«Пластилинография» Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей - инвалидов
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)
Программа предназначена для детей- инвалидов от 4 до 12 лет. К этой категории относится: детский аутизм, интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития (ЗПР), ДЦП, различные нарушения речи, психическая и социальная депривация, неблагоприятные условия воспитания и др. Такие дети, имеют значительные ограничения жизнедеятельности, т.е у них различные нарушения речи и звуков, нарушение координации движения, игровая деятельность примитивна, трудности в установлении контакта со сверстниками, повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка (в мышлении, общении, желаниях и действиях), проблемы в недоразвитие эмоционально волевой сферы, недостаточность познавательных способностей: наблюдательности, воображения, памяти, логического мышления, речи, тактильности, пространственной ориентировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._programma_plastilinografiya.docx | 69.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение
«Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения»
Принята Утверждена
на педагогическом совете приказом директора
ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН» ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН»
протокол №___ _______________/Т.В.Соловей
от «_____»_________20____г. от «_____»______________20___г
«Пластилинография»
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей - инвалидов
Возраст обучающихся: 4 до 12 лет
Срок реализации программы-1 год
Автор-составитель:
Лыкова Наталья Валентиновна
педагог-психолог отделения
социального обслуживания
детей-инвалидов
Выборг
2023 год
Содержание
Раздел I. Основные характеристики программы
- Пояснительная записка…………………………………………………………...........................3
- Цель и задачи программы……………………………………………………...............................5
- Содержание программы ………………………………………………………………….…...….5
- Предполагаемый результат………………………………………………………………..….....12
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-тематическое планирование…………………………………………………………….…13
Материально-технические условия реализации программы………………………………..........15
Система мониторинга………………………………………………………………………….…....15
Список литературы……………………………………………………………………….…………...…17
Приложения
- Пояснительная записка
Программа предназначена для детей- инвалидов от 4 до 12 лет. К этой категории относится: детский аутизм, интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития (ЗПР), ДЦП, различные нарушения речи, психическая и социальная депривация, неблагоприятные условия воспитания и др. Такие дети, имеют значительные ограничения жизнедеятельности, т.е у них различные нарушения речи и звуков, нарушение координации движения, игровая деятельность примитивна, трудности в установлении контакта со сверстниками, повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка (в мышлении, общении, желаниях и действиях), проблемы в недоразвитие эмоционально волевой сферы, недостаточность познавательных способностей: наблюдательности, воображения, памяти, логического мышления, речи, тактильности, пространственной ориентировки.
Пластилинография даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия по пластилинографии комплексно воздействуют на развитие ребёнка, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Также занятия пластилинографией необходимы детям, у которых имеются трудности, связанные с особенностями их моторной, эмоционально-волевой, личностной сферы.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Актуальность программы: программа предназначена для решения сложной проблемы обеспечение и развитие мелкой моторики у детей-инвалидов, необходимых для развития важнейших функций (развитие двигательной координации, речи, мышления, памяти, внимания, восприятия). Коррекционно-развивающие занятия по пластилинографии направлены на изучение чувств, способствуют развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки детей-инвалидов с различными нарушениями, а также детей с трудностями в обучении, социальной адаптации. В процессе занятий лепкой происходит «включение» обоих полушарий головного мозга за счет равноправных согласованных действий ребенка обеими руками, что особенно благоприятно для гармоничного развития двух сфер мышления – эмоционально-творческой и рационально-логической. Помимо этого, процесс лепки, как ни в какой другой деятельности, способствует активизации сенсорного развития ребенка через тактильное восприятие формы предмета и его фактуры.
Новизна данной программы заключается в применении новых способов и приемов лепки для развития воображения, фантазии, мелкой моторики, речи, мышления у детей. Данная программа в работе с детьми-инвалидами несет в себе индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Художественное творчество имеет огромное значение для развития и воспитания детей- инвалидов. Одним из доступных видов художественного творчества является лепка. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей-инвалидов. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия пластилинографией способствуют решению коррекционных задач, реализация которых стимулирует развитие у детей -инвалидов сенсорных способностей, чувства формы, цвета, композиции, умения выражать в художественных образах творческие способности через овладение навыками тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации. Развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по пластилинографии способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети-инвалиды овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в лепке - стека).
