«Волшебный песок» Программа дополнительного образования социально-психологической направленности для детей - инвалидов
методическая разработка по аппликации, лепке
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.programma_volshebnyy_pesok.docx | 87.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение
«Выборгский комплексный центр социального обслуживания населения»
Принята Утверждена
на педагогическом совете приказом директора
ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН» ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН»
протокол №___ _______________/Т.В.Соловей
от «_____»_________20____г. от «_____»______________20___г
«Волшебный песок»
Программа дополнительного образования социально-психологической
направленности для детей - инвалидов
Возраст обучающихся: 4 до 12 лет
Срок реализации программы-1 год
Автор-составитель:
Лыкова Наталья Валентиновна
педагог-психолог отделения
социального обслуживания
детей-инвалидов
.
Выборг
2022 год
Содержание.
Раздел I. Основные характеристики программы
- Пояснительная записка…………………………………………………………3
- Цель и задачи программы………………………………………………………5
- Содержание программы ………………………………………………………..6
- Предполагаемый результат……………………………………………………..8
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-тематическое планирование…………………………………………….6
Материально-технические условия реализации программы…………………..10
Система мониторинга……………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………………….12
- Пояснительная записка
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.
Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Песочная терапия- это способ общения с миром и с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает у него уверенность в себе и открывает новые пути раскрытия. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект. Создание мыслительных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия- всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребёнка. В игре с песком ребёнок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как мыслительные, так и эмоциональные резервы.
Актуальность программы:
Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности, которая позволяет решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе.
Актуальность заключается в том, что многие современные образовательные концепции признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребенка, способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Песок идеально подходит для формирования перцептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. С детьми, имеющими особенности в развитии, песочница используется в качестве психопрофилактического, развивающего средства. Игры с песком прекрасная и естественная среда для развития и обогащения сенсомоторного потенциала, которая в дальнейшем дает импульс развитию и формированию ВПФ.
Современные условия дают толчок к поиску инновационных, развивающих методов и технологий в работе с такими детьми, поэтому важно знать, что организация проективных игр на песке открывает противоречия - между традиционными методами и приёмами образовательного процесса и необходимостью внедрения новой прогрессивной системы обучения, реально необходимой для работы с детьми-инвалидами;
Песочная терапия помогает детям с ОВЗ, аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, методика объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, на повышение концентрации внимания и усидчивости.
Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.
Сроки реализации программы
Срок реализации | 1 год |
Режим проведения занятий | 1 раз в неделю |
Полный объём занятий | 32 занятия |
Продолжительность занятий | 20 минут для детей 4-7 лет 30 минут для детей 7-12 лет |
Возраст детей | 4-12 лет |
Форма занятий | индивидуально |
#1062;ели и задачи программы
Основная цель: снижение психофизического напряжения у детей- инвалидов, используя песочную терапию.
В соответствии с этой целью формируются
Задачи:
- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
- формировать позитивное отношение к своему «Я»;
- стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;
- развивать навыки социального поведения;
- совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- снимать мышечную напряжённость;
- развивать фантазию и образное мышление;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
- использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики
Представленный комплекс занятий предназначен для детей от 4 до 12 лет. Занятия проводятся в кабинете психолога, где установлена песочная студия. Длительность — 20—30 мин., один раз в неделю.
Занятия по песочной терапии включает в себя следующие элементы:
— комплекс упражнения с су-джуком для активизации речевых центров головного мозга;
— упражнения на гармонизацию работы полушарий;
— рисование на песке, использование приемов рисования и инструментов для рисования на песке;
— упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения;
— рассказ ребенка о сюжете в песочнице (монолог, диалог)
Содержание программы
Учебный план
(32 занятия)
№ | Название темы, раздела | Количество часов | формы аттестации /контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | «Здравствуй, песок!» | 20 | 5 | 15 | Фотоотчет, наблюдение за работой детей Фотоотчет, наблюдение за работой детей Фотоотчет, наблюдение за работой детей Фотоотчет, наблюдение за работой детей |
2 | «Такой разный песок» | 20 | 5 | 15 | |
3 | «Загадки песочного листа | 20 | 5 | 15 | |
4 | «Рисунок на песочном листе» | 20 | 0 | 20 | |
5 | «Сказка на песке» | 20 | 5 | 15 | |
6 | «Бархан и ветер» | 20 | 5 | 15 | |
7 | «Друзья песочной черепахи» | 20 | 5 | 15 | |
8 | «Путешествие Верблюжонка» | 20 | 5 | 15 | |
9 | «Необыкновенные следы» | 20 | 0 | 20 | |
10 | «Весёлый, грустный, добрый, злой» | 20 | 5 | 15 | |
11 | «Волшебная страна» | 20 | 5 | 15 | |
12 | «Дом Песочной Черепахи» | 20 | 5 | 15 | |
13 | «Зимний лес» | 20 | 5 | 15 | |
14 | «В лесу родилась елочка» | 20 | 5 | 15 | |
15 | «Елочка для Верблюжонка» | 20 | 5 | 15 | |
16 | «Новый год в кругу друзей» | 20 | 5 | 15 | |
17 | «Подарок для Вини-Пуха» | 20 | 5 | 15 | |
18 | «Кто живет в лесу» | 20 | 5 | 15 | |
19 | «Зимние узоры» | 20 | 0 | 20 | |
20 | «Зимние истории» | 20 | 5 | 15 | |
21 | «Следы невиданных зверей» | 20 | 5 | 15 | |
22 | «Избушка» | 20 | 5 | 15 | |
23 | «Ночное небо» | 20 | 5 | 15 | |
24 | «Солнышко в гостях» | 20 | 5 | 15 | |
25 | «Весенний букет для мамы» | 20 | 5 | 15 | |
26 | «Вода на песке» | 20 | 5 | 15 | |
27 | «Весенний пейзаж» | 20 | 5 | 15 | |
28 | «Я тучка – не медведь» | 20 | 5 | 15 | |
29 | «Бабочки на песке | 20 | 5 | 15 | |
30 | «Путешествие в космос» | 20 | 5 | 15 | |
31 | «Там на невиданных дорожках» | 20 | 5 | 15 | |
32 | «Цветочная полянка» | 20 | 5 | 15 | |
Итого | 10ч. 40 мин | 2ч 25 мин | 8ч.15 мин |
Планируемые результаты освоения программы
- Развитие эмоционально-волевой сферы, снижение тревожности, эмоционального напряжения, нервозности.
- Улучшение общего эмоционального фона ребенка, повышения настроения.
- Развитие способностей к самовыражению, креативности мышления, индивидуальности.
Учебно-тематическое планирование
1 | Тема: «Здравствуй, песок!» Теория: ознакомить детей с правилами работы в песочной студии Практика: обучение простейшим способам рисования на песке. |
2 | Тема: «Такой разный песок» Теория: знакомство со свойствами песка, знакомство с простейшими способами рисования на песке. Практика: |
3 | Тема: «Загадки песочного листа Теория: Практика: |
4 | Тема: «Рисунок на песочном листе» Теория: Практика: |
5 | Тема: «Сказка на песке» Теория: Практика: |
6 | «Бархан и ветер» Теория: Практика: |
7 | Тема: «Друзья песочной черепахи» Теория: Практика: |
8 | «Путешествие Верблюжонка» Теория: Практика: |
9 | Тема: «Необыкновенные следы» Теория: Практика: |
10 | Тема: «Весёлый, грустный, добрый, злой» Теория: Практика: |
11 | Тема: «Волшебная страна» Теория: Практика: |
12 | Тема: «Дом Песочной Черепахи» Теория: Практика: |
13 | Тема: «Зимний лес» Теория: Практика: |
14 | Тема: «В лесу родилась елочка» Теория: Практика: |
15 | Тема: «Елочка для Верблюжонка» Теория: Практика: |
16 | Тема: «Новый год в кругу друзей» Теория: Практика: |
17 | Тема: «Подарок для Вини-Пуха» Теория: Практика: |
18 | «Кто живет в лесу» Теория: Практика: |
19 | Тема: «Зимние узоры» Теория: Практика: |
20 | Тема: «Зимние истории» Теория: Практика: |
21 | Тема: «Следы невиданных зверей» Теория: Практика: |
22 | Тема: «Избушка» Теория: Практика: |
23 | Тема: «Ночное небо» Теория: Практика: |
24 | Тема: «Солнышко в гостях» Теория: Практика: |
25 | Тема: «Весенний букет для мамы» Теория: Практика: |
26 | Тема: «Вода на песке» Теория: Практика: |
27 | Тема: «Весенний пейзаж» Теория: Практика: |
28 | Тема: «Я тучка – не медведь» Теория: Практика: |
29 | Тема: «Бабочки на песке» Теория: Практика: |
30 | Тема: «Путешествие в космос» Теория: Практика: |
31 | Тема: «Там на невиданных дорожках» Теория: Практика: |
32 | Тема: «Цветочная полянка» Теория: Практика: |
№ | Тема занятия | Цели и задачи занятия | Кол-во часов | ||
Всего | теория | практика | |||
1 | «Здравствуй, песок!» | Ознакомить детей с правилами работы в песочной студии. Знакомство со свойствами песка, знакомство с простейшими способами рисования на песке. Сформировать навык работы кистью рук в песочнице. Научить создавать песочный лист в границах песочницы. Введение упражнений на развитие тонкой моторики руки, пространственной ориентации в границах песочницы. Гармонизация эмоционально состояния, повышение настроения. | 20 | 5 | 15 |
2 | «Такой разный песок» | 20 | 5 | 15 | |
3 | «Загадки песочного листа | 20 | 5 | 15 | |
4 | «Рисунок на песочном листе» | 20 | 0 | 20 | |
5 | «Сказка на песке» | Закрепление навыка создания песочного листа и развитие навыка рисования ладонью. Знакомство со способами рисования ландшафта в пространстве песочницы, перемещение песка в песочнице.. Знакомство с шаблонами и использование их в создании сюжета. Гармонизация эмоционально состояния, повышение настроения. | 20 | 5 | 15 |
6 | «Бархан и ветер» | 20 | 5 | 15 | |
7 | «Друзья песочной черепахи» | 20 | 5 | 15 | |
8 | «Путешествие Верблюжонка» | 20 | 5 | 15 | |
9 | «Необыкновенные следы» | Развитие тактильной чувствительности, познавательных процессов, воображения. Знакомство с эмоциями, обучение определению эмоционального состояния и его отражению вербально и невербально, развитие мелкой моторики, координации движений, коммуникативных навыков. | 20 | 0 | 20 |
10 | «Весёлый, грустный, добрый, злой» | 20 | 5 | 15 | |
11 | «Волшебная страна» | 20 | 5 | 15 | |
12 | «Дом Песочной Черепахи» | 20 | 5 | 15 | |
13 | «Зимний лес» | Учить рисовать ребром ладони, ориентировка в пространстве песочного листа. Упражнения на развитие тонкой моторики руки. Ведение в работу в песочнице массажного мячика как нового инструмента в изображении. Гармонизация эмоционально состояния, повышение настроения. | 20 | 5 | 15 |
14 | «В лесу родилась елочка» | 20 | 5 | 15 | |
15 | «Елочка для Верблюжонка» | 20 | 5 | 15 | |
16 | «Новый год в кругу друзей» | 20 | 5 | 15 | |
17 | «Подарок для Вини-Пуха» | Закреплять навык работы с инструментами для рисования в песочнице. Совершенствование навыка рисования ребром ладони, двумя пальцами, щепоткой. Совершенствование личностных качеств, развитие эмпатии, доброжелательности. Развитие ориентации в пространстве песочницы. Развитие восприятия, фантазии, воображения. | 20 | 5 | 15 |
18 | «Кто живет в лесу» | 20 | 5 | 15 | |
19 | «Зимние узоры» | 20 | 0 | 20 | |
20 | «Зимние истории» | Способствовать снижению уровня тревожности, эмоционального напряжения. Ознакомить со способами изображения дня и ночи на песочном листе. Совершенствование навыка рисования двумя пальцами на каждой руки одновременно – гармонизация работы полушарий головного мозга. Развитие воображения и фантазии | 20 | 5 | 15 |
21 | «Следы невиданных зверей» | 20 | 0 | 20 | |
22 | «Избушка» | 20 | 5 | 15 | |
23 | «Ночное небо» | 20 | 5 | 15 | |
24 | «Солнышко в гостях» | Способствовать снижению уровня тревожности, эмоционального напряжения. Совершенствование личностных качеств, развитие эмпатии, доброжелательности. Совершенствование навыка рисования ребром ладони, двумя пальцами, кончиками пальцев. Закрепление навыка использования инструментов в работе в песочнице. | 20 | 5 | 15 |
25 | «Весенний букет для мамы» | 20 | 5 | 15 | |
26 | «Вода на песке» | 20 | 5 | 15 | |
27 | «Весенний пейзаж» | 20 | 5 | 15 | |
