РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Чудесная мастерская» для обучающихся 5-6лет (художестенно-эстетическая направленность)
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира. Сфера профессиональной деятельности - «человек - художественный образ».
Данная программа предназначена для старших дошкольников и ориентирована на освоение ее детьми 5-6 лет, что соответствует ключевым потребностям данного возраста в развитии творческих способностей. В ходе ее освоения предполагается развитие у детей таких навыков как:
- развитие мелких мышц пальцев;
- сбалансированное развитие логического и образного мышления;
- формирование пространственных представлений;
- умение поэтапного планирования своей деятельности и доведения ее до желаемого результата;
- расширение кругозора;
- удовлетворение познавательных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_chudesnaya_masterskaya.docx | 42.33 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Чудесная мастерская»
для обучающихся 5-6лет
срок реализации программы 2021-2022 уч.гг.
Ф.И.О. автора:
Примакова Анастасия Викторовна
воспитатель
Абакан 2021-2022
Содержание
Стр. | |
Целевой раздел | 3 |
Пояснительная записка | 3 |
Цель и задачи организации образовательного процесса | 4 |
Принципы и подходы в организации образовательного процесса | 4 |
Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников кружка «Чудесная мастерская» | 5 |
Планируемые результаты освоения Программы | 5 |
Содержательный раздел | 5 |
Учебный план | 5 |
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 6 |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 6 |
Примерное тематическое планирование | 7 |
Организационный раздел | 10 |
Оформление предметно-пространственной среды | 10 |
Расписание деятельности | 11 |
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию дополнительной деятельности в группе. | 11 |
Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку «Чудесная мастерская» разработана на основе дополнительной образовательной программы «От рождения до школы» по реализации художественной направленности.
Содержание детской деятельности распределено по неделям и представляет систему, рассчитанную на 1 учебный год.
Программа обеспечивает выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также лиц, проявивших выдающиеся способности в возрасте от 5 до 6 лет.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
Педагогическая целесообразность программы кружка «Чудесная мастерская» обусловлена важностью создания условий для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.
Направленность программы - Художественная. Направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира. Сфера профессиональной деятельности - «человек - художественный образ».
Данная программа предназначена для старших дошкольников и ориентирована на освоение ее детьми 5-6 лет, что соответствует ключевым потребностям данного возраста в развитии творческих способностей. В ходе ее освоения предполагается развитие у детей таких навыков как:
- развитие мелких мышц пальцев;
- сбалансированное развитие логического и образного мышления;
- формирование пространственных представлений;
- умение поэтапного планирования своей деятельности и доведения ее до желаемого результата;
- расширение кругозора;
- удовлетворение познавательных интересов.
Рабочая программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Данная рабочая программа обладает следующими отличительными особенностями:
- создает возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;
- предполагает включение в программу не только обучение декорирования объектов, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций в представленной технике.
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для формирования развития художественно - творческих способностей детей под средством декоративной художественного оформления объекта в технике декупажа.
Задачи:
Обучающие:
- расширять общий и художественный кругозор;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию
- формировать умения следовать устным инструкциям;
Развивающие:
- развивать интерес и любовь к прикладному творчеству;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству оформления предмета;
- расширять коммуникативные способностей детей;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .
- Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
- Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
- Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
- Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
- Строится на принципе культур сообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников кружка «Чудесная мастерская»
Программа кружка «Чудесная мастерская» проводится с подгруппой воспитанников (15 детей) во второй половине дня.
У детей в возрасте 5-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот
период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности
и поведения. Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в
совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности.
Планируемые результаты освоения Программы:
По итогам работы учащиеся должны знать:
- название основных техник декупажа;
- понимать значение терминов: декупаж, декор, композиция, дизайнер, красители,
лаки, грунт; замысел, основа для декупажа, декоративная композиция, панно;
- названия инструментов и приспособлений, названия поверхностей;
должны уметь:
- пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками,
поролоновыми тампонами, наждачной бумагой;
- на заданную тему создавать декоративные панно в круге, квадрате;
- использовать основные приемы декупажа;
- владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом,
красками, лаком).
Способы проверки результатов. Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:
- Мониторинг освоения воспитанниками программы «Чудесная мастерская».
- Бесед с воспитанниками и их родителями.
Содержательный раздел
Учебный план «Мир декупажа»
Дошкольный возраст | |||
Старший дошкольный возраст | |||
Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | ||
Кружок «Чудесная мастерская» | Теоретические основы декупажного искусства | 0,5 | 18 |
Практические основы декупажного искусства | 0,5 | 18 | |
Всего | 1 | 36 |
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Программа кружка «Чудесная мастерская» проводится с подгруппой воспитанников (15 детей) во второй половине дня, рассчитана на 36 занятий – 1 занятие в неделю по 25 мин., предполагаются как подгрупповые занятия, так и оказание педагогом индивидуальной помощи каждому ребенку.
Формы организации образовательной деятельности для обучающихся 5-6 лет - подгрупповая.
Дополнительная образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется с согласия родителей (законных представителей) воспитанников во второй половине дня 1 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25 минут. В середине образовательной деятельности статического характера проводится динамическая пауза.
Особенностью организации дополнительной образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и обучающихся, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
В своей работе широко используем разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные образовательные ситуации ставят воспитанников перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта воспитанников: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от обучающихся в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий.
Широко используются также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создаёт почву для личного самовыражения и самостоятельности.
Образовательные ситуации «запускают» инициативную деятельность обучающихся через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания воспитанников к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.
Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый воспитанниками.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно
ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые
заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная
деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими
достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их
делали. Родители детей нашей группы ознакомлены с техниками работы с салфетками, клеем и методом наклеивания на объект декора.
многие приобрели книги с образцами поделок.
Работа с родителями предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведения родительского собрания, мастер-классов, совместное творчество родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями техники «Чудесная мастерская», еженедельные выставки работ.
Календарно-тематическое планирование
1 неделя | «Наш детский сад» | Создание условий для выявления уровня готовности обучающихся к освоению ООП |
2 неделя | «Наш детский сад» | Создание условий для выявления уровня готовности обучающихся к освоению ООП |
3 неделя | Знакомство с техникой «декупаж», ее особенности | Познакомить детей с термином «декупаж», со свойствами трехслойных салфеток и с обрывной техникой. |
4 неделя | Декорирование баночек с помощью салфеток и клея ПВА | Учить детей разрезать ножницами салфетки по контуру рисунка |
5 неделя | Тарелки «Цветочная поляна» | Учить детей создавать из вырезанных цветов композицию из 3-4 цветов, красиво их сочетая. Повторить правило безопасности работы с ножницами. |
6 неделя | Панно « обложка журнала, блокнота» | Создание условий для развития глазомера, мелкой моторики рук, объяснительной речи. |
7 неделя | Кастрюлька «Цветы на поляне» | Учить детей составлять коллективную композицию из множества цветов. Уметь поделить работу между собой. |
8 неделя | Глиняный кувшин в цвету | Создавать возможность проявления своей фантазии, изобретательности. Показать приемы оформления кувшина. |
9 неделя | Цветочное кашпо | Продолжать освоение обрывной техники декупажа. Развивать воображение, внимание.наблюдательность. |
10 неделя | Панно «Зайцы на опушке» | Координировать движения глаз и рук. Воспитывать интерес к познанию природы. Обогащать опыт сотрудничества при создании коллективной работы. |
11 неделя | Графин с росписью | Учить детей подбирать салфетки с четким орнаментом. Сочетающее по цвету и узору. Развивать комбинаторные и композиционные умения. |
12 неделя | Детское пианино «Сказочный сад» | Продолжать учить детей создавать фантазийные образы. |
14 неделя | «День рождения» Панно | Аккуратность в работе. Добиваться того, чтобы работа была выполнена в правильной последовательности. . |
15 неделя | Кашпо «Зимний сад» | Закрепить технику вырезания округлых форм из салфеток разной толщины. Развивать чувство цвета, формы и композиции. |
16неделя | Кувшин «Поле незабудок» | Воспитывать эстетическое отношение к природе. |
17 неделя | Веселый паровозик | Показать возможность видоизменения предметов. Развивать творческое мышление. Воспитывать интерес к познанию технике и отражению полученных представлений в технике декупаж. |
18 неделя | Панно «Новый год» | Добиваться того, чтобы работа была выполнена в технологической последовательности. Завершенность в работе. |
19 неделя | Открытка «Символ нового года» | Координировать движения глаз и рук. Воспитывать интерес к познанию природы. Развивать творческую активность. |
20 неделя | Кашпо «Елочка» | Продолжать усвоение обрывной технике декупаж. |
21 неделя | Ваза «Рождественские мотивы» | Добиваться того, чтобы работа была выполнена в технологической последовательности. |
22 неделя | Стульчик | Создать условия для развития творчества детей. Развивать фантазию. |
23 неделя | Панно «Мир книг» | Создавать у детей хорошее настроение. Воспитывать умения самовыражаться и умения работать в коллективе. |
24 неделя | Открытка «День защитника отечества» | Показать возможность видоизменения предметов. Развивать творческое мышление и фантазию. |
25 неделя | Ваза «Морские мотивы» | Повторить правила безопасности работы с ножницами. Развивать согласованность в работе глаз и рук. |
26 неделя | Открытка «8 марта» | Учить детей видеть вокруг себя красивое. Продолжать учить детей создавать фантазийные образы. Воспитывать уверенность.инициативность. |
27 неделя | Кашпо «Розовый сад» | Учить детей создавать композицию из 7-9 цветов красиво их сочетая по цвету, форме и величине. |
28 неделя | Панно «Витраж с декупажем» | Развивать чувства цвета. Развивать эстетическое отношения к природе. Продолжать освоения обрывной техники декупажа. |
29 неделя | Пластмассовые игрушки | Создать возможность проявления своей фантазии, изобретательности. Закрепить приемы оформления панно. |
30 недель | Открытка «День космонавтики» | Продолжать детей фантазировать. Воспитывать интерес к познанию природы. |
31 недель | Шкатулка «Чемоданчик» | Учить оформлять шкатулку празднично и со вкусом. Уметь поделить работы между собой. |
32 недель | Кухонная доска «полевые травы» | Закрепить технику вырезания округлых форм из салфеток разной толщины. Развивать чувства цвета, формы и величины. |
33 неделя | Тарелки в восточном стиле | Развивать чувства цвета.воспитывать эстетическое отношение к природе. Продолжать освоение обрывной техники декупажа. |
34 неделя | Панно «День Победы» | Показать возможность видоизменения предметов. Развивать творческое мышление и фантазию. |
35 неделя | Шкатулка «Летний луг» | Продолжать учить детей видеть прекрасное. Создавать возможность проявлению фантазии, изобретательности. |
36 неделя | Часы «Морское дно» | Повторить правила безопасности работы с ножницами. Развивать согласованность в работе рук и глаз. |
37 неделя | Фоторамка «Анютины Глазки» | Создавать возможность проявление своей фантазии, изобретательности. Показать приемы оформление фоторамки. Вызвать интерес к предстоящей работе. |
38 неделя | «Мы повзрослели» | Создание условий для выявления уровня освоения воспитанниками ООП |
39 неделя | «Мы повзрослели» | Создание условий для выявления уровня освоения воспитанниками ООП |
Особенности развивающей предметно-пространственной среды кружка
«Чудесная мастерская»
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов позволяет использовать различные составляющие предметной среды, например, детскую мебель.
Вариативность среды дает возможность использовать разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей.
Материал периодически меняется, появляется новый, тем самым стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Техническое оснащение занятий
Необходимые инструменты для занятий:
- клей ПВА;
- салфетки с разными орнаментами;
- кисточки;
- предмет для декора;
- ножницы;
- клеенка;
Расписание деятельности
I , III неделю месяца вторник / II , IV неделя месяца среда |
15:30- Кружок «Чудесная мастерская» |
Методическое обеспечение и средства организации образовательного процесса
1. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества.-М.:Эксмо,2008.-64 с.: ил.- (Азбука рукоделия)
2. ДольдМихаэла. Декупаж. Украшение мебели и предметов интерьера.-М.:Арт-Родник, 2010.-61 с.
3. Зайцева А.А. Стильные штучки в технике декупаж.-М.:Аст-Пресс.2007.-35с.
4. Лупато М.,Страбелло В. Все о декупаже: техника и изделия.-М.: Издательство «Ниоло-Пресс»,2007.-128 с.:ил
5. Махмутова Х. Декупаж из салфеток.-М.: Эксмо, 2010.- 72 с.: ил
6. Мария диСпирито. Красивые вещи своими руками.-М.: Мой мир, 2007.-94 с.
7. Стокс Хильда. Объёмный декупаж. Проекты для начинающих: Практическое руководство.- М.: Ниола 21 век, 2008.
8. Хельмольд С. Салфеточные аппликации. Новые идеи декоррирования.-М.: Проф-Издат, 2007.-63 с.
9. Черрути П.Н. Декупаж. Практическое руководство. М.: Издательство «Ниола-Пресс»,2009.-160с.:ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РОЛЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Сообщение о роли русской културы на развитие личности ребенка. ....
НОД по образовательной области "Художестенно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность) c использованием ИКТ-технологии в средней группе "Музыкальное кафе"
Занятие итоговое в средней группе с использованием ИКТ, основанное на репертуаре Программы по музыкальному воспитанию "Ладушки" И.Новоскольцевой, И.Каплуновой. Занятие опублик...
Доклад Художестенно-эстетическое развитие
Доклад Художестенно-эстетическое развитие...
НОД по рисованию «Картинка о празднике» для детей группы общеразвивающей направленности 3-4 лет Образовательная область «Художестенно-эстетическое развитие»
Приоритетная образовательная область:« Художестенно-эстетическое».Интеграция образовательных областей: « Художестенно-эстетическое», «Познавательное», «Социал...
НОД по аппликации «Скоро праздник к нам придет» для детей группы общеразвивающей направленности 3-4 лет Образовательная область «Художестенно-эстетическое развитие»
Приоритетная образовательная область:« Художестенно-эстетическое».Интеграция образовательных областей: « Художестенно-эстетическое», «Познавательное», «Социал...
«Волшебное тесто» дополнительная образовательная программа художестенно-эстетической направленности
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Лепка из соленого теста, так же, как и друг...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ум на кончиках пальцев» Возраст обучающихся: 5-6лет Срок реализации: 1 год
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного вос...