Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовской рубахи - панар»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Панкратова Ольга Николаевна

Задачи: 

-вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке;

чить воспринимать и понимать мордовскую речь на слух;  

-продолжить формирование об особенностях национальной женской одежды мордвы, о народных промыслах мордовского края;

 -знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа, развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukrashenie_mordovskoy_rubahi_-_panar.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по аппликации 

«Украшение мордовской рубахи - панар»

Цели и задачи:  вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке;

учить воспринимать и понимать мордовскую речь на слух;  

продолжить формирование об особенностях национальной женской одежды мордвы, о народных промыслах мордовского края;

 знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа, развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству.

Ход занятия

Воспитатель и дети, одетые в мордовские костюмы входят в группу.                                                                                                          

Воспитатель: Шумбратада шабат!                                                                           

Дети: Шумбратада! (дети присаживаются на стульчики, слушают рассказ воспитателя).                                                                                      

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как называется наша страна? (ответы детей: наша страна называется Россия)                       

Воспитатель: Правильно ребята, но у каждого из нас, есть ещё малая родина – это место, где человек родился, вырос. Кто назовёт, как называется наша малая родина? (ответы детей Республика Мордовия).                                                                         

Воспитатель: Россия  - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, традиции и, конечно же, язык.  Мы можем услышать русский, мордовский, татарский и другие языки. А мы с вами живём в Мордовии. Мордва – это народ, с которым связано имя нашей республики. Мордва состоит из двух групп - эрзя и мокша (воспитатель показывает слайд девушки эрзянки и мокшанки). Наши предки жили в небольших деревнях, которые окружали леса, реки и поля. Они ловили рыбу, охотились, разводили скот, занимались пчеловодством, выращивали хлеб. И конечно, разговаривали на своих мордовских языках, пели красивые песни. Я знаю ребята, что в нашей группе, есть тоже дети родители которых, мокша, и разговаривают на мокшанском языке. Давайте мы с вами вспомним слова на мокшанском языке.                                                                              

Воспитатель: Какие слова вам больше всего вам запомнились? (дети называют слова, тядя, аляй, бабай, ятяй,шаба, шубрат, ава, васедемозонк)                                 

Максим, кода тядяцень лемоц?                                                                  

Ребёнок: Монь тядязень лемоц Катя.                                                 

Воспитатель: Дима, кода лемоц бабацень?                                                              

Ребёнок: Бабазень лемоц Валентина Дмитриевна, сон мокшава.                                             

Воспитатель: Андрей, кода лемоц атяцень?                                                    

Ребёнок: Атязень лемоц Виктор Николаевич.                                                                  

 Воспитатель: Сон мокша?                                                                                       

Ребёнок: Сон мокша.                                                                                  

 Воспитатель: Варя, а кода аляцень лемоц?                                               

Ребёнок: Алязень лемоц Сергей.                                                          

  Воспитатель: Молодцы ребята. А вам интересно узнать, как зарождался мордовский народ? (ответы детей: да). Тогда мы сейчас  с вами послушаем видео ролик «Легенда о рождении мордовского народа».                       

(Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.
Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный. И поныне живет и процветает народ мордовский на земле большой Российской.
Воспитатель: Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой, своими  песнями, танцами, играми. Мы с вами отдохнём и поиграем в мордовскую игру «Шаромня» (Карусель)  

Физкультминутка  Шаромня

Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:

1.Савор, савор, саворне,
Шары, шары, шоромнесь.
 Меле, меле, сиденяста,

Шары, шары, шаромнесь

 2.Сате, сате ласькозня,

Лоткак, лоткак, шаромня.

 Фкя-кафта, фкя-кафта,

Лоткась шаромсь шарома.

Пробежав 2  круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру. (дети присаживаются на стульчики).                                                                                     

Воспитатель: Мокша и эрзя могут гордиться своим костюмом, рубхой - панар вышивкой, украшениями.  Мордовские костюмы невозможно представить без разного рода украшений. Их великое множество! Это и нагрудные «сюлгам, бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из  металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими  подвесками соседи—русские говорили  так:  «Мордовку сначала услышишь, а  потом  увидишь. (Воспитатель с детьми рассматривают мордовские национальные костюмы) слайды.                                                                                      

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришла в гости мордовская матрёшка Маруня,  подойдите к столу, рассмотрим какой у неё костюм,  и посмотрите на свои костюмы, вы тоже очень нарядные, как и наша гостья Маруня.

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, из каких сложных элементов состоит мордовский орнамент.                                                                                          

Воспитатель: Дети, сейчас мы соберём из пазла красивый орнамент. (дети совместно собирают из пазла мордовский орнамент, и выставляют на доске.)                                                                                                              

  Воспитатель: Таня, из каких геометрических фигур собран этот орнамент? Ребёнок: Орнамент состоит их треугольника, ромба.                                  

Воспитатель: Правильно, Варя, ты что  видишь здесь?                                         

Ребёнок: Треугольник, круг, звёздочка.                                                                              

Воспитатель:  Звёздочка, обратите внимание, восьмиконечная.                                                                              

 Воспитатель:  Света, какие цвета здесь ты увидела?

Ребёнок: Цвета красный и чёрный.                                                                       

Воспитатель: В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего красный и чёрной.                                                                                                       

Воспитатель: А сейчас, я хочу с вами поиграть в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку». (Рассматривают на слайде кукол в костюме мокшаночки и зрзяночки).                                                                                                                           

Воспитатель:  Чем схожи костюмы эрзянки и мокшанки?                                    

 Дети:  Рубахи шьют из холста, вышивают одинаковыми шерстяными нитям

Воспитатель: Как выполнена вышивка на костюмах?                                                

Дети: Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянской рубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки - кокошник.                                                                                                                   

Воспитатель: Ребята, пройдем в свою мастерскую, выполним аппликацию. Присаживаемся за стол и будем украшать орнаментом мордовскую рубаху – панар. Дети, приступайте к работе.                                                                                                                                    

Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают на шаблон рубахи. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.                                          

Воспитатель: Заканчивайте работу.  Подойдите поближе, полюбуйтесь на рубахи – панар.                                                                                                      

Воспитатель: Какие цвета вы использовали?                                                                  

 Дети: Красный, чёрные, зелёный, жёлтый.                                                              

Воспитатель: Практически все цвета радуги. Мне понравились все ваши работы: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера. Я думаю,  нашей гостье ваши работы очень понравились.

Литература:

1.Артюхова И.С., Антонова М.В. Россия – наш общий дом. Моя Мордовия: книга для первоклассника Республики Мордовия М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.                                                                                                            

2. Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. - Саранск, 1983.                                                                                                                                   

3. Прохоров А.А. Полотенце Вирявы. Саранск. Мордовское книжное издательство.1994.                                                                                                    

 4. Валдоня: Программа и методические  рекомендации. - Саранск, 2001.                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организационной образовательной деятельности Художественное творчество (аппликация) «Украшение салфетки мордовским орнаментом»

Данный конспект организованной образовательной деятельности позволяет расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия; учить украшать изделия мордовским орнаментом; развивать творческие ...

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе на тему «Роспись мордовской рубахи-панар»

Программные задачи.Продолжать знакомить детей с мордовской росписью - ее калоритом, составляющими элементами.Закреплять, располагать узор на изделии.Совершенствовать навыки работы с кистью.Развивать ч...

Конспект занятия по конструированию(Мордовская вышивка панара) для старшей группы

Мордовская вышивка панара.Цель:  Знакомство с национальными  узорами и вышивкой мордовского народа.Задачами:1) Совершенствовать диалогическую речь.2) Развивать умение  говорить пра...

«Украшение мордовской рубахи»

Знакомство с  мордовским национальным костюмом. Закрепить знания о родном крае; дать представление о предметах быта мордвы, мордовской национальной одежде; учить и  правильно называть н...

Конспект занятияпо аппликации в средней группе "Флаг республики Башкортостан"

Одной из важных задач воспитания подрастающего поколения является  патриотическое воспитание. Очень важно развивать интерес к истории и культуре родного края, формировать элементарные представлен...

Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»

Изучение национальной одежды мордовского народа и отдельных ее элементов....