Авторская программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет «Волшебная игрушка»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsad_1.docx | 53.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им.М.К. Овсянникова с.Исаклы
структурное подразделение «Детский сад Теремок»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора ГБОУ СОШ
им. М.К. Овсянникова с. Исаклы
Кузаева Н.А. (_________) «___»______________ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СОШ с.Исаклы
им. М.К. Овсянникова Е.Н.Нестерова(__________)
«___»______________ 2016 г
.
.
Авторская программа
дополнительного образования
художественно-эстетической направленности
для детей 5-6 лет
«Волшебная игрушка»
Автор программы:
воспитатель СП «Детский сад Теремок»
Шматенко Н.В.
Исаклы
2016г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность программы
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной наиболее актуальной. Народное искусство, формирует художественный вкус, способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь; эффективно влияет на развитие психических процессов (восприятие, образное мышление, речь, воображение, эмоционально-положительного отношения к объектам эстетического содержания), которые важны для овладения различным содержанием знаний, на основе которых у детей формируются художественно-творческие способности. Содержание данной программы направлено на более глубокое знакомство детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с русскими народными игрушками; на создание эмоционально положительного климата и на воспитание духовного мира ребёнка; любящего и ценящего народное достояние; на развитие творческого патриотизма, желание заниматься декоративной росписью.
Дети с общим недоразвитием речи часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Такие дети в игре проявляют либо робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении.
С целью развития дошкольников с общим недоразвитием речи нами используется декоративно-художественная деятельность, которая позволяет заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.
Эти дети отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, а в продуктивной деятельности, как, например, декоративное рисование у них значительно быстрее происходит развитие восприятия к осознанию речи, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности. Знакомство с народной игрушкой, отвлекает детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, мажорное настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В данное время не существует программ по знакомству с декоративно-прикладным искусством для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поэтому разработка программы имеет большое практическое значение. Содержание программы интегрирует знакомство с народным искусством с другими видами деятельности детей (развитие речи, игры, народный фольклор, художественные произведения и т.д.). В ходе освоения программы дети постепенно овладевают знаниями, развивая технические навыки и умениями владения кистью, тем самым происходит подготовка руки к письму, развивается зрительно-двигательная ориентация.
1.2. Цель и задачи программы.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Формирование уважительного отношения к национальной культуре через приобщение детей к народным традициям и фольклору.
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами народного декоративно-прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей.
Задачи программы
- Дать детям представление об истории возникновения Филимоновской и Дымковской народных игрушках.
- Формировать знания об особенностях росписей, их колорите, основных элементах узоров.
- Формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии русской народной игрушки (Филимоновской, Дымковской и др.).
- Помочь овладеть рисованием элементов узоров, составлением композиций и цветосочетанием росписей.
- Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских и филимоновских узоров.
- Обогащать речь детей народными поговорками, пословицами.
- Формировать эстетический вкус, творчество и фантазию, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение.
- Учиться выполнять работу поэтапно, в определённой последовательности.
- Совершенствовать технические навыки и умения владения кистью и тычком.
- Развивать эстетического восприятия изделий народного декоративно-прикладного искусства.
1.3. Целевая аудитория.
Старшая группа: дети 5-6 лет. В состав старшей коррекционной группе нашего детского сада включены дети с ОНР З и 2 уровня, а также дети с ЗПР.
Характеристика детей со II уровнем развития речи
Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы.
Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой] функции и т. д. Заметны трудности в; понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.
Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.
Характеристика детей с III уровнем развития речи
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики; Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением Отмечается тенденция к множественным лексикческим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.
Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.
Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
1.4. Объём программы.
В связи с достаточно высокой дополнительной нагрузкой на детей с ОНР программа рассчитана на 34 часов (один раз в неделю, по 25 мин.) во вторую половину дня.
1.5. Ожидаемые результаты освоения программы
К концу реализации программы, речь детей должна стать главным средством общения со сверстниками и взрослыми:
- Словарный запас детей активизируется и пополнится знаниями о народных праздниках, видах народного декоративно-прикладного искусства;
- Научатся строить простейшие диалоги и рассказы о народных игрушках и их особенностях.
Дети должны уметь:
- Чётко различать, называть и описывать виды росписей (Филимоновская, Дымковская, Городецкая), называть их отличительные особенности.
- Расписывать силуэты народных игрушек, следуя определённому виду росписи на различных силуэтах.
- Подходить к работе творчески, внося новые элементы в композицию или самостоятельно создавать её.
- Доводить начатое дело до конца, показывая высокую технику владения кистью и тычком.
1.6. Формы организации занятий.
Занятия строятся в основном в активной, игровой форме;
- Проходят в форме экскурсии;
- Тематической беседы;
- Игровых тренингов;
- Проектной деятельности;
- Выставки.
Методы и приемы:
- Рассказ,
- Упражнение,
- Игровая деятельность,
- Показ
Особенности построения программы
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы, изучение определенного вида игрушки. Содержание каждой темы основывается на трех тематических блоках: «Мир русских народных праздников», «Народное творчество», «Основы изготовления народных игрушек». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог может сам определить порядок их прохождения.
Занятия программы предполагают использование
- русских народных игрушек,
- народных и авторских сказок,
- малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин,
- познавательных рассказов из круга детского чтения.
Методы и приемы обучения декоративному рисованию
- Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;
- сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;
- использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;
- упражнения в начале занятия с детьми 5-6 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;
- показ способов изображения новых элементов;
- использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;
- проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его рисовании
1.7. Формы контроля.
Контроль усвоенных детьми навыков проводится два раза, при помощи основных методов контроля:
- Педагогическое наблюдение
- Диагностика
1.8. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
При реализации программы диагностика детей проводятся два раза.
Первичное обследование проводится в сентябре, повторное — по окончании курса занятий.
Вначале учебного года проводиться опрос детей на выявление знаний об изучаемой народной игрушке, которые фиксируются в таблице и выводиться диаграмма об уровне знаний детей данного народного промысла.
В конце года проводится диагностическое занятие по методике Т.С.Комаровой, которое фиксируется в таблице и выводиться диаграмма об уровне знаний и умений.
Цель диагностики: определить результат умственного и эстетического развития на сравнении двух глиняных игрушек (филимоновской и дымковской) и выполнение по их мотивам росписи:
- назвать вид народного искусства;
- описать каждую игрушку,
- сравнить обе игрушки, выделить сходства и различия; выразить свое отношение;
- выполнить узор по мотивам каждой игрушки на вырезанном силуэте из бумаги.
Диагностическое обследование оценивается по 3-х бальной системе:
2- высокий уровень развития;
1 - средний уровень развития;
0 - низкий уровень развития.
Проведение выставок детского творчества для родителей, проведение открытых игровых занятий, проведение фотовыставок.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название темы (раздела) | Всего часов | Из них | Формы контроля | |
теория | практикум | ||||
1. | Вводная часть | 2 | 1 | 1 | Диагностика |
2. | Мир народных праздников | 6 | 5 | Праздники | |
3. | Народное творчество | 4 | 1 | 3 | Выставка |
4. | Основы изготовления народных игрушек | 21 | 2 | 19 | Педагогическое наблюдение Выставка Защита проекта |
5. | Итоговая диагностика | 1 | 1 | Выставка работ Таблица |
Содержание программы
Вводная часть (1 ч)
Тема1. «Мир русских народных праздников» (6 ч)
Дошкольников знакомят с основными народными праздниками, показывая их тесную связь с жизнью народа, искусством и творчеством по выбору (русские народные праздники: Семена Летопроводца, Новый год, Сочельник, Масленица, Петров и Иванов день; православные: Рождество, Пасха, Троица, Покров день; )
Тема 2. «Народное творчество» (6 ч)
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (дымковские игрушки, филимоновские свистульки, городецкие игрушки, русская матрёшка, романовские игрушки, русская вышивка, русский народный костюм). Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветная бумага и т. п.) образов народных игрушек, элементов народной вышивки и костюма.
Тема 3. «Основы изготовления народных игрушек» (20 ч)
Изучаются особенности: дымковские игрушки, филимоновские свистульки, городецкие игрушки.
