Дополнительная общеразвивающая программа по освоению детьми дошкольного возраста приемов лепки из соленого теста «Сказочное тесто»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_na_2_goda_2_gruppa_skazochnoe_testo_2.docx | 727.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим советом Директор МОУ «Рождественская СОШ»
протокол № ____ ________________Л.А. Ачапкина
от « ___»_________2021 приказ от « ___»__________2021 № ___
Дополнительная общеразвивающая программа
по освоению детьми дошкольного возраста приѐмов
лепки из солѐного теста
«Сказочное тесто»
для детей с 5 до 7 лет
(срок реализации 2 года)
Разработчик:
Бородулина Ирина Ивановна
Воспитатель 1 категории.
с.Рождествено
2021 год
Пояснительная записка.
Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Среди многообразия видов творческой деятельности особое место занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом. Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый, эластичный и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью. Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:
- способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления. чтобы получить желаемый результат;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
- совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
Поэтому на занятиях широко используются пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика и массаж, упражнения для рук с предметами.
Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Немалую композиционную и смысловую роль в изделии играют разнообразные дополнительные материалы. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Дети выполняют настенные украшения, забавные детские игрушки, сувениры и сюрпризы и др.
Цель данной программы - формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
развивающие
- научить лепке из солёного теста, развивая не только речь, художественные способности, но логическое мышление, воображение;
- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- развивать общую умелость, мелкую моторику, тактильные ощущения рук а также пространственное мышление и воображение;
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;
- расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
воспитательные
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы,
- воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма,
- воспитывать самостоятельность в работе,
- воспитывать волевые качества.
Принципы, на которых построена программа:
1.Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
2.Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопрос. Для чего? Почему? Для того чтобы на них ответить, он должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3.Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
4.Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5.Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Методы и приемы обучения.
1. Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- Конструктивный вид лепки– является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
- Пластический вид лепки – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
- Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Таким образом, выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2.Словесный метод:
- беседа, рассказ.
- объяснение, пояснение
- вопросы
- словесная инструкция
3.Наглядный метод:
- рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, готовые изделия);
- показ выполнения работы (частичный, полностью)
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа «Сказочное тесто» рассчитана на 2 года обучения для детей от 5-6 до 6-7 лет.
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю от 25 до 30 минут. Обучение проводится по подгруппам 8-10 человек. Осуществляется индивидуальных подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на предложенное задание.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с тестом, меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.
В начальной стадии обучения дети работают по определенному образцу, а чем опытнее они становятся, тем больше творческой свободы им предоставляется.
Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с тестом, меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.
На первом этапе работы ребенок создает свою поделку, а на втором этапе раскрашивает уже высохшую созданную работу. Все задания соответствуют по сложности детям разного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед изготовлением игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно- образной игры.
Программа ориентирует воспитанником на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Материально – техническое обеспечение программы:
Помещения для занятий:
1 Уголок русского быта.
Технические средства:
1.Телевизор
2.DVD плеер
3. Магнитофон.
4. Проектор, экран, ноутбук
Инструменты и приспособления:
1.Кусочки ткани (вытирать руки).
2.Пластиковая подставка.
4.Стеки, пластмассовые лопаточки.
5.Кисточки, краски
6.Емкость с водой
7.Шаблоны.
8.Формочки, пуговицы, природный (семена, травы…), бросовый материал (проволока, бусинки…).
9.Скалка, валик, ситечко, пресс для чеснока и другой подручный материал.
Наглядный материал:
1.Иллюстрации по теме занятия
4.Образцы изделий.
Ожидаемые результаты к концу обучения:
Должны знать:
- Историю возникновения лепки из солёного теста;
- Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.
- Основные приемы работы с соленым тестом.
- Особенности сушки готовых изделий
- Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов.
- Что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощью каркаса.
- Правила техники безопасности;
Должны уметь:
- Рассказать об истории возникновении лепки из соленого теста
- Рассказать о технологии приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), об особенностях соленого теста.
- Соединять детали из соленого теста различными способами; Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин. Определять последовательность действий при выполнении работы. Объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой и т.п.;
- Рассказать о том, как правильно сушить и оформлять изделие.
- Активно использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства, может назвать их.
- Укреплять поделку с помощью каркасов разного типа
- Выполнять правила техники безопасности при работе с подручными материалами и инструментами.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА:
Старшая группа:
- лепка из целого куска;
- сглаживание поверхности формы;
- устойчивость изделия;
- выразительность образа;
- динамика движения;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции;
- использование стеки.
Подготовительная группа:
- лепка с натуры;
- лепка по представлению;
- динамика движения;
- выразительность образа;
- лепка скульптуры из 2-3 предметов;
- пропорции;
- разные способы лепки;
- сплющивание;
- защипывание, соединение краев теста;
- оттягивание;
- сглаживание;
- вдавливание;
- прижимание;
- примазывание;
- раскатывание;
- мелкие налепы;
- рельеф;
- роспись;
- использование стеки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок с фотографиями работ, проведение выставок, совместных занятий с родителями, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей.
Перспективное планирование
Старшая группа
Сентябрь
Занятие №1
Тема: «Замесили тесто мы»
Задачи: Ознакомление детей с солёным тестом, как художественным материалом, его рецептом, свойствами. Учить сравнивать пластилин и солёное тесто между собой, делать простые выводы. Развитие мелкой моторики рук. Обогащение пассивного словаря прилагательными (мягкий, пластичный, солёный) и глаголами (замесили, раскатали). Воспитывать познавательный интерес
Материалы и оборудование: мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для замешивания теста, клеёнка
Занятие №2
Тема: «Разноцветное тесто»
Задачи: Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Познакомить детей с способами окрашивания теста. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей.
Материалы и оборудование: мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для замешивания теста, клеёнка, краски (гуашь, пищевой краситель, кисточки)
Октябрь
Занятие №1
Тема: «Сердечко»
Задачи: Вызвать желание сделать красивую поделку для друзей. Закрепить приёмы лепки округлых форм, оттягивания, сплющивания. Развивать воображение: украшать сувенир по своему желанию разными семенами, зёрнами… Воспитывать желание создавать красоту своими руками.
Структура занятия:
1.Вступительная беседа об истории сувениров, рассмотреть образец.
2.Планирование работы.
3.Выставка работ. Поощрять за индивидуальность, неповторимость в украшении работ.
4..Использовать, как украшение для кукол в игровом уголке или подарить другу.
Материалы и оборудование: цветное тесто, клеёнки, стеки, природный материал для украшения, баночка с водой, кисточка.
Занятие № 2
Тема: «Калачи из печи»
Задачи: Сравнить традиционные хлебобулочные изделия – калачи, баранки, бублики, сушки. Познакомить детей с технологией изготовления калача. Продолжать учить работать с тестом. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к истории и традициям национальной культуры.
Структура занятия:
1.Предложить испечь угощение для куклы. Рассмотреть макеты, иллюстрации. Использовать фольклор.
2. Показать, как соединять тесто водой. Планирование работы. Самостоятельная работа
3.Рассмотреть готовые работы. Просушить.
4.В совместной деятельности: разрисовать гуашью
5.В самостоятельной деятельности использовать в играх с куклами.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, баночки с водой, кисти, гуашь.
Материалы и оборудование: разноцветное солёное тесто, клеёнка, вода, кисточки, стеки
Ноябрь
Занятие № 1
Тема: «Гриб»
Задачи: Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшие формы – шар, колбаску, а так же видоизменять форму - шара, преобразовывая в иные формы (сплющивание, создавая при этом выразительный образ– гриба. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать интерес к живой природе.
Структура занятия:
1.Рассматривание корзинки с макетами грибов, строение и форму гриба.
2.Повторить необходимые приёмы лепки для создания образа. Показать способ соединения деталей. Самостоятельная работа.
3. Анализ работ.
Материалы и оборудование: разноцветное, солёное тесто, клеёнка, стеки, ёмкость для воды
Занятие № 2
Тема: «Бабушкины пряники»
Задачи: Познакомить со старинными способами изготовления лепных пряников в разнообразии видов (козули, тетерки, витушки). Продолжать учить работать с тестом. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к своей семье и желание сохранять семейные традиции.
Структура занятия:
1.Беседа о семейных традициях
2.Рассматривание образцов, способов выполнения.
3.Выполнение работы
Материалы и оборудование: жёлтое тесто, клеёнки, стеки.
Декабрь
Занятие № 1
Тема: «Цыплята»
Задачи: продолжать знакомить с русским народным фольклором и народным прикладным искусством. Формировать умение применять знакомые приёмы лепки в лепки фигурок цыплят. Развивать память. Воспитывать любовь к живой природе.
Структура занятия:
1.Рассмотреть фигурку, отметить, что головка круглая, туловище круглое, вытянутый клювик и хвостик.
2.Этапы работы: Из отдельных кусочков теста сделать головку, туловище, вытянуть клювик и хвостик.
3.Установить работу на полянку вокруг курочки.
Материалы и оборудование: жёлтое тесто, клеёнки, стеки, игрушка курочки, цыплят, образец, схема выполнения работы.
Занятие№ 2
Тема: «Ёлочные украшения»
Задачи: Учить создавать поделку из теста с использованием бросового материала. Учить искать способы украшения игрушки с помощью бросового материала. Способствовать эмоциональным проявлениям в ходе и по завершению выполнения работы. Развивать воображение. Воспитывать интерес к новогодним традициям.
Структура занятия:
Письмо от лесных жителей с просьбой украсить ёлочку в лесу.
Рассматривание ёлочных игрушек, способов их лепки.
Придумывание украшения для игрушки.
Материалы и оборудование: мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для
Январь
Занятие№1
Тема: «Цифры на магнитах»
Задачи: Учить лепить цифры из длинных и коротких полосок, закрепить умение делить тесто на части, раскатывать полоски одинаковой толщины, разной длины. Развивать глазомер. Знакомить со свойствами магнитов. Воспитывать желание сделать сувенир своими руками.
Структура занятия:
1.Предложить слепить цифры на магнитах.
2.Планирование работы. Лепить цифры, используя схемы. Вдавить в каждую цифру магнитик.
3.Рассмотреть готовые работы. Просушить.
4.В совместной деятельности: разрисовать фломастерами
Материалы и оборудование: цифры, не цветное тесто, клеёнки, стеки, фломастеры.
Занятие№2
Тема: «Рыбка»
Задачи: Продолжать учить применять для творческих работ различный природный материал. Развивать конструктивные навыки. Способствовать эмоциональным проявлениям, желанию выразить своё отношение через мимику и жесты.
Структура занятия:
Стихотворение «Где спит рыбка»
Образный этюд «Рыбка»
Рассматривание образца и способов действия.
Самостоятельная работа.
Дополнение работы природными материалами.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, природный материал для украшения, баночка с водой, кисточка.
Февраль
Занятие №1
Тема: «Сувениры колобаны»
Задачи: закрепить приёмы лепки кончиками пальцев, сплющивание, оттягивание, приклеивать детали, использовать стеки и тычки.
Структура занятия:
1.Колобаны – красивые поделки, великолепные украшения, похожие на церковные купола, в них сохранились формы русской архитектуры.
2.Этапы работы: слепить большой колобок, заострить, как купол. Подставку – постамент сделать в форме лепёшки. Украсить колобан с помощью природного материала.
3. Сушить в духовке.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, природный материал.
Занятие № 2
Тема: «Колокольчик»
Задачи: Продолжать учить работать с тестом. Предложить для оформления поделки декоративные элементы. Развивать интерес к лепке из соленого теста. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Структура занятия:
1.Рассказ воспитателя об истории колокольчика.
2.Показ и объяснение лепки фигурки.
3Самостоятельная деятельность
4Разрисовать после высыхания.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть.
Март
Занятие №1
Тема: Рамка для фотографий
Задачи: закрепить умение раскатывать тесто в лепёшку одинаковой толщины, вырезать по шаблону, удаляя лишнее тесто. Упражнять в умении делать надрезы, наклеивать детали. Воспитывать желание создавать подарок своими руками.
Структура занятия:
1.Рассказ воспитателя о назначении такой поделки. Вызвать желание сделать подарок для своих близких.
2.Этапы работы: раскатать лепёшку толщиной 1см.наложить шаблон рамки и вырезать края. Раскрасить рамку гуашью.
3.Рассмотреть готовые работы
Занятие №2
Тема: «Бусы» (Коллективная работа)
Задачи: Закрепить умение делить тесто на равные части, отрабатывать приём лепки круглых форм, приём сплющивания, украшать узором из разных материалов. Развивать глазомер. Воспитывать желание сделать общую работу.
Структура занятия:
1.Рассказ об истории бус. Бусы – это украшение, состоят из звеньев. Предложить сделать звенья и собрать из них длинные бусы.
2.Изготовление звеньев длинных и плоских, сделать отверстия, украсить.
3.После высыхания собрать бусы на шнурок. Разрисовать гуашью.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть, бусы.
Апрель
Занятие № 1
Тема: «Гусеница»
Задачи: закрепить умение раскатывать круглые формы одного размера, делать лепёшки. Развивать глазомер, чувство формы. Воспитывать интерес к миру природы.
Структура занятия:
1.Загадка. Вспомнить особенности строения гусеницы.
2.Рассмотреть схему поделки: раскатать длинную колбаску, поделить её на равные части, раскатать колобки сплющить. Приклеить водой на подложку. Голова у гусеницы круглая с рожками.
3.Раскрасить гуашью.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть
Занятие № 2
Тема: «Пуговичная гусеница» (работа в подгруппах)
Задачи: закрепить умение делить тесто на равные части, раскатывать длинную, ровную колбаску, делать аккуратные, ровные отверстия. Развивать глазомер и мелкую моторику. Воспитывать желание сделать красивую работу.
Структура занятия:
1.Рассмотреть игрушку, её детали.
2.Рассмотреть схему: тельце состоит из плоских лепёшек, проткнутых в двух местах, как пуговица. Голова плоская, чтобы гусеница выглядела забавно, слепите для неё шляпку.
3.Раскрасить детали, покрыть лаком и собрать на нитку.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть
Май
Занятие №1
Тема: «Божья коровка» (на листике)
Задачи: Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, дополнительный материал для оформления. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к миру насекомых.
Структура занятия:
1.загадка. рассмотреть макет, части насекомого.
2.беседа, какие приёмы лепки можно использовать
3.самостоятельная деятельность.
4. приклеить к зелёному листочку с помощью воды. Раскрасить гуашью.
Материалы и оборудование: солёное тесто, формочка «листик», семена яблок, веточки, игрушка.
Занятие № 2
Тема: Бабочка
Задачи: Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшие формы – шар, колбаску, создавая при этом выразительный образ. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей.
Структура занятия:
Образный этюд «бабочка»
Рассматривание образца и способов действия.
Самостоятельная работа.
Дополнение работы природными материалами.
Материалы и оборудование: разноцветное, солёное тесто, клеёнка, стеки,
Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Перспективное планирование.
Подготовительная группа.
Сентябрь
Занятие №1
Тема: «Фрукты»
Задачи: Закреплять умение лепить из целого куска, учитывать в работе свойства теста: не держать долго в руках, тесто становится мягким и из него трудно лепить, использовать в работе стек. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к лепке из нового материала.
Структура занятия:
1.Д/игра «Загадки – отгадки». Задание: найти отгадку (макет), обследовать и слепить.
2.Планирование этапов работы. Сначала необходимо создать круглую форму, а из неё лепить фрукт, применяя знакомые приёмы.
3.Выставка работ. Анализ: сравнить с макетом.
4.Разрисовать гуашью в совместной деятельности.
5.Использовать в сюжетных играх в самостоятельной деятельности.
Материалы и оборудование: макеты фруктов, не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть.
Занятие№2
Тема: «Овощи»
Задачи: продолжать знакомить с новым материалом – тестом, его свойствами. Учить лепить овощи из теста, наносить узор «тычками», стеками, разрисовывать гуашью.
Структура занятия:
1.Краткая вступительная беседа, загадки. Проблемная ситуация: закончились овощи в магазине. Рассматривание макетов овощей.
2. Объяснение этапов работы. Самостоятельная деятельность.
3. Рассмотреть поделки. В каких из них дети добились наибольшего сходства, выразительности.
Разрисовать поделки после просушки во время совместной деятельности.
Использовать в сюжетных играх в самостоятельной деятельности.
Материалы и оборудование: макеты овощей, мука, вода, соль, посуда, клеёнки, стеки, гуашь, кисть.
Октябрь
Занятие №1
Тема: Улитка
Задачи: Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшие формы – шар, колбаску, создавая при этом выразительный образ – улитка. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать желание создавать знакомые образы.
Структура занятия:
1.Стихотворение «Улитка». Рассматривать фотографии улитки, её строение.
2.Словесное объяснение приёмов работы. Выполнение.
3.Установить работу на общий зелёный листочек. Рассмотреть все работы.
Материалы и оборудование: разноцветное, солёное тесто, клеёнка, стеки, ёмкость для воды
Занятие №2
Тема: «Цветочек»
Задачи: Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшую форму – шар, а так же видоизменять форму, преобразовывая в иные формы (сплющивание), создавая при этом выразительный образ - цветка. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать интерес к своей деятельности.
Структура занятия:
1.Игра «Загадки-отгадки». Рассматривание иллюстраций.
2. Объяснение этапов и приёмов работы. Показать правильное размещение готовых форм для создания композиции. Выполнение работы.
3. Анализ работ.
Материалы и оборудование: разноцветное солёное тесто, клеёнка, вода, кисточки, стеки.
Ноябрь
Занятие №1
Тема: «Печенье»
Задачи: Продолжать закреплять приём лепки – раскатывание колбасок и замыкание в кольцо, закручивание в спираль. Развитие мелкой моторики рук. Учить детей обыгрывать лепные изделия. Обогащение пассивного и активного словаря. Воспитывать желание создавать атрибуты для дальнейшей игры.
Структура занятия:
1.Мотивационная беседа. Рассматривание образцов.
2.Повторить приёмы лепки, способы выполнения. Придумать способы украшения печенья.
3.Сравнить разнообразие работ.
Материалы и оборудование: мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для замешивания теста, клеёнка.
Занятие №2
Тема: «Жаворонки»
Задачи: упражнять в умении лепить из целого куска теста, использовать приёмы вытягивания. Формировать умение завязывать полоску узлом. Развивать мелкую моторику.
Структура занятия:
1.Стихотворение «Жаворонок». В день весеннего равноденствия раньше на Руси хозяйки пекли печенье «жаворонки» в форме птиц.
2.Этапы работы: Раскатать тесто в толстую колбаску, завязать узлом кончиками пальцев
придать головке форму, сделать глазки, хвостик примять и сделать надрезы (пёрышки)
3.Запечь как печенье. Тесто можно сделать сдобным.
Материалы и оборудование: тесто, клеёнки, стеки, душистый горошек для глаз.
Декабрь
Занятие№1
Тема: «Снежинка»
Задачи: Продолжать знакомить со свойствами теста, соединять детали водой. Упражнять в умении раскатывать длинные, тонкие, ровные полоски. Украшать поделку с помощью печатей, стеки или бисера. Вызвать желание придумать свой узор.
Структура занятия:
Загадка. Имитация под музыку. Рассматривание узоров на стёклах, салфетках.
Объяснение работы и выполнение.
Рассматривание результатов.
Занятие №2
Тема: «Снеговик» (на плоскости)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита.
Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Структура занятия:
1Загадка. Рассматривание иллюстраций. Игра с снежками.
2. Объяснение этапов и приёмов работы. Самостоятельная работа.
3. Сравнивание и анализ результатов.
Январь
Занятие №1
Тема: «Петушок на палочке»
Задачи: Учить выдавливать фигурку петушка с помощью формочки, раскатывать плоское тесто. Показать, как делать насечки стеком. Воспитывать самостоятельность.
Структура занятия:
1.Использовать фольклор для понятия детьми яркого образа петушка. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Вспомнить строение птички.
2.Раскатать тесто, вырезать фигурку, сделать перья, глаз.
3.Раскрасить поделку, вставить палочку.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, палочки, гуашь, кисть, формочка.
Занятие №2. Раскрашивание «Петушка на палочке»
Февраль
Занятие №1
Тема: «Курочка – ряба»
Задачи: закрепить умение лепить птичку из целого куска приёмом оттягивания см. зан. №14. Развивать воображение. Воспитывать любовь к природе.
Структура занятия:
1.Вспомнить сказку, рассмотреть книжные иллюстрации.
2.Этапы работы: сделать гнездо из лепёшки, постелить на дно соломку, смазать водой и приклеить в центр гнезда курочку.
3.После запекания разрисовать.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть, сезаль.
Занятие №2
Тема: «Ёжик»
Задачи: Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшую форму – шар, а так же видоизменять форму, преобразовывая в иные формы. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать интерес к диким животным.
Структура занятия:
1.Рассказ воспитателя о жизни ежей в неволе.
2.Показ и объяснение лепки фигурки.
3Самостоятельная деятельность
4.Рассматривание и анализ работ.
Материалы и оборудование: мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для замешивания теста, клеёнка, печатки, природный материал
Март
Занятие №1
Тема: «Виноград»
Задачи: Закрепить умение делить тесто на равные части, развивать глазомер. Учить соединять детали. Воспитывать аккуратность в работе.
Структура занятия:
1.Загадка о винограде. Рассмотреть сувенир. Его назначение.
2.Этапы работы: рассмотреть схему. Разделить колбаску на равные части, скатать из них маленькие шарики. Соединить мокрой кистью в форме грозди. Из двух лепёшек сделать листья. Используя стек нанести рисунок.
3.Раскрасить.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть
Занятие №2
Тема: «Земляника»
Задачи: отрабатывать приёмы лепки, учить наносить узор стеком, украшать зёрнами, крупой. Вызвать воспоминания о лете.
Структура занятия:
1.Загадка. Рассмотреть образец, форму, цвет.
2.Рассмотреть схему лепки: раскатать колобок, один конец слегка вытянуть кончиками пальцев. Для придания выразительности использовать мелкую крупу, зёрна льна. Наклеить сверху листочек. запечь.
3.Раскрасить и покрыть лаком.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть, зёрна кунжута или укропа.
Апрель
Занятие №1
Тема: «Чудо – дерево» (коллективная работа)
Задачи: Воспитывать интерес к коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Продолжать освоение пластических способов создания образов на основе шара. Развивать чувство формы. Формировать навыки сотрудничества при создании коллективной композиции.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур.
Структура занятия:
1.Прослушивание стихотворения. Рассмотреть иллюстрацию.
2.Беседа, чем украсить чудо-дерево.
3.Закрепить умения лепить знакомые изделия: калачи, пряники, булочки.
4.Украшаем дерево.
Материалы и оборудование: тесто, клеёнки, стеки, макет дерева из картона, книга с иллюстрациями.
Занятие № 2
Тема: «Подковка на счастье».
Цель: Учить раскатывать ровную полоску, сгибать, придавая форму подковы.
Закрепить умение украшать и раскрашивать готовые изделия.
Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия. Воспитывать усидчивость, желание сделать работу до конца.
Структура занятия:
1 рассказ о традиции русского народа. Рассматривание образца.
2.объяснение этапов и приёмов работы
3.самостоятельная деятельность.
4.выставка готовых работ
Материалы и оборудование: солёное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка.
Занятие №1
Тема: «Кружева из теста»
Задачи: закрепить умение раскатывать тонкие, ровные колбаски, соединять части узора мокрой кистью.
Структура занятия:
1.Рассказ о традициях русских народов плести кружева из теста – печенье «тетёрки» с тонким кружевным узором. Рассмотреть образцы. Отметить их сходство с кружевом.
2.Объяснение этапов работы. Кружева выполняются из тонких полосок теста. Предварительно придумать узор или рассмотреть предложенный. Тонкие колбаски укладывают по контуру рисунка. На стыках плотно соединяются.
3.Высушить кружевные изделия и покрыть лаком.
Материалы и оборудование: тесто, клеёнки, стеки, макеты фруктов, книга с иллюстрациями, дополнительные материалы, вода, кисть.
Занятие №2
Тема: «Цветик-семицветик»
Задачи: научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Структура занятия:
1Беседа о знакомых цветах, что за цветок такой особенный –семицветик. Рассмотреть части цветка.
2.Обсудить приёмы лепки, необходимые для осуществления замысла.
3.Самостоятельная деятельность.
4 Раскрашивание гуашью. Анализ работ.
Материалы и оборудование: тесто, клеёнки, стеки, вода, стаканчик, кисть, гуашь.
Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход
Высокий уровень:
-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Умеет самостоятельно достигать цель;
-Проявляет начало творческих способностей.
Средний уровень:
-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Недостаточная самостоятельность;
-Замысел реализуется частично.
Низкий уровень:
-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
-Отсутствует самостоятельность, интерес;
-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.
Работа с родителями.
Формы работы с родителями. | Цели и задачи | Дата проведения |
1.Беседа о целях и задачах проекта
| Информирование родителей о ходе образовательной деятельности, запланированной в рамках проекта «Развитие мелкой моторики кисти рук и творческих способностей детей посредством тестопластики" Получение информации о развитии мелкой моторики ребенка в семье. Какие меры принимаются для преодоления нарушений мелкой моторики и недостатков, предупреждению трудностей в обучении, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать | Сентябрь |
Консультация для родителей. «Советы для начинающих: соленое тесто для лепки»
Приобретение и материала (муки, соль, растительное масло, набор для творчества: формочки, скалки и т.д.) | Познакомить родителей, с советами по работе с соленым тестом. Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке позволяют заняться изготовлением художественных изделий из соленого теста буквально каждому. | Октябрь |
1.Консультация для родителей «Тестопластика – это увлекательно!»
2.Оформление стенда «Мое творчество» | Оказание помощи в пополнении предметно – развивающей среды. | Ноябрь |
1.Консультация для родителей «Тестопластика дома. С чего начать?»
2.Подготовка к встрече Нового года посредством изготовления елочных игрушек.(Родители совместно с детьми) | Передача информации по данной проблеме. | Декабрь |
1.Консультация для родителей «Лепка из соленого теста» | Усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. | Январь |
1.Консультация для родителей . Рекомендации «Что нужно для работы с соленым тестом» | Помощь родителям в разрешении проблемных вопросов, усвоении определенных знаний и умений | Февраль |
Индивидуальные консультации по запросам родителей, беседы о специфике работы с соленым тестом. | Помощь родителям в разрешении проблемных вопросов, усвоении определенных знаний и умений | Март |
1.Беседа для родителей «Тестопластика – это здорово» | Усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. | Апрель |
1.Родительское собрание в форме мастер - класс «Тесто это просто». 2.Выставка работ родителей и детей из соленого теста | Сплочение детского и родительского коллектива. | Май |
Консультация для родителей:
СОЛЁНОЕ ТЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ: СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ РУКОДЕЛЬНИЦАМ
Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. Дошкольники приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает наблюдательность, детскую фантазию.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей – соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название – “Тестопластика”. Техника лепки проста, ее нетрудно освоить если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям дошкольного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.
Цель нашей статьи - познакомить родителей, с советами по работе с соленым тестом. Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке позволяют заняться изготовлением художественных изделий из соленого теста буквально каждому. Попробуйте и Вы, проникнетесь желанием и творческим настроением у Вас непременно получиться. Мы уверены: приступив к делу, Вы получите огромное удовольствие.
Если вы решили освоить технику лепки из теста, наверняка захотите узнать, какие компоненты потребуются для его изготовления.
РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИя СОЛЁНОГО ТЕСТА
2 ст. муки;
1 ст. соли экстра;
1 ст. воды;
2 ст. л. подсолнечного масла;
1 ст.л. клея ПВА (или обойного клея)
1ст.л. крахмала
гуашевые краски или натуральные красители.
Сухие ингредиенты смешайте в глубокой миске, затем добавьте масло и небольшое количество воды. Чтобы получить цветное тесто, используйте гуашь или натуральные красители, такие, как сок свеклы или моркови. Замесите тесто.
ВАЖНО: Чтобы проверить, пригодна ли масса для лепки, из нее выкатывают гладкий шар, в середине него пальцем продавливают ямку. Тесто не должно ни растекаться, ни сиюминутно возвращать форму. Края углубления должны оставаться ровными
Приготовление теста для лепки.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТЕСТОМ
Кроме знания рецептов, понадобится ещё набор необходимых приспособлений для работы с тестом. Во-первых, скалка – без неё не обойтись. Если же вы не имеете такого инструмента, можно использовать небольшую бутылочку с водой. Во-вторых, дощечка, клеёнка или плёнка для лепки, чтобы не запачкать стол, и ножик. Кроме того, пригодятся формочки для вырезки печенья, всякие пуговички, бусинки, колечки, кружево и прочая мелочь для выполнения оттисков, а также краски, кисточка и ёмкость с водой.
СУШКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕСТА
После того, как изделие из теста будет готово, его нужно будет хорошенько высушить. Очень важно сделать это правильно, иначе вся работа пойдёт насмарку.
СПОСОБ №1 – В ДУХОВКЕ
Духовой шкаф предварительно разогрейте до температуры 55-80 °C. Поделку разместите на покрытом пергаментом противне и поставьте противень в духовку. Время сушки длится около часа или чуть больше, в зависимости от размера фигурки.
СПОСОБ №2 – НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ
Это займёт гораздо более долгий промежуток времени, чем в случае с духовкой – примерно 3-4 дня. Не рекомендуется сушить поделки под прямыми солнечными лучами или на горячей батарее – они могут потрескаться из-за этого.
СПОСОБ №3 – В ХОЛОДНОЙ ДУХОВКЕ
Отличие этого метода от первого состоит в том, что изделие помещается в холодную духовку и только потом включают, разогревая её до 150 °C. Затем духовку выключают, позволяя фигурке остыть вместе с ней.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
Чтобы сделать фигурки из теста ещё более красивыми и привлекательными, можно раскрасить их, используя гуашь, акварель, а ещё лучше – акрил. Эта краска не размазывается, быстро высыхает и не оставляет следов.
ВАЖНО: Можно раскрасить как само тесто еще в процессе его приготовления, так и готовую фигурку, тогда творчество будет интереснее и полезнее вдвойне
СПОСОБЫ ОКРАШИВАНИЯ
Смешайте акварельные краски с небольшим количеством воды и нанесите на изделие таким образом, чтобы они не растекались.
Добавьте в гуашь клей ПВА и равномерно покройте этой смесью фигурку.
Ещё возможно заранее придать оттенок материалу, и лепить сразу из цветного. Для этого разделите массу на части, скатайте из них шарики, в каждом выдавите небольшую ямку и капните туда немного растворённого в воде пищевого красителя. Хорошо разомните кусочки, чтобы краска распределилась равномерно.
После раскрашивания поделку лучше покрыть лаком – это защитит её от выцветания и грязи. Для покрытия можно использовать жидкий или аэрозольный лак. В случае с первым необходимо нанести несколько слоёв, а для второго достаточно одного нанесения.
Биокерамика – так ещё называют процесс лепки из теста – не только увлекательное и полезное занятие для развития мелкой моторики и усидчивости детей, но и отличное хобби для взрослых. Если у вас ещё остались вопросы, касающиеся лепки из солёного теста и его приготовления, обращайтесь, всегда рада вам помочь.
Тестопластика – это увлекательно!
Лепка –это удивительная возможность для ребенка: создавать, трогать, играть, дополнять, преобразовывать. Лепка и рисование – самые любимые занятия ребенка дошкольного возраста! Лепка имеет большое развивающее значение. Она влияет на все психические процессы (внимание, мышление, восприятие и т. д., обогащает знания детей о самих себе, о том, что окружает. Лепка помогает развить творчество, а ещё огромное влияние оказывает на развитие речи. Создавая работу из пластичного материала, у ребенка развивается мелкая моторика рук, накапливается сенсорный опыт тактильных ощущений. Лепить можно из пластилина (он продается, есть различные цвета, из глины (которую потом можно раскрасить, и из теста (тестопластика).
Я остановлюсь на лепке из соленого теста подробнее. Мне очень нравиться этот материал. Его всегда можно сделать в домашних условиях, он не оставляет жирных пятен на столе, на полу, не пачкает руки, может долго храниться в холодильнике.
Тесто можно сразу окрасить в различные цвета, добавляя при замешивании пищевые красители, можно раскрасить после высыхания. Тесто – это экологически чистый материал. Существует много рецептов приготовления теста, но я выбрала для себя самый экономичный и простой рецепт:
2 части муки
2 части соли (мелкой экстра)
1 часть воды (обязательно холодная вода)
Готовое тесто желательно положить в холодильник на пару часов. А можно сразу приступить к творческому процессу. Тесто не оставляйте на открытом воздухе. Возьмите необходимое количество, а остальное спрячьте в пакет или в ёмкость с плотно закрывающейся крышкой.
Лепить можно и рельефные картины – это когда работа располагается на какой-либо основе (например, картон, можно делать объемные фигуры (ягоды, фрукты, животных). Если вы собираетесь сделать объемную, большую поделку, то необходимо продумать, что вы возьмете для основы. Это может быть пустой флакон, скорлупа ореха, вата и т. д. То, что вы можете спрятать внутрь, чтобы придать объем и форму, чтобы тесто не «осело» пока поделка будет сохнуть. А если вы будите сушить поделку в духовом шкафу, то вы должны продумать, чтобы тот материал, который вы выбрали в качестве основы, выдержал высокую температуру, и при нагревании не выделял вредных веществ. Сушить надо при t° до 100°C.
Когда вы лепите из теста можно использовать различные дополнительные материалыдля придания выразительности:
Пуговицы.
Формы для печенья.
Чеснокодавилка.
Ситечко.
Природный материал (ореховая скорлупа, семена растений, камешки, ракушки и т. д.).
Создавая работы из теста, вы можете добавлять к ним перья, листья, бусинки и т. д.
Научите малыша создавать чудесные поделки, подскажите ему азы работы с тестом, подтолкните его к творчеству. И вы увидите, что ваш ребенок более внимательным, усидчивым, его речь стала более развитой, окрепла мелкая моторика рук, движения стали более точными. Лепка из теста доставит массу положительных эмоций вам и вашему ребенку.
Предлагаю вам несколько рисунков из книги, которая подтолкнула меня к работе с соленым тестом. Имя автора, к сожалению, я не знаю.
Мастер-класс «Лепим лебедя и аиста из солёного теста»
Тестопластика – интересное, весёлое и полезное занятие. Не нужно для работы с тестом обладать какими-нибудь особенными умениями и навыками. Нужно иметь желание превращать тесто в сказочное чудо!
Педагоги нашего дошкольного учреждения учат детей фантазировать, погружаться в сказку, благодаря вылепленным фигуркам из теста.
Лепка из соленого теста является эффективным средством развития воображения, восприятия, мышления, памяти, речи и чувств дошкольников. В процессе тестопластики у детей повышается сенсорная чувствительность, развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук.
Работая воспитателем, я столкнулась с проблемой-не только дети, но и воспитатели не могут лепить птиц. И мне пришла в голову идея-провести мастер-класс по изготовлению птиц из солёного теста.
Консультация для родителей «Значение тестопластики в развитии речи ребенка»
В свете Федеральных государственных образовательных стандартов образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни человека. Реализация Программы предусматривается в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие. Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. ФГОС поддерживают точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», говорят о создании благоприятной ситуации для детского развития и его обогащения.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Тесто — хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Работа с тестом — это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ОНР. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
Техника лепки из соленого теста богата и разнообразна, но при этом доступна даже самым маленьким детям. А какое удовольствие доставляет процесс замешивания теста! Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, при этом продукт создается руками ребенка, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом, ножницами или кисточкой. Лепка снимает излишнее эмоциональное напряжение, помогает ребенку расслабиться.
Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:
Повышает сенсорную чувствительность;
Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;
Синхронизирует работу обеих рук;
Формирует умение планировать работу, вносить изменения;
Развивает творчество ребенка.
Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка — одна из важнейших задач дошкольного образования.
Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика — лепка из соленого теста, т.к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.
Использование тестопластики позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.
Ребята с удовольствием рассказывают о своих работах-поделках, о последовательности выполнения, почему именно так украсили, придумывают интересные истории и небылицы, что способствует развитию монологической речи, фантазии и умственной деятельности.
Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает детям органично развиваться, а нам – педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.
Литература:
- И. Гусева «Соленое тесто». Москва. Мой мир. 2006.
- Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов Москва. Мой мир. 2006.
- И.А. Лыкова «Лепим с мамой».
- М.О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто». Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
- И. Хананова «Соленое тесто». Москва. 2007.
- Г. Чаянова «Соленое тесто для начинающих».
- Кискольт И. «Соленое тесто». «АСТ - пресс» Москва 2001г.
- Романовская «Поделки из солёного теста» Москва АСТ.
- Горичева В.С. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль «Академия развития» 1998г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
laquo;На пороге школы»...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Маленькие исследователи"
Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Для реализ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик" рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по развитию речи «Будем говорить правильно»
Использование программы в образовательной деятельности предусматривает дополнительгые занятия по развитию речи детей во 2 младшей группе детского сада....
Дополнительная общеразвивающая программа по освоению детьми дошкольного возраста нетрадиционных способов рисования
Все большую популярность в современном мире набирают инновационные подходы к преподаванию эстетических искусств и формированию личности в целом. Применение нетрадиционных техник в изобразительном иску...