Конспект занятия по лепке Древнерусский женский головной убор
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

1.Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.

2.Систематизировать представления детей о национальных женских головных уборах (праздничных, повседневных), особенности их украшений.

3.Активизировать в речи детей слова: названия праздничных и повседневных головных уборов (гребенчатые, сорокообразные), материалов из которых они изготавливались (парча, бархат,  шелк), материалов которыми украшались (золотые, серебряные нити, бисер, камешки , пайетки )

4.Воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма.

5.Развивать мелкую моторику, эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_12_odezhda.docx963.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке

Древнерусский женский головной убор

  Задачи:

1.Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.

2.Систематизировать представления детей о национальных женских головных уборах (праздничных, повседневных), особенности их украшений.

3.Активизировать в речи детей слова: названия праздничных и повседневных головных уборов (гребенчатые, сорокообразные), материалов из которых они изготавливались (парча, бархат,  шелк), материалов которыми украшались (золотые, серебряные нити, бисер, камешки , пайетки )

4.Воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма.

5.Развивать мелкую моторику, эстетический вкус.

   Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; рассказ сказки «Хаврошечка», разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок  о головных уборах

   Материал к занятию:

  1. Картинки с изображением старинных женских головных уборов
  2. Заготовки кокошников
  3. Бусинки, стразы, пайетки, пластилин
  4. Шапочка

Ход занятия.

   Во время игры в группу заходит Лариса Алексеевна

Л.А. – В какую интересную игру вы играете. А как она называется? «Шапочка»

Л. А. – «Шапочка»? Покажите мне, пожалуйста, шапочку (рассматривает)

-Ребята, а вы знаете, Лариса Германовна попросила меня сделать к празднику для девочек кокошники. А я не знаю, как они выглядят. Вы можете мне рассказать? (ответы детей)

   Воспитатель: Л.А. , ребята , я могу вам помочь их увидеть. У меня есть слайд шоу с изображением старинных головных уборов, которые могу показать (дети садятся на стульчики)

   1 часть. Просмотр слайдов старинных головных уборов

   В те далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который называется кокошник\. Женщина, которая была без головного убора, называли простоволосой. Девушки, которые не вышли замуж, до старости ходили с косой и не меняли головной убор. Девочки могли закрывать верх головы только в особых случаях. Платки и косынки были очень разнообразны и изготавливались из холста, шелка с разными узорами. Носили их и в деревне и в городе, повседневно и на праздники. Носили платки по-разному.

   Кокошники – головные уборы, в которых твердая основа и нарядный верх соединены в одно целое. Название происходит от древнего перевода «кокош» . Это означает курицу-наседку и петуха. Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха, т.е. гребенчатые. Сорокообразные  – с высокой лопастью над лбом, сзади позатыльник.

   - Посмотрите и скажите, как женщины украшали кокошник? (ответы детей).

- Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекол, золотой нитью, драгоценными камнями, с бархатной задней частью, расшитой золотом. Налобник – закрывающий лоб. Обшивали дорогой тканью – парча или бархат. По бокам могли быть пущены рясины (спадающие на плечи жемчужные нити). Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, вышитые золотыми и серебряными нитками или легкое покрывало, украшенное вышивкой или кружевом.

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью золотой…

Так испокон сохранен на Руси

Женский кокошник небывалой красы.

Л.А.- Какую красоту вы мне показали. Но я думаю мне одной не успеть сделать восемь кокошников. Не могли бы вы мне помочь? (ответ)

- Давайте откроем мастерскую по изготовлению кокошников. У меня есть заготовки кокошников, бусинки, пайетки, камешки цветные.

   2 часть. Изготовление кокошников.

Л.А.-У меня есть образцы кокошников, заготовки, бусины, пайетки, камешки. Как вы  думайте, на что они крепятся (на пластилин).Что скатывали из пластилина , перед тем как прикрепить к картону(жгутики).А на что крепятся бусины (на пластилиновые шарики).Пластилин у меня тоже есть, можем приступить к работе.

И.И.- В долгие зимние вечера собирались девицы в горнице, пели песни, вышивали узорами свои кокошники. 

C:\Users\hp\Desktop\Таня\фото группа\IMG_20151123_101300.jpg

  C:\Users\hp\Desktop\Таня\фото группа\IMG_20151123_101311.jpgC:\Users\hp\Desktop\Таня\фото группа\IMG_20151123_102233.jpg 

3 часть. Итог.

Воспитатель: Как можно назвать народ, который много трудится, умеет шить красивые и нарядные кокошники(трудолюбивые, работящие)

- Давайте вспомним с вами пословицы о труде, которые передаются из поколения в поколение русским народом.

Ответы детей.

- Терпение и труд все перетрут.

- Какова пряха, такова и рубаха.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Труд человека кормит, а лень портит.

Как вы  понимаете пословицу: «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

(выслушать ответы детей)

   Л.А.- Ребята, что мы с вами делали? (кокошники)

   Л.А.- Чем их украшали? (бусинами, пайетками, камешками)

   Л.А.- Кому мы делали кокошники? (девочкам для выступления на празднике)

   Л.А.- Что нового, интересного для себя узнали? С кем могли бы поделиться информацией? (бывают разные виды кокошников: гребенчатые, сорокообразные; с другими ребятами, с родителями….)

 Л.А.- Ребята, спасибо вам за помощь. Спасибо И.И. за интересную информацию о кокошниках. Без вашей помощи, мне бы одной не справиться. Теперь девочки смогут выступать на празднике в красивых кокошниках.

Шаблон

C:\Users\hp\Desktop\kokoshnik-040.jpg

C:\Users\hp\Desktop\Таня\кокошники\017214302.jpg

C:\Users\hp\Desktop\Таня\кокошники\8b989a6f767c294a32c6b5e6bded2c46.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Осенняя одежда, головные уборы"

Конспект занятия для подготовительной группы по теме "Осенняя одежда, головные уборы"...

Конспект занятия по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»

Конспект занятия по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»...

Конспект занятия по теме "Одежда,обувь,головные уборы"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей с ТНР в подготовительной группе....

Конспект занятия" Классификация понятий одежда, обувь, головные уборы" во 2-ой младшей группе.

Конспект занятия «Классификация понятий: одежда, обувь, головные уборы» во 2-ой младшей группе.Цель: формировать мотивацию к познанию. Активизировать словарь детей     ...

Пояснительная записка, конспект занятия по теме "Одежда, обувь, головные уборы".

Пояснительная записка, конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: "Одежда, обувь, головные уборы"....

Конспект занятия в старшей группе Тема «Головные уборы».

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнять знания детей о названиях, назначении голо­вных уборов; формировать представление о головных уборах в соответствии с временами года.Коррекционно- разви...

Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»

Изучение национальной одежды мордовского народа и отдельных ее элементов....