28 | «Я тучка – не медведь» | Развитие концентрации движений руки в процессе рисования на песке и песком. Применение деревянных палочек как нового инструмента рисования на песке в изображении дождя, стрекоз, бабочек, планет Освоения нового способа рисования – рисование кулачком. Гармонизация эмоционально состояния, повышение настроения. | 20 | 5 | 15 |
29 | «Бабочки на песке» | 20 | 5 | 15 | |
30 | «Путешествие в космос» | 20 | 5 | 15 | |
31 | «Там на невиданных дорожках» | 20 | 5 | 15 | |
32 | «Цветочная полянка» | 20 | 5 | 15 |
Материально –технические условия реализации программы
Занятия по песочной анимации проходят в кабинете психолога, где размещена песочная студия.
Освещение в кабинете регулируется: дети могут работать как в темноте с подсветкой планшета, так и при полном освещении.
Перед занятием и после занятия по песочной анимации дети должны иметь возможность вымыть руки.
Помещение песочной студии должно проветриваться.
Материалы и оборудование:
Песочный планшет
Песок для песочной анимации, песок для юнгианской песочницы, цветной песок.
Набор «су-джок».
Набобы мелкий деталей, камешки, пуговицы, стекляшки, ракушки.
Наборы для работы на песочном планшете:
Инструкция по использованию набора для работы на световом столе
1. Валики
Валики разных фактур предназначены для отпечатков следов на песке. Ребенок надежно держит инструмент за ручку и оставляет необычный след. Поскольку можно научиться чертить ровные линии, можно изогнутую. Можно создавать дополнительный узор. Развивает координацию движений руки, укрепляет мышцы рук.
2. Штампики из паралона
Штампики используются следующим образом: любой из видов штампиков кладется на чистый световой столик. Далее ребенок при помощи взрослого рассыпает песочек, пытаясь засыпать штампик полностью. Затем нужно аккуратно извлечь штампик и посмотреть какая фигура получиться. Развивает точность движений руки, аккуратность.
3. Мяч массажный
Массажный мячик можно катать по ручкам ребенка, стимулируя точки и разрабатывать кисти рук. Также можно катать мячик по световому столу, оставляя необычный след.
4. Щеточка для смахивания
Щеточка предназначена для очистки светового стола. Разрабатывает руку ребенка. Удобна в использовании.
5. Палочки деревянные
Палочки помогают прорисовывать мелкие детали образа. Прочертить тонкие линии. Осторожно в использовании, палочки имеют острые окончания. Развивает точность движений руки.
Система мониторинга
- Диагностика в виде психологического наблюдения.
- Диагностика познавательной сферы в начале реализации и в конце реализации программы.
- Диагностика эмоционального состояния детей.
Список литературы.
- Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.
- Мариелла Зейц, «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт», 2010. – 93 с.
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с. 4. Штейнхард. Л. Юнгианская песочная терапия. - СПб.: Питер, 320 с.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2006.
- Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для жетей дошкольного возраста: Метод.пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. Спб.:М., 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования Физкультурно-спортивного направления обучение детей элементам спортивных игр "Баскетбол"
Программа реализуется во второй половине дня, с подгруппа в количестве 13-12 детей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...
Авторская программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет «Волшебная игрушка»
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Проблема развития...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»
Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 4-7 лет «Волшебная мастерилка»
Программа дополнительного образованияхудожественно-эстетической направленностидля детей 4-7 лет «Волшебная мастерилка»...
«Пластилинография» Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей - инвалидов
Программа предназначена для детей- инвалидов от 4 до 12 лет. К этой категории относится: детский аутизм, интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития (ЗПР), ДЦП, различные на...