"Украшение мордовского головного убора "сорка" или "сорока"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Цель: воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Пробуждать интерес к национальной вышивке, учить узнаватьеё характерные особенности,

создавать несложные композиции по мотивам мордовской вышивки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»

Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.

Задачи:
Образовательные
Учить детей вырезать новые элементы узора «крестик» из квадрата по готовой разметке.
Пробуждать интерес к национальной вышивке, учить узнавать её характерные особенности, создавать несложные композиции по мотивам мордовской вышивки. Обращать внимание детей на выразительные средства элементов мордовского орнамента (цвет, форму).
Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.

Развивающие
Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения. Учить находить нужное решение путем совместного обсуждения.
Развивать социальные навыки: умение работать коллективно, договариваться, учитывать мнение партнера.

Воспитательные
Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.
Воспитывать доброжелательное отношение в общении с детьми и воспитателем.

Предварительная работа:
Дидактические игры «Кто, где живет?», «Одень куклу Алдуня».
Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг, слайдовых презентаций о Мордовии, орнамент мордовского народа. Разучивание физкультминутки на мордовском языке.
Рисование элементов мордовского орнамента: «крест», «галочка», «елочка», «ромб».
Слушание мордовской музыки.

Методические приемы: рассказ, беседа, художественное слово, использование видео – аудиозаписей, сюрпризный момент.

Словарная работа:
Здравствуйте - шумбратадо
До свидания – вастомазонок
Садитесь –озада
Бусы - крганят
Платье - панар

Оборудование: телевизор, мордовский национальный костюм, мордовское украшение секонят, образец аппликации, цветная бумага, клей, кисточки для клея, подставки для кисточки, салфетки, ножницы, кукла в мордовской одежде, альбом «Мордовский народный костюм».

Ход занятия.

1.Организационный момент.

На доске картины кукол в национальной одежде мордовского народа.
Воспитатель: Сегодня утром в гости к нам пришла кукла Алдуня. Посмотрите на нее и скажите кто она по национальности ?
-А как вы догадались?
- Давайте с ней поздороваемся на мордовском языке «Шумбратада»
- Раньше про мордовских девушек говорили так:
«Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».
- Как вы думаете почему так говорили?
- А давайте сейчас рассмотрим мордовскую одежду и правильно ответим на этот вопрос.
( Демонстрация мордовской рубашки)
-Это мордовская рубашка. (панар)
- А эти колокольчики (секонят) надеваются на рубашку сзади и когда девушка идет они звенят. Поэтому так и говорят «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».
У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.
-Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте? (Красный и черный)
- Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете? (Квадраты, треугольники, крестики, уголки.)
-Где мы встречали мордовский орнамент? (На национальной одежде и предметах украшения: полотенцах, фартуках, наволочках, платках)
Посмотри на одежду Алдуня. На ней панар (рубашка), а на голове «Сорока». Сорокане – это женский головной убор.
Посмотрите как красиво нарисовал Ф. Сычков мордовочку в «Сорокане»
Демонстрация слайдов мордовских головных уборов.

Физкультминутка на мордовском языке ( дети встают в кружок )
Нят стирнят и церанят. Синь тиихть зарядка.
Нят стирнят и церанят.Синь курькснихть соксса.
Нят стирнят и церанят. Синь комотнихть.
Нят стирнят и церанят. Синь ласькондихть

Воспитатель: Алдуня просит нас украсить головной убор «сорока»

- Какие элементы мы используем для украшения «сорока» (желтую и синюю полоску, черный квадрат, и два красных крестика)
- Что нужно нам для работы?
- Как нужно работать с ножницами? (Дети повторяют правила работы с ножницами)
- Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас красные квадраты.
- Что можно из них сделать? (крестики)
Сложим квадраты пополам, а потом еще пополам.
На них отмечена часть, которую нужно вырезать. Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.
Дети вырезают элемент «крестик».
- Какой элемент у вас получился? (крестик)
- Составьте узор из полученных элементов.
Дети под мордовскую музыку раскладывают узор на заготовке.

Пальчиковая гимнастика.

Тя – атяня

Тя – бабаня

Тя – цёраня

Тя – стирня

Тя – шеерня

Кштр, кштр, кштр – кяшсь шеенясь

 Затем, после проверки воспитателем и индивидуальной помощи отдельным детям, дошкольники приступают к наклеиванию элементов.

Самостоятельная деятельность.

Воспитатель:
- Посмотрите, как радостно смотрит Алдуня. Ей очень понравились ваши работы.
-Аня, а тебе, чья работа понравилась больше всех? Почему?

Итог.
- Ребята, узор какого народа мы сегодня выполняли? (мордовского)
Кто по национальности Алдуня? (мордовочка)
- Картину какого мордовского художника мы рассматривали? (Ф. Сычкова)
Дети высказывают итоговое суждение и оценивают работы.
- Алдуне пора уходить. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке: Васедемозонк!

Список литературы:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/ авт. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.
Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации мордовского головного убора «Сорока» с детьми подготовительной группы

Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Задачи:Образовательные·        Учить детей вырезать новые элемен...

Мордовский головной убор

Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора.Задачи: расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве; вызвать интерес к оформлению мордовского голов...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мордовский головной убор — Панго»

Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора.Задачи:Обучающие:• расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;• вызвать интерес к оформл...

Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»

Изучение национальной одежды мордовского народа и отдельных ее элементов....

«Национальный костюм (украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»)».

Цель: Вызвать у детей интерес к произведениям  мордовского  декоративно- прикладного искусства.Задачи:Образовательные:- Учить детей вырезать новые элементы узора «крестик»...

Рисование мордовского головного убора - панго

Конспект интегрированного занятия ФЭМП и рисования...