РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Чудесная мастерская» для обучающихся 5-6лет (художестенно-эстетическая направленность)
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Примакова Анастасия Викторовна

Направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира. Сфера профессиональной деятельности - «человек - художественный образ».

Данная программа предназначена для старших дошкольников и ориентирована на освоение ее детьми 5-6 лет, что соответствует ключевым потребностям данного возраста в развитии творческих способностей. В ходе ее освоения предполагается развитие у детей таких навыков как:

- развитие мелких мышц пальцев;

- сбалансированное развитие логического и образного мышления;

- формирование пространственных представлений;

- умение поэтапного планирования своей деятельности и доведения ее до желаемого результата;

- расширение кругозора;

- удовлетворение познавательных интересов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_chudesnaya_masterskaya.docx42.33 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  КРУЖКА

«Чудесная мастерская»

для обучающихся 5-6лет

срок реализации программы 2021-2022 уч.гг.

Ф.И.О. автора:

Примакова Анастасия Викторовна

воспитатель

                                                             Абакан  2021-2022

Содержание

Стр.

Целевой раздел

3

Пояснительная   записка

3

Цель и задачи организации образовательного процесса

4

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

4

Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников кружка «Чудесная мастерская»

5

Планируемые результаты освоения Программы

5

Содержательный раздел

5

Учебный план

5

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

6

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

6

Примерное тематическое планирование

7

Организационный раздел  

10

Оформление предметно-пространственной среды

10

Расписание  деятельности

11

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию дополнительной деятельности в группе.

11

Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа  по кружку  «Чудесная мастерская» разработана на основе дополнительной образовательной программы «От рождения до  школы» по реализации художественной направленности.

Содержание детской деятельности распределено по  неделям и представляет систему, рассчитанную на 1 учебный год.

      Программа обеспечивает выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также лиц, проявивших выдающиеся способности  в возрасте от 5 до 6 лет.  

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

•        Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской              Федерации»;

•        Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13              «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и              организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

•        Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об             утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по             дополнительным образовательным программам».

Педагогическая целесообразность программы кружка «Чудесная мастерская» обусловлена важностью создания условий для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.

Направленность программы - Художественная. Направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира. Сфера профессиональной деятельности - «человек - художественный образ».

Данная программа предназначена для старших дошкольников и ориентирована на освоение ее детьми 5-6 лет, что соответствует ключевым потребностям данного возраста в развитии творческих способностей. В ходе ее освоения предполагается развитие у детей таких навыков как:

- развитие мелких мышц пальцев;

- сбалансированное развитие логического и образного мышления;

- формирование пространственных представлений;

- умение поэтапного планирования своей деятельности и доведения ее до желаемого результата;

- расширение кругозора;

- удовлетворение познавательных интересов.

Рабочая программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Данная рабочая программа обладает следующими отличительными особенностями:

- создает возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;

- предполагает включение в программу не только обучение декорирования объектов, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций в представленной технике.

Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для формирования развития художественно - творческих способностей детей под средством декоративной художественного оформления объекта в технике декупажа.

Задачи:

Обучающие:

  • расширять общий и художественный кругозор;
  • стимулировать детей к дальнейшему самообразованию
  • формировать  умения следовать устным инструкциям;

Развивающие:

  • развивать интерес и любовь к прикладному творчеству;
  • развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения;
  • развивать мелкую моторику  рук и глазомер;
  • развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер;
  • развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к искусству оформления предмета;
  • расширять коммуникативные способностей детей;
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.  

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

  • Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  • Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .
  • Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
  • Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
  • Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
  • Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
  • Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
  • Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
  • Строится на принципе культур сообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников кружка «Чудесная мастерская»

Программа кружка «Чудесная мастерская» проводится с подгруппой воспитанников (15 детей) во второй половине дня.

У детей в возрасте 5-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот

период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности

и поведения. Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в

совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности.

Планируемые результаты освоения Программы:

По итогам работы учащиеся должны знать:

  • название основных техник декупажа;
  • понимать значение терминов: декупаж, декор, композиция, дизайнер, красители,

лаки, грунт; замысел, основа для декупажа, декоративная композиция, панно;

  • названия инструментов и приспособлений, названия поверхностей;

должны уметь:

  • пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками,

поролоновыми тампонами, наждачной бумагой;

  • на заданную тему создавать декоративные панно в круге, квадрате;
  • использовать основные приемы декупажа;
  • владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом,

красками, лаком).

Способы проверки результатов. Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:

  • Мониторинг освоения воспитанниками программы «Чудесная мастерская».
  • Бесед с воспитанниками и их родителями.

Содержательный раздел

Учебный план «Мир декупажа»

Дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Кружок               «Чудесная мастерская»

Теоретические основы декупажного искусства

0,5

18

Практические основы декупажного искусства

0,5

18

Всего

1

36

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Программа кружка «Чудесная мастерская» проводится с подгруппой воспитанников (15 детей) во второй половине дня, рассчитана на 36 занятий – 1 занятие в неделю по 25 мин., предполагаются как подгрупповые занятия, так и оказание педагогом индивидуальной помощи каждому ребенку.

Формы организации  образовательной деятельности для  обучающихся 5-6 лет  -  подгрупповая.

Дополнительная образовательная деятельность с воспитанниками   осуществляется с  согласия родителей (законных представителей) воспитанников во второй половине дня  1 раз  в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25 минут. В середине  образовательной деятельности статического характера проводится динамическая пауза.

Особенностью организации дополнительной образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и обучающихся, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

В своей работе широко используем  разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные  образовательные ситуации ставят воспитанников перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта воспитанников: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от обучающихся в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий.

Широко используются также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создаёт почву для личного самовыражения и самостоятельности.

Образовательные ситуации «запускают» инициативную деятельность обучающихся через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания воспитанников к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый воспитанниками.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно

ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые

заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная

деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими

достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их

делали. Родители детей нашей группы ознакомлены с техниками работы с салфетками, клеем и методом наклеивания на объект декора.

многие приобрели книги с образцами поделок.  

Работа с родителями предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведения родительского собрания, мастер-классов, совместное творчество родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями техники «Чудесная мастерская», еженедельные выставки работ.

Календарно-тематическое планирование

1 неделя

«Наш детский сад»

Создание условий для выявления уровня готовности обучающихся к освоению ООП

2 неделя

«Наш детский сад»

Создание условий для выявления уровня готовности обучающихся к освоению ООП

3 неделя

Знакомство с техникой «декупаж», ее особенности

Познакомить детей с термином «декупаж», со свойствами трехслойных салфеток и с обрывной техникой.

4 неделя

Декорирование баночек с помощью салфеток и клея ПВА

Учить детей разрезать ножницами салфетки по контуру рисунка

5 неделя

Тарелки «Цветочная поляна»

Учить детей создавать из вырезанных цветов композицию из 3-4 цветов, красиво их сочетая. Повторить правило безопасности работы с ножницами.

6 неделя

Панно « обложка журнала, блокнота»

Создание условий для развития  глазомера, мелкой  моторики рук, объяснительной  речи.

7 неделя

Кастрюлька «Цветы на поляне»

Учить детей составлять коллективную композицию из множества цветов. Уметь поделить работу между собой.

8 неделя

Глиняный кувшин в цвету

Создавать возможность проявления своей фантазии, изобретательности. Показать приемы оформления кувшина.

9 неделя

Цветочное кашпо

Продолжать освоение обрывной техники декупажа. Развивать воображение, внимание.наблюдательность.

10 неделя

Панно «Зайцы на опушке»

Координировать движения глаз и рук. Воспитывать интерес к познанию природы. Обогащать опыт сотрудничества при создании коллективной работы.

11 неделя

Графин с росписью

Учить детей подбирать салфетки с четким орнаментом. Сочетающее по цвету и узору. Развивать комбинаторные и композиционные умения.

12 неделя

Детское пианино «Сказочный сад»

Продолжать учить детей создавать фантазийные образы.

14 неделя

«День рождения» Панно

Аккуратность в работе. Добиваться того, чтобы работа была выполнена в правильной последовательности.

.

15 неделя

Кашпо «Зимний сад»

Закрепить технику вырезания округлых форм из салфеток разной толщины. Развивать чувство цвета, формы и композиции.

16неделя

Кувшин «Поле незабудок»

Воспитывать эстетическое отношение к природе.

17 неделя

Веселый паровозик

Показать возможность видоизменения предметов. Развивать творческое мышление. Воспитывать интерес к познанию технике и отражению полученных представлений в технике декупаж.

18 неделя

Панно «Новый год»

Добиваться того, чтобы работа была выполнена в технологической последовательности. Завершенность в работе.

19 неделя

Открытка «Символ нового года»

Координировать движения глаз и рук. Воспитывать интерес к познанию природы. Развивать творческую активность.

20 неделя

Кашпо «Елочка»

Продолжать усвоение обрывной технике декупаж.

21 неделя

Ваза «Рождественские мотивы»

Добиваться того, чтобы работа была выполнена в технологической последовательности.

22 неделя

Стульчик

Создать условия для развития творчества детей. Развивать фантазию.

23 неделя

Панно «Мир книг»

Создавать у детей хорошее настроение. Воспитывать умения самовыражаться и умения работать в коллективе.

24 неделя

Открытка «День защитника отечества»

Показать возможность видоизменения предметов. Развивать творческое мышление и фантазию.

25 неделя

Ваза «Морские мотивы»

Повторить правила безопасности работы с ножницами. Развивать согласованность в работе глаз и рук.

26 неделя

Открытка «8 марта»

Учить детей видеть вокруг себя красивое. Продолжать учить детей создавать фантазийные образы. Воспитывать уверенность.инициативность.

27 неделя

Кашпо «Розовый сад»

Учить детей создавать композицию из 7-9 цветов красиво их сочетая по цвету, форме и величине.

28 неделя

 Панно «Витраж с декупажем»

Развивать чувства цвета. Развивать эстетическое отношения к природе. Продолжать освоения обрывной техники декупажа.

29 неделя

Пластмассовые игрушки

Создать возможность проявления своей фантазии, изобретательности. Закрепить приемы оформления панно.

30 недель

Открытка «День космонавтики»

Продолжать детей фантазировать. Воспитывать интерес к познанию природы.

31 недель

Шкатулка «Чемоданчик»

Учить оформлять шкатулку празднично и со вкусом. Уметь поделить работы между собой.

32 недель

Кухонная доска «полевые травы»

Закрепить технику вырезания округлых форм из салфеток разной толщины. Развивать чувства цвета, формы и величины.

33 неделя

Тарелки в восточном стиле

Развивать чувства цвета.воспитывать эстетическое отношение к природе. Продолжать освоение обрывной техники декупажа.

34 неделя

Панно «День Победы»

Показать возможность видоизменения предметов. Развивать творческое мышление и фантазию.

35 неделя

Шкатулка «Летний луг»

Продолжать учить детей видеть прекрасное. Создавать возможность проявлению фантазии, изобретательности.

36 неделя

Часы «Морское дно»

Повторить правила безопасности работы с ножницами. Развивать согласованность в работе рук и глаз.

37 неделя

Фоторамка «Анютины Глазки»

Создавать возможность проявление своей фантазии, изобретательности. Показать приемы оформление фоторамки. Вызвать интерес к предстоящей работе.

38 неделя

«Мы повзрослели»

Создание условий для выявления уровня освоения воспитанниками ООП

39 неделя

«Мы повзрослели»

Создание условий для выявления уровня освоения воспитанниками ООП

Особенности развивающей предметно-пространственной среды кружка

 «Чудесная мастерская»

Развивающая предметно-пространственная среда  содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.

Насыщенность среды   соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство   оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов позволяет использовать различные составляющие предметной среды, например, детскую мебель.  

 Вариативность среды дает возможность использовать разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей.

Материал периодически меняется, появляется новый, тем самым стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.

Техническое оснащение занятий

Необходимые инструменты для занятий:

- клей ПВА;  

- салфетки с разными орнаментами;

- кисточки;

-  предмет для декора;

-  ножницы;

-  клеенка;

Расписание деятельности

I , III неделю месяца вторник / II , IV неделя месяца среда

15:30-  Кружок «Чудесная мастерская»

Методическое обеспечение и средства организации образовательного процесса

1. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества.-М.:Эксмо,2008.-64 с.: ил.- (Азбука рукоделия)

2. ДольдМихаэла. Декупаж. Украшение мебели и предметов интерьера.-М.:Арт-Родник, 2010.-61 с.

3. Зайцева А.А. Стильные штучки в технике декупаж.-М.:Аст-Пресс.2007.-35с.

4. Лупато М.,Страбелло В. Все о декупаже: техника и изделия.-М.: Издательство «Ниоло-Пресс»,2007.-128 с.:ил

5. Махмутова Х. Декупаж из салфеток.-М.: Эксмо, 2010.- 72 с.: ил

6. Мария диСпирито. Красивые вещи своими руками.-М.: Мой мир, 2007.-94 с.

7. Стокс Хильда. Объёмный декупаж. Проекты для начинающих: Практическое руководство.- М.: Ниола 21 век, 2008.

8. Хельмольд С. Салфеточные аппликации. Новые идеи декоррирования.-М.: Проф-Издат, 2007.-63 с.

9. Черрути П.Н. Декупаж. Практическое руководство. М.: Издательство «Ниола-Пресс»,2009.-160с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РОЛЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Сообщение о роли русской културы на развитие личности ребенка. ....

НОД по образовательной области "Художестенно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность) c использованием ИКТ-технологии в средней группе "Музыкальное кафе"

Занятие итоговое в средней группе с использованием ИКТ, основанное на репертуаре Программы по музыкальному воспитанию "Ладушки" И.Новоскольцевой, И.Каплуновой. Занятие опублик...

Доклад Художестенно-эстетическое развитие

Доклад Художестенно-эстетическое развитие...

НОД по рисованию «Картинка о празднике» для детей группы общеразвивающей направленности 3-4 лет Образовательная область «Художестенно-эстетическое развитие»

Приоритетная образовательная область:« Художестенно-эстетическое».Интеграция образовательных областей: « Художестенно-эстетическое», «Познавательное», «Социал...

НОД по аппликации «Скоро праздник к нам придет» для детей группы общеразвивающей направленности 3-4 лет Образовательная область «Художестенно-эстетическое развитие»

Приоритетная образовательная область:« Художестенно-эстетическое».Интеграция образовательных областей: « Художестенно-эстетическое», «Познавательное», «Социал...

«Волшебное тесто» дополнительная образовательная программа художестенно-эстетической направленности

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Лепка из соленого теста, так же, как и друг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ум на кончиках пальцев» Возраст обучающихся: 5-6лет Срок реализации: 1 год

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного вос...