«РОЛЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
консультация на тему
Сообщение о роли русской културы на развитие личности ребенка. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«РОЛЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Сегодня каждый ребенок воспринимается педагогами и родителями, как уникальная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействий с другими людьми. Образовательная область «Художественный труд» открывает широкие возможности для этой сложной воспитательной цели и представляет уникальное содержание для сотрудничества и сотворчества. Ну, а роль русской народной культуры для художественно–эстетического развития ребенка неоценима. Исходя из этого хочется выбрать следующие приоритеты:
Во-первых, окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это помогает понять детям, что они часть великого русского народа.
Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, поговорки, пословицы, хороводы и т.д.)
В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
И в-четвертых, ознакомление детей с народной декоративной росписью, различными видами прикладного искусства. Именно это пленяет душу ребенка гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным творчеством!
В группе «Колобок», начиная с младшего дошкольного возраста, ведется работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Только начиная знакомиться с кисточками, гуашевыми красками, карандашами, пластилином – малыши начинали расписывать косыночки, фартучки для матрешек, делали красивые рукавички, а в конце года украсили сарафанчики для настоящих матрешек и получили чудесные подарки.
В средней группе дети знакомились с некоторыми видами народной росписи: дымковская, хохломская. А на занятии по ознакомлению детей с русским бытом, дети загорелись желанием сделать необычные «лоскутные одеяла». В этом очень помогли родители. Было принесено много ярких фантиков от конфет и шоколадок, разрезанных на одинаковые квадратики - и на свет явились веселые лоскутные одеяльца, выполненные в технике «мозаика».
В старшей группе работа по приобщению детей к русской народной культуре ведется еще интенсивнее. В своей работе мы стали акцентировать внимание на интеграцию творческих видов деятельности. Ведь такая деятельность позволяет выражать обобщенные образы в художественной, эмоционально наполненной форме (рисунок, танец, рассказ, мелодия, роль в спектакле и т.д.).
Так, например, прежде чем сделать тульский самовар (техника пластилинография). Дети вместе с родителями отметили День матери за традиционным русским чаепитием с самоваром и русскими угощениями: баранками, сушками, пряниками, вареньем. Конечно же, и самовары на занятии были сделаны с душой и фантазией.
Ну, а праздник Рождественские колядки, проведенный совместно с музыкальным руководителем скорее всего запомнится и детям, и родителям надолго. Ведь во время организации процесса интеграции - разные виды деятельности дополняют друг друга. Перед тем, как идти «колядовать», дети и родители расписали коников в стиле «Дымковская роспись». Подарки получились двойные: Дымковские лошадки и накалядованные сладости.
Дети так впечатлились чудесными лошадками, что неоднократно предлагали еще изготовить дымковские игрушки, поэтому вместе с педагогом Щетининой О.Н. нами был разработан цикл занятий по ознакомлению с вятской (дымковской) игрушкой. Была изготовлена «Барыня» в технике пластилинографии и «Петушок» (рисование гуашевыми красками. В такой кропотливой работе проявляется, закрелпяется и воспитывается интерес к народной культуре.
Во время знакомства с Жостовской росписью воспитатель и помощник воспитателя из группы «Буратино» принесли настоящие авторские жостовские подносы с автографами мастеров, поэтому и подносы у детей получились яркими, красочными, красивыми.
На традиционных занятиях по художественно-эстетическому развитию дети тоже продолжают приобщаться к русской-народной культуре. Так после рассматривания образцов Гжельской росписи Саша Романчиков и его мама сделали «домашнее задание», слепив из пластилина (пластилинография) необыкновенный поднос. А Соня и Захар украсили тарелочки хохломской росписью.
Конечно, хотелось бы познакомить детей со многими видами русского народного искусства, но, к сожалению, у педагогов не всегда есть время и место в режиме жизни ДОУ. Но, не смотря, на трудоемкость процесса, в том числе и художественно-эстетического, роль русской народной культуры для детей дошкольного возраста благодарна и благодатна.
Воспитатели группы «Колобок»
ДОУ «Сказка»
Ковешникова О.Н.
Щетинина О.А.
Апрель 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-549397-1488043536.jpg)
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и масте...
НОД Формирование культуры поведения ребенка и развитие личностных качеств детей, