Конспект занятия по лепке Древнерусский женский головной убор
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
1.Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.
2.Систематизировать представления детей о национальных женских головных уборах (праздничных, повседневных), особенности их украшений.
3.Активизировать в речи детей слова: названия праздничных и повседневных головных уборов (гребенчатые, сорокообразные), материалов из которых они изготавливались (парча, бархат, шелк), материалов которыми украшались (золотые, серебряные нити, бисер, камешки , пайетки )
4.Воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма.
5.Развивать мелкую моторику, эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_12_odezhda.docx | 963.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по лепке
Древнерусский женский головной убор
Задачи:
1.Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.
2.Систематизировать представления детей о национальных женских головных уборах (праздничных, повседневных), особенности их украшений.
3.Активизировать в речи детей слова: названия праздничных и повседневных головных уборов (гребенчатые, сорокообразные), материалов из которых они изготавливались (парча, бархат, шелк), материалов которыми украшались (золотые, серебряные нити, бисер, камешки , пайетки )
4.Воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма.
5.Развивать мелкую моторику, эстетический вкус.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; рассказ сказки «Хаврошечка», разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок о головных уборах
Материал к занятию:
- Картинки с изображением старинных женских головных уборов
- Заготовки кокошников
- Бусинки, стразы, пайетки, пластилин
- Шапочка
Ход занятия.
Во время игры в группу заходит Лариса Алексеевна
Л.А. – В какую интересную игру вы играете. А как она называется? «Шапочка»
Л. А. – «Шапочка»? Покажите мне, пожалуйста, шапочку (рассматривает)
-Ребята, а вы знаете, Лариса Германовна попросила меня сделать к празднику для девочек кокошники. А я не знаю, как они выглядят. Вы можете мне рассказать? (ответы детей)
Воспитатель: Л.А. , ребята , я могу вам помочь их увидеть. У меня есть слайд шоу с изображением старинных головных уборов, которые могу показать (дети садятся на стульчики)
1 часть. Просмотр слайдов старинных головных уборов
В те далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который называется кокошник\. Женщина, которая была без головного убора, называли простоволосой. Девушки, которые не вышли замуж, до старости ходили с косой и не меняли головной убор. Девочки могли закрывать верх головы только в особых случаях. Платки и косынки были очень разнообразны и изготавливались из холста, шелка с разными узорами. Носили их и в деревне и в городе, повседневно и на праздники. Носили платки по-разному.
Кокошники – головные уборы, в которых твердая основа и нарядный верх соединены в одно целое. Название происходит от древнего перевода «кокош» . Это означает курицу-наседку и петуха. Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха, т.е. гребенчатые. Сорокообразные – с высокой лопастью над лбом, сзади позатыльник.
- Посмотрите и скажите, как женщины украшали кокошник? (ответы детей).
- Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекол, золотой нитью, драгоценными камнями, с бархатной задней частью, расшитой золотом. Налобник – закрывающий лоб. Обшивали дорогой тканью – парча или бархат. По бокам могли быть пущены рясины (спадающие на плечи жемчужные нити). Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, вышитые золотыми и серебряными нитками или легкое покрывало, украшенное вышивкой или кружевом.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью золотой…
Так испокон сохранен на Руси
Женский кокошник небывалой красы.
Л.А.- Какую красоту вы мне показали. Но я думаю мне одной не успеть сделать восемь кокошников. Не могли бы вы мне помочь? (ответ)
- Давайте откроем мастерскую по изготовлению кокошников. У меня есть заготовки кокошников, бусинки, пайетки, камешки цветные.
2 часть. Изготовление кокошников.
Л.А.-У меня есть образцы кокошников, заготовки, бусины, пайетки, камешки. Как вы думайте, на что они крепятся (на пластилин).Что скатывали из пластилина , перед тем как прикрепить к картону(жгутики).А на что крепятся бусины (на пластилиновые шарики).Пластилин у меня тоже есть, можем приступить к работе.
И.И.- В долгие зимние вечера собирались девицы в горнице, пели песни, вышивали узорами свои кокошники.
3 часть. Итог.
Воспитатель: Как можно назвать народ, который много трудится, умеет шить красивые и нарядные кокошники(трудолюбивые, работящие)
- Давайте вспомним с вами пословицы о труде, которые передаются из поколения в поколение русским народом.
Ответы детей.
- Терпение и труд все перетрут.
- Какова пряха, такова и рубаха.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Труд человека кормит, а лень портит.
Как вы понимаете пословицу: «Какова пряха, такова на ней и рубаха»
(выслушать ответы детей)
Л.А.- Ребята, что мы с вами делали? (кокошники)
Л.А.- Чем их украшали? (бусинами, пайетками, камешками)
Л.А.- Кому мы делали кокошники? (девочкам для выступления на празднике)
Л.А.- Что нового, интересного для себя узнали? С кем могли бы поделиться информацией? (бывают разные виды кокошников: гребенчатые, сорокообразные; с другими ребятами, с родителями….)
Л.А.- Ребята, спасибо вам за помощь. Спасибо И.И. за интересную информацию о кокошниках. Без вашей помощи, мне бы одной не справиться. Теперь девочки смогут выступать на празднике в красивых кокошниках.
Шаблон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Осенняя одежда, головные уборы"
Конспект занятия для подготовительной группы по теме "Осенняя одежда, головные уборы"...
Конспект занятия по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»
Конспект занятия по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»...
Конспект занятия по теме "Одежда,обувь,головные уборы"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей с ТНР в подготовительной группе....
Конспект занятия" Классификация понятий одежда, обувь, головные уборы" во 2-ой младшей группе.
Конспект занятия «Классификация понятий: одежда, обувь, головные уборы» во 2-ой младшей группе.Цель: формировать мотивацию к познанию. Активизировать словарь детей ...
Пояснительная записка, конспект занятия по теме "Одежда, обувь, головные уборы".
Пояснительная записка, конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: "Одежда, обувь, головные уборы"....
Конспект занятия в старшей группе Тема «Головные уборы».
Коррекционно-образовательные задачи: Уточнять знания детей о названиях, назначении головных уборов; формировать представление о головных уборах в соответствии с временами года.Коррекционно- разви...
Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»
Изучение национальной одежды мордовского народа и отдельных ее элементов....