Отличительной особенностью программы для детей-инвалидов является необходимость индивидуального подхода к ребенку с любыми способностями и разным уровнем знаний, сочетание традиционных приемов лепки из пластилина с техниками, направленными на развитие мелкой моторики, сенсорных способностей и активизацию творческой деятельности детей. Во время занятий творчеством снимается излишняя возбудимость, создаётся непринужденная и творческая атмосфера.
Сроки реализации программы
Срок реализации | 1 год |
Режим проведения занятий | 1 раз в неделю |
Полный объём занятий | 35 занятий |
Продолжительность занятий | 20 минут для детей 4-7 лет 30 минут для детей 8-12 лет |
Возраст детей | 4-12 лет |
Форма занятий | индивидуально |
#1062;ели и задачи программы
Основная цель: развитие у детей художественно-творческих способностей, мелкой моторики, коммуникативных навыков средствами пластилинографии.
Задачи:
#1056;азвивать у детей мелкую моторику через технику пластилинография.
#1056;азвивать творческую активность, развивать художественные способности.
#1056;азвивать коммуникативные навыки с помощью техники по пластилинографии.
4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
5. Уточнять, обогащать и систематизировать словарь на основе ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира.
6. Развивать память, мышление, воображение.
7. Воспитывать навыки ручного труда.
Содержание программы
Учебный план
(35 занятий)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Практика | Теория | |||
1 | "Осень" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | Фотоотчет наблюдение за работой детей
Фотоотчет наблюдение за работой детей |
2 | "Гроздь рябины" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
3 | "Яблоки поспели" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
4 | "Грибы-грибочки выросли в лесочке | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
5 | "Осенние деревья" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
6 | "Кленовые листья" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
7 | "Консервированные фрукты" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
8 | "Ежик с грибами" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
9 | "Астры и хризантемы" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
10 | "Осенний букет для мамы" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
11 | "Осенний лес" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
12 | "Божья коровка, улети на небо" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
13 | "Зима" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
14 | "Снежинка" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
15 | " Снегурочка" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
16 | "Игрушка новогодняя" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
17 | "Елка новогодняя огоньками светится " | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
18 | "Зимняя картина" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
19 | "Снеговик" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
20 | "За окошком снегири" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
21 | "Сердечки - валентинки" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
22 | "Галстук для папы" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
23 | "Пингвинчик" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
24 | "Весна" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
25 | "Украшение для мамы" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
26 | "Фиалочки в горшке" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
27 | "Подснежники" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
28 | "Бабочки, жучки" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
29 | "Волшебное яичко» | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
30 | "Тюльпаны" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
31 | "Божья коровка на ромашке" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
32 | "Цветущая веточка" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
33 | "Незабудки" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
34 | "Земляничка" | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
35 | "Весенняя полянка» | 30 мин | 25 мин | 5 мин | |
ИТОГО: | 17 ч 30 мин | 14ч 35 мин | 2ч.55 мин |
- Учебно-тематическое планирование
1. | Тема: "Осень" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Теория: знакомство с пластилинографией. Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и скатывание маленьких шариков круговыми движениями пальцев. |
2. | Тема: "Гроздь Рябины" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии Теория: знакомство с пластилинографией. Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и скатывание маленьких шариков круговыми движениями пальцев выкладывание из тонких колбасок силуэта гроздей рябины и сложного листа. |
3. | Тема: "Яблоки поспели" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Теория: приемы пластилинографии (отщипывание). Практика: отщипывание небольших кусочков пластилина и скатывание маленьких шариков круговыми движениями пальцев. Создание выразительного образа посредством цвета и объема. |
4. | Тема "Грибы-грибочки выросли в лесочке» Цель: формирование у детей обобщенного понятия о грибах. Теория: приемы пластилинографии; свойства пластилина:мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и скатывание маленьких шариков круговыми движениями пальцев. Создание выразительного образа гриба посредством цвета и объема. |
5. | Тема "Осенние деревья" Цель: вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Вспомнить с детьми признаки осени. Теория: приемы пластилинографии: лепка отдельных деталей - придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей. Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей движениями пальцев. Создание выразительного образа осенних деревьев, посредством цвета и объема. |
