Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект беседы "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!" | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством
«Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!»
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде?
Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.
Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.
Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.
В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…
И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т.е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.
Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы.)а вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.
И чего здесь только нету:
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
И нигде на свете нет таких соцветий.
Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы.
Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:
Братина _ русский шаровидный сосуд ХVI – XVII веков из дерева, меди, серебра, золота. Из нее на братничных пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Так же она использовалась как большая чаша для питья и еды.
Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.
Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости.
Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтение стихов).
Вот Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Наши ложки хохломские –
Самый лучший сувенир.
С позолотой – не простые
Прогремели на весь мир.
А вот утица по реченьке плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Чёрным крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
А вот поднос.
В нём алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Шелковые всплески
Золотой листвы.
Братина солнечна весьма,
На нём цветы и земляника.
Семёновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
Сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома». Дети придумывают слова («яркая», «Красочная», «жаркая», «солнечная», «сочная», «как золото блестит», «как жар-птица горит».)
Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.
В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте:
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
Откуда пришло название «хохломская роспись»?
Из какого материала делали посуду в Хохломе?
Какие цвета и оттенки используют художники?
Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их.
О чем напоминает вам роспись?
Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?
Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?
Художественное слово о Хохломе.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!
Терем, терем, теремок.
Он не низок, не высок
Расписные здесь завалинки,
С хохломским узором ставенки,
Солнце светит по утру,
Звери к терему идут.
ХОХЛОМА, ХОХЛОМА,
Наше чудо дивное.
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
Рисовали травку
Солнечною краской,
А цветы-огоньки
Красной краской от зари.
Сколько здесь прекрасных чаш –
Это Вам подарок наш!
Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывает сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива!
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
В.Боков
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Стоит студёная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А золотая Хохлома
Напоминает нам о лете.
Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Бочонок солнечен весьма,
На нём цветы и земляника.
Семёновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках;
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!
Н.Глазков
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Шёлковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точёной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд.
П.Синявский
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют ХОХЛОМОЙ!
ХОХЛОМА, ХОХЛОМА –
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу,
Петуха да курицу!
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать –
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать!
Вся деревенская краса
Вот так и мечется в глаза!
Тут груды чашей и горшков,
Корчаг, бочонков, кувшинов,
Там лыки, вёдра и ушаты,
Лотки, подойники, лопаты…
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золочёные, узоры кручёные.
Братина солнечна весьма!
На ней цветы и земляника.
Семёновская хохлома
Вся золотиста, краснолика!
А вот поднос.
В нём алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Шелковые всплески
Золотой листвы.
Вот ладья: цветущий хвост – корма.
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу хохлома,
Расписанная очень ловко.
Надою я молока,
Напою котёнка.
Разрисую хохломою
Милую Бурёнку.
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьётся
Попробуй, сумей-ка…
А где-то кудрины по чёрному полю
Мерцают как звёзды
В небесном раздолье.
Наши ложки хохломские –
Самый лучший сувенир.
С позолотой – не простые
Прогремели на весь мир.
А вот утица по реченьке плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Чёрным крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
Я всё небо разрисую,
Разрисую хохломой.
Пусть все лётчики летают
Под такою красотой.
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива.
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной Хохломы.
П.Синявский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным исскуством "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"
Введение, конспект интегрированного занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"...
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством
материал содержит цикл бесед по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством....
Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.
Обучение дошкольников умению различать наиболее известныхе виды декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской ; пониманию детьми характерных особенностей изделий...
Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей.
Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художест...
«Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством"
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, привива...
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...
Конспект занятия по рисованию «Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством. Жостовская роспись подноса"
Продолжать знакомить детей с народно - прикладным искусством. Дать представление о жостовском промысле, колорите, об истории происхождения жостовской росписи, об основных элементов росписи. Знакомить ...