«Волшебное тесто» дополнительная образовательная программа художестенно-эстетической направленности
материал по аппликации, лепке

Тагирова Эльвира Закидиновна

 Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Специфику лепки определяет материал. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Тесто доступный всем, дешевый и легкий в усвоении материал. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть украсить свой дом или подарить сувениры своим родным.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_testo_1.docx42.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

«Волшебное тесто»

дополнительная образовательная программа

художестенно-эстетической направленности

по обучению детей 5-7 лет тестопластике

 

Срок реализации программы: 2 года

Автор: Тагирова Э.З воспитатель

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование разделов

Стр.

Паспорт программы

3

I.

 Пояснительная записка

4

1.1

Новизна программы

4

1.2.

Актуальность

4

1.3.

Педагогическая целесообразность

5

1.4.

Цель и задачи программы

5

1.5.

Отличительные особенности программы

5

1.6.

Возраст детей, сроки реализации программы, формы и режимы занятий

5

1.7.

Принципы построения программы

5

1.8.

Ожидаемый результат

6

1.9.

Формы проведения итогов реализации программы

6

II.

Учебно-тематическое планирование

6

2.1.

Учебный план

6-8

III.

Методическое обеспечение программы

8

3.1.

Последовательное знакомство с различными видами лепки

8

3.2.

Методы и приемы применяемые в работе с детьми

8

3.3.

Формы работы

8

3.4.

Средства

8

3.5.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов

8

IV

Содержание

9

2.

Календарно-тематическое планирование

9-19

3.

Список литературы

19

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

Структура

Содержание

1.

Тема

«Волшебное тесто»

2.

Основания для разработки программы

1. Федеральный закон РФ  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ  Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года);

3.СанПиН2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26

4. Устав учреждения

3.

Разработчик программы

Тагирова Эльвира Закидиновна, воспитатель

4.

Участники программы

Воспитанники детского сада

5.

Срок реализации программы

2 года

6.

Возрастная категория

Дети от 5 до 7лет

7.

Цель

программы

Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер у детей, сенсорных и изобразительных способностей через занятия по тестопластике.

8.

Задачи программы

– научить детей владеть различными приемами, материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста

- дать обучающимся сведения  о технологии изготовления   поделок из соленого теста.

-развить  у воспитанников творческие способности по изготовлению, отделке и самостоятельному выбору  цветовых сочетаний при окрашивании изделий из соленого теста.

- воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, воображение, настойчивость в достижении  поставленной цели.

9.

Предполагаемые результаты

-ребёнок должен знать историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;

-усвоение ребёнком приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

– уметь использовать инструменты и приспособления для лепки;

– знать правила техники безопасности при работе с инструментами и красками; уметь правила оборудования рабочего места;

– знать правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

10

Система контроля исполнения программы

  • выставки внутри детского сада и группы.
  • использование изготовленных работ в сюжетно-ролевых играх.
  • персональные выставки воспитанников

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                     Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Специфику лепки определяет материал. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Тесто доступный всем, дешевый и легкий в усвоении материал. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть украсить свой дом или подарить сувениры своим родным.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.  

1.1 Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор –  не только рождает идею, но и сам является ее реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Все это реально, если он прошел курс определенной учебы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

1.2 Актуальность

   Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

   Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

1.3 Педагогическая целесообразность

Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

 Ещё одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Создание кружка направлено на:

  • Повышение сенсорной чувствительности, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Синхронизированную работу обеих рук;
  • Развитие воображения, пространственного мышления, мелкой моторики рук;
  • Формирование самостоятельности планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

1.4 Цель программы.

Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер у детей, сенсорных и изобразительных способностей через занятия по тестопластике.

Задачи программы.

– научить детей владеть различными приемами, материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста

- дать обучающимся сведения  о технологии изготовления   поделок из соленого теста.

-развить  у воспитанников творческие способности по изготовлению, отделке и самостоятельному выбору  цветовых сочетаний при окрашивании изделий из соленого теста.

- воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, воображение, настойчивость в достижении  поставленной цели.

1.5 Отличительные особенности программы

Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умениями  лепки - из пластилина, т.к. знакомство с лепкой на занятиях  начинается  уже в группах раннего возраста.  Для старших детей я решила дополнительно ввести новый вид лепки – из солёного теста, для этого я  составила перспективный план работы на год и соответственно ему разработала календарное планирование занятий.

1.6 Возраст детей: от 5 до 7 лет.

Сроки реализации программы: Срок реализации 2 года.

Формы и режим занятий: занятия проводятся во 2-ой половине дня в свободное от реализации основной образовательной программы время, длительностью:

От 5 до 6 лет 25 минут, 4 занятия в месяц (100 мин), 36 занятий в год(900мин),

ОТ 6 до 7 лет 30 минут, 4 занятия в месяц (120 мин.), 36 занятий в год (1080 мин.) Организационная форма обучения – подгрупповая.

1.7 Принципы построения программы:

От простого к сложному.

Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

Научность и доступность.

Системность знаний.

Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.

Активность и самостоятельность.

1.8 Ожидаемые результаты обучения.

-ребёнок должен знать историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;

-усвоение ребёнком приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

– уметь использовать инструменты и приспособления для лепки;

– знать правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

– уметь правила оборудования рабочего места;

– знать правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

– понятие теплого и холодного цвета;

1.9 Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки внутри детского сада и группы.
  • использование изготовленных работ в сюжетно-ролевых играх.
  • персональные выставки.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы детей. Чувство важности своего труда, необходимости самотворчества дает ребенку толчок к самосовершенствованию, формирует потребность в приобретении новых знаний и навыков. Поэтому каждый месяц организовываются выставки работ воспитанников, персональные выставки воспитанников, позволяющие пережить успех в своей работе. Кроме того выставки создают эстетическую среду в группе, приносят эмоциональное удовлетворение ребятам, которые видят, что их труд нужен, а это в свою очередь побуждает к творчеству.

 

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный план по  реализации программы «Волшебное тесто»

Для первого года обучения от 5 до 6 лет

п./п.

Тема

Всего часов

теоретическая

практическая

1

Король Соленое Тесто приглашает друзей

25 мин./1

2

Фрукты

25 мин./1

3

Раскрашивание фруктов

25 мин./1

4

Листопад (коллективная работа)

25 мин./1

5

Декоративная тарелка «Цветы»

25 мин./1

6

Раскрашивание декоративной тарелки

25 мин./1

11

Мухомор

25 мин./1

12

Раскрашивание мухомора

25 мин./1

13

Снегири на ветке (коллективная работа)

25 мин./1

14

В лесу родилась ёлочка

25 мин./1

15

Новогодние игрушки

25 мин./1

16

Разукрашивание новогодней игрушки

25 мин./1

17

Снеговик

25 мин./1

18

Раскрашивание снеговика

25 мин./1

19

Валентинка

25 мин./1

20

Раскрашивание валентинки

25 мин./1

21

Кружка для папы

25 мин./1

22

Раскрашивание кружки для папы

25 мин./1

23

Подарок для мамочки кулон

25 мин./1

24

Раскрашивание подарка для мамы

25 мин./1

25

Дымковская игрушка

25 мин./1

26

Раскрашивание дымковской игрушки

25 мин./1

27

В далеком космосе (коллективная работа)

25 мин./1

28

Раскрашивание космических объектов

25 мин./1

29

Сюжетная коллективная работа «На дне морском»

25 мин./1

30

Раскрашивание жителей морского дна

25 мин./1

31

Твори, думай, пробуй

25 мин./1

32

Раскрашивание своих придуманных поделок

25 мин./1

Итого:

1 час

31 часов

Всего часов

800 мин./32 ч.

 

Для второго года обучения от 6 до 7 лет

п./п.

Тема

Всего часов

теоретическая

практическая

1

Вводное занятие

30 мин./1

2

Собираем урожай. Овощи.

30 мин./1

3

Раскрашивание овощей

30 мин./1

6

Веселое чаепитие

30 мин./1

7

Раскрашивание готовых угощений для чаепития

30 мин./1

10

Именинный торт

30 мин./1

11

Бусы для мамы

30 мин./1

12

Раскрашивание  бус для мамы

30 мин./1

13

Бабушкины сказки

30 мин./1

14

Раскрашивание готовых персонажей сказок

30 мин./1

15

Елочные украшения

30 мин./1

16

Раскрашивание елочных украшений

30 мин./1

17

Ангел рождества

30 мин./1

18

Раскрашивание ангела

30 мин./1

19

Азбука в картинках

30 мин./1

20

Раскрашивание готовых букв

30 мин./1

21

Подарок папе (медаль)

30 мин./1

22

Раскрашивание подарка папе

30 мин./1

23

Панно для мамы

30 мин./1

24

Раскрашивание панно

30 мин./1

25

Голубая гжель (тарелка)

30 мин./1

26

Раскрашивание тарелки

30 мин./1

27

Чудо-цветы (израсцы)

30 мин./1

28

Раскрашивание изразцов

30 мин./1

29

Аквариумные рыбки (коллективная работа)

30 мин./1

30

Раскрашивание рыбок

30 мин./1

31

Твори, выдумывай. пробуй

30 мин./1

32

Разукрашивание своих придуманных поделок

30 мин./1

Итого:

1 час

31 часов

Всего часов

960 мин./32ч.

 

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:
• Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
• Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
• Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

3.2.Методы и приёмы применяемые в работе с детьми:

  • Наглядный (показ картин, фотографий, скульптурных изделий, образцы поделок, иллюстрации);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  • Практический

3. 3. Формы работы:

  • Групповая

 

3. 4. Средства: Мука, соль, клей, краски акриловые и гуашь, маленькая скалочка,  доска для лепки, баночка с водой, кисточка для смачивания теста,  влажные салфетки, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга,  стеки, ножницы, бисер, бусы, крупа, нитки, фольга, зубочистки, различный природный  и нетрадиционный материал - все это понадобится  в процессе работы.. Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных  штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).

3.5 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов

Показатели динамики творческих способностей детей в тестопластике (целевые ориентиры)

П./п. Ф.И. ребенка

Умение детей задумывать содержание лепки развитие замысла в процессе лепки

Умение использовать в лепке разнообразные приёмы

Передача образа

Умение использовать стеку при лепке из теста

Творческие способности

Общее количество баллов

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Итого:

 

Критерии оценки:

3 балла (творческое) – ищет решение самостоятельно, стремится к выразительности образов, создает удачную композицию, передавая особенности формы, пропорций, динамику.

2 балла (по образцу) – обследует образец, сравнивает свою работу с образом, доводит работу до конца, работа вызывает удовлетворение.

1 балл(на уровне восприятия) –не самостоятелен в процессе работы, не доводит работу до конца. Не соблюдает пропорции, создает не удачные композиции.

 

IV СОДЕРЖАНИЕ

Календарно - тематическое планирование

(1–й год обучения от 5 до 6 лет)

Месяц

Тема занятия

Задачи

Материалы

Октябрь

«Король Соленое Тесто приглашает друзей»

Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

Презентация

Фрукты

Вспомнить  этапы технологии изготовления изделий из солёного теста.

Воспитывать аккуратность, желание  доводить начатое дело до конца. Развивать эстетическое восприятие.

Доски для лепки, стеки, соленое тесто, салфетки,  иллюстрация с изображением фруктов.

Раскрашивание фруктов

Раскрашивать изделия после просушки.

Упражнять в смешивании красок.

Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Стакан непроливайка, кисти, гуашь, готовые изделия, салфетки, лак акриловый.

Листопад.

(коллективная композиция)

Продолжать прививать интерес к лепке из соленого теста.

Учить детей вырезать лист по шаблону.

Продолжать развивать умение составлять композицию из разноцветных листочков.

Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности.

Цветное соленое тесто, доски для лепки, стеки, шаблоны листьев, ватман, клей «Момент», лак акриловый, салфетки, иллюстрация с изображением осени в лесу.

Ноябрь

Декоративная тарелка «Цветы»

Познакомить со способом лепки цветка из отдельных частей: раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков.

Развивать гибкость пальцев, развивать творческую инициативу.

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, салфетки, скалка, иллюстрация с изображением разных декоративных тарелок.

Раскрашивание красками декоративной тарелки

Раскрашивать изделия после просушки, развивать самостоятельность при подборе  краски:  смешивать, для получения нужного оттенка.

Оформлять работу на тарелке.

Готовые изделия, краски акварельные, кисти, салфетки, стакан непроливайка, лак акриловый.

Мухомор

лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка, развивать композиционные умения, при расположение мухомора на полянке

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, кисти, скалки, салфетки, вода в стаканчиках, иллюстрация с изображением мухомора.

Раскрашивание мухомора

Раскрашивать изделия после просушки.

Упражнять в смешивании красок.

Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Готовые изделия, краски гуашь, салфетки, палитра, кисти, стакан непроливайка, лак акриловый.

Декабрь

Снегири на ветке (коллективная работа)

Познакомить детей с комбинированным способом лепки птиц: туловище и голова – пластическим способом, хвост и крылья – конструктивным. Направить детей на самостоятельный поиск способов передачи движения. Воспитывать желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

Цветное тесто (черного, красного, белого цветов), салфетки, стеки, доски для лепки, иллюстрация с изображением птицы снегиря, ватман, клей «Момент», лак акриловый.

В лесу родилась елочка

учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы

Цветное соленое тесто (зеленого цвета), салфетки, доски для лепки, зубочистки, стеки, образец готовой елочки.

Новогодние игрушки

самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.

Соленое тесто, доски для лепки, салфетки, стеки, нитка для подвешивания игрушки,  разные елочные игрушки.

Раскрашивание новогодней игрушки

Раскрашивать изделия после просушки. Развитие творческой инициативы в смешивании красок, для получения нужного оттенка.

Развивать связную речь при составлении рассказов о игрушке.

Готовые изделия, краски гуашь, салфетки, палитра, кисти, стакан непроливайка.

Январь

Снеговик

Знакомить детей  со способом изготовления объёмной поделки: обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественные творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.

Соленое тесто, салфетки, стакан непроливайка, кисти, доски для лепки, фольга, зубочистки, иллюстрация с изображение  снеговика.

Раскрашивание снеговика

Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Видеть конечный результат задуманной работы.

Готовые изделия, салфетки, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка, лак акриловый.

Февраль

Валентинка

вырабатывать навыки скатывания капелек различной формы, учить формировать сердечки из скатанных капелек, вызывать интерес к вылепленным изделиям, радость от работы.  

Соленое тесто, доски для лепки, салфетки, стеки, стакан с водой, кисти, шаблон половинки сердца, скалка, образец готовой валентинки.

Разукрашивание валентинки

Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Видеть конечный результат задуманной работы.

Готовые изделия, краски гуашь, салфетки, палитра, кисти, стакан непроливайка, лак акриловый, тесьма.

Кружка для папы

Развивать самостоятельность:  лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края.

Лепить начальную букву имени для украшения.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.

Кружки разных видов, стеки, соленое тесто, доска для лепки, салфетки,  кисточки, стаканчик с водой.

Раскрашивание кружки для папы

Раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет.

Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку.

Готовые изделия, краски гуашь, палитра, салфетки,  кисти, стакан непроливайка, лак акриловый.

Март  

Подарок для мамочки кулон

Воспитывать желание лепить  картинки в подарок близким – мамам, бабушкам. Познакомить с разными способами лепки кулонов.

Воспитывать эстетический вкус.

Соленое тесто, доска для лепки, салфетки, скалка, стеки, шаблоны кулонов, иллюстрация с изображением различных  кулонов.

Раскрашивание подарка для мамы

Воспитывать  аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Готовые изделия, салфетки, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка, лак акриловый, тесьма.

Дымковская игрушка

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику, образную выразительность. Формировать представление

о ремесле игрушечных дел мастеров.  

Соленое тесто, стеки, салфетки, доски для лепки, верхняя часть от пластиковой бутылки, стаканчик с водой, кисти, образец готовой игрушки, иллюстрация с изображением  дымковской игрушке.

Раскрашивание дымковской игрушки

Точно передавать задуманную идею при  раскрашивании изделия, раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы.

Готовые изделия, салфетки, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка, иллюстрация образцов росписи дымковской игрушки.

Апрель

В далеком космосе (коллективная работа)

Освоение техники рельефной лепки, передача пластики, движения и колорита космических объектов, звезд, планет. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Соленое тесто, доски для лепки, салфетки, стеки, скалка, иллюстрация  с изображением планет, ракет, космических объектов.

Раскрашивание космических объектов

Развивать самостоятельность  при раскрашивании изделия, выборе материала для раскрашивания.  Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Видеть конечный результат задуманной работы.

Готовые изделия, краски гуашь, салфетки, палитра, кисти, стакан непроливайка, ватман, клей «Момент», лак акриловый.

Сюжетная коллективная композиция «На дне морском»

Создание сюжетной композиции на основе обогащения представлений о морских обитателях (раковины, крабы, звезды). Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Соленое тесто, доски для лепки, салфетки, стеки, скалка, крышки от пластиковых бутылок, иллюстрация с изображением морских обитателей.

Раскрашивание жителей морского дна

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой.

Готовые изделия, краски гуашь, салфетки, палитра, кисти, стакан непроливайка, ватман, клей «Момент», лак акриловый.

Май

Твори, выдумывай, пробуй

Инициировать творческие проявления детей при создании поделки. Самостоятельно определять способ лепки. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

Соленое тесто, доски для лепки, салфетки, стеки, стакан с водой, скалки, кисти.

Раскрашивание своих придуманных поделок

Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, видеть конечный результат задуманной работы.

Готовые изделия, краски гуашь или акварель (по выбору), салфетки, палитра, кисти, стакан непроливайка, лак акриловый.

 

Календарно - тематическое планирование

(2–й год обучения от 6 до 7 лет)

Месяц

Тема занятия

Задачи

Материалы

Октябрь

Вводное занятие.

Напомнить детям  правила работы с тестом и организация трудового процесса, вспомнить названия и назначения инструментов и приспособлений.

Беседа.  

Собираем урожай. Овощи.

Раскатывать лепешки, с помощью стеки делать прожилки. Расширять и углублять представление детей об овощах и фруктах. Развивать воображение.

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, стаканчик с водой, кисти, иллюстрация с изображением разных овощей.

 Раскрашивание овощей.

Развивать самостоятельность в выборе цветовой палитры для раскрашивания готовых поделок. Воспитывать аккуратность в работе, желание договариваться между собой.

Готовые изделия, краски гуашь, салфетки, палитра, кисти, стакан непроливайка, баночка от детского питания, ткань, тесьма.

Веселое чаепитие

Продолжать знакомить  детей с приемом лепки объёмных поделок.

Учить пользоваться зубочистками для скрепления деталей, соблюдать пропорции при лепке угощений для чаепития. Развивать художественный вкус.

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, стаканчик с водой, кисти, иллюстрация изделия из теста (крендельки, сушки, баранки, пирожки, булочки).

Ноябрь

Раскрашивание  готовых угощений для чаепития

Развивать самостоятельность в правильном подборе цветовой палитры. Воспитывать аккуратность и эстетичность в работе.

Готовые изделия, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка, диск, лак акриловый.

Именинный торт

Формировать у детей желание

сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с тестом. Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца.

Формировать потребность в саморазвитии:  составлять торт из нескольких «коржей», пользоваться готовыми шаблонами для украшения торта.  

Соленое тесто (белого, коричневого, красного, зеленого цветов), доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, шаблон коржей,  стаканчик с водой, кисти, иллюстрация с изображением разных тортов.

Бусы для мамы

Формировать у детей желание

сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с тестом. Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца.

Формировать потребность в саморазвитии:  составлять бусы из разных форм (куба, шар, спирали).  

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, стаканчик с водой, кисти, иллюстрация с изображением разных геометрических фигур.

Раскрашивание бус для мамы

Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению своей работы.

Воспитывать уверенность, активность.

Готовые изделия, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка, тесьма, лак акриловый.

Декабрь

Бабушкины сказки

Учить лепить по мотивам русских народных сказок: самостоятельно выбирать героя или сюжет, определять способы лепки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативу.

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, стаканчик с водой, кисти, иллюстрация с изображением героев русских народных сказок.

Раскрашивание готовых персонажей сказок

Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность в художественном поиске цветовой палитры.

Готовые изделия, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка, диск, лак акриловый.

Елочные украшения.

Создать условия для творческой

 самостоятельности. Поощрять

желание  делать поделку, пользуясь

 готовыми шаблонами,

самостоятельно придумывать дизайн.

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, стаканчик с водой, кисти, разные новогодние игрушки.

Раскрашивание ёлочного украшения.

Раскрашивать изделия после просушки. Развитие творческой инициативы в смешивании красок, для получения нужного оттенка.

Развивать связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы.

Готовые изделия, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка, диск, лак акриловый, тесьма.

Январь

Ангел рождества.

Развивать умение и навыки работы с тестом; закрепить навык наносить узор с помощью стеки, Развивать воображение, согласованность в работе глаза  и руки.

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, стаканчик с водой, кисти, шаблон тела ангела, чеснокодавилка, бисер разного цвета, иллюстрация с изображением ангела.

Раскрашивание ангела.

Раскрашивать изделие с помощью гуашевых красок. Воспитывать аккуратность в работе, желание договариваться между собой.

Готовые изделия, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка,, лак акриловый.

Февраль

Азбука в картинках

Предложить передать конфигурацию знакомых букв пластическими средствами. Развивать интерес к освоению грамоте.

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, стаканчик с водой, шпажка, кисти, плакат с буквами алфавита.

Раскрашивание готовых букв

Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность в художественном поиске цветовой палитры, составление собственного имени из готовых букв.

Готовые изделия, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка, тесьма, лак акриловый.

Подарок папе (медаль).

Воспитывать желание лепить красивые предметы в подарок близким людям. Показать возможность моделирования формы изделия на основе готовой формы. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, стаканчик с водой, кисти, шпажка,  шаблон медали, иллюстрация с изображением разных медалей.

Разукрашивание подарка папе.

Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон.

Готовые изделия, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка, лак акриловый, тесьма.

Март

Панно для мамы.

Продолжать формировать желание делать красивые предметы в подарок близким людям. Познакомить с новыми приемами лепки. Воспитывать стремление четко соблюдать  необходимую   последовательность действий;

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, стаканчик с водой, кисти, пластиковая крышка из под ведерка, образец готового панно.

Раскрашивание панно.

Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон.  

Готовые изделия, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка, картон, тесьма, лак акриловый, клей «Момент».

Голубая гжель (тарелка)

Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, как видом народного декоративно – прикладного искусства, имеющим свою образную выразительность. Воспитывать интерес к народному искусству.

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, стаканчик с водой, кисти, шаблон тарелки, иллюстрация  с изображением посуды расписанных «Гжель».

Раскрашивание тарелки

Оформлять изделие по мотивам гжельской росписи. Освоение узора в зависимости от формы изделия.  

Готовые изделия, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка, иллюстрация с изображением  разными узорами гжель, лак акриловый.

Апрель

Чудо – цветы (израсцы)

Учить создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжать освоение техники рельефной лепки.

Воспитывать интерес к оформлению интерьера.

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, шаблон квадрата, пуговицы и бусины, стаканчик с водой, кисти, иллюстрация с изображением разными израсцами.

Раскрашивание изразцов

Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность в художественном поиске цветовой палитры.

Готовые изделия, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка, лак акриловый, иллюстрация с разными видами росписи (гжель, хохлома, городецкая роспись).

Аквариумные рыбки (коллективная работа)

Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигурки рыбок,  прикреплять к основе, украшать налепами.

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, стаканчик с водой, кисти, иллюстрация с изображением аквариумных рыбок.

Раскрашивание аквариумных рыбок.

Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность в художественном поиске цветовой палитры

Готовые изделия, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка, , лак акриловый.

Май

Твори, выдумывай, пробуй

Инициировать творческие проявления детей при создании поделки. Самостоятельно определять способ лепки. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

Соленое тесто, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, стаканчик с водой, кисти.

Разукрашивание своих поделок

Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, видеть конечный результат задуманной работы.

Готовые изделия, краски гуашь, палитра, кисти, стакан непроливайка, лак акриловый.

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.
  2. И.А.Лыкова, Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» -М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.  

 

  1. И.А.Лыкова, В.А.Шипунова «Игрушки изначальные». М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.  

 

  1. И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика». М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009.  

 

  1. И.А.Лыкова «Мы за чаем не скучаем» М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.  

 

  1. И.А.Лыкова, Л.В.Грушина «Горячие картины» Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010.  

 

  1. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
  2. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М. : «Просвещение», 1982 -2005с.
  3. .А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М. : Айрис-пресс, 2008 –32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить"

Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить" является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности "Школа мяча"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО ПЕРВОМАЙСКИЙ ...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Золотой ключик" группы компенсирующей направленности для детей от 2 до 7 лет

Художественно-эстетическая направленность воспитания занимает, пожалуй, одно из центральных мест в структуре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетны...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Волшебный пластилин» для детей дошкольного возраста (3-4 лет) на 2022-2023 учебный год (срок реализации - 1 год)

Дополнительная образовательная программахудожественно-эстетического направления«Волшебный пластилин»для детей дошкольного возраста (3-4 лет)на 2022-2023 учебный год(срок реализации - 1 год...