«Волшебный песок» Программа дополнительного образования социально-психологической направленности для детей - инвалидов
методическая разработка по аппликации, лепке

Лыкова Наталья Валентиновна

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.programma_volshebnyy_pesok.docx87.63 КБ

Предварительный просмотр:

Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение

«Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения»

Принята Утверждена

на педагогическом совете приказом директора

ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН» ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН»

протокол №___ _______________/Т.В.Соловей

от «_____»_________20____г. от «_____»______________20___г

«Волшебный песок»

Программа дополнительного образования социально-психологической

направленности для детей - инвалидов

Возраст обучающихся: 4 до 12 лет

Срок реализации программы-1 год

Автор-составитель:

Лыкова Наталья Валентиновна

педагог-психолог отделения

социального обслуживания

детей-инвалидов

.

Выборг

2022 год

Содержание.

Раздел I. Основные характеристики программы

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………3
  2. Цель и задачи программы………………………………………………………5
  3. Содержание программы ………………………………………………………..6
  4. Предполагаемый результат……………………………………………………..8

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий

Учебно-тематическое планирование…………………………………………….6

Материально-технические условия реализации программы…………………..10

Система мониторинга……………………………………………………………..11

Список литературы…………………………………………………………………….12

  1. Пояснительная записка

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.

Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Песочная терапия- это способ общения с миром и с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает у него уверенность в себе и открывает новые пути раскрытия. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект. Создание мыслительных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия- всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребёнка. В игре с песком ребёнок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как мыслительные, так и эмоциональные резервы.

Актуальность программы:

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности, которая позволяет решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе.

Актуальность заключается в том, что многие современные образовательные концепции признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребенка, способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Песок идеально подходит для формирования перцептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. С детьми, имеющими особенности в развитии, песочница используется в качестве психопрофилактического, развивающего средства. Игры с песком прекрасная и естественная среда для развития и обогащения сенсомоторного потенциала, которая в дальнейшем дает импульс развитию и формированию ВПФ.

Современные условия дают толчок к поиску инновационных, развивающих методов и технологий в работе с такими детьми, поэтому важно знать, что организация проективных игр на песке открывает противоречия - между традиционными методами и приёмами образовательного процесса и необходимостью внедрения новой прогрессивной системы обучения, реально необходимой для работы с детьми-инвалидами;

Песочная терапия помогает детям с ОВЗ, аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, методика объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, на повышение концентрации внимания и усидчивости.

Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.

Сроки реализации программы

Срок реализации

1 год

Режим проведения занятий

1 раз в неделю

Полный объём занятий

32 занятия

Продолжительность занятий

20 минут для детей 4-7 лет

30 минут для детей 7-12 лет

Возраст детей

4-12 лет

Форма занятий

индивидуально

#1062;ели и задачи программы

Основная цель: снижение психофизического напряжения у детей- инвалидов, используя песочную терапию.

В соответствии с этой целью формируются

Задачи:

  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
  • вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
  • формировать позитивное отношение к своему «Я»;
  • стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;
  • развивать навыки социального поведения;
  • совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • снимать мышечную напряжённость;
  • развивать фантазию и образное мышление;
  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики

Представленный комплекс занятий предназначен для детей от 4 до 12 лет. Занятия проводятся в кабинете психолога, где установлена песочная студия. Длительность — 20—30 мин., один раз в неделю.

Занятия по песочной терапии включает в себя следующие элементы:

— комплекс упражнения с су-джуком для активизации речевых центров головного мозга;

— упражнения на гармонизацию работы полушарий;

— рисование на песке, использование приемов рисования и инструментов для рисования на песке;

— упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения;

— рассказ ребенка о сюжете в песочнице (монолог, диалог)

Содержание программы

Учебный план

(32 занятия)

Название темы, раздела

Количество часов

формы аттестации

/контроля

всего

теория

практика

1

«Здравствуй, песок!»

20

5

15

Фотоотчет, наблюдение за работой детей

Фотоотчет, наблюдение за работой детей

Фотоотчет, наблюдение за работой детей

Фотоотчет, наблюдение за работой детей

2

«Такой разный песок»

20

5

15

3

«Загадки песочного

листа

20

5

15

4

«Рисунок на песочном листе»

20

0

20

5

«Сказка на песке»

20

5

15

6

«Бархан и ветер»

20

5

15

7

«Друзья песочной

черепахи»

20

5

15

8

«Путешествие Верблюжонка»

20

5

15

9

«Необыкновенные следы»

20

0

20

10

«Весёлый, грустный, добрый, злой»

20

5

15

11

«Волшебная страна»

20

5

15

12

«Дом Песочной Черепахи»

20

5

15

13

«Зимний лес»

20

5

15

14

«В лесу родилась елочка»

20

5

15

15

«Елочка для Верблюжонка»

20

5

15

16

«Новый год в кругу друзей»

20

5

15

17

«Подарок для Вини-Пуха»

20

5

15

18

«Кто живет в лесу»

20

5

15

19

«Зимние узоры»

20

0

20

20

«Зимние истории»

20

5

15

21

«Следы невиданных зверей»

20

5

15

22

«Избушка»

20

5

15

23

«Ночное небо»

20

5

15

24

«Солнышко в гостях»

20

5

15

25

«Весенний букет для мамы»

20

5

15

26

«Вода на песке»

20

5

15

27

«Весенний пейзаж»

20

5

15

28

«Я тучка – не медведь»

20

5

15

29

«Бабочки на песке

20

5

15

30

«Путешествие в космос»

20

5

15

31

«Там на невиданных дорожках»

20

5

15

32

«Цветочная полянка»

20

5

15

Итого

10ч. 40 мин

2ч 25 мин

8ч.15 мин

Планируемые результаты освоения программы

  1. Развитие эмоционально-волевой сферы, снижение тревожности, эмоционального напряжения, нервозности.
  2. Улучшение общего эмоционального фона ребенка, повышения настроения.
  3. Развитие способностей к самовыражению, креативности мышления, индивидуальности.

Учебно-тематическое планирование

1

Тема: «Здравствуй, песок!»

Теория: ознакомить детей с правилами работы в песочной студии

Практика: обучение простейшим способам рисования на песке.

2

Тема: «Такой разный песок»

Теория: знакомство со свойствами песка, знакомство с простейшими способами рисования на песке.

Практика:

3

Тема: «Загадки песочного листа

Теория:

Практика:

4

Тема: «Рисунок на песочном листе»

Теория:

Практика:

5

Тема: «Сказка на песке»

Теория:

Практика:

6

«Бархан и ветер»

Теория:

Практика:

7

Тема: «Друзья песочной черепахи»

Теория:

Практика:

8

«Путешествие Верблюжонка»

Теория:

Практика:

9

Тема: «Необыкновенные следы»

Теория:

Практика:

10

Тема: «Весёлый, грустный, добрый, злой»

Теория:

Практика:

11

Тема: «Волшебная страна»

Теория:

Практика:

12

Тема: «Дом Песочной Черепахи»

Теория:

Практика:

13

Тема: «Зимний лес»

Теория:

Практика:

14

Тема: «В лесу родилась елочка»

Теория:

Практика:

15

Тема: «Елочка для Верблюжонка»

Теория:

Практика:

16

Тема: «Новый год в кругу друзей»

Теория:

Практика:

17

Тема: «Подарок для Вини-Пуха»

Теория:

Практика:

18

«Кто живет в лесу»

Теория:

Практика:

19

Тема: «Зимние узоры»

Теория:

Практика:

20

Тема: «Зимние истории»

Теория:

Практика:

21

Тема: «Следы невиданных зверей»

Теория:

Практика:

22

Тема: «Избушка»

Теория:

Практика:

23

Тема: «Ночное небо»

Теория:

Практика:

24

Тема: «Солнышко в гостях»

Теория:

Практика:

25

Тема: «Весенний букет для мамы»

Теория:

Практика:

26

Тема: «Вода на песке»

Теория:

Практика:

27

Тема: «Весенний пейзаж»

Теория:

Практика:

28

Тема: «Я тучка – не медведь»

Теория:

Практика:

29

Тема: «Бабочки на песке»

Теория:

Практика:

30

Тема: «Путешествие в космос»

Теория:

Практика:

31

Тема: «Там на невиданных дорожках»

Теория:

Практика:

32

Тема: «Цветочная полянка»

Теория:

Практика:

Тема занятия

Цели и задачи занятия

Кол-во часов

Всего

теория

практика

1

«Здравствуй, песок!»

Ознакомить детей с правилами работы в песочной студии. Знакомство со свойствами песка, знакомство с простейшими способами рисования на песке. Сформировать навык работы кистью рук в песочнице. Научить создавать песочный лист в границах песочницы. Введение упражнений на развитие тонкой моторики руки, пространственной ориентации в границах песочницы. Гармонизация эмоционально состояния, повышение настроения.

20

5

15

2

«Такой разный песок»

20

5

15

3

«Загадки песочного

листа

20

5

15

4

«Рисунок на песочном листе»

20

0

20

5

«Сказка на песке»

Закрепление навыка создания песочного листа и развитие навыка рисования ладонью. Знакомство со способами рисования ландшафта в пространстве песочницы, перемещение песка в песочнице.. Знакомство с шаблонами и использование их в создании сюжета. Гармонизация эмоционально состояния, повышение настроения.

20

5

15

6

«Бархан и ветер»

20

5

15

7

«Друзья песочной

черепахи»

20

5

15

8

«Путешествие Верблюжонка»

20

5

15

9

«Необыкновенные следы»

Развитие тактильной чувствительности, познавательных процессов, воображения. Знакомство с эмоциями, обучение определению эмоционального состояния и его отражению вербально и невербально, развитие мелкой моторики, координации движений, коммуникативных навыков.

20

0

20

10

«Весёлый, грустный, добрый, злой»

20

5

15

11

«Волшебная страна»

20

5

15

12

«Дом Песочной Черепахи»

20

5

15

13

«Зимний лес»

Учить рисовать ребром ладони, ориентировка в пространстве песочного листа. Упражнения на развитие тонкой моторики руки. Ведение в работу в песочнице массажного мячика как нового инструмента в изображении. Гармонизация эмоционально состояния, повышение настроения.

20

5

15

14

«В лесу родилась елочка»

20

5

15

15

«Елочка для Верблюжонка»

20

5

15

16

«Новый год в кругу друзей»

20

5

15

17

«Подарок для Вини-Пуха»

Закреплять навык работы с инструментами для рисования в песочнице. Совершенствование навыка рисования ребром ладони, двумя пальцами, щепоткой. Совершенствование личностных качеств, развитие эмпатии, доброжелательности. Развитие ориентации в пространстве песочницы. Развитие восприятия, фантазии, воображения.

20

5

15

18

«Кто живет в лесу»

20

5

15

19

«Зимние узоры»

20

0

20

20

«Зимние истории»

Способствовать снижению уровня тревожности, эмоционального напряжения. Ознакомить со способами изображения дня и ночи на песочном листе. Совершенствование навыка рисования двумя пальцами на каждой руки одновременно – гармонизация работы полушарий головного мозга. Развитие воображения и фантазии

20

5

15

21

«Следы невиданных зверей»

20

0

20

22

«Избушка»

20

5

15

23

«Ночное небо»

20

5

15

24

«Солнышко в гостях»

Способствовать снижению уровня тревожности, эмоционального напряжения. Совершенствование личностных качеств, развитие эмпатии, доброжелательности. Совершенствование навыка рисования ребром ладони, двумя пальцами, кончиками пальцев. Закрепление навыка использования инструментов в работе в песочнице.

20

5

15

25

«Весенний букет для мамы»

20

5

15

26

«Вода на песке»

20

5

15

27

«Весенний пейзаж»

20

5

15

28

«Я тучка – не медведь»

Развитие концентрации движений руки в процессе рисования на песке и песком. Применение деревянных палочек как нового инструмента рисования на песке в изображении дождя, стрекоз, бабочек, планет Освоения нового способа рисования – рисование кулачком. Гармонизация эмоционально состояния, повышение настроения.

20

5

15

29

«Бабочки на песке»

20

5

15

30

«Путешествие в космос»

20

5

15

31

«Там на невиданных дорожках»

20

5

15

32

«Цветочная полянка»

20

5

15


Материально –технические условия реализации программы

Занятия по песочной анимации проходят в кабинете психолога, где размещена песочная студия.

Освещение в кабинете регулируется: дети могут работать как в темноте с подсветкой планшета, так и при полном освещении.

Перед занятием и после занятия по песочной анимации дети должны иметь возможность вымыть руки.

Помещение песочной студии должно проветриваться.

Материалы и оборудование:

Песочный планшет

Песок для песочной анимации, песок для юнгианской песочницы, цветной песок.

Набор «су-джок».

Набобы мелкий деталей, камешки, пуговицы, стекляшки, ракушки.

Наборы для работы на песочном планшете:

Инструкция по использованию набора для работы на световом столе

1. Валики

Валики разных фактур предназначены для отпечатков следов на песке. Ребенок надежно держит инструмент за ручку и оставляет необычный след. Поскольку можно научиться чертить ровные линии, можно изогнутую. Можно создавать дополнительный узор. Развивает координацию движений руки, укрепляет мышцы рук.

2. Штампики из паралона

Штампики используются следующим образом: любой из видов штампиков кладется на чистый световой столик. Далее ребенок при помощи взрослого рассыпает песочек, пытаясь засыпать штампик полностью. Затем нужно аккуратно извлечь штампик и посмотреть какая фигура получиться. Развивает точность движений руки, аккуратность.

3. Мяч массажный

Массажный мячик можно катать по ручкам ребенка, стимулируя точки и разрабатывать кисти рук. Также можно катать мячик по световому столу, оставляя необычный след.

4. Щеточка для смахивания

Щеточка предназначена для очистки светового стола. Разрабатывает руку ребенка. Удобна в использовании.

5. Палочки деревянные

Палочки помогают прорисовывать мелкие детали образа. Прочертить тонкие линии. Осторожно в использовании, палочки имеют острые окончания. Развивает точность движений руки.

Система мониторинга

  1. Диагностика в виде психологического наблюдения.
  2. Диагностика познавательной сферы в начале реализации и в конце реализации программы.
  3. Диагностика эмоционального состояния детей.

Список литературы.

  1. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.
  2. Мариелла Зейц, «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт», 2010. – 93 с.
  3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с. 4. Штейнхард. Л. Юнгианская песочная терапия. - СПб.: Питер, 320 с.
  4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2006.
  5. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для жетей дошкольного возраста: Метод.пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. Спб.:М., 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...

Авторская программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет «Волшебная игрушка»

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет   разработана в соответствии с требованиями  ФГОС ДО.      Проблема развития...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 4-7 лет «Волшебная мастерилка»

Программа дополнительного образованияхудожественно-эстетической направленностидля детей 4-7 лет       «Волшебная мастерилка»...

«Пластилинография» Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей - инвалидов

Программа предназначена для детей- инвалидов  от 4 до 12 лет. К этой категории относится: детский аутизм, интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития (ЗПР), ДЦП, различные на...