6. | Тема "Кленовые листья" Цель: закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; Теория: приемы пластилинографии: работа с пластилином на плоскости, «вливание одного цвета в другой». Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей движениями пальцев. Создание выразительного образа кленовых листьев посредством цвета и объема. |
7. | Тема "Консервированные фрукты" Цель: обобщение представлений детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Теория: приемы пластилинографии: работа с пластилином на плоскости, «вливание одного цвета в другой». Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту. Создание выразительного образа фруктов, посредством цвета и объема. |
8. | Тема"Ежик с грибами" Цель: учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Теория: приемы пластилинографии: работа с пластилином на плоскости. Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту |
9. | Тема "Астры и хризантемы" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Теория: приемы пластилинографии: работа с пластилином на плоскости. Практика: скатывание длинных колбасок и деление их стекой на равные части, перекручивание пластилиновых колбасок в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы. |
10. | Тема "Осенний букет для мамы" Цель: развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. |
11. | Тема "Осенний лес" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: продолжать отрабатывать различные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание |
12. | Тема "Божья коровка, улети на небо" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии, развитию мелкой моторики. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: продолжать отрабатывать различные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание. |
13. | Тема "Зима" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Теория: закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки. Практика: формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу |
14. | Тема "Снежинка" Цель: формирование эмоционального восприятия окружающего мира, реалистического представления о природе и снегопаде, как природном явлении. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. |
15. | Тема " Снегурочка" Цель: развивать фантазию, творческое воображение детей, образное мышление, мелкую моторику рук. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту. |
16. | Тема "Игрушка новогодняя" Цель: развитие творческого воображение детей. Теория: закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки. Практика: создание лепной картины с выпуклым изображением. |
17. | Тема "Елка новогодняя огоньками светится " Цель: формирование умения детей передавать характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии. Теория: закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки. Практика: раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки |
18. | Тема "Зимняя картина" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. |
19. | Тема "Снеговик" Цель: развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины, мелкую моторику пальцев рук. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: ощипывание кусочка пластилина и раскатывание пальцами, придавливание на горизонтальной основе, размазывание в ограниченном пространстве. |
20. | Тема "За окошком снегири" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Обобщить представления детей о зимующих птицах. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту. |
21. | Тема "Сердечки - валентинки" Цель: развитие творческого воображения. фантази и, мелкой моторики рук. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. |
22. | Тема "Галстук для папы" Цель: развивать творческое воображение, речь, память, внимание. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика:. создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. |
23. | Тема "Пингвинчик" Цель: развивать эстетическое восприятие, творческое воображение. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту |
24. | Тема "Весна" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости). Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. |
25. | Тема "Украшение для мамы" Цель: развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. |
26. | Тема "Фиалочки в горшке" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. |
27. | Тема "Подснежники" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. |
28. | Тема "Бабочки, жучки" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту |
29. | Тема "Волшебное яичко» Цель: развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. |
30. | Тема "Тюльпаны" Цель: развивать у детей эстетическое и восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту |
31. | Тема "Божья коровка на ромашке" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: ощипывание небольших кусочков пластилина и придавливание, примазывание, равномерное распределение пластилина по всему силуэту |
32. | Тема "Цветущая веточка" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином–скатывание, сплющивание |
33. | Тема "Незабудки" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Теория: приемы пластилинографии (скатывание пальчиком коротких отрезков в шарики кругообразными движениями) Практика:. создание композиции из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином–скатывание, сплющивание |
34. | Тема "Земляничка" Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости). Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. |
35. | Тема "Весенняя полянка» Цель: развитие у детей эстетического восприятия природы и умения передавать изображение, посредством пластилинографии. Теория: приемы пластилинографии (работа с пластилином на плоскости) Практика: создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. |
- Планируемые результаты освоения программы
- Развитие способностей к самовыражению, креативности мышления, индивидуальности.
- Ребенок овладеет нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисования пластилином.
- Ребенок овладеет техническими приемами: (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Развитие сенсорных способностей, композиционных навыков, координации рук, мелкой моторики.
- Развитие эмоционально-волевой сферы, снижение эмоционального напряжения, нервозности.
- Улучшение общего эмоционального фона ребенка, повышения настроения.
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебно-тематический план
№п/п | Месяц | Дата | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь октябрь ноябрь | индивидуальная | 30 мин | "Осень" | кабинет психолога | Практическая работа
| |||
индивидуальная | 30 мин | "Гроздь рябины" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Яблоки поспели" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Грибы-грибочки выросли в лесочке» | кабинет психолога | Игра-занятие | ||||
октябрь октябрь
| индивидуальная | 30 мин | "Осенние деревья" | кабинет психолога | Практическая работа | |||
индивидуальная | 30 мин | "Кленовые листья" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Консервированные фрукты" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
ноябрь | индивидуальная | 30 мин | "Ежик с грибами" | кабинет психолога | Практическая работа | |||
индивидуальная | 30 мин | "Астры и хризантемы" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Божья коровка, улети на небо" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Осенний лес" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Осенний букет для мамы» | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
декабрь | индивидуальная | 30 мин | "Зима" | кабинет психолога | Практическая работа | |||
индивидуальная | 30 мин | "Снежинка" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | " Снегурочка" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
январь | индивидуальная | 30 мин | "Игрушка новогодняя" | кабинет психолога | Практическая работа | |||
индивидуальная | 30 мин | "Елка новогодняя огоньками светится " | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Зимняя картина" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Снеговик" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
февраль | индивидуальная | 30 мин | "За окошком снегири" | кабинет психолога | Практическая работа | |||
индивидуальная | 30 мин | "Сердечки - валентинки" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Галстук для папы" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Пингвинчик" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
март | индивидуальная | 30 мин | "Весна" | кабинет психолога | Практическая работа | |||
индивидуальная | 30 мин | "Украшение для мамы" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Фиалочки в горшке" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Подснежники" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
апрель | индивидуальная | 30 мин | "Бабочки, жучки" | кабинет психолога | Практическая работа | |||
индивидуальная | 30 мин | "Волшебное яичко» | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Тюльпаны" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Божья коровка на ромашке" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Цветущая веточка" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
май | индивидуальная | 30 мин | "Незабудки" | кабинет психолога | Практическая работа | |||
индивидуальная | 30 мин | "Земляничка" | кабинет психолога | Практическая работа | ||||
индивидуальная | 30 мин | "Весенняя полянка» | кабинет психолога | Практическая работа |
Материально –технические условия реализации программы
Материалы, используемые в пластилинографии:
- Пластилин (разных цветов);
- Пластиковые дощечки для выполнения работ;
- Стеки;
- Картон (однотонный и цветной), плотный;
- Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик;
- Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пайетки.
Система мониторинга
Диагностика умений по пластилинографии (осуществляется посредством наблюдения, в процессе проведения индивидуальных, групповых занятий)
Показатели:
1. Творческая активность
а) Повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога — средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски — средний уровень
в) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами — высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер — низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень
б) Ручная умелость развита — средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень б) Требует незначительная помощь — средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень
6. Показатели технических навыков
а) раскатывание, скатывание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
б )сплющивание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
в) размазывание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
г) использование других приемов и материалов в работе
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
Список литературы.
- Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО
«Модек», 1997.
- Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство
«Скрипторий», 2007.
- Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
- Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория- 2003» 2011, 72 стр..
- Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
- Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия
«Учить и воспитывать, развлекая)
- Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айрис- пресс. 2008
- Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008
- Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
– 48 с. – илл.
- Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова, 2006
- Р.Орен. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
- Паньшина И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
- Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, #1089;. – (Стандарты второго поколения).
- Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр.- СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997
- Румянцева, Е.А Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
- Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
- Стародуб К.И.,Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003
- Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов-на-дону: Издательство
«Феникс», 2003
- Узорова О. В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М.: Астрель-АСТ-Ермак, 2004
- Шкицкая, И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
- Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров
Приложение 1.
Таблица смешивания цветов:
Розовый | 1/5 красного + 4/5 белого |
Светло-зеленый | 1/3 желтого + 2/3 зеленого. |
Темно-серый | 3/5 черного + 2/5 белого |
Фиолетовый | 1/3 красного + 3/3 синего. |
Светло-серый | 7/8 белого + 1/8 черного |
Салатовый (травянистый) | 1/2 зеленого + 1/2 желтого |
Охра | 1/ желтого + 1/2 коричневого |
Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами.
Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Приложение 2.
Формы занятий по каждому разделу:
- Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
- Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
- Располагать их на горизонтальной поверхности.
- Затем расплющивать, соединяя детали.
- Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Особенности выполнения работы:
- Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).
- С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
- Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
- Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
- Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
- Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
- Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
- Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
- Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
- Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на
Приложение 3.
Особенности выполнения работы:
- Для начала мы берем разные цвета пластилина.
- Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
- А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.
- Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
- Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
- Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
- Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
- Слегка прижать.
- Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Занятия в технике пластилинография помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.
20
Приложение 4.
Пошаговая инструкция по рисованию пластилином.
Занятия по пластилинографии включают несколько этапов. Действуйте так:
- Выберите контурный эскиз.
- Определите, из каких колеров будет состоять будущий рисунок.
- Подберите фоновую основу подходящего цвета. Для первых занятий желательно брать небольшой формат, максимум половину альбомного.
- Перерисуйте эскиз на основу.
- От пластилина отрывайте небольшие куски, видоизменяйте их, согласно творческой идее, и наносите на основу. Применяйте наиболее подходящие методы лепки.
Методы работы с пластилином при создании рисунков.
Методов лепки несколько, но какой выбрать, зависит от способностей дошкольников в разных возрастных группах. На освоение одних приемов достаточно затратить несколько занятий. Другие, более сложные, требуют тренировок в течение нескольких месяцев.
Рассмотрим методы лепки, применяемые на занятиях в детских садах:
- прилепливание — главный прием покрытия основы;
- размазывание — наиболее простой метод распределения пластилина;
- разглаживание — создание равномерного фонового покрытия для дальнейшего прикрепления деталей изображения, осуществляется смоченными водой кончиками пальцев;
- раскатывание — метод формирования длинной и тонкой полоски путем зажатия куска пластилина между горизонтальной поверхностью и движущейся взад-вперед ладонью;
- прищипка — прием скрепления мелких элементов;
- придавливание — соединение детали с основой или другой деталью изображения;
- скатывание — создание шаров путем вращения куска пластилина между пальцами;
- вытягивание — придание элементу конусовидной формы;
- сплющивание — превращение объемной детали в уплощенную
- царапанье — формирование дополнительной фактурности какой-либо детали изображения, например, создание шерстинок на теле собаки или трещин на древесном стволе;
- смешение — метод создания определенных оттенков путем интенсивного разминания соединенных кусков пластилина разного колера.
При применении последнего метода необходимо учитывать некоторые нюансы. Если соединить желтый и голубой, получится зеленый. Если желтый и красный, выйдет оранжевый. А соединением красного и голубого удается сделать сиреневый. То есть принцип тот же, что и при соединении красок. Если нужно сделать оттенок темнее, примешивается небольшое количество черного. А если примешать белый пластилин, то яркий колер превратится в бледный, светлый. Если хочется, чтобы рисунок выглядел глянцевым, то при работе с пластилином пальцы должны постоянно быть влажными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы
Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование....
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей старшей группы
планирование кружка...
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей подготовительной группы
подробный план + мониторинг...
Авторская программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет «Волшебная игрушка»
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Проблема развития...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»
Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» Для детей 4-5 лет 2016—2017 учебный год
Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи курса:формировать образное, прост...
«Волшебный песок» Программа дополнительного образования социально-психологической направленности для детей - инвалидов
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать...