Наименование проекта: «В гостях у Золотой Хохломы».
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Введение
Тип проекта: познавательно-творческий
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный
Возраст детей:6-7лет
Сроки реализации: 2 недели
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Актуальность темы:Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должны начинаться, как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через народные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно-прикладного творчества.
Проблема:Дети подготовительной группы в недостаточной степени имеют представления о том, что декоративно-прикладное творчество в разделе «Золотая хохлома» не только может прорисовываться красками, но и посредством «пластилинографии».
Цель проекта: Расширить представления детей, о хохломской росписи, об изделиях народного декоративно – прикладного творчества.
Задачи проекта:
«Художественно-эстетическое развитие»: воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любви и уважение к труду народных мастеров-умельцев; формировать умения использовать нетрадиционные техники рисования (пластилинография), изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера.
«Познавательное развитие»:познакомить с историей возникновения и выразительными средствами хохломской росписи (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре); дать возможность детям самостоятельно прикоснуться к народным ценностям, традициям с помощью наглядных пособий по хохломской росписи.
«Речевое развитие»: активизировать словарь новыми словами: «завиток», «травка», «ягодка», учить использовать новые слова, развивать умение называть элементы узора «Золотой хохломы».
«Социально-коммуникативное развитие»: развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание учавствовать в совместной коллективной деятельности, развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, пластилин, стеки, диски, клеёнки, гуашь, картон, кисти, народные костюмы, наглядные пособия по хохломской росписи (Вазы, доски, ложки,чашки,подносы).
Практическая часть
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовитиельный
1. Определение целей и задач.
2. Изучение методической литературы.
3. Подбор литературы по теме проекта.
4. Выбор форм работы с детьми и родителями.
5. Составление плана реализации проекта.
II этап – основной (практический):
1. Наблюдения.
2. Проведение бесед.
3. Дидактические игры.
4. Чтение художественной литературы.
5. НОД лепка,рисование
7. Отгадывание загадок.
8. Консультации для родителей.
III этап – заключительный:
- Ярмарка, презентация детских творческих работ, подвижные народные игры, дидактические игры.
- Оформление и проведение выставки народных мастеров по мотивам хохломского промысла для воспитанников группы.
Работа с родителями
Подбор информации по теме проекта, консультации для родителей по теме проекта, презентация папки-передвижки «Хохломская роспись».
Беседа с родителям на тему: «Декоративно-прикладное искусство» (для формирования интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта).
Схема проекта
Образовательная область | Формы, методы и средства |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры «Ремесленники», Ярмарка, «Путешествие в село Хохлома», «Народные умельцы».
|
Познавательное развитие | - рассматривание иллюстраций на тему «Изделия народного промысла» - Д/игры «Собери картинку», «Найди лишнее», «Дорисуй рисунок», «Составь узор», «Раскрась картинку», «Что изменилось?» - виртуальная экскурсия в село Хохлома. - Д/и «Мастерская «Золотая хохлома».
|
Речевое развитие | - Беседа «Золотая хохлома», - пословицы, поговорки, стихотворения по теме проекта.
-НОД развитие речи «Путешествие на ярмарку в с.Хохлома». |
Художественно-эстетическое развитие. | - Раскрашивание раскрасок -НОД «Хохломская тарелочка» (пластилинография) -НОД рисование «Декоративная доска», -НОД аппликация «Чудо-хохлома» -Мастер-класс «Хохломские ложки».
|
Физическое развитие | - Физкультминутка «Чудо чудное, диво дивное-золотая хохлома», - П/И «Золотые ворота», «Переправа», «Третий лишний». |
Ожидаемые результаты: Расширили представления детей, о хохломской росписи, об изделиях народного декоративно – прикладного творчества, сформировали знания и умения по хохломской росписи изделий быта.
Заключение
В ходе реализации проекта воспитателем были воплощены поставленные задачи: дети ознакомились с историей возникновения и выразительными средствами хохломской росписи. Использовались различные нетрадиционные технологии пластилинография, дети научились украшать посуду хохломскими узорами.
Список литературы
- «Дети и народное творчество» - М.: Просвещение, 1995 г.
- «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» Л. В. Орлова – Москва «Мозаика – синтез».
- «Народное декоративное – прикладное искусство» - М.: Просвещение, 1984.
- «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)» Грибовская А. А. - Москва 2011 г.
- «Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие» - М.: Мозаика – Синтез, 2002 г.
- Жигалова С. Роспись Хохломы. - М.: Детская литература,1991.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М. ,1990.
- Соломенникова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. - М. ,С., 2003.
- Соломенникова О. А. Радость творчества. - М.,Мозаика-синтез,2005.
Приложение 1
Беседа в подготовительной группе на тему: «Золотая хохлома».
Цель:развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
- Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.
- Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.
- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
- Формировать знания об особенностях росписи посуды.
Воспитатель:
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
- Любите отгадывать загадки? (Да).
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …(Хохлома)
- Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нет:
Гроздь огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
Здесь посуда знатная
Складная да ладная
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
-А хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?
Воспитатель:Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области. В окрестностях города Нижний Новгород находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки,да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную,
И узорчатый орнамент
Древне суздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
2Входим в царство Берендея,
В мир волшебной Хохломы.
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организована выставка хохломских изделий.
Вопросы детям:
1 Почему так часто хохломскую роспись называют золотой? (цвет-золотой).
2.Почему хохломская посуда имеет разные названия? Назовите те, которые вам хорошо знакомы. (ложка, ваза, стаканчик, солонка).
3 Из каких элементов состоит узор? (травка, завиток, лист, ягодка, цветок. (Если затрудняются, то назвать и показать).
4.Какие цвета использовали художники в росписи? (красный, желтый, зеленый, черный).
5.Какой цвет может использоваться для фона? (показать образцы – красный, черный, желтый).
Развлечение
Ярмарка «Золотой хохломы
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей подготовительной к школе группе посредством ознакомления с хохломским народным промыслом.
Задачи:
— закреплять знания детей охохломской росписи;
— продолжать совершенствовать двигательные навыки и умения;
—развивать физические качества, быстроту, ловкость, силу, выносливость;
— доставлять детям радость, желание играть командой, оценивать как свои действия, так и действия своих товарищей.
Оборудование: плакаты: «Хохломская роспись», «Мы приглашаем к себе всех, кто любит веселье, игры и смех», «Игры, аттракционы, много чудес! Спешите — мы приглашаем на ярмарку всех!», костюмы Петрушки аудиоаппаратура, записи веселой музыки, — по количеству детей, кисти, краски, вода в стаканчиках, канат, по 2 деревянные ложки, по 2 ориентира, мешка.
Дети собираются на спортивной площадке. Девочки одеты в русские платки и сарафаны, а мальчики – в рубахи. Ребят встречает Петрушка.
Петрушка. День добрый, гости дорогие.
Красны девицы да добры молодцы,
Не хотите ль на ярмарку отправиться?
Товар купить, товар продать.
На других посмотреть.
Себя показать.
Ребенок. Отчего ж? Ярмарка — дело хорошее.
Петрушка
Больше шуток, улыбок и смеха,
Для нашей ярмарки они не помеха.
Мы просим вас веселиться, играть,
Радоваться другим и себя показать.
Пора и в путь-дорогу собираться.
Ребята, в детском саду никто не остался?
Дети с Петрушкой отправляются в путь-дорожку и подходят к первому лотку с хохломской росписью разглядывает лежащие на подносе изделия). Ребята, а что вы знаете о хохломской росписи?
Дети отвечают.
Продавец. А теперь послушайте мой рассказ. Хохломская роспись получила свое название благодаря одноименному селу — Хохлома. Сюда крестьяне свозили деревянные изделия с росписью — ложки, чашки, блюда, ковши для продажи. А кто из вас знает, как создаются хохломские изделия?
Петрушка. Ребята, а вы хотите попробовать разукрасить ложку или блюдо хохломской росписью? Вспомните основные элементы хохломской росписи.
Дети отвечают.
Вы правы. Это трава, кустики, стройные осоки, ягоды, веточки.
Для детей заранее подготовлены столы и стулья, краски, кисти и вода, вырезанные из бумаги ложки, блюда. Под веселую музыку ребята наносят хохломскую роспись на предложенные шаблоны.
Дело сделано, теперь можно и поиграть.
Удаль, ловкость, быстроту показать.
Эстафета : «Перенеси воду»
Формируются две команды по 4 человека. В соревнованиях используются ложки с хохломской росписью.
В ложке с хохломской росписью — вода.
Быстро бежать нельзя.
Дышать можно,
Только очень-очень осторожно.
Воду не расплескать.
Красивую ложку не потерять.
Петрушка.Молодцы, все удальцы. Пора нам отправляться к следующему лотку.
Не хотите ли вы со мной посоревноваться?
Петрушка.А нам послышалось что-то другое... Соревноваться? Это же интересно. А в чем бы ты хотел с ребятами соревноваться?
Ребенок. Дорогой Петрушка, твои соревнования нам неинтересны.
Петрушка. Ладно, ладно, я просто пошутил. Но играть я люблю, потому что всегда у всех выигрываю.
Петрушка. Не хвастайся, Петрушка. Ребята у нас спортивные, сильные. В обиду себя не дадут.
Игра «Кто быстрее?»
Дети встают в круг, в центре которого стоит стул, а на нем три ложки. Ребята под музыку выполняют движения по кругу: бегают, прыгают на двух ногах, «змейкой» и т.д. С окончанием музыки, кто успеет, должен быстро схватить со стула ложку. Таким образом игра повторяется несколько раз. Петрушка участвует наравне с детьми.
Петрушка.Спасибо за рассказ, а тебе, Петрушка, за игру.
Дети прощаются с Петрушкой и отправляются к лотку с дымковской игрушкой.
Продавец
Что же это за товар
На моем лотке?
Знать об этом вы должны.
Расскажите, знатоки.
Если дети затрудняются с ответом, то продавец рассказывает ребятам о
Петрушка
А сейчас, детвора,
Начинаются игры затейные
В разных углах нашего двора,
Нашей ярмарки,
Развеселой ярмарки.
В разных местах заранее подготовлены атрибуты для игр и соревнований.
Игра «Раскрась поднос».
Детям раздаются заготовки подносов. Они должны, используя приемы росписи хохломы расписать их.
Дети с продавцами лотков с народными промыслами по очереди обходят все игровые места, где впоследствии принимают участие в веселых играх и состязаниях: «Прыжки в мешках», «Поднимание гантелей».
Нас за тридевять земель
Не укатит карусель.
Но куда же без оглядки
Мчатся зайцы и лошадки?
Едем мы на карусели
От веселья и к веселью.
В. Берестов
Дети под веселую музыку катаются на карусели.
Все когда-то кончается.
Веселая ярмарка закрывается.
Но вы не грустите и не огорчайтесь.
На любимых праздниках чаще встречайтесь.
Показ и презентация своих работ (ложки и тарелочки из «Золотой хохломы»).
К друзьям ходите,
К себе их зовите
На чай с вареньем,
С баранкой, печеньем,
С пирогами горячими,
С конфетами сладкими.
На этом праздник ярмарки заканчивается.
Презентация детских творческих работ
Подвижная игра «Золотые ворота»
Разукрашивание подносов Хохломской росписью
Подвижная игра «Хохломские ложки»
Приложение 2
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дидактическая игра: Перед началом игры карточкидолжны быть разрезаны по пунктирным линиям.
Цели: учить детей выделять форму предмета,цвета,учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей;соотносить образ представления с целостным образом реального предмета,действовать путём прикладывания.
Игра «Найди лишнее».
Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных, развивать внимание, наблюдательность, речь.
Материал: 3 – 4 изделия одного промысла и одного любого другого.
Правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.
Ход игры: выставляются предметы. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.
Игра «Мастерская «Золотая хохлома».
Цель: учить устно, описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь – описание.
Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.
Правила: точно описать предмет, который хочет «купить».
Ход игры: предметы «Мастерская» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные – «покупатели». Они выбирают предмет и точно описывают его. «Продавец» может задавать вопросы.
Игра «Что изменилось?»
Цель: закреплять представления о какой – либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и объяснять их.
Материал: предметы разных промыслов.
Правила: игрок, первым заметившим изменения должен первым поднять руку для ответа. Если ответ верный, то становится ведущим.
Ход игры: перед игроками 5 предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив их расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает какой – либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбираются другие ведущие.
Игра «Узнай элементы узора».
Цель: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой – либо росписи, учить вычислять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материал: большие карты, украшенные какой–либо росписью, в нижней части которой 3 – 4 свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом и деталями.
Правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.
Ход игры: получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.
Приложение3
Физкультминутка
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Хохлома, Хохлома,
Наше чудо дивное!
Мы рисуем Хохлому –
Красоту невиданную.
Рисовали «травку»
Солнечною краской,
Ягодки, огоньки –
Алой краской от зари.
Сколько здесь прекрасных чаш –
Это вам подарок наш!
Приложение 4
Мастер-класс рисование-аппликация «Хохломская ложка»
Пошаговая инструкция
Описание: Мастер-класс предназначен для работы с детьми 6-7 лет при изучении тем: «Золотая хохлома» "Русские народные промыслы", "Посуда".
Назначение: украшение быта деревянными ложками с хохломским узором.
Цель: украшение ложек растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи.
Задачи:
- учить рисовать завитки, травку, прожилки;
- познакомить детей с творчеством хохломских мастеров;
-вырезать из картона
- воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца;
- развивать творческие способности, фантазию при украшении ложек.
Материалы и инструменты:
- Гуашь, кисти, ножницы, клей ПВА , деревянные ложки.
Правила работы с ножницами:
— не играй с ножницами, это не игрушка;
— не проводи пальцами по лезвиям ножниц, ими можно обрезаться;
— нельзя класть ножницы на край стола, они могут упасть и поранить;
— нельзя передавать ножницы остриём наружу;
— нельзя размахивать ножницами;
— нужно закрывать ножницы, если ты ими больше ничего не вырезаешь.
Ход работы:
В старину в деревне под названием Хохлома мастера изготавливали деревянные ложки из берёзы, осины, ольхи. Ложки они вытачивали из специальных заготовок, затем пропитывали их льняным маслом, просушивали, а затем раскрашивали и покрывали лаком. Русские ложки славятся во всём мире.Резные ложки и ковши ты разгляди-ка не спеши.Там травка вьётся и цветы небывалой красоты.Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют хохломой.
Откуда такое название- «ложкари»? Кто они такие?
На одном берегу реки жил царь, как его звали, никто уже и не помнит. На другом— стояла избушка Семена-Ложкаря. Мастер был— каких мало. Ложки деревянные вырезал— загляденье! Прослышал царь про Семена, да и приказал ему сделать ложки для своей армии. Семен приказ исполнил. Солдатам— хорошо: поел похлебку, ложку сполоснул, за голенище сапога сунул и пошел в поход. Прознали мастера во всей земле, посыпались нанего заказы. Семен-Ложкарь понял, что не справиться ему со всей работой, поджег свою избу и сбежал в дремучий лес. Но от искры пожара родилось чудо чудесное— роспись наикрасивейшая, какой больше нигде нет. Вот так, попреданию, ипоявилась на свете золотая Хохлома. И хотя легенд орождении хохломской росписи не менее восьми, в городе Семенове, сегодняшнем центре традиционного русского промысла, любят именно эту. Так что на фабрике «Хохломская роспись» с гордостью показывают всем гостям памятник тому самому Семену-Ложкарю.
- Начинаем работу с вырезания шаблонов.
- Вырезаем по шаблону форму ложки. Приклеиваем картон к основе ложки.
- Черным или желтым цветом закрашиваем фон ложки.
- Наносим элементы «Золотой хохломы»
Работы воспитанников подготовительной группы
Хохломская роспись-алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы.
Рощи, перелески, шёлковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша хохлома.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Золотая хохлома"
Педагогический проект "Золотая хохлома"...
Проект по художественно-эстетическому развитию "Золотая хохлома"
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством...
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....
Проект "В гости к Золотой рыбке" (2018-2019 уч.год)
Однодневный проект в средней группе, приуроченный к дню рождения А.С.Пушкина....
Проект в старшей группе "Золотая Хохлома".
Проект на тему «Золотая Хохлома».(старшая группа)...
Проект "Красотой Руси полна Золотая хохлома"
laquo;Красотой Руси полна Золотая Хохлома!Ты строга, нетороплива, величава и игрива.Ты любовью рождена, мастерством одарена.Душу русскую неси из глубин святой Руси!» С каждым годом у...
Проект Создание мини - музея "Золотая хохлома"
С каждым годом становится все меньше людей, особенно в больших городах, знающих или интересующихся культурой своей страны, народными промыслами. А, значит, некому передать свой опыт, знания подрастающ...