Проект Создание мини - музея "Золотая хохлома"
проект
С каждым годом становится все меньше людей, особенно в больших городах, знающих или интересующихся культурой своей страны, народными промыслами. А, значит, некому передать свой опыт, знания подрастающему поколению. Это и привело к решению о создании мини-музея «Золотая хохлома» в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_hohloma.docx | 172.83 КБ |
dnevnik_rabot.docx | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: Создание мини-музея «Золотая хохлома»
Тип проекта: познавательно-творческий, общественно-полезный, долгосрочный.
Срок реализации проекта: январь – февраль 2023
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатель, родители.
Актуальность проекта:
В современное время встает важный вопрос о формировании у детей патриотизма, привития им любви к своей Родине. Это невозможно без их знакомства с культурным наследием, создававшимся веками нашими предками.
Хохломская роспись – одна из форм народного промысла, в которой прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад.
Цель проекта:
Расширение представлений о культуре родной страны, народном хохломском промысле и росписи, что в дальнейшем поможет вызвать интерес у детей и к другим народным промыслам, осознать красоту и ценность культуры родной страны. Обновить предметно – развивающую среду в группе.
Задачи проекта:
-познакомить детей с предметами народного промысла и историей возникновения хохломской росписи, вызвать интерес к изучению истории России;
-вырабатывать умение рассматривать хохломские изделия;
-развивать память, мышление, умение выделять и называть простые элементы хохломской росписи: ягоды, завитки, травка, листики.
-способствовать развитию творческих способностей у детей: самостоятельно выбирать основной фон и в соответствии с ним – колорит росписи, развивать чувство цвета, творчество, фантазию, умение создавать узоры по собственному замыслу «под хохлому», используя разнообразную работу кистью в изображении знакомых элементов;
-формировать интерес и любовь к народным традициям, показывая народное декоративно-прикладное искусство старых мастеров и современных авторов нераздельно от народной музыки и устного народного творчества;
-добавить новые атрибуты в группу (посуда, стол «хохлома»);
-создать групповой альбом «хохломская роспись»
Проблема проекта:
С каждым годом становится все меньше людей, особенно в больших городах, знающих или интересующихся культурой своей страны, народными промыслами. А, значит, некому передать свой опыт, знания подрастающему поколению. Это и привело к решению о создании мини-музея «Золотая хохлома» в группе.
Ожидаемые результаты: от результатов проекта ожидаю, что дети:
1. Познакомятся с историей хохломской росписи.
2. Научатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду.
3. Сформируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.
4. У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.
5. У детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров.
6. В группе будет функционировать новый творческий уголок.
Формы реализации проекта:
Непосредственно образовательная деятельность
Игры
Беседы
Консультации родителям.
№ | Образовательная область | Содержание |
1 | Физическое развитие | Проведение народных подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др. |
2 | Социально-коммуникативное развитие | Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы. |
3 | Художественно-эстетическое развитие | Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера. Знакомство детей с народным музыкальным творчеством. |
4 | Речевое развитие | Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок, считалок. |
5 | Познавательное развитие | Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуды, особенностях её росписи. |
1 этап подготовительный:
-подбор материала для деятельности детей, литературы и наглядных пособий.
2 этап основной:
-знакомство с видами хохломской росписи и практическая деятельность детей;
-сбор экспонатов с хохломской росписью и оформление выставки в мини-музее;
-разработка дидактических пособий.
3 этап заключительный:
-презентация выставки мини-музея «Золотая хохлома», анализ проведенной работы. В перспективе – подбор нового материала, проведение экскурсий для детей других групп, оформление мини-выставок детских работ по тематике «Народные промыслы».
Перспективный - тематический план работы над проектом
Образовательная область | Работа с детьми | Практические материалы |
Физическое развитие | Ход игр (см. приложение 3) | |
Социально-коммуникативное развитие | ||
Художественно-эстетическое развитие | Рисование – аппликация «Роспись ложки, чашки» в стиле золотой хохломы. Рисование «Тарелочка» в стиле золотой хохломы. Рисование «Подарок для мамочки любимой» роспись подноса в стиле золотой хохломы. Лепка «Корзиночка» | Гуашь, шаблон ложки, фотографии с узором «хохлома», белый картон (образец в приложении 1) Гуашь, шаблон тарелки, фотографии с узором «хохлома» (образец в приложении) Гуашь, картонная тарелка, черно-белая раскраска - узоры (образец в приложении) Пластилин, картон (образец в приложении) |
Работы детей объединяются в общий творческий альбом для музея | ||
Речевое развитие | Чтение рассказов, стихов, пословиц. Разучивание стихов | Л. Яхнин «Веселое слово хохлома». Д.Родари «Чем пахнут ремесла». Братья Гримм «Горшок каши». (Л. Куликова) «Как волшебница Жар-птица, Не выходит из ума Чародейка-мастерица, Золотая Хохлома…» (см. приложение) Частушки (см. приложение 4) Подбор стихов, индивидуальная работа с детьми – разучивание (стихи – см. приложение 2) |
Познавательное развитие | Беседы: «История возникновения хохломской росписи» «Русская изба» (предметы быта) | Просмотр видео материала |
Приложение 1
Приложение 2
Подбор стихов, индивидуальная работа с детьми – разучивание
(Соня С)
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
(Лиза Д)
Разгляди и не спеши.
Трава там вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они как золотые,
Как будто солнцем залитые.
(Ира Б)
Посуда не простая,
А точно – золотая!
Яркие узоры,
Ягодки, листочки
Называется она-
Золотая Хохлома.
Приложение 3
Перечень спортивных игр-забав
«Заря»
Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков - водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и приговаривает:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Произнеся последние слова, водящий должен осторожно положить ленту на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и бегут по кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять место, становится «зарей», и игра повторяется снова.
Русская народная игра «Золотые ворота»
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
«Гори-гори ясно»
Считалкой выбирается ведущий. Участники игры становятся в круг, держась за руки. Ведущий встаёт в круг, в руках у него ленточка, поднимает её над головой и начинает движения против основного круга. Когда начинается движение круга, все игроки вместе с ведущим произносят слова:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После сказанных слов ведущий игрок останавливается, поднимает руку с ленточкой вверх, делает ею взмах, будто пытается их разделить, а двое детей которые оказываются от ведущего с правой и с левой стороны поворачиваются друг к другу спиной и начинают убегать друг от друга в разные стороны за основным кругом детей. Кто первый обежит круг и вернётся к ведущему схватив ленточку, тот и победил, в дальнейшем он становится ведущим, а кто не успел он "горит".
Когда два игрока начинают свой забег, дети, стоящие в кругу "болеют" за понравившегося им игрока.
Игра повторяется несколько раз.
Русская народная игра «Ручеёк»
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
«Перетягивание каната»
Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.
«Горелки»
Эта веселая игра известна в народе издавна. Сначала все игроки разбиваются на пары и выстраиваются этими парами в колонну, одна пара за другой. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает их вверх, чтобы получились «ворота». Последняя пара в колонне проходит под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет следующая пара и т.д.
Впереди колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары проходят через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
-Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
Когда песенка заканчивается, та пара, которая в этот момент стояла впереди колонны, перестает держаться за руки, и ее участники разбегаются в разные стороны. А все остальные игроки кричат хором:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» должен догнать кого-то из убегающий, а они должны успеть снова взяться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они становятся впереди колонны, и игра повторяется. Если «горящий» поймал одного из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался без пары.
«Звонарь»
Игроки становятся в круг и выбирают водящего (например, при помощи считалки). Водящий идет по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки в это время пританцовывают на месте. Произнеся слово «звон», водящий поворачивается к игроку, который стоит около него, трижды хлопает в ладоши и кланяется. Игрок тоже хлопает в ладоши три раза, кланяется и становится за водящим. Теперь они ходят по кругу вдвоем, приговаривая все те же слова:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слове «звон» хлопки и поклон повторяется, и в игру включается третий участник. Так водящий ходит по кругу до тех пор, пока за ним не окажется 4-5 человек. После этого те, кто остался в кругу, начинают хлопать, а водящий и те игроки, которые шли за ним, танцуют. Когда игроки в кругу перестают хлопать, водящему и другим игрокам нужно стать с кем-то в пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим.
«Почта»
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города …
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.
«Подари платочек симпатии»
На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный платок.
«Петушки»
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).
Приложение 4
Частушки
Бабка деда не встречает
Бранью или лаской –
Целый день горшки рисует
Золотистой краской.
Хохлома, да хохлома,
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха и курицу.
Я все небо разрисую,
Разрисую хохломой:
Пусть все летчики летают
Под такою красотой.
Я вчера такое видел –
Не расскажешь никому:
Сидит заяц на березе
И рисует хохлому!
Предварительный просмотр:
Дневник работа «Золотая хохлома»
Дата 2023 | Работа |
09.01 | Беседа – Роспись в стиле хохлома Беседа - Русские народные промыслы. Хохлома |
11.01 | Подбор стихов, частушек. Разучивание. Индивидуальная работа – Софья, Лиза, Ира, Тамир, Найдан, Майдар |
16.01 | Творческая работа – заготовка тарелочек |
18.01 | Творческая работа – тарелочки с хохломской росписью. Подготовка места для создания мини – музея (работа с родителями) |
23.01 | Чтение рассказа «Веселое слово Хохлома» Стих «Чем пахнут ремесла» Подвижная игра «Горелки» Повторение стихов, частушек |
25.01 | Сбор атрибутов, посуды. Творческий альбом – рисование «Ложка, тарелка - золотая хохлома» |
30.01 | Подвижная игра «Горелки» Творческий альбом Лепка «Доска – хохлома» |
01.02 | Подвижная игра «Горелки» Повторение стихов, частушек |
03.02 | Изготовление полок, крепление (работа с родителями) |
06.02 | Оформление мини – музея (работа с родителями) Подбор русских – народных костюмов (работа с родителями) |
08.02. | Подвижная игра «Золотые ворота» Повторение стихов, частушек |
13.02 | Видеосъёмка. Выступление – стихи, частушки Софья, Лиза, Ира, Тамир, Найдан, Майдар |
15.02 | Подвижная игра «Золотые ворота» Подвижная игра «Горелки» Аппликация «Рябина» |
20.02 | Подготовка к конкурсу. Запись видеоролика -презентация |
22.02 | Изготовление посуды «хохлома» папье – маше |
27.02 | Районный конкурс творческих работ «Масленичные посиделки» Республиканский конкурс мини -музеев ДОУ «Любимая Бурятия моя» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Создание мини-музея традиционной тряпичной куклы в ДОУ"
Проект расчитан на учебный год. В рамках проекта педагог, дети, родители создают удивительные экспонаты для мини-музея народных кукол, а так же знакомятся с забытыми русскими традициями.[[{"type":"med...
Конкурс. Проект "Создание мини-музея «Календари» с использованием ТРИЗ технологий»
Авторский коллектив: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад «Журавушка»Куропатина Татьяна Леонидовна, воспитатель,Корниенко Елена Николае...
Проект «Создание мини – музея «КОМИ КУЛЬТУРА»»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения....
Проект создания мини-музея "В гостях у сказки"
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским ...
Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея « Народная игрушка»
Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического,историко-краеведческого воспитания лич...
проект "Создание мини музея "Я - Городовиковец"
работа по проекту...
Проект «Создание мини - музея «Гидростроитель»
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема сложная в условиях современной России. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Он формируется у каждого ребёнка индивидуально и связан с ...