Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Изучение национальной одежды мордовского народа и отдельных ее элементов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya_ukrashenie_golovnogo_ubora.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»
Кармишина И.С.
Тема: «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»
Цель: Вызвать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей вырезать новые элементы узора «крестик» из квадрата по готовой разметке.
- Пробуждать интерес к национальной вышивке, учить узнавать её характерные особенности, создавать несложные композиции по мотивам мордовской вышивки.
- Обращать внимание детей на выразительные средства элементов мордовского орнамента (цвет, форму).
-Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.
Развивающие: - Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения;
- Развивать социальные навыки: умение работать коллективно, договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитательные: -Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю. -Воспитывать доброжелательное отношение в общении с детьми и воспитателем.
Оборудование: образец аппликации, цветная бумага, клей, кисточки, подставки для кисточки, салфетки, ножницы, кукла в мордовской одежде, альбом «Мордовский народный костюм».
Предварительная работа:
- Дидактические игры «Кто, где живет?», «Одень куклу Алдуня».
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг.
-Рисование элементов мордовского орнамента : «крест», «галочка», «елочка», «ромб».
Словарная работа: Закрепить слова
Здравствуйте - шумбратадо
До свидания - вастомазонок
Садитесь - озада
Бусы - крганят
Платье - панар
Методы и приемы:
- Рассказ;
- Беседа;
- Последовательность выполнения приемов аппликации;
- Анализ готовых работ
Ход занятия.
1. Организационный момент.
На доске картины кукол в национальной одежде мордовского народа.
Воспитатель: Сегодня утром в гости к нам пришла кукла Алдуня. Посмотрите на нее и скажите кто она по национальности?
- А как вы догадались? (Ответы детей)
- Давайте с ней поздороваемся на мордовском языке «Шумбратада»
- Раньше про мордовских девушек говорили так:
«Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».
- Как вы думаете, почему так говорили?
- А давайте сейчас рассмотрим мордовскую одежду и правильно ответим на этот вопрос.
(Демонстрация мордовской рубашки).
-Это мордовская рубашка. (панар)
- А эти колокольчики (секонят) надеваются на рубашку сзади и когда девушка идет они звенят. Поэтому так и говорят «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».
- Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте? (Красный и черный)
- Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете? (Квадраты, треугольники, крестики, уголки.)
- Молодцы!
- Где мы встречали мордовский орнамент? (На национальной одежде и предметах украшения : полотенцах, фартуках, наволочках, платках)
- Ребята, посмотрите на одежду Алдуня. На ней панар (рубашка), а на голове «Сорока».
«Сорока» - это женский головной убор с широким хвостом, который отпускался по затылку. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блестками, украшены медными цепочками, серебром, бусами. Изготовление сорок было очень сложно, их делали хорошие портнихи.
Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали сороку при замужестве, потом сорока надевалась на голову каждый день.
Физкультминутка (дети встают в круг)
Коля, Коля, Николай, за собою убирай! (идут по кругу друг за другом)
У тебя ленивы руки (хлопают в ладоши)
Под столом ремень и брюки, (приседают)
Не в шкафу рубаха, («рисуют» четырехугольник)
Николай – неряха. (грозят пальчиком и качают головой)
- Ребята, Алдуня просит нас украсить головной убор «сорока»
- Как вы думаете, какие элементы мы используем для украшения «сорока» (желтую и синюю полоску, черный квадрат, и два красных крестика)
- Что нужно нам для работы?
- Как нужно работать с ножницами? (Дети повторяют правила работы с ножницами)
- Ребята, посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас красные квадраты.
- Что можно из них сделать? (крестики)
Сложим квадраты пополам, а потом еще пополам.
На них отмечена часть, которую нужно вырезать. Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.
Дети вырезают элемент «крестик».
- Какой элемент у вас получился? (крестик)
- Составьте узор из полученных элементов.
Дети раскладывают узор на заготовке.
Пальчиковая гимнастика.
Жили были в домике
Маленькие гномики: (дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Мики умница был,
Всем водичку носил. (загибают пальчики, начиная с больших)
Затем, после проверки воспитателем и индивидуальной помощи отдельным детям, дети приступают к наклеиванию элементов.
Самостоятельная деятельность.
Воспитатель:
- Посмотрите, как радостно смотрит Алдуня. Ей очень понравились ваши работы.
- Ребята, узор какого народа мы сегодня выполняли? (мордовского)
Кто по национальности Алдуня? (мордовочка)
Дети высказывают итоговое суждение и оценивают работы.
- Алдуне пора уходить. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке : Васедемозонк!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Осенняя одежда, головные уборы"
Конспект занятия для подготовительной группы по теме "Осенняя одежда, головные уборы"...
Конспект занятия по лепке Древнерусский женский головной убор
1.Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.2.Систематизировать представления детей о национальных женских головных уборах (пра...
Конспект занятия по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»
Конспект занятия по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»...
Конспект НОД по аппликации "Украшение мордовской рубахи (панар)"
Конспект по аппликации...
"Украшение мордовского головного убора "сорка" или "сорока"
Цель: воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Пробуждать интерес к национальной вышивке, учить узнаватьеё характерные особенности,создавать несложны...
Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовской рубахи - панар»
Задачи: -вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке;-учить воспринимать и понимать мордовскую речь на слух; -продолжить...
«Национальный костюм (украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»)».
Цель: Вызвать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.Задачи:Образовательные:- Учить детей вырезать новые элементы узора «крестик»...