Дымковская игрушка | Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы. Учить расписывать силуэты дымковскими узорами. |
Городецкая роспись | Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета. |
Гжельская роспись | Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах. |
Хохломская роспись | Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, "золотой" (охра). Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей |
Кружево | Познакомить с кружевами вологодских мастериц. Учить видеть разнообразие узоров на разных формах, различать и называть основные элементы вологодского кружева. Учить составлять узор на бумаге разной формы |
Жостовская роспись | Познакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет. Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки. |
Итоговая диагностика (1 ч)
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Всего часов | Из них | Формы организации занятий | Формы контроля | |
Теория | Практика | |||||
| Вводная часть | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассказ, беседа, Сюжетная игра | Диагностика Педагогическое наблюдение |
Мир русских народных праздников | 1 | 1 | Праздник, игра | Организация праздника | ||
Народное творчество. Дымковская игрушка | 1 | 0,5 | 0,5 | Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы | Педагогическое наблюдение | |
Основные элементы росписи игрушки | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, беседа Работа с трафаретом Презентация | Педагогическое наблюдение | |
Составление узора на игрушке | 1 | 1 | Рисование | выставка | ||
Силуэты с дымковскими узорами | 1 | 1 | Рисование, Работа с силуэтми | Педагогическое наблюдение | ||
Мир русских народных праздников | 1 | 1 | Праздник, игра | Организация праздника | ||
Народное творчество. Городецкая роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы | Педагогическое наблюдение | |
Городецкая роспись по дереву | 1 | 1 | Рисование | выставка | ||
Городецкий узор | 1 | 1 | Рисование ИК-презентация | Взаимоконтроль, самооценка | ||
Композиция городецких узоров | 1 | 0,5 | 0,51 | Беседа, рассказ, составление композиции | выставка | |
Мир русских народных праздников | 1 | 1 | Праздник, игра | Организация праздника | ||
Народное творчество. Гжельская роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы | Педагогическое наблюдение | |
Гжельская керамика | 1 | 1 | Наблюдение, беседа, лепка | Педагогическое наблюдение | ||
Составление узора на керамике | 1 | 1 | Рисование ИК-Презентация | выставка | ||
Путешествие в мастерскую гончара | 1 | 1 | Сюжетная игра | Педагогическое наблюдение | ||
Мир русских народных праздников | 1 | 1 | Праздник , игра | Организация праздника | ||
Народное творчество. Хохломская роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы | Педагогическое наблюдение | |
Особенности хохломской росписи | 1 | 1 | Рисование. беседа | Взаимоконтроль, самооценка | ||
Хохломские узоры | 1 | 1 | Работа с палитрой, беседа | Взаимоконтроль, самооценка | ||
Мы – мастера (составление узора по мотивам хохломской росписи) | 1 | 1 | Рисование, игра, работа с трафаретом | выставка | ||
Мир русских народных праздников | 1 | 1 | Праздник, игра | Организация праздника | ||
Народное творчество. Кружево | 1 | 0,5 | 0,5 | Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы | Педагогическое наблюдение | |
Вологодские мастерицы | 1 | 1 | Наблюдение, беседа | Педагогическое наблюдение | ||
Кружева вологодских мастериц | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, беседа, Составление описания | Педагогическое наблюдение | |
Волшебные узоры | 1 | 1 | Работа с бумагой | Взаимоконтроль, самооценка | ||
Мир русских народных праздников | 1 | 1 | Праздник, игра | Организация праздника | ||
Народное творчество. Жостовская роспись | 1 | 0,5 | 0,5 | Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы | Педагогическое наблюдение | |
Жостовские букеты | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, беседа Работа с трафаретом | Педагогическое наблюдение | |
Составление узоров из цветов | 1 | 1 | Наблюдение, беседа Работа с трафаретом | Взаимоконтроль, самооценка | ||
Прогулка по лесным тропинкам и полям | 1 | 1 | Создание Панно из цветов ИК-презентация | Взаимоконтроль, самооценка | ||
Подготовка проекта «Волшебная игрушка» | 1 | 1 | Проектирование, этапы проекта | Педагогическое наблюдение | ||
Защита проекта «Волшебная игрушка» | 1 | 1 | презентация | Защита проекта | ||
Итоговая диагностика | 1 | Собеседование, Анализ работ | Выставка работ Таблица |
- ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Ноутбук
- Проектор и экран
- Музыкальный центр
- Кисти
- Краски
- Глиняные изделия
- Трафареты
- Бумага
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы
Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование....
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Волшебная паутинка»
Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самооп...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности (изодеятельность) «Волшебная кисточка»
Программадополнительного образованияхудожественно-эстетической направленности(изодеятельность) «Волшебная кисточка»...
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности «Волшебный завиток»
laquo;Волшебный завиток»...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Волшебная кисточка»
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Волшебная кисточка»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Волшебный квадратик» для детей подготовительного возраста. 2020-2021 учебный год
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 4-7 лет «Волшебная мастерилка»
Программа дополнительного образованияхудожественно-эстетической направленностидля детей 4-7 лет «Волшебная мастерилка»...