Программа кружка
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Антонина Иосифовна Важнеева

Программа кружка умелые ручки, для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_umelye_ruchki_sr.gruppa.docx81.79 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 19 «МАЛЫШКА» Г. БРЯНСКА

(МБДОУ детский сад № 19 «Малышка» г. Брянска)

241022 г.Брянск, ул.Достоевского,д.6 тел.:8(4832)26-31-30

ИНН/КПП 3233009121/325701001 ОГРН/ОКПО 1023201101043/51671434

dsmalishka@mail.ru

        ПРИНЯТО:                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ:

        на педагогическом совете  МБДОУ                                          Заведующий МБДОУ детским садом  № 19

        детского сада № 19 «Малышка» г. Брянска                                                                    «Малышка» Брянска

        протокол  № 1, от «30» августа 2021 г.                                                         _____________ Н.В. Пупченко            

                                                                                                               

                    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ        

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетической направленности

 «Умелые ручки»

                                          Возраст воспитанников: 4 – 5 лет

Срок реализации программы: 1 год  

                               

                                                                                                Автор-составитель:

                                                                                                 А.И.Важнеева, воспитатель

                         

                                                                                                                                                                                                         

                                         

                                                        БРЯНСК, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. РАЗДЕЛ. ЦЕЛЕВОЙ

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цели и задачи реализации Программы.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе особенностей развития детей дошкольного возраста.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

1.6. Система оценки результатов освоения Программы.

  1. РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Учебный план

2.2. Режим занятий

2.3. Перспективный план работы  кружка « Умелые ручки»

2.4. План взаимодействия с семьями воспитанников

  1. РАЗДЕЛ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

3.1. Материально – техническое обеспечение программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

3.2. Список детей

3.3. Табель учета посещения  детьми кружка «Умелые ручки»

3.4.  Журнал учета занятий  кружка «Умелые ручки»

3.5. Уведомление педагога и приказ на организацию кружковой деятельности

3.6. Список литературы

1 РАЗДЕЛ. ЦЕЛЕВОЙ

  1. Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче и необычнее его ассоциации.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников.

Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора – играют, скажем мы. На самом деле тренировка пальчиков – это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развивать его способности. К.Д.Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не  деятельностью, а её однообразием или односторонностью». Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуется не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребёнком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приёмов, которые используются в работе.

Непосредственный контакт ребёнка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, побуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

Программа кружка «Умелые ручки» является программой общекультурного

направления,  которая предназначена для раскрытия творческих способностей в

области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является

обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости  созидания и открытия для себя что-то нового).

Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно – творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию, аппликации и лепке нетрадиционными техниками.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Темы моих занятий совпадали с лексическими темами детского сада. Для занятий в кружке использовались различные материалы: вата, крупы, поролон, природный материал, ватные диски, салфетки и т.д.

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал , а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, пластилином, цветными нитками, скорлупами, бумагой.

Предлагаемая программа имеет художественно  эстетическую направленность, которая  является важным  направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Также данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет  детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Актуальность  данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, бросовый материал, любая случайная находка могут быть   преображены и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.  Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх, инсценировках. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания детей особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,  трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,

усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

В заключении хочется сказать, что творческая работа, направленная на создание поделок из природного материала, не просто забава и приятное развлечение. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из неё создано. Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок как из природного материала, так и из других материалов – это умение видеть и создавать какой – либо образ.

Данная программа базируется на нормативно-правовых документах:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г №1726-р;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам  дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. №196 «О  внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Программа «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, на основе образовательной области «Художественно эстетическое развитие». В программе представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с   4 до 5 лет  по созданию условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством включения их в различные виды декоративно – прикладного творчества, развитию у детей таких качеств: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие само реализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность. Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, ручном труде.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество.

В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся, творческой активности ребенка, использование разнообразных форм, методов и приемов в образовательном процессе.

Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные  знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе

изготовления художественных изделий.

Программа призвана помочь педагогу, реализующего основную образовательную программу МБДОУ № 19 «Малышка» г. Брянска, и включена в вариативную часть дошкольного образования, формируемую участниками образовательного процесса.

1.2. Цели и задачи реализации Программы.

Цель:

Развитие личности ребенка, обеспечение становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление поделок из различных материалов.

Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством включения их в различные виды декоративно – прикладного творчества.

Задачи:

Образовательные:

  •  Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации;
  • Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
  • Формировать умения и навыки детей в процессе овладения тем или иным     способом деятельности, научить основным способам и техническим приёмам работы с ножницами, бумагой, клеем, пластилином.

Развивающие:

  • Развивать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость и аккуратность;
  • Развивать у детей художественный вкус, творческий потенциал;
  • Стимулировать  развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира
  • Развивать интерес и любовь к декоративно – прикладному творчеству;

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая  их творческие способности. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок.
  • Формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе;
  • Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

В основу программы положены принципы:

  • Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в

целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять

         предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание,

          вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач,      активизируя познавательную сферу.

  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и

          развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы

         повысить интерес и внимание детей к обучению.

  • Принцип сотрудничества – позволяет создать в ходе продуктивной

        деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

  • Принцип систематичности и последовательности - предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений

          и тренировок.

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип научности - заключается, в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных,

          существенных признаков (цвет, форма, величина).

  • Принцип уважения личности ребенка;
  • Принцип деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;
  • Принцип креативности. Создание условий для творческой активности детей.
  • Принцип вариативности. Свобода выбора ребенком способов решения творческих заданий.

     Принципы построения программы:

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • Доступность.
  • Системность знаний.

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе особенностей развития детей среднего  дошкольного возраста.

А) Сведения о педагоге

ФИО

Должность

Образование

Пед. стаж

Квалификационная категория

Важнеева Антонина

Иосифовна

Воспитатель

Среднее, педагогическое

18 лет

первая категория

Б) Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Данная программа предназначена для проведения образовательно – воспитательной работы с детьми 4 – 5 лет (средний дошкольный возраст).

В) Возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет

Художественно-эстетическое развитие

Одной из главных задач обучения и воспитания детей 4-5лет является

обогащение  мировосприятия  воспитанника,  т. е. развитие  творческой  культуры ребенка  (развитие творческого нестандартного подхода  к реализации задания, воспитание трудолюбия,  интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками,

спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат  ребенка.

Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и

невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного

воображения, не стандартного мышления.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы.  Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.

 Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.         

 Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Г) Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Умелые ручки» реализуется в системе дополнительного образования в течение 1 года обучения.

Д) Формы занятий

Основной формой организации образовательного процесса является групповые занятия, которые проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы.

Результатом успешной работы по данной программе следует считать:

Ребенок умеет:

  •  планировать порядок рабочих операций.
  •  постоянно контролировать свою работу.
  • пользоваться простейшими инструментами.

Ребенок знает:

  •  Виды и свойства материала.
  • Правила безопасности во время работы.
  • Некоторые приемы  преобразования материалов (пластилинография,  из пластилина, обрывная  аппликация, объемная  аппликация, конструирование из бумаги, поделки из природных материалов);

Ребенок имеет  представление:

  • О приемах изготовления несложных поделок.
  • расширяют кругозор в области ознакомления с окружающим миром и природой, изобразительного искусства, литературы.
  •  О технике рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.

1.6. Система оценки результатов освоения Программы.

Педагогическая диагностика творческого развития поводится  с детьми два раза в год: в сентябре и в мае ( в форме наблюдения за работой детей, анализа творческих работ)

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по творческому развитию «Умелые ручки

       Для ее проведения используются следующие методы: наблюдение; анализ детских работ.  

    Используется методика диагностики художественно-эстетического развития в средней группе (4-5 лет).

Шкала оценки знаний ребенка

При оценке уровня творческих навыков детей, вводятся следующие обозначения:

Высокий уровень «В» - означает правильное выполнение, навык сформирован. Ребенок сам выполняет задание.

Средний  уровень «С»- означает недостаточно правильное выполнение

задания, навык в стадии формирования. Ребенок выполняет задание с помощью, последовательность действий может быть нарушена.

Низкий уровень «Н»-  умения и навыки отсутствуют , указывает на неправильное выполнение задания, навык не сформирован. Ребенок не выполняет задание.

 

   Диагностика освоения воспитанниками  Программы

                                               

        

п\п

Ф.И.

ребёнка

                   

                                            Технические навыки

Техника

пластилинография

Аппликация

из салфеток

Аппликация из  крупы

Аппликация               из ниток,

ткани

Поделки из природного материала

Рисование разными

техниками

Отношение к ручному труду

Проявление самостоятельности

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

       

 2 РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Учебный план

Продолжительность занятий

Месяц

Количество занятий в неделе

Количество занятий в месяц

20 мин.

сентябрь

1*5

4

20 мин.

октябрь

1*4

4

20 мин.

ноябрь

1*4

3

20 мин.

декабрь

1*5

5

20 мин.

январь

1*3

3

20 мин.

февраль

1*4

4

20 мин.

март

1*4

4

20 мин.

апрель

1*4

4

20 мин.

май

1*3

3

Количество занятий  год

35

2.2. Режим занятий

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей. 

Занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

15.40-16.00

-

-

-

-

2.3 Перспективное планирование

                                                         

Сентябрь

№ занятия

     Тема

                Задачи

Материалы

№1

«Мишка-лакомка» .  

(Аппликация из    крупы)

Учить детей аккуратно наносить клей на определенную площадь, аккуратно насыпать на него крупу. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Гречка, пшено, клей, заготовка фигуры медведя.

№2

«Яблочко».    (Аппликация  из бумаги.)

Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.

Цветная бумага, клей.

№3

«Ваза с листьями» или «Бабочка» (на выбор ребенка)

Учить выбирать набор материала из предложенных для изготовления поделки. Учить аккуратно обращаться с листьями в виду их хрупкости. Учить пользоваться клеим. Развивать фантазию.

Листья (рябины, клена), цветная бумага и клей.

№4

«Овечка».

Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию

картон, трафарет, клей, кисть, вата.

Октябрь

     

№1

«Фрукты и овощи

на тарелочке».

(Пластилинография)

Закреплять умения  детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму.

Пластилин, силуэт тарелочки с

фруктами овощами.

№2

«Зайчонок».

(Рисование методом тычка)

Познакомить детей с методом тычка. Закреплять навыки рисования кончиком тонкой кисти, прорисовывать мелкие детали. Углублять представление о цветах (белый, чёрный).Побуждать у детей добрые чувства к животным. Дать возможность проявить себя в  творческой игре.

Плоскостные фигурки, гуашь, кисточки,

 баночки для воды, салфетки.

№3

«Мышка».

(Аппликация из резаных ниток)

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Развивать умение равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку  изображения цветом.

Изображения

мышки, нитки резаные, клей, кисти.

№4

«Ёжик».

(Пластилинография,

аппликация из семян)

Научить изображать ёжика с помощью трафарета, пластилина, семечек подсолнуха. Воспитывать любовь к животным.

Трафарет,

пластилин,

семечки

подсолнуха.

Ноябрь

№1

«Грибочек».

(Поделка из природного материала)

Развивать умения детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина.

Желуди,

пластилин,

доска для лепки.

№2

«Гусеница».

(Поделка из поролона)

Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок и его свойствами (лёгкий, не тонет, впитывает воду, плавится, красится), бывает разного цвета и толщины, им наполняют игрушки, мебель; закрепить умение пользоваться ножницами в преобразовании кусочка поролона в нужную поделку. Воспитывать умение радоваться результату своего труда.

Поролон,

ножницы,

№3

«Конверт».

(Техника оригами)

Продолжать развивать умение детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам гармошкой, срезать не нужные части, соединять, оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию.

Бумага, ножницы,

схема.

Декабрь

№1

«Маленький цветочек в подарок,

приготовлю я».

(Рисование ладошкой)

Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования  -«рисование ладошкой»; воспитывать аккуратность. Формировать умение детей передавать образ цветов, строение и форму используя ладошки рук; закрепить знания цвета(красного, жёлтого, зелёного)

Альбомный лист бумаги,

гуашь, салфетки, баночки для воды.

№2

«Ёлочка».

(Мозаика из пластилина)

Формировать умение детей отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму ёлочки, нарисованную на светлом картоне.

Пластилин,

 на светлом картоне форма ёлочки.

№3

«Снежинки».

(из бумаги)

Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); закрепить умение детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги не сложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое до конца.

Бумага, ножницы.

№4

«Новогодняя открытка».

(Поделки из яичной скорлупы)

Познакомить детей с поделками из яичной скорлупы, вызвать желание сделать подобную своими руками, продолжать закреплять умение пользоваться кистью и клеем.

Яичная скорлупа,

Клей, кисть, трафарет.

№5

«Снеговик».

(Рисование манкой)

Познакомить детей с сыпучим материалом - манка. Познакомить с нетрадиционной техникой « Рисование манкой». Продолжать развивать умение детей равномерно засыпать манкой рисунок, выполненный клеем.

Крупа –манка,

Лист бумаги А4, клей.

Январь

№1

«Деревья в снегу».

(Аппликация из ваты)

Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой.

Лист картона, готовые формы, клей, вата.

№2

«Вот на ветках птички: снегири,

синички».

Закреплять умение детей срезать углы у прямоугольников и квадратов, округляя их, правильно работать  с  ножницами.

Листы бумаги, ножницы,

клей.

№3

«Кастрюлька  для

Юльки».

(Рисование клеем и крупами)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования клеем и крупами, комбинируя их. Закреплять умение детей посыпать рисунок крупой, аккуратно не просыпая мимо.

Лист картона,

клей, крупа,

бумага.

Февраль

№1

«Лесовичок».

(Поделки из природного материала)

Продолжать развивать умение детей создавать образ сказочного человека из природного материала. Совершенство-

вать умение детей работать с хрупким материалом. Проявлять фантазию и творчество. Закреплять умение детей размазывать пластилин по поверхности картона. Формировать умение детей самостоятельно выбирать цвет фона и поделок, природный материал для аппликации. Закреплять умение работать с клеем и разнообразным природным материалом. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Природный материал,

пластилин,

листА4картон.

№2

«Валентинки».

(Аппликация)

Развивать умение детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.

Клей,

готовые формы,

картон

№3

«Галстук для папы».

(рисование пальчиками)

Продолжать развивать умение  детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию и уважение к папам.

Краски,

Трафарет галстука.

№4

«Открытка

К 23 февраля».

(Аппликация)

Формировать умение детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

Картон,

готовые формы, клей.

Март

№1

«Солнышко».

(Рисование клеем  и

пшеном)

Познакомить детей с техникой рисования клеем и пшеном. Закрепить умение детей посыпать рисунок пшеном аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

ЛистА4,

картон, клей, пшено.

№2

«Поздравительный плакат к 8 марта».

(Аппликация из салфетки)

Развивать умение  детей приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, закреплять умения детей катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Продолжать развивать умения детей аккуратно приклеивать свой цветочек на общий ватман рядом с другим, составляя при этом композицию.

Ватман, картон, салфетки,

 клей,

готовые формы

№3

«Подсолнух».

(Аппликация из крупы)

Развивать умения детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазывать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

Лепесточки

подсолнуха из бумаги, лист картона, клей ПВА,

гречневая крупа

№4

«Ландыши».

(Работа с природным материалом)

Продолжать формировать навыки детей работать  с природным материалом, ракушками. Совершенствовать умение размазывать пластилин по линиям. Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус. Воспитывать аккуратность.

Природный материал, ракушки, пластилин.

Апрель

№1

«Нарядный мухоморчик».

(Аппликация из салфеток)

Познакомить с характерными особенностями грибов и их разновидностями, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней; научить детей из салфеток делать шарики и приклеивать их на шляпку гриба.

Готовые формы

 грибов,

салфетки, клей.

№2

«Божья коровка на листочке».

Формировать умения детей самостоятельно приклеивать готовую форму на листочек, по своему усмотрению размещать на общем ватмане, так, чтобы не загораживать работы других детей.

Готовые формы,

ватман,

клей.

№3

«Одуванчик»

(Ниткография)

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Ниткографии», продолжать развивать умения детей выклеивать силуэт мелко нарезанными нитками двух цветов.

Силуэт одуванчика,

нитки, клей.

№4

«Дельфин».

(Аппликация  из резанных ниток)

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Формировать умение детей равномерно намазывать небольшие участки клеем и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Клей,

Трафарет

изображения,

нитки, кисточка.

Май

№1

«Облако».

(Рисование клеем и манкой)

Продолжать знакомить с техникой рисования клеем и манкой. Закрепить умение детей посыпать рисунок манкой аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

Силуэт рисунка,

клей, манка,

кисточка.

№2

«Рыбка».

(Аппликация из ткани)

Формировать умения детей приклеивать ткань к картону, аккуратно намазывая клеем. Соединять детали поделки между собой, вклеивая между ними детали из цветных лент.

Картон,

цветные ленты,

клей,

кисточка.

№3

«Барашек».

(Рисование  клеем и ватой)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования клеем и ватой, заполняя пустое пространство. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

Силуэт

барашека,

клей,

кисточка

вата.

№4

«Черепашка».

(Аппликация из крупы)

Формировать умение детей равномерно распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, чёткость.

Трафарет, крупы, клей, кисть.

2.4. План взаимодействия с семьями воспитанников

Месяц

Содержание деятельности

Сентябрь

Анкетирование родителей «Изобразительная деятельность дошкольников»

Индивидуальные беседы по итогам анкетирования

Советы родителям «- Знакомство детей с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства»

Октябрь

Семинар-практикум «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Помощь родителей в оформлении предметно-развивающей среды

Рекомендация для родителей «Организация творческой работы детей дома»

Ноябрь

Памятка «Поможем детям творить».

Игра-тренинг «Художники с пелёнок»

Выставка «Покормите птиц зимой» конкурс на лучшую креативную кормушку»

Декабрь

Оформление папки-передвижки «Развиваем творческие способности».

Советы для родителей «Относитесь к рисованию вашего ребенка серьезно»

Оформление стенда: «Вместо кисточки - рука»

Январь

Консультация «Ручной труд с природным материалом»

Выставка рисунков «Что мы умеем»

Консультация «Ручной труд в детском саду и дома»

Февраль

 Консультация «Как научить ребёнка пользоваться ножницами»

Памятка «Как играть с пластилином»

Фотоколлаж  «Умелые ручки»

Март

Советы для родителей «Выбираем ножницы для ребёнка»

Мастер - класс «Рисование пластилином». 

Апрель

Выпуск газеты «Наши достижения»

Консультация «Ручной труд в детском саду и дома»

Индивидуальные беседы «Лепим дома»

Май

Листовка «Организация изобразительной деятельности детей в домашних условиях»

Творческий проект «Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию и ручной труд»

Консультация для родителей «Творим вместе с детьми».

3.РАЗДЕЛ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

3.1. Материально – техническое обеспечение программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

наименование

количество

1

Природный  материал

 

2.

Бумага альбомная, картон

по количеству детей

3.

Карандаши простые, цветные карандаши

по количеству детей

4.

Ножницы

по количеству детей

5.

Клей ПВА

по количеству детей

6.

Гуашь, акварельные краски, кисти

по количеству детей

7.

Восковые мелки

по количеству детей

8.

Телевизор

1 шт.

9.

Трафареты, стеки

по количеству детей

10.

 Иллюстрации

11.

 Баночки для промывания кисти

 по количеству детей

12.

 Тряпочки, ткани, нитки, ленты

 

по количеству детей

13.

14. Крупа разная

по количеству детей

14.

15.Семечки

по количеству детей

15.

16. Цветной пластилин

по количеству детей

16.

17. Штампы, дополнительные материалы для творчества

по количеству детей

17

Ватные диски, салфетки

по количеству детей

Перечень дидактического материала

  1. Настольно-печатные игры: «Собери узор», «Что перепутал художник?», «Гусенички», «Составь изображение из частей», «Художники», «Что не так?», «Найди различия», пазлы «Народное творчество»,  «Карандаши».
  2.  Дидактические игры: «Волшебные цвета», «Веселые краски». «Собери и сосчитай матрешек», «Собери пейзаж», «Цветная мозаика», «Цвета и краски», «Домики», «Что лишнее», «Что бы это значило?» и др.
  3. Дидактические и наглядные пособия:  набор картинок «Русские узоры», Альбомы: « Дымковская роспись», « Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома».
  4. Дидактические игрушки: «Дымковские игрушки», «ложки хохлома».

Мультимедийные презентации

1.  «Использование нетрадиционных техник рисования»

2. «Современные техники в  изодеятельности»

3. «Работа с различным материалом по ручному труду в детском саду»

4. «Для ребенка, вместе с ребёнком, исходя из возможности ребёнка»

5. «Русская матрёшка»

6. Мастер класс «Подарок для мамы»

7. «Волшебные ладошки»

8. «Поделки из природного материала - Ёжик»»

9. «Лепка в детском саду»

10. «Применение нетрадиционной техники  пластилинографии  в изобразительной деятельности детей»

11. «Использование нетрадиционной техники рисования крупой»

Видеоматериалы

  1. Мультфильмы: «Петух и краски», «Мышонок и карандаш», «Мы рисуем», «Пейзаж», «Незнайка и художник Тюбик».
  2. «Смешарики» (Бараш - художник)
  3. Познавательный фильм из цикла «Маленький художник»
  4. Развивающая программа «Ручной труд в Д\саду»

5.  «История искусств вместе с Хрюшей» (обучающий видеоролик)

     6.Видео уроки по рисованию детям 4-5 лет

 

 

3.2. Список детей

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Примечание

Бахышов  Руслан

Белоножко  Дмитрий

Витолин  Артём

Вожакин Дмитрий

Головко Тимофей

Ерохина Анна

Евсикова Ульяна

Жарков Артём

Зайцев Тимофей

Иванова Ксения

Изотова Алина

Ильичев Никита

Карпухина Кира

Качаев  Максим

Коцеро  Дмитрий

Липчанская Александра

Лубинский  Михаил

Мишин  Иван

Москаленко  Дарья

Назаров Максим

Орехов Тимофей

Панова Полина

Протченко  Демид

Слесаренко София

Сомкина  Анастасия

Сомова  Ксения

Тужикова  Василиса

Уланова Александра

3.3. Табель  учета  посещения детьми  кружка «Умелые ручки»

п/п

Фамилия ребёнка

                                                                       МЕСЯЦ

сентябрь

октябрь

ноябрь

 декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

27.

28.

Всего:

3.4.  Журнал учета занятий  кружка «Умелые ручки»

№ п/п

Дата

Тема

Подпись руководителя

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Реализация часов

Норма

Фактически

Отклонения

35 ч

Вывод: Дополнительная программа «Умелые ручки» по количеству часов за 2021 – 2022 учебный год реализована

в полном объеме  /  не в полном объѐме  (нужное подчеркнуть)

3.6. Список литературы

Программа «Умелые ручки» художественно – эстетической направленности создана на основе методических пособий

Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду»,

Казаковой Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»,

Рябко Н. Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика»,

Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду»,

Агапова И., Давыдова М. «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Антипова М. «Соленое тесто»,

Комарова Т. С. «Детское художественное творчество»,

Комарова Т. С. «Обучение детей технике рисования»,

Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 5-6 лет»,

Малышева Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду»

Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.:Владос, 2002, 176с (средняя  группа,).

 Шпикалова Т. Я. ,Ершова Л. В. и др. «Волшебный мир народного творчества».В 2ч. -М.:Просвещение,2004, 79с.

Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

Л.В. Куцакова» «Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми.» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017

Т.С.Комарова «Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017

Т.С. Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников. Монография» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017

«От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд.,испр.и доп. – М.: .: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

Вовикова, А.Н. Аппликации и поделки из бумаги для детей 4-5 лет

Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника /

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 19 «МАЛЫШКА» Г. БРЯНСКА

(МБДОУ детский сад № 19 «Малышка» г. Брянска)

241022 г.Брянск, ул.Достоевского,д.6 тел.:8(4832)26-31-30

ИНН/КПП 3233009121/325701001 ОГРН/ОКПО 1023201101043/51671434

dsmalishka@mail.ru

        ПРИНЯТО:                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ:

        на педагогическом совете  МБДОУ                                          Заведующий МБДОУ детским садом  № 19

        детского сада № 19 «Малышка» г. Брянска                                                                    «Малышка» Брянска

        протокол  № 1, от «30» августа 2021 г.                                                         _____________ Н.В. Пупченко            

                                                                                                               

                                     ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Художественно - эстетической направленности

 «Умелые ручки»

Возраст воспитанников: 4 – 5 лет

Срок реализации программы: 1 год  

                               

                       

                                                                                                      Автор-составитель:

А.И. Важнеева , воспитатель

                                                   

                                               БРЯНСК, 2021 г.

   УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 19 «МАЛЫШКА» Г. БРЯНСКА

(МБДОУ детский сад № 19 «Малышка» г. Брянска)

241022 г.Брянск, ул.Достоевского,д.6 тел.:8(4832)26-31-30

ИНН/КПП 3233009121/325701001 ОГРН/ОКПО 1023201101043/51671434

dsmalishka@mail.ru

        ПРИНЯТО:                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ:

        на педагогическом совете  МБДОУ                                          Заведующий МБДОУ детским садом  № 19

        детского сада № 19 «Малышка» г. Брянска                                                                    «Малышка» Брянска

        протокол  № 1, от «30» августа 2021 г.                                                         _____________ Н.В. Пупченко            

                                                                                                               

                                      ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

        Художественно – эстетической направленности

 « Умелые ручки »

Возраст воспитанников: 4 – 5 лет

Срок реализации программы: 1 год  

                               

                                                                                                    Автор-составитель:

А.И.Важнеева ,  воспитатель

                                                     

                                                   

                                                        БРЯНСК, 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...