Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ум на кончиках пальцев» Возраст обучающихся: 5-6лет Срок реализации: 1 год
методическая разработка (старшая группа)
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум на кончиках пальцев»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._um_na_konchikah_paltsev_2020-2021g_st_gr_karmilitsina_a.n.docx | 50.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка- детский сад №
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МАДОУ ЦРР д/с № 130 Протокол № ___ от «___»_______202_ г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 _________________Александрова В.Г. Пр. № _____ от «___» _______ 202__ г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Ум на кончиках пальцев»
Возраст обучающихся: 5-6лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель, воспитатель:
Кармилицина Антонина Николаевна
г. Калининград, 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы…………………………….………..………………………….………3
1.1. Пояснительная записка……………………………...…….……………3
1.2.Цель и задачи программы………………………………….……..…......6
1.3. Содержание программы…………………………………...………..…..7
1.3.1.Учебный план..………………….…………......................………..…...7
1.3.2. Календарно-тематическое планирование……………………………8
1.4. Планируемые результаты………………………………….…………..11
2.Комплекс организационно-педагогических условий………………………..12
2.1. Календарный учебный график…………………………….…………..12
2.2.Условия реализации……………………………….....……….…...........13
2.3. Формы и методы работы………………………………………………14
2.4. Формы аттестации …………………………………………..…………17
3. Список литературы……………………………………..…………..………….22
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программ
1.1. Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум на кончиках пальцев»
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве.
Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада
Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение двух ученых лет, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Занятия проводятся 1раз в неделю по 30 минут.
Работа по подготовке детей к обучению письму предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:
1. Гимнастика пальцев и кистей рук;
2. Задания по изодеятельности и конструированию.
3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами
4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;
5. Формирование элементарных графических навыков.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
Особое внимание следует обратить на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости ; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.
1.2. Цель и задачи программы:
Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания. В работе использовались современные методики и технологии разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г. Галкина, Т.И.Дубинина…
Общие задачи:
Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
Увеличить объем внимания, памяти.
Развивать речь.
Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
Сохранение здоровья.
Задачи:
1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.
3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.
6.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
7.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№ | Название раздела, темы Виды деятельности | Количество учебных часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук | 1 | 0 | 1 |
2. | Пальчиковые игры | 0 | 8 | 8 |
3. | Работа в тетради с карандашом. | 0 | 7 | 7 |
4. | Игры с крупами | 0 | 1 | 1 |
5. | Оригами, творческая работа с бумагой | 0 | 2 | 2 |
6. | Изготовление поделок из различных материалов, Работа с ножницами. | 0 | 2 | 2 |
7. | Моделирование (счетные палочки, спички, плоскостные геометрические формы и т.д.) | 0 | 4 | 4 |
8. | Шнуровка, плетение, нанизывание предметов | 0 | 2 | 2 |
9. | Работа с трафаретами и силуэтами | 2 | 2 | |
10 | Рассказывание сказки руками | 0 | 1 | 1 |
11. | Диагностика | 0 | 2 | 2 |
ИТОГО: | 1 | 31 | 32 |
1.3.2. Календарно – тематическое планирование
Период | Содержание работы | Цели и задачи проводимой работы |
Октябрь | Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук. | Познакомить и заинтересовать родителей, привлечь к совместной работе. |
Обследование руки детей | Выявить отклонения для дальнейшей работы. | |
Игры с мелким строительным материалом | Развивать ручную умелость, координацию движений, воображение. | |
Игры: «Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: « Пять человечков», «Дружные пальчики», «В гости», «Человечки». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. | |
Литература: С.Е.Большакова «Формирование мелкой моторики рук», А.У Белая, В.И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. | ||
Ноябрь | Знакомство с карандашом. Игры на развитие 3-х пальцев. | Учить детей правильно держать карандаш |
Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи- фрукты», «Грибы», « Домашние и дикие животные»… | Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур. | |
Игры: «Лепка из твердого материала», « Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: «Зарядка для пальчиков», «Зайки», « Речка и рыбка». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. | |
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать. | ||
Декабрь | Знакомство с элементами дымковской росписи | Учить выкладывать орнамент из полосок, кружочков, палочек - закрепить цвета. |
Шнуровка: «Платье», «Сапожок», «Сумка» | Развивать ручную умелость, фантазию | |
Рисование пальчиками «Снежок», «Ягоды» | Развивать тактильную чувствительность. | |
Пальчиковые игры: «А на горке снег, снег...», «Гармошка». | Развивать чувство ритма, координацию движений | |
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать. | ||
Январь | Дорисовка до образа. Игры: «Обведи контуры фигур», «Яркое солнышко», «Засолка овощей». | Учить доводить образ до конца, закрашивать фигуру цветными карандашами. |
Выкладывание фигур из счетных палочек | Развивать воображение, сообразительность. | |
Игры: «Дом и ворота», «Елочка», «Качели». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: «Замок», « Собака», « Кошка». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | ||
Февраль | Работа в тетрадях: упражнения «Дорисуй узор», «Дождь». | Развивать логическое мышление, формировать внимание, аккуратность, глазомер |
Трафареты геометрические и предметные | - учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышление, фантазию. | |
Работа с ножницами (ленточки, дорожки) | Развивать конструктивные способности, пространственную ориентацию, мелкую моторику рук. | |
Игры: «Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: «Мышка», « Зайка» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры | ||
Март | Оригами «Сложи квадрат, прямоугольник», « Лягушка» | Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности. |
Творческая работа с бумагой «Мимоза», « Цыпленок», «Облако». | Учить комкать, отщипывать, вырезать бумагу (доведение до образа), развивать творческие способности. | |
Работа в тетрадях «Продолжи узор» | Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать, | |
Пальчиковые игры: «Дом с трубой», «Бабочка», «Одуванчик» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги | ||
Апрель | Ориентировка на листе бумаги, «Укрась платочек», « Кто нарисует больше». | Развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер. |
Работа с проволокой | Развивать умение изготавливать игрушки из проволоки, наматывать пружинку на карандаш | |
Работа с крупой «Золушка» « Дорожка», « Цветок». | Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность | |
Пальчиковые игры: «Зеркальце», «Лягушка», «Сороконожка». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, оптико – пространственное восприятие. | |
Литература: Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста. | ||
Май | Знакомство с силуэтами | Учить рисовать с помощью силуэтов, закрашивание их и вырезание по контуру. |
Рассказывание сказки пальцами (см. Приложение) | Развивать работу обеих рук, сообразительность. | |
Обследование руки | Выявление изменений. | |
Пальчиковые игры: «Влез опенок на пенек», «Птички в гнезде». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. |
1.4. Планируемые результаты
К концу реализации программы дети должны знать и уметь:
Знать | Уметь |
Знать гигиенические правила письма | Уверенно и правильно держать ручку, карандаш и кисточку, контролировать силу нажатия на них |
Знать правильное расположение тетради | Рисовать по клеточкам буквы или фигуры по образцу |
Знать, какие бывают линии и что такое контур | Проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контур |
Обводить рисунок по точкам и по линиям | |
Знать приёмы лепки | Лепить из пластилина мелкие детали |
Завязывать и развязывать узлы на шнуре |
. Комплекс организационно – педагогических условий
№ | содержание | группа детей 5-6 лет |
1. | Количество возрастных групп | 1 |
2. | Начало освоения программы | 01.10.2020 |
3. | Праздничные дни | 4 ноября 2020 г.; 1-10 января, 2021 23 февраля, 8 марта, 3 мая 10-11 мая |
4. | Окончание усвоения программы | 31 мая 2020г. |
5. | Количество учебных недель | 32 |
6. | Продолжительность занятия | 25 мин |
7. | Сроки проведения промежуточной аттестации | педагогическая диагностика сентябрь 2020 г. май 2021 г. |
2.2. Условия реализации
- Систематическое проведение занятий
- Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
- Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
- Сотрудничество педагога с семьей.
Дидактический материал и техническое оснащение
Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…
Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…)
Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…
Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…)
Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов..)
Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
Тематические иллюстрации.
2.3. Формы и методы работы
Дидактические игры и игровые упражнения.
Занимательные задания и игры-соревнования.
Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.
Все знания и умения полученные на занятиях кружка "Волшебные клеточки" дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различных заданий из книжек издательства "Карапуз из серии "Готовим руку ребёнка к письму", "Математика в клеточку " и другие.
Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.
Подготовка руки к письму.
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.
Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.
Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.
Графические упражнения. Штриховка.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Вырезывание ножницами.
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.
Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников
2.4. Формы аттестации
- игра;
- беседа;
- конкурс;
- сказка;
- диагностика
Диагностический материал для обследования уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
Источник: программа "Детство"
Проводится в два этапа по следующим направлениям:
1. Статистическое развитие мелкой моторики.
2. Динамическое развитие мелкой моторики.
Методика эксперимента 1 этапа.
Выполнение статистических упражнений.
Инструкция к проведению обследования: педагог даёт образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку правильно сложить пальцы. Далее ребёнок действует самостоятельно.
Упражнение 1.«Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счёт до 10.
Педагог следит за положением большого и указательного пальцев ребёнка.
Упражнение 2. «Коза» - вытянуть вперёд указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (под счёт до 10).
Выполняется 2 – 3 раза.
Упражнение 3. «Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединить вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 8).
Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии.
Упражнение 4. «Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони (под счёт до 10).
Выполняется 3 – 4 раза.
Упражнение 5. «Солдатики» - удержать все вытянутые пальцы руки напряжёнными (под счёт до 10).
Упражнение 6. «Вилка» - вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 10).
Оценка результатов деятельности:
Если ребёнок выполнил задание, то ставится «+», что соответствует 1 баллу.
Если ребёнок не выполнил задание, то ставится «-», что соответствует 0 баллов.
Далее выводится общее количество баллов, набранное ребёнком на этом этапе обследования.
Методика эксперимента 2 этапа:
Выполнение динамических упражнений.
Обследование проводится по 5 пунктам:
1. Работа с бумагой.
2. Тактильные ощущения.
3. Сила тонуса.
4. Координация движений.
5. Обследование щепоти.
Работа с бумагой.
Упражнение 1. Вырезание ножницами.
Цель: выявить, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребёнка.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии.
Упражнение 2.Обрывание листа бумаги.
Цель: исследовать согласованность действий обеих рук.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии.
Тактильные ощущения.
Инструкция к проведению обследования: Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек». Детям предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены предметы, какой они формы.
Цель: выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.
Упражнение 1.Узнавание качества предметов.
Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.
Инструкция педагога: «Отпусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)».
Упражнение 2. Узнавание формы предмета.
Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать круг (квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, кубик, кирпичик и т.д.).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)».
Упражнение 3.Узнавание предмета.
Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расчёску, ложку, куклу, конфету (3-5 штук).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».
Сила тонуса.
Цель: исследовать силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.
Упражнение 1. Сжатие двумя руками рук взрослого.
Ребёнку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.
Упражнение 2 .Сжатие руки взрослого одной рукой.
Педагог просит пожать ему руку. Если ребёнок праворукий, ему предлагается правая рука, если леворукий – левая.
Координация движений.
Упражнение 1. Вдевание нитки в иголку.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребёнку вдеть толстую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 40 мм с большим ушком.
Упражнение 2. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак».
Инструкция к проведению: Ребёнок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог даёт инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз. Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак…».
Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребёнок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счёт педагога (до 3). Выполняется 3-4 раза.
Упражнение 3 .Упражнение «Коза – заяц».
Инструкция к проведению: Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го). Ребёнок выполняет их одновременно с педагогом в медленном темпе. Повторяется 3-4 раза.
Обследование щепоти.
Инструкция к проведению обследования: Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединённые вместе) ведущей руки: у правшей – правой руки, у левшей – левой.
Упражнение 1 .Захват карандаша.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребёнку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее 10). Фиксирует, как ребёнок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.
Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее:
- как ребёнок держит карандаш;
- в какой руке держит карандаш;
- как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.);
- как заканчивает линию.
Упражнение 2. «Посолим суп».
Инструкция к проведению: Педагог предлагает посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребёнок производил движения медленно, как бы растирая комочек соли.
Упражнение 3. Катание шарика.
Цель: исследовать согласованность в действиях пальцев щепоти, ловкость, переключаемость движений.
Инструкция к проведению: Ребёнок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения – 30 сек.
Оценка результатов деятельности:
Если ребёнок выполнил задание, то ставится «+», что соответствует 1 баллу.
Если ребёнок не выполнил задание, то ставится «-», что соответствует 0 баллов.
Далее выводится общее количество баллов, набранное ребёнком на этом этапе обследования.
Обработка результатов обследования:
Подсчитывается суммарное количество баллов обеих этапов (по числу выполненных заданий). В соответствии с суммой баллов определяются уровни развития мелкой моторики:
Высокий уровень (18-19 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо и соответствует возрастной норме.
Средний уровень (15-17 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо.
Ниже среднего уровень (11-14 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.
Низкий уровень (не больше 10 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстаёт от возрастной нормы.
Фамилия имя ребенка | Выполне ние стати стических упражнений | Выполнение динамических упражнений | ||||
Работа с бумагой. | Тактиль ные ощуще ния. | Сила тонуса. | Координа ция движений. | Обследо вание щепоти. | ||
1. |
| |||||
2. |
|
Методы определения ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
Неведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы
У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя
3. Список литературы
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
- Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.
- Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.
5. Бардышева, Т. Ю. Здравствуй, как живешь? Развитие мелкой моторики / Т.Ю. Бардышева, В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2013.
6. Белова, Татьяна 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики / Татьяна Белова. - М.: АСТ, 2007. -
7. Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте. - М.: Академия Развития, Астрель, 2011. - 160 c.
8. Горбушина, С.Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников. ФГОС / С.Б. Горбушина. - М.: Детство-Пресс, 2016.
9. Дмитриева, В.Г. Готовим руку к письму. 100 упражнений для развития мелкой моторики / В.Г. Дмитриева. - М.: Астрель, 2011.
10. Зажигина, О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / О.А. Зажигина. - М.: Детство-Пресс, 2012.
11. Новиковская, О.А. Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики / О.А. Новиковская. - М.: АСТ, 2014.
12. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2013.
13. Узорова, О.В. Готовимся к письму. Большая книга для развития мелкой моторики / О.В. Узорова. - М.: АСТ, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности изо-студия «Творческие фантазии» Возраст обучающихся: 4-7 лет
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Занимательная математика» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
ДаннАЯ программа обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организац...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Технической направленности «ПервоРобот Срок реализации 3 года
Программа «ПервоРобот» направлена на развитие научно-технического и творческого потенциала у детей дошкольного возраста через обучение элементарным основам инженерно-технического конструир...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Звонкий голосок» подвид: разноуровневая Возраст обучающихся: 4 – 7 лет Срок реализации программы: 3 года
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звонкий голосок» имеет художественную направленность. Реализация программы направлена на развитие ху...