Конспект НОД по аппликации "Украшение мордовской рубахи (панар)"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Киселева Марина Алексеевна

Конспект по аппликации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по аппликации. «Украшение мордовской рубахи (панар)» (старшая группа)

Программное содержание:

  Формировать интерес и технические навыки в аппликации, как отдельных элементов мордовского орнамента, так и в построении отдельных композиций узора.
Учить создавать мордовский орнамент, используя  полоски, треугольники,  собирать розетку из отдельных элементов.
Учить делать треугольник из квадрата путём разрезания по диагонали по намеченным линиям.
  Продолжить учить детей работе с ножницами, клеем.
Воспитывать интерес к аппликации, развивать творческие способности детей. Воспитывать патриотические чувства, прививать бережное отношение к истории и культуре мордовского народа, эстетическое восприятие.

Словарная работа: 
Панар (рубаха),  орнамент, элемент.

Материал:

Мордовский народный костюм, кукла в национальной одежде.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,  к нам в гости пришла кукла мордовочка. Посмотрите, какая она красивая, в яркой одежде. Такую одежду мордовские красавицы надевали на праздники. Что это за одежда?
(ответы детей)

Воспитатель: Это рубаха – панар, головной убор – панго, пояс-каркс или пулай.

Воспитатель: Когда мордовочки шли по улице, про них в старину говорили: «Мордовочку сначала слышали, а потом только видели…»

Сегодня мы будем украшать одежду для подружек нашей мордовочки,  не простую одежду, а праздничную.
Как украшалась одежда? (предполагаемые ответы детей)
(Узорами, вышивкой мордовских мастеров)

  - В каких местах на рубахе вышивали мордовский орнамент?
(На вороте, рукавах, подоле)

  - Какие элементы (знаки) вышивали на мордовских рукавах?
(Кресты, галочки, полоски, ромбы)

  - Ребята, какие цвета использовали мордовские мастерицы?
(дети называют)
В мордовской вышивке выделяют три цвета: Желтый, черный, красный.
-Желтый цвет - цвет тепла и жизни на земле (зарождение).
-Черный цвет- цвет земли, земледелия (хлебороба).
-Красный цвет- цвет любви и жизнелюбия (согласия и мира, созидания)

Воспитатель: В старые времена на подол рубахи пришивали узорные полосы, на которых вышивали элементы – знаки. Знаки были разные.
Что они означали?(Знак солнца, знак земли, знак воды, знак засеянного поля - крестики, галки)

 -  Посмотрите, какие красивые узорные полосы были на мордовской народной одежде.
- Для чего изображались эти знаки? Ответы детей.
 (они оберегали женщин)

Поэтому сегодня мы будем украшать рубаху мордовским орнаментом.

Дети под музыку садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат заготовки нашей будущей рубашки (панар). А так же, лежит цветная бумага двух цветов красная и черная, её мы и будем использовать в работе.
Чтобы сделать нам орнамент, мы берем бумагу, вырезаем квадраты, затем их разрезаем по диагонали по намеченным линиям, и получаем  треугольники,вырезаем полоски для орнамента, вырезаем заготовки для розетки их должно быть 4 штуки.
Составляем узор на наших «панарах», соблюдая композицию мордовского орнамента и только потом, поэтапно начинаем приклеивать все детали к рубахе (панар).

Клеем работаем аккуратно, пользуйтесь салфеткой.

Самостоятельная работа детей проходит под музыку.

Дети аккуратно вырезают квадратики, полоски, элементы для розетки.Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно работали ножницами, соблюдали композицию орнамента.

Физкультминутка

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: Молодцы ребята, мы немного отдохнули, можем работать дальше.
Дети заканчивают свои работы.

Под веселую мордовскую музыку входит мордовочка и созывает всех детей. Дети выстраиваются полукругом.

Итог занятия. 
Мордовочка просит примерить у детей «панар». Дети сами выбирают ту или иную работу. Мордовочка хвалит  «примеряет» замечательные, яркие, красивые  мордовские рубахи «панар».
Спрашивает, что дети делали сегодня в своих мастерских. Как называется рубаха на мордовском языке?
Что понравилось детям во время работы?

Ребенок: Язык родной – как небо голубое.
Традиции, культура – родниковая вода
Работы наши это встреча с красотою.
Подарим же улыбки друг другу навсегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство с мордовским фольклором"

Конспект занятия  в старшей группе, направленного на продолжение изучения и углубление знаний дошкольников о мордовском фольклоре, способствует закреплению жанровых особенностей устного народного...

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе на тему «Роспись мордовской рубахи-панар»

Программные задачи.Продолжать знакомить детей с мордовской росписью - ее калоритом, составляющими элементами.Закреплять, располагать узор на изделии.Совершенствовать навыки работы с кистью.Развивать ч...

Конспект занятия по конструированию(Мордовская вышивка панара) для старшей группы

Мордовская вышивка панара.Цель:  Знакомство с национальными  узорами и вышивкой мордовского народа.Задачами:1) Совершенствовать диалогическую речь.2) Развивать умение  говорить пра...

«Украшение мордовской рубахи»

Знакомство с  мордовским национальным костюмом. Закрепить знания о родном крае; дать представление о предметах быта мордвы, мордовской национальной одежде; учить и  правильно называть н...

Конспект занятия по изучению мордовского фольклора «Путешествие в мордовскую сказку «Вирява»

Программное содержание:- формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.- во...

Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовской рубахи - панар»

Задачи: -вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке;-учить воспринимать и понимать мордовскую речь на слух;  -продолжить...