний уровень

в) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень

3. Композиция

а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами — высокий уровень

б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровень

в) Не продуманно носит случайный характер — низкий уровень

4. Общая ручная умелость

а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень

б) Ручная умелость развита — средний уровень

в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень

5. Самостоятельность

а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень б) Требует незначительная помощь — средний уровень

в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень

6. Показатели технических навыков

а) раскатывание, скатывание

- Выполняет самостоятельно — высокий уровень

- Требуется небольшая помощь — средний уровень

- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень

б )сплющивание

- Выполняет самостоятельно — высокий уровень

- Требуется небольшая помощь — средний уровень

- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень

в) размазывание

- Выполняет самостоятельно — высокий уровень

- Требуется небольшая помощь — средний уровень

- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень

г) использование других приемов и материалов в работе

- Выполняет самостоятельно — высокий уровень

- Требуется небольшая помощь — средний уровень

- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень

Список литературы.

  1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.
  2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО

«Модек», 1997.

  1. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
  2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство

«Скрипторий», 2007.

  1. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория- 2003» 2011, 72 стр..
  3. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
  4. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия

«Учить и воспитывать, развлекая)

  1. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айрис- пресс. 2008
  2. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008
  3. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.

– 48 с. – илл.

  1. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова, 2006
  2. Р.Орен. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
  3. Паньшина И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
  4. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, #1089;. – (Стандарты второго поколения).
  6. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр.- СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997
  7. Румянцева, Е.А Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
  8. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
  9. Стародуб К.И.,Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003
  10. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов-на-дону: Издательство

«Феникс», 2003

  1. Узорова О. В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М.: Астрель-АСТ-Ермак, 2004
  2. Шкицкая, И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
  3. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров

Приложение 1.

Таблица смешивания цветов:

Розовый

1/5 красного + 4/5 белого

Светло-зеленый

1/3 желтого + 2/3 зеленого.

Темно-серый

3/5 черного + 2/5 белого

Фиолетовый

1/3 красного + 3/3 синего.

Светло-серый

7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый)

1/2 зеленого + 1/2 желтого

Охра

1/ желтого + 1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами.

Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.

Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Приложение 2.

Формы занятий по каждому разделу:

  • Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Особенности выполнения работы:

  1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
  2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
  3. Затем расплющивать, соединяя детали.
  • Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Особенности выполнения работы:

  1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).
  2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
  3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
  4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
  • Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

  1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
  2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
  3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
  4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
  • Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на

Приложение 3.

Особенности выполнения работы:

  1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
  2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
  3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.
  • Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
  • Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Особенности выполнения работы:

  1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
  2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
  3. Слегка прижать.
  • Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рисование пластилином замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Занятия в технике пластилинография помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.

20

Приложение 4.

Пошаговая инструкция по рисованию пластилином.

Занятия по пластилинографии включают несколько этапов. Действуйте так:

  1. Выберите контурный эскиз.
  2. Определите, из каких колеров будет состоять будущий рисунок.
  3. Подберите фоновую основу подходящего цвета. Для первых занятий желательно брать небольшой формат, максимум половину альбомного.
  4. Перерисуйте эскиз на основу.
  5. От пластилина отрывайте небольшие куски, видоизменяйте их, согласно творческой идее, и наносите на основу. Применяйте наиболее подходящие методы лепки.

Методы работы с пластилином при создании рисунков.

Методов лепки несколько, но какой выбрать, зависит от способностей дошкольников в разных возрастных группах. На освоение одних приемов достаточно затратить несколько занятий. Другие, более сложные, требуют тренировок в течение нескольких месяцев.

Рассмотрим методы лепки, применяемые на занятиях в детских садах:

  • прилепливание — главный прием покрытия основы;
  • размазывание — наиболее простой метод распределения пластилина;
  • разглаживание — создание равномерного фонового покрытия для дальнейшего прикрепления деталей изображения, осуществляется смоченными водой кончиками пальцев;
  • раскатывание — метод формирования длинной и тонкой полоски путем зажатия куска пластилина между горизонтальной поверхностью и движущейся взад-вперед ладонью;
  • прищипка — прием скрепления мелких элементов;
  • придавливание — соединение детали с основой или другой деталью изображения;
  • скатывание — создание шаров путем вращения куска пластилина между пальцами;
  • вытягивание — придание элементу конусовидной формы;
  • сплющивание — превращение объемной детали в уплощенную
  • царапанье — формирование дополнительной фактурности какой-либо детали изображения, например, создание шерстинок на теле собаки или трещин на древесном стволе;
  • смешение — метод создания определенных оттенков путем интенсивного разминания соединенных кусков пластилина разного колера.

При применении последнего метода необходимо учитывать некоторые нюансы. Если соединить желтый и голубой, получится зеленый. Если желтый и красный, выйдет оранжевый. А соединением красного и голубого удается сделать сиреневый. То есть принцип тот же, что и при соединении красок. Если нужно сделать оттенок темнее, примешивается небольшое количество черного. А если примешать белый пластилин, то яркий колер превратится в бледный, светлый. Если хочется, чтобы рисунок выглядел глянцевым, то при работе с пластилином пальцы должны постоянно быть влажными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы

Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное  тематическое планирование....

Авторская программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет «Волшебная игрушка»

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет   разработана в соответствии с требованиями  ФГОС ДО.      Проблема развития...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» Для детей 4-5 лет 2016—2017 учебный год

Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи курса:формировать образное, прост...

«Волшебный песок» Программа дополнительного образования социально-психологической направленности для детей - инвалидов

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать...