Дополнительная общеразвивающая программа по освоению детьми дошкольного возраста нетрадиционных способов рисования
рабочая программа по рисованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselaya_klyaksa.docx | 66.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная
общеразвивающая программа
по освоению детьми дошкольного возраста
нетрадиционных способов рисования
с применением элементов правополушарного рисования
«Веселая клякса»
программа составлена:
педагогом дополнительного образования
Красногвардейского района г. Санкт – Петербурга
Ананьевой Е.Ю
-2022г.-
Программа адресована детям 4-6 лет
Срок реализации 1 год
Г. Санкт-Петербург
Содержание | ||||||
I | Концептуальный раздел | |||||
1 | Пояснительная записка | |||||
1.1 | Педагогическая целесообразность. Основные характеристики программы | |||||
1.2 | Цели и задачи реализации Программы | |||||
1.3 | Условия реализации Программы | |||||
1.4 | Планируемые результаты освоения учащимися Программы | |||||
II | Содержательный раздел | |||||
2.1 | Перспективное планирование для учащихся от 4 до 6 лет | |||||
2.2 | Содержание учебного плана | |||||
2.3 | Принципы и подходы к формированию программы. Методы организации образовательного процесса для учащихся 4-6 лет | |||||
III | Организационный раздел | |||||
3.1 | Учебный план | |||||
3.2 | Календарно-учебный график | |||||
3.3 | Объём и сроки освоения Программы | |||||
3.4 | Система контроля результативности обучения | |||||
3.5 | Учебно-методический комплекс |
- Концептуальный раздел
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая клякса» - далее Программа дошкольного образования разработана на основании:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - 273-ФЗ), Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242.
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41).
- Педагогическая целесообразность
Правополушарное рисование - один из наиболее эффективных методов раскрытия творческого потенциала и обучения навыкам рисования.
Изобразительное искусство обогащает представление ребенка о мире; рисуя, ребенок формирует и развивает зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета; координацию глаза и руки, владение кистью.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно – творческая деятельность также выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных или печальных событий, от обид, снимает нервное напряжение, убирает страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, выравнивает эмоциональное состояние.
Все большую популярность в современном мире набирают инновационные подходы к преподаванию эстетических искусств и формированию личности в целом. Применение нетрадиционных техник в изобразительном искусстве дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, которые можно использовать в творчестве. В результате ребенок начинает экспериментировать, творить, у него возникает полет мысли.
Все большей популярностью в практике обучения изобразительной деятельности в последнее время пользуются техника правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем.
Правополушарный метод стал научно обоснован благодаря исследованиям психобиолога Роджера Уолкотта Сперри, получившего за свои достижения в области работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека. В 1979 году, на основе исследований Роджера Сперри, американский преподаватель искусства, доктор наук, автор бестселлеров «Художник внутри вас» и «Раскройте в себе художника» Бетти Эдвардс, разработала методику правополушарного рисования.
Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария. При использовании специальных техник активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека. Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что способствует не только раскрытию творческого потенциала ребенка. Такие дети в значительной степени легче переносят стрессы и нагрузки, у них улучшается память, возрастает работоспособность и усвояемость материала. Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Отключение логики и рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода творчества.
Миссис Эдвардс считает, что умение рисовать ничем не отличается от умения писать, читать, водить машину... Как только человек понимает, как складывать буквы в слова и продолжает тренироваться дальше то в определённый момент он просто забывает, что когда-то не умел читать.
Согласно методу Бетти Эдвард, рисование включает в себя пять основных элементов, и два тренировочных.
Базовые навыки:
- Восприятие края и линий (умение видеть, где кончается один предмет и начинается второй);
- Восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета);
- Восприятие соотношений (умение передавать перспективу и пропорции);
- Восприятие света и тении (умение видеть и передавать характеристики цвета);
- Восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части);
- Тренировочные навыки:
- Рисование по памяти.
- Рисование при помощи воображения.
Для развития этих навыков требуются специальные упражнения, благодаря которым появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисовать пейзажи, портреты, натюрморты. К таким упражнениям, помогающим дать волю правому полушарию, относится:
Перевернутое рисование
- Рисование попеременно левой и правой рукой
- Копирование с натуры и копирование произведений в разных техниках
- Эксперименты с линиями
- Зарисовка ощущений
- «Штормовое рисование»
В данной программе используются и реализуются общедоступные и универсальные формы, организации материала, и имеет минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы, т.е. стартовый уровень.
Основные характеристики программы
Направленность: художественная
Актуальность программы в выявлении и развитии творческих способностей ребенка независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Новизна программы состоит в том, что использование метода правополушарного рисования позволяет в короткие сроки развить творческие задатки, заложенные в каждом ребенке от природы, и создаёт ситуацию успеха, в которой ребёнок получает стимул для дальнейшего творческого самовыражения и развития.
Инновационность программы заключается в возможности быстрый – уже с первых занятий — положительный результат в развитии творческих изобразительных способностей.
1.2 Цели и задачи реализации Программы
Цель: Образование и воспитание ребёнка через погружение его в мир изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования.
Воспитательные задачи:
- прививать интерес к художественному творчеству;
- воспитывать эстетические чувства, эстетический вкус
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, доверительное отношение к себе, окружающему миру;
-воспитывать коммуникативную культуру
Развивающие задачи:
- Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение
- Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
- Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, побуждая детей к самостоятельной художественной деятельностиф
Личностные задачи:
- формировать положительную самооценку и уверенность в своих силах;
-формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Занятия проводятся с детьми с 4-7 лет по подгруппам (8-10 детей). Длительность занятий определяется возрастом детей.
- В средней группе не более 20 минут (дети 4-5 лет)
- В старшей группе не более 25 мин (дети 5-6 лет)
- в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6-7 лет)
В течение года на освоение программных задач отводится 64 часов (два раз в неделю).
1.3. Условия реализации Программы
Для реализации Программы в группу зачисляются дошкольники 4-6 лет, посещающие общеразвивающие группы ГБДОУ детского сада № 97.
Списочный состав группы формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы – 8-10 человек.
Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Материалы, инструменты:
- Ватман;
- влажные салфетки
- Фломастеры;
- Акварель, гуашь, кисточки;
- Печати – клише;
- «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
- Бусинки, пуговицы;
- Пробки;
- Свечи;
- Цветная бумага;
- Нитки, вата;
- Пластилин;
- Лоскутки ткани;
- Зубочистки
- зубные щётки
- Альбомы для рисования
- Мелки
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом.
1.4 Планируемый результат освоения учащимися программы.
Средний дошкольный возраст 4-6 лет.
Дети научатся:
- смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- соблюдать последовательность в работе;
- владеть основами перспективы
- правильно расположить предмет на листе;
- цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
- создавать фон разными способами,
- рисовать силуэтный пейзаж,
- рисовать дерево и ели,
- рисовать отражение в воде,
- рисовать горы,
- рисовать цветы,
- рисовать облака и море,
- рисовать водопад,
- делать набрызг.
- активно принимать участие в выставках, экскурсиях, конкурсах, мероприятиях и т.д.
- работать в технике правополушарного рисования
- Содержательный раздел рабочей программы
2.1. Перспективное планирование для учащихся 4-6 лет
Программа «Правополушарное рисование» имеет сложную структуру и включает в себя 1 модуль. Продолжительность обучения 64 учебных часа.
В курсе отобраны наиболее значимые для ребенка темы, которые позволили бы сформировать его представления о многообразии окружающего мира, его цветовой многогранности.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма организации занятий | ||
Всего | Теория | Практика | Практика |
РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (2 часа) | ||||||||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия). Беседа о создании фонов разными материалами. Создание фона. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, практическое занятие | |||||
РАЗДЕЛ 2. Воспоминания о лете (8 часов) | ||||||||||
Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
Радужный фон картины. «В горах» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
Создания отражения в картине. «Волшебные краски» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
РАЗДЕЛ 3. Краски осени (12 часов) | ||||||||||
Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
Создание вертикального фона. «Под дождём» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
Создание кругового фона. «Таинственная ночь» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
Круговой фон. «Совушка» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (10 часов) | ||||||||||
Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
«Снегирь» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
«Новый год» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
«Рождество» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
РАЗДЕЛ 5. Как прекрасен этот мир, посмотри! (12 часов) | ||||||||||
«Северное сияние» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
«Любопытный пингвинёнок» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
«Золотые рыбки» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
Рисование смятой бумагой. «Непоседа» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
Рисование отпечатками. «Светлячки» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
Создание фона с помощью техники набрызга. Звездное небо | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
РАЗДЕЛ 3. Весна-красна (18 часов) | ||||||||||
«Мартовские котики» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
«Цветы для мамы» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
«Весенние деревья» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
«На пруду» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
«Сакура» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
«Космос» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
«Цветущие сады» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
«Волшебный луг» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
«Одуванчики» | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||||
РАЗДЕЛ 4. Это – Родина моя (2 часа) | ||||||||||
«Любимый край» | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.2 Содержание учебного плана для учащихся 4-7 лет
1 МОДУЛЬ
«Введение в мир правополушарного рисования» (32 часа)
РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия)
Теория
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Просмотр презентации «Здравствуйте! Это – мы!». Анализ увиденного (ответы на вопросы педагога).
Просмотр презентации о правополушарном рисовании. Знакомство с образовательной программой. Знакомство с основными цветами и материалами для создания фона. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования.
Практика.
Тренировочные упражнения на листах формата А4: горизонтальный, диагональный и круговой фоны.
РАЗДЕЛ 2. Воспоминания о лете (8 часов)
Тема 1. Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах».
Теория
Создание фона. Правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «В жарких странах» гуашью: выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти.
Тема 2. Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море».
Теория
Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. Передний и дальний планы. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (парусники, птицы, остров, дерево) и пальцев (облака, скала).
Тема 3. Радужный фон картины. «В горах».
Теория
Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства композиции и ритма. Свет и тень.
Практика.
Выполнение рисунка «В горах» гуашью: выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (горы, птица) и пальцев (свет на горах).
Тема 4. «Дельфины».
Теория
Композиция. Теплые цвета. Линия горизонта. Передний и дальний планы. Свет и тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Дельфины» гуашью: линия горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, прорисовка солнца и бликов на воде, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (дельфины, пальмы) и пальцев (земля).
РАЗДЕЛ 3. Краски осени (12 часов)
Тема 1. Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти, создание листвы способом тычка (с помощью ватных палочек).
Тема 2. Создание вертикального фона. «Под дождём».
Теория
Вертикальный фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Под дождём» гуашью: выполнение вертикального фона с помощью губки, работа передним планом с помощью кисти, прорисовка мелких деталей (глаза, нос, усы).
Тема 3. Создание кругового фона. «Таинственная ночь».
Теория
Круговой фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Таинственная ночь»» гуашью: выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев и передним планом с помощью кисти (ветки), прорисовка листьев методом тычка (с использованием ватных палочек).
Тема 4. Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга.
Теория
Круговой фон. Сочетание цветов. Техника набрызга. Контур. Холодные цвета. Контраст.
Практика.
Выполнение рисунка «Лунный кот»» гуашью: выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, набрызг (звёзды на небе), работа с передним планом с помощью кисти (кот).
Тема 5. Круговой фон. «Совушка».
Теория
Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Совушка»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (сова) и ватных палочек (листья на ветке).
Тема 6. Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево».
Теория
Композиция. Фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Сказочное дерево»» гуашью: выполнение фона с помощью техники монотипия (наложение и смешение цветов на листе бумаги, перенос краски на лист рисунка с помощью наложения листов), работа передним планом (дерево) с помощью кисти методом переворачивания листа, рисование ватными палочками (спиралевидные узоры на ветках).
РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (10 часов)
Тема 1. Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой и диагональный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Зимнее солнце» гуашью: выполнение горизонтального фона с помощью губки и кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов и тени пальцами.
Тема 2. Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Звездная ночь» гуашью: выполнение радужного и горизонтального фона с помощью пальцев, работа с дальним планом (звезды с помощью ватных палочек), работа с передним планом с помощью кисти (дом), наложение бликов, теней пальцами, дыма из трубы – ватными палочками.
Тема 3. «Снегирь».
Теория
Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Передний и дальний планы. Тени.
Практика.
Выполнение рисунка «Снегирь» гуашью: выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (снегирь, ветви) и ватных палочек (грозди рябины).
Тема 4. «Новый год».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Новый год» гуашью: выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с фоном (техника набрызг – изображение звезд), с дальним планом с помощью кисти (ель) и ватных палочек (игрушки), работа с передним планом кистью (рисование окна).
Тема 5. «Рождество».
Теория
Натюрморт. Круговой фон. Тень, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Рождество» гуашью: выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом кистью (свечи) и пальцами (игрушки, тени, блики).
РАЗДЕЛ 2. Как прекрасен этот мир, посмотри! (12 часов)
Тема 1. «Северное сияние».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Тень. Набрызг. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Северное сияние» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, набрызг и тычкование (звёзды), работа с передним планом (ели) с помощью кисти
Тема 2. «Любопытный пингвинёнок».
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Любопытный пингвинёнок» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование головы и туловища пингвинёнка из круга и овала, прорисовывание деталей) с помощью кисти.
Тема 3. «Золотые рыбки».
Теория
Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Тени, блики. Круговой фон. Набрызг.
Практика.
Выполнение рисунка «Золотые рыбки» гуашью: выполнение кругового фона с помощью пальцев, изображение бликов и теней тёмными и белыми пятнами (набрызг), работа с передним планом (рисование рыбок) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 4. Рисование смятой бумагой. «Непоседа».
Теория
Сюжет. Круговой фон. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Непоседа» гуашью: выполнение фона с помощью смятой бумаги, работа с передним планом (дерево, ветка, фигура кота ил круга и овала, детализация фигуры уши, лапки, хвост, глаза, нос, усы) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 5. Рисование отпечатками. «Светлячки»
Теория
Пейзаж. Техника отпечатывания. Тычкование. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Светлячки» гуашью: выполнение кругового фона пальцами, тычкование (звёзды), техника отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови); работа с передним планом (трава) с помощью кисти, тычкование ватными палочками (светлячки).
Тема 6. Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная семейка».
Теория
Портрет. Техника набрызга. Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Дружная семейка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона техникой набрызга, работа с фигурами кота и котёнка –от общего к частному, от целого к детализации (работа кистью).
РАЗДЕЛ 3. Весна-красна (18 часов)
Тема 1. «Мартовские котики».
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный фон. Тень, свет. Набрызг. Тычкование. Отпечатывание. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Мартовские котики» гуашью: выполнение радужного фона с помощью пальцев, тычкование (звёзды), работа с дальним планом в технике отпечатывания (луна с помощью кусочка моркови) и передним планом (крыши домов, фигурки котиков из геометрических фигур – круга и овала, детализация) с помощью кисти.
Тема 2. «Цветы для мамы».
Теория
Цветовые переходы. Вертикальный фон. Тень, свет.
Практика.
Выполнение рисунка «Цветы для мамы» гуашью: выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с передним планом (прорисовка тюльпанов).
Тема 3. «Весенние деревья».
Теория
Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Весенние деревья» гуашью: выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование кистью стволов деревьев и листьев с помощью тычкования).
Тема 4. «На пруду».
Теория
Пейзаж. Линия горизонта. Свет, тень, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «На пруду» гуашью: выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (изображение воды, бликов) и передним планом (трава, камыши) кистью и пальцами.
Тема 5. «Сакура».
Теория
Пейзаж. Линия горизонта. Дальний и передний планы. Горизонтальный фон. Тычкование. Отражение, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Сакура» гуашью: выделение линии горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа над изображением гор и деревьев и их отражением в воде кистью и ватными палочками.
Тема 6. «Космос».
Теория
Пейзаж. Горизонтальный фон. Тычкование и набрызг.
Практика.
Выполнение рисунка «Космос» гуашью: выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (техниками набрызг и тычкование) и передним планом.
Тема 7. «Цветущие сады».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Цветущие сады» гуашью: выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
Тема 8. «Волшебный луг».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний план. Сочетание цветов. Композиция.
Практика.
Выполнение рисунка «Волшебный луг» гуашью: выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с дальним (небо) и передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
Тема 9. «Одуванчики».
Теория
Пейзаж. Радужный фон. Композиция. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Одуванчики» гуашью: выполнение перевёрнутого радужного фона с помощью пальцев, с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
РАЗДЕЛ 4. Это – Родина моя (8 часов)
Тема 1. «Любимый край».
Теория
Пейзаж. Контраст. Горизонтальный и диагональный фоны. Дальний и передний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Любимый край» гуашью: создание фона, выполнение горизонтального и диагонального фона кистью; работа с дальним планом (река, берег) и передним планом (трава, маки) с помощью кисти.
2.3 Принципы и подходы к формированию и реализации Программы
учащихся 4-6 лет
Программа «Правополушарное рисование для дошкольников в возрасте «4-6 лет» составлена с учетом ФГОС ДО
Программа включает в себя:
1. Художественно-эстетическое развитие. Формирует представления о произведениях искусства и стимулирует к реализации самостоятельной творческой деятельности. Развивает эстетические чувства, приобщает к ценностям культуры, погружает в мир природы
2. Речевое развитие. Развивает коммуникативную функцию речи, используя прием комментированного рисования в процессе занятий. Ведется непрерывный разговор с детьми, используется художественное слово - потешки, загадки. Выполняя практические действия, дети усваивают много новых слов и выражений активного и пассивного словаря , что способствует развитию связной речи дошкольников.
3. Познавательное развитие. Формирует умение наблюдать за окружающим миром и обогащает знаниями и представлениями об изменениях, происходящих в нем. Активизирует воображение детей, способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. Социально-коммуникативное развитие. Развивает эмоциональную отзывчивость у детей, в процессе взаимодействия , формирует самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
5. Физическое развитие. Использование физминуток, пальчиковой гимнастики повышает работоспособность, предупреждает нарушение осанки и напряжения руки.
При составлении данной программы учитывались основные принципы:
• Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
• Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
• Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
• Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
• Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
• Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
• Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
• Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
Ожидаемые результаты.
По окончанию курса обучения обучающиеся:
владеют основными навыками правополушарного рисования:
умеют видеть, где кончается один предмет и начинается второй, умеют
выделять пространство вокруг предмета, передавать перспективу и
пропорции, видеть и передавать характеристики цвета, умение видеть целое
и его части;
используют в одной работе разные изобразительные материалы;
умеют экспериментировать с красками;
самостоятельно составляют сюжеты своих рисунков, способны
свободно выражать свой замысел в творческой работе;
получают эстетическое удовольствие от процесса и результата
рисования;
уважительно относятся к работам товарищей,
умеют взаимодействовать друг с другом;
уверены в своих силах, не испытывают страха перед
рисованием;
В особенности проведения предмета следует отметить следующее:
1. Большое внимание должно отводиться проведению занятий с использованием различных материалов и техник.
2. Структура занятий должна быть дробной, то есть состоять из 2-3 различных частей. Части должны быть отличны по характеру деятельности, но связаны между собой логически. Сюда можно включить краткие информационные справки о тех или иных объектах, событий, обычаев, окружающих маленького художника.
3. В качестве практических заданий можно использовать сочетание рисунка с декупажем на изучаемую тему.
2.3 Методы организации образовательного процесса в рамках реализуемой программы
1. Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный). Данный метод педагог использует при организации наблюдений, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях. В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающей действительности или содержание музыкальных, литературных произведений. Поэтому работа педагога должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. С этой целью организуется обследование предмета, как прием обучения. При этом в строго определенной последовательности выделяются стороны и свойства предмета, которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения.
2. Обучающий. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность ребенка. При указании на ошибку ребенка, необходимо обратить его внимание на нарушение смысла, логики изображения, стремится при этом к самостоятельному исправлению самим ребенком допущенной ошибки. Обычно педагог дает детям указания, разъясняя поставленные учебные задачи. Детям предлагается подумать, что они будут изображать, а главное, как они расположат изображаемый предмет. При этом им даются как общие, так и индивидуальные указания, к которым педагог прибегает в случае крайней необходимости, чтобы не нарушить творческий процесс.
3. Исследовательский. На занятиях в объединении помимо обучающих задач педагог ставит и добивается решения творческих задач. С этой целью применяются специальные методы, вызывающие эмоциональную отзывчивость детей их активность и самостоятельность, а именно эвристический метод. Решению вышеизложенных задач так же способствует частично — поисковый или исследовательский методы. Эти два метода в обучении используются в единстве и направлены на развития творческого мышления, воображения, на обучение детей самостоятельному решению изобразительной задачи. Данные группы методов используется при выполнении творческих заданий. В случае если у детей возникнут затруднения при выполнении работы, педагог прибегает к использованию частичного показа.
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Чтобы образовательный процесс был эффективным, на занятиях максимально используется ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника - игра. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Занятия строятся на единых принципах, которые обеспечивают целостность педагогического процесса, и в соответствии с рекомендуемыми требованиями СанПиН: объёмом учебной нагрузки, продолжительностью занятия с учетом возраста детей.
№ | Возрастная группа | Количество учебных занятий | Продолжительность | |||
п\п | занятия | |||||
неделя | месяц | год | ||||
1 | Группа детей от 4 до 5 лет | 2 | 8 | 64 | 20 мин | |
2 | Группа детей от 5 до 6 лет | 2 | 8 | 64 |
|
- Учебный план
Программой предусмотрен учебный план, в котором отражены названия тем, количество теоретических и практических часов, а также учтены формы контроля.
- Календарный учебный график
Программа в условиях дополнительного образования детей в ГБДОУ № 97 ориентирована на развитие способностей детей дошкольного возраста и рассчитана на 1 год с учётом календарного учебного графика.
Год | Дата начала | Дата | Всего | Количество | Режим занятий |
обучения | обучения по | окончания | учебных | учебных | |
программе | обучения по | недель | часов | ||
программе | |||||
1 год | Октябрь | Май | 32 | 64 | 2 занятия в неделю |
Чтобы образовательный процесс был эффективным, на занятиях максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игра. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
3.3. Объём и сроки освоения Программы
Объем и сроки освоения программы определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». При проектировании дополнительной общеобразовательной программы учитывались требования к уровню ее освоения согласно требованиям, к уровню освоения программы.
3.4 Система контроля результативности обучения
Система контроля результативности обучения представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование. Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены государственные гарантии качества образования.
Программой предусмотрена такая оценка качества как педагогическое наблюдение, связанное с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации. Программа предоставляет педагогу право самостоятельного выбора инструментов педагогической оценки детей.
Оценивание качества образовательной деятельности:
- поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;
- учитывает факт разнообразия путей развития ребенка;
- ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования;
- обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания качества образовательной деятельности для семьи, образовательной организации и для педагогов в соответствии:
– с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве;
– разнообразием вариантов образовательной среды.
Оценка результатов освоения программы необходима для:
- выявления начального уровня развития способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
- прослеживания динамики развития;
- проектирования и индивидуальной работы;
- оценки эффекта педагогического воздействия;
- прослеживания динамики развития;
- проектирования и индивидуальной работы;
- оценки эффекта педагогического воздействия
3.5 Учебно-методический комплекс
1. Федеральный Государственный Стандарт Образования (дошкольное образование) пункт 2.6
2. Ашикова С. Подружись с карандашами// Дошкольное воспитание – 2004. № 4, с. 19- 23
3. Бетти Эдвардс. Правополушарное рисование. Открой в себе художника. Август 2013г
4. Вальденс Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арт-терапия / 2012.
5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
6. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.: 2005.7.
7.Шайдурова Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам /М.: Детство-Пресс, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
laquo;На пороге школы»...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Маленькие исследователи"
Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Для реализ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик" рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по развитию речи «Будем говорить правильно»
Использование программы в образовательной деятельности предусматривает дополнительгые занятия по развитию речи детей во 2 младшей группе детского сада....
Рабочая программа по освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Рисование для детей от 5 до 7 лет (соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО)
Рабочая программапо освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Рисование для детей от 5 до 7 лет (соответствует ФГОС ДО и ФОП Д...