НОД по образовательной области "Художестенно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность) c использованием ИКТ-технологии в средней группе "Музыкальное кафе"
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) по теме

Иванова  Галина Николаевна

Занятие итоговое в средней группе с использованием ИКТ, основанное на репертуаре Программы по музыкальному воспитанию "Ладушки" И.Новоскольцевой, И.Каплуновой. Занятие опубликовано в сборнике научно-методических материалов (для педагогов начальной школы и дошкольных образовательных учреждений) "Педагогический калейдоскоп", выпуск 12, 2014г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya.docx48.1 КБ
Файл Презентация к заниятию1.45 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организационная информация

Автор мероприятия  (ФИО, должность)

Иванова Галина Николаевна, музыкальный руководитель

Образовательное учреждение

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Золотой петушок» п. Пангоды Надымского района

Республика/край

ЯНАО

Город/поселение

пгт. Пангоды

Образовательная область

Музыка

Группа/ профиль группы

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Методическая информация

Тема непосредственно  образовательной деятельности

«Музыкальное кафе»

Классификация мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим мероприятиями)

Мероприятие имеет диагностический характер, подведение итогов к концу учебного года по программе музыкального воспитания детей дошкольного возраста И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Ладушки» в средней группе с использованием ИКТ (интерактивная доска)

Следующим этапом будет подведение итогов мониторинга образовательной области «Музыка» в данной группе

Краткая характеристика группы

Дети 4-5 лет

Цель занятия

Выявление  музыкальных способностей детей,  позволяющих применять полученные знания в  различных видах музыкальной деятельности (движении, слушании, пении, игре на ДМИ, подвижных играх); приобщение младших дошкольников к музыкальной культуре

Задачи

Образовательная:

  •  Определять   характер произведений, используя музыкально-выразительные средства. Уметь передавать характер произведений в движениях.
  • Узнавать песни по ритмическому рисунку, мелодии и иллюстрациям. Исполнять песни веселого задорного характера легким звуком в подвижном темпе, четко пропевая слова, одновременно начиная и заканчивая пение. Стимулировать желание детей петь сольно,  подгруппами и  коллективно.
  • Исполнять сольно и в ансамбле знакомую попевку на одном звуке на деревянных детских музыкальных инструментах.
  • Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двух-трех частной формы музыкального произведения.

     Развивающая:

  • Развивать  тембровый слух,  чувство ритма, музыкальную память, творческую танцевальную  импровизацию (пружинка, подскоки, кружение парами и по одному).

     Воспитательная:

  • Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыке, желание выступать перед сверстниками.

 Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ воспитанники в ходе непосредственно образовательной деятельности.

  • Умеют различать виды танцевального жанра (вальс, полька, полонез), изображают их в движениях.
  • Узнают песни по мелодии. Исполняют знакомые песни  легким звуком четко, произносить слова в сопровождении музыкального инструмента, индивидуально, подгруппами  и коллективно.
  • Выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двух-трех частной формы музыкального произведения.
  • Умеют выполнять танцевальные движения: пружинку, подскоки,  движения с предметами.
  • Исполняют сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах несложные попевки на одном звуке.
  • Делают  попытки творческих импровизаций  в  танцевальных композициях.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие:

Расширение музыкального кругозора детей; формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства.

Речевое развитие:

Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми; обогащение словарного запаса детей.

 Социально-коммуникативное развитие:

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности.

Здоровьесбережение : 

Создание благоприятных условий для эмоционально-положительного восприятия материала.

Продолжительность мероприятия

20 минут

Методы и приёмы, используемы в непосредственно образовательной деятельности

  • наглядные  (презентационный материал,   музыкальные схемы);
  • наглядно-слуховые (музыкальный репертуар, подобранный в соответствии с программными требованиями и отвечающий высокохудожественным принципам);
  • словесный  (вопросы - загадки, проблемные вопросы, пояснения, указания, советы и предложения детям);
  • практические (упражнения, исполнения песенных, танцевальных, инструментальных композиций).
  • метод моторно-двигательных уподоблений («детское экспериментирование» - передача характера музыки в движениях)

Необходимое оборудование и материалы

Интерактивная доска, микрофоны, султанчики «Цветочки», ноты – заменители (звездочки), музыкальные инструменты: ложки, ксилофон, кокорико, трещотка, валдайский колокольчик, ободок с рожками для игры.

Предварительная работа

Знакомство с классическими произведениями: «Вальс», А.Грибоедова, «Немецкий танец», муз.Л.Бетховена, «Полечка», муз.Д.Кабалевского, правильным исполнением этих танцев на примере детей, инструментом клавесин, его особенностью звучания;  с деревянной группой инструментов: ложки, ксилофон, кокорико, трещетка; знакомство с длительностями (четвертная «Та», восьмая «Ти»).

Разучивание песен «Воробей», муз.В.Герчик, «Новый дом», муз.Р.Бойко,  русской народной попевки «Андрей-воробей», обучение игре на ложках, танцевальных упражнений и композиций: «Упражнение с флажками»,  муз.В.Козыревой, «Мячики», муз.В.Сатулиной,  «Веселая пляска», Литовская народная мелодия.

Сценарий  непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию  в средней группе

на тему:  «Музыкальное кафе»

Этап мероприятия

Время, продолжительность этапа

Содержание этапа

Описание действий участников образовательного процесса и прогнозируемые результаты

Подготовительная часть – 2 мин

Организационный момент. Проблемная ситуация.

Сообщение темы мероприятия

2  мин.

Цель: создание благоприятного психологического настроя,  создание проблемной ситуации  для деятельности, активизация мыслительных процессов, знакомство с кафе (показать зоны), что на протяжении всего занятия будет поддерживать детский интерес и желание к совместной деятельности.

Музыкальный руководитель  встречает, приветствует детей по-музыкальному «Здравствуйте, ребята!»

 (по восходящей от ноты ДО). Затем  приоткрывает дверь в комнату, где небольшое затемнение, играет музыка, включена цветомузыка.

Музыкальный руководитель (М.Р.) Посмотрите как красиво в зале, интересно, что там происходит. Мы это сможем узнать, пройдя ВХОД

(на двух стойках прикреплена лента, на которой висит табличка из красной бархатной бумаги (по типу «Закрыто»)  с прикрепленными звездами (2 большие звезды, 2 маленькие, 1 большая - ритмическим рисунком «ТА-ТА-ти-ти-ТА». На одной из стоек прикреплен колокольчик с палочкой), проиграв ритмический рисунок  на колокольчике.

Один из детей играет на колокольчике, остальные прохлопывают.

Музыкальный руководитель открывает дверь в «кафе»

Цель: создание мотивации для деятельности, активизация мыслительных процессов, знакомство с персонажем, который на протяжении всего занятия будет поддерживать детский интерес и желание к совместной деятельности.

М.Р. Мы попали с вами в музыкальное кафе «Звездочка». Это кафе необычное, именно здесь можно услышать самую волшебную музыку, исполнить любимую песню и зажигательно станцевать, проявить свою музыкальную эрудицию и за это получить звездочку.

Деятельность музыкального руководителя:

Встречает, приветствует детей по-музыкальному.

Создает проблемную ситуацию.

Предлагает детям прохлопать ритмический рисунок, изображенный на табличке «Вход».

Деятельность детей:

Приветствуют педагога.

Воспроизводят  ритмический рисунок

Ожидаемый результат:

Определяют ритмический рисунок по схеме.

Воспитанники организованы, настроены на занятие.

Ожидаемый результат:

Воспитанники нацелены на достижение определённого результата на занятии.

Основная часть – 17 мин

Музыкально-ритмическое движение

Восприятие  музыкальных произведений

2 мин

5 мин

Цель: Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с трех частной формой музыкального произведения.

М.Р.Смотрите, какие красивые цветы стоят в вазах нашего кафе (султанчики по типу цветов).  Предлагаю с этими цветами потанцевать (по типу  «Упражнение с флажками») самостоятельно меняя движения, когда вы услышите, что музыка изменилась.

Исполняется «Упражнение с цветами»,  муз.В.Козыревой

( Программа «Ладушки»  И.Новоскольцевой, И.Каплуновой  «Праздник каждый день». Средняя группа. CD №1, №14).

1часть – дети идут,  размахивая руками внизу.

2 часть – стучат цветок о цветок (палочками) в ритм пьесы.

3 часть – машут скрестно цветами вверху.

М.Р. оценивает детей и предлагает им пройти в видеозал (к интерактивной доске), цветомузыка выключается.

Цель: Определять   характер произведений, используя музыкально-выразительные средства. Уметь передавать характер произведений в движениях. Расширять музыкальный кругозор детей, обогащать словарный запас детей музыкальными терминами (дирижер, дирижирование). Развивать свободное общение о музыке со взрослыми и детьми. Воспитывает интерес к музыке.

М.Р. Наше кафе называется «Звездочка». Волшебные звездочки приготовили для вас музыкальные загадки. Давайте попробуем их разгадать (нажимает на первую звездочку).

Звучит «Немецкий танец» Л. Бетховена.

(Программа «Ладушки»  И.Новоскольцевой, И.Каплуновой  «Праздник каждый день». Средняя группа. CD №1, №50)

- Как называется эта пьеса?

(Педагог предлагает выбрать ответившему правильно  пару и изобразить танец: правая рука мальчика и левая рука девочки – «стрелочка», у мальчика лев рука за спиной, у девочки на платье, грациозно вышагивают по прямой линии, на 2 часть музыки - мальчик присаживается на колено, девочка кружится вокруг него, держа мальчика за правую руку)

- А теперь посмотрите, как танцевали его в старину? (СЛАЙД 2, ЩЕЛЧОК 3).

- А кто композитор этого прекрасного танца? (ребенок из 2-х портретов выбирает правильный и «нажимает»  на портрет на интерактивной доске).

- А на каком инструменте исполняется эта пьеса?

- Клавесин. (СЛАЙД 2 ЩЕЛЧОК 5).

- Правильно, клавесин. А на какой инструмент похож клавесин?

- На фортепиано.

- А вы знаете, почему у него звук отличается от клавесина?  На молоточках прикреплены перья для оглушения звука).

- А какое же задание нам приготовила вторая звездочка (СЛАЙД 2 ЩЕЛЧОК 6).

Звучит «Вальс» А.Грибоедова.

(Программа «Ладушки»  И.Новоскольцевой, И.Каплуновой  «Праздник каждый день». Средняя группа. CD №2, №6)

- Как называется этот танец?

- Вальс.

(Педагог предлагает выбрать ответившему правильно  пару и изобразить танец: правая рука мальчика и левая рука девочки – «стрелочка», у мальчика лев рука на талии у девочки, у девочки правая рука на плече у мальчика. Пара выполняет медленные кружения).

- На какой счет исполняется танец «Вальс»

- На счет «три». Прохлопайте, пожалуйста, выделяя первую долю.

- А какую фигуру рисует дирижер при звучании вальса, покажите?

- Треугольник.

 (Дети дирижируют вместе с педагогом).

- А теперь посмотрите как исполняют вальс настоящие танцоры (СЛАЙД 2, ЩЕЛЧОК 7).

- Композитора, который написал этот замечательный вальс, зовут Александр Сергеевич Грибоедов  (СЛАЙД 2,  ЩЕЛЧОК8). 

Музыкальный руководитель рассказывает немного интересного из биографии композитора.

Когда вы подрастете, то сможете узнать его еще и как писателя. Еще Александра Сергеевича называют автором «одной пьесы». За всю свою жизнь он написал 1 вальс и одну пьесу «Горе от ума», которое вы прочтете в школе.

-  Послушайте задание третьей звездочки и вспомните название танца (СЛАЙД 2 ЩЕЛЧОК8, автоматически звучит мелодия).

Звучит «Полечка» Д.Кабалевского.

(Программа «Ладушки»  И.Новоскольцевой, И.Каплуновой  «Праздник каждый день». Средняя группа. CD №1,№12)

(Дети отвечают. Педагог предлагает выбрать ответившему правильно  пару и изобразить танец: движения подскоками, руки скрещены)

- Танец «Полька» пришел к нам из далекой страны Чехии, посмотрите как его танцевали когда-то  (СЛАЙД 2, ЩЕЛЧОК 9).

Деятельность музыкального руководителя:

Даёт установку на правильное выполнение движений; стимулирует воспитанников словесно.

Деятельность детей:

Музыкально-ритмическое упражнение «Упражнение с цветами»

Ожидаемый результат:

Выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с трех частной формы музыкального произведения. Выполняют пружинку, подскоки,  движения с предметами

Подготовлены к следующему этапу занятия.

Деятельность музыкального руководителя:

Следит за правильностью ответов, если дети ошибаются, с помощью наводящих вопросов  добивается правильных ответов, оценивает детей «звездочками», привлекает малоактивных детей к исполнительской деятельности.

Деятельность детей:

Слушают знакомые произведения, дают ответы на вопросы педагога.

Ожидаемый результат:

Дети определяют названия и характер пьес, композиторов (вбирают из представленных портретов), инструментов.

Изображают танцы в движениях: вальс, полонез, полька.

Деятельность музыкального руководителя:

Комментирует ответы детей, дополняя их новой информацией о биографии композиторов, особенностях строения инструментов. Учит детей правильно дирижировать, оценивает детей

Деятельность детей:

Слушают отрывки знакомых пьес, изображают характер пьес в движениях.

Ожидаемый результат:

Определяют трехдольный ритм вальса, прохлопывают, выделяя сильную долю.

Деятельность музыкального руководителя:

За правильные ответы в разделе «Слушание» музыкальный руководитель и воспитатель приклеивает звездочки из самоклеящей бумаги  на одежду ребенку (по двум цветам: синий и серебристый)

Музыкально-ритмическое движение

1 мин

Цель: Выполнять движения, самостоятельно меняя их в соответствии с двух частной формы музыкального произведения.

М.Р. А теперь предлагаю нам всем отправиться в караоке – зал?

А что там делают? (ответы детей). Правильно, поют. А отправимся мы, выполняя следующее упражнение: на тихую и спокойную музыку вы будете двигаться легким бегом на носочках, когда музыка станет громче и быстрее вам будет нужно легко подпрыгивать и по окончании мелодии сесть на стульчики.

Исполняется упражнение «Мячики», муз.В.Сатулиной

(Программа «Ладушки»  И.Новоскольцевой, И.Каплуновой  «Праздник каждый день». Средняя группа, стр.112)

Деятельность музыкального руководителя:

Педагог нацеливает детей на правильное выполнение движений в соответствие с двухчастной мелодией.

Следит за правильностью выполнения, комментирует.

Деятельность детей:

Выполняют музыкально – ритмическое упражнение «Мячики»

Ожидаемый результат:

Дети слышат двухчастную мелодию, соответственно меняют движения. Правильно выполняют легкий бег на носочках, подпрыгивания на двух ногах

Развитие чувства ритма, тембра музицирование 

  1.  мин

Цель: Узнавать песни по ритмическому рисунку.

Исполнять сольно и в ансамбле знакомую попевку на одном звуке на деревянных детских музыкальных инструментах.

Развивать  тембровый слух,  чувство ритма.

 

Дети садятся на стульчики, на которых надеты специальные чехлы с кармашками, в которых за спинкой стула спрятаны музыкальные инструменты – ложки, но в 3-х стульях чехлы пустые – без инструментов.

М.Р. Сейчас я вам сыграю мелодию попевки, а вы угадайте, как  она называется.

Играет фрагмент мелодии русской народной попевки «Андрей-воробей». Дети угадывают название. Музыкальный руководитель предлагает найти в «кармашках» стульев  инструменты, на которых будет исполняться попевка, но у троих детей инструментов не хватает.

Тогда музыкальный руководитель предлагает детям угадать инструменты, которые спрятались за ширмой (ксилофон, кокорико, трещетка).

Проводится музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю?»

Дети, которым не достались инструменты, берут оставшиеся инструменты и все вместе исполняют попевку

(главным дирижером назначаю активного ребенка).

Исполняется и пропевается РНП  «Андрей-воробей».

Педагог оценивает детей и предлагает выйти на сцену серебристым звездочкам.

Деятельность музыкального руководителя:

Педагог проводит музыкально – дидактическую игру «Угадай, на чем играю?», повторяет вместе с детьми приемы игры на ложках, ксилофоне, кокорико, трещотке.

Деятельность детей:

Угадывают на слух музыкальные инструменты, повторяют приемы звукоизвлечения на инструментах. Исполняют русскую народную попевку «Андрей - воробей».

Ожидаемый результат:

Воспитанники закрепляют приемы звукоизвлечения при  игре на деревянных музыкальных инструментах: ложки, кокорико, трещетка, ксилофон

Распевание, пение.

5 мин

Цель: Узнавать песни по ритмическому рисунку, мелодии и иллюстрациям. Исполнять песни веселого задорного характера легким звуком в подвижном темпе, четко пропевая слова, одновременно начиная и заканчивая пение. Стимулировать желание детей петь сольно,  подгруппами и  коллективно.

Дети выходят на сцену, одному из детей предлагается нажать на любую звездочку (СЛАЙД 3, ЩЕЛЧОК1), появляется иллюстрация песни, дети угадывают название (например, «Воробей», муз.В.Герчик) и исполняют с игрушечными микрофонами в руках, зрители  оценивают своих товарищей.

Исполняется  песня  «Воробей», муз.В.Герчик

(Программа «Ладушки»  И.Новоскольцевой, И.Каплуновой  «Праздник каждый день». Средняя группа. CD №2, №7)

Затем выходят синие звездочки и тоже выбирают себе песню (СЛАЙД 3, ЩЕЛЧОК 2).

По иллюстрации  определяют название («Новый дом», муз.Р.Бойко).

Тоже исполняют с микрофонами, но здесь выбираются солисты (я разделила детей на подгруппы, последний куплет пел солист, зрители тоже дают оценку выступлению)

Исполняется  песня  «Новый дом», муз.Р.Бойко

(«Праздник каждый день». Средняя группа. CD №2, № 9)

Деятельность музыкального руководителя:

Педагог дает певческую установку,  следит за правильностью дыхания, пропевания окончаний слов. Обращает внимание на осанку. Нацеливает на выразительное исполнение песни.

Деятельность детей:

Дети исполняю песни по подгруппам и сольно, оценивают друг друга.

Ожидаемый результат:

Узнают песни по иллюстрациям. Исполняют знакомые песни  легким звуком четко, произносить слова в сопровождении музыкального инструмента, индивидуально, подгруппами  и коллективно.

Творческая пляска

2 мин.

Цель: Развивать  творческую танцевальную  импровизацию (пружинка, подскоки, кружение парами и по одному),  навыки игровой деятельности.

М.Р. - А теперь приглашаю всех на дискотеку. Только танцевальные движения вы придумывать будете сами (включается цветомузыка, СЛАЙД 4).

Исполняется «Веселая пляска»  Литовская народная мелодия

(«Праздник каждый день». Средняя группа. CD №1, №26)

(На 1 часть дети двигаются подскоками, на 2 часть музыкальный руководитель выбирает одного ребенка, надевает ему «рожки» с цветной мишурой. Этот ребенок показывает всем движения – остальные повторяют). На 2 повторение дети двигаются прямым галопом (это предлагает музыкальный руководитель), на 3 повторение – легкий бег.

Звучит успокаивающая музыка, музыкальный руководитель собирает детей в круг и предлагает всем взяться за руки.

Деятельность музыкального руководителя:

Объясняет правила танцевальной композиции. Создает условия для активной танцевальной импровизации, поощряет творчество и фантазию в выборе движений.

Привлекает малоактивных детей.

Деятельность детей:

Исполняют творческую пляску. Самостоятельно строятся в круг и выбирают водящих. Оценивают лучшие творческие импровизации.

 

Ожидаемый результат:

Закрепляют упражнения «подскоки», «прямой галоп», «легкий бег». Самостоятельно подбирают знакомые танцевальные движения для импровизации.

Заключительная часть – 1 мин

Подведение итогов. Рефлексия.

1 мин.

Цель: закрепление умения выражать своё отношение к своей деятельности.

М.Р. Сегодня вы были настоящие звездочки: (имена детей)  великолепно пели, (имена детей) показали себя настоящими эрудитами в музыке, (имена детей) задорно танцевали, (имена детей) играли на инструментах как профессиональные музыканты. Надеюсь, что наше следующая встреча в музыкальном кафе откроет в вас новые таланты.

Предлагаю каждому из вас взять по одной красной звездочке и прикрепить ее к самому музыкальному на ваш взгляд товарищую

М.Р. по-музыкальному прощается с детьми (по восходящей от ноты ре): До свидания, ребята!

Дети отвечают (по нисходящей от ноты ля):  До-сви-да-ни-я!

Дети уходят в группу

Деятельность  музыкального руководителя:

подводит итог занятия.

Деятельность детей:

дети  рассказывают о своих впечатлениях, оценивают товарищей

Ожидаемый результат:

Воспитанники закрепили умение выражать отношение к своей деятельности, пришли к выводу, что цель занятия достигнута.

Литература:

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Средняя группа. Изд. «Композитор», С-Пб, 2008г.
  2. И. Каплунова, И.Новоскольцева,  «Этот удивительный ритм». М., - 2005г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЫКАЛЬНОЕ КАФЕ

Слайд 3

МУЗЫКАЛЬНОЕ КАФЕ

Слайд 4

МУЗЫКАЛЬНОЕ КАФЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осуществление комплексного подхода к развитию музыкально-художественной деятельности дошкольников с использованием проектной технологии"

Сегодня обязательным условием организации образовательной деятельности в детском саду, выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом очень чётко сказано в Федеральных требованиях к ст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий по нравственному воспитанию в средней группе "просто так!"

Конспект составлен: воспитатель МБДОУ д/с № 24 Воронова В.М. Образовательная область: нравственное воспитание, речевое, социально-коммуникативное развитие.Вид деятельности: непосредственно-образо...

Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

В презентации  представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы «Целебная сила музыки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)с использованием здоровьесберегающих технологий для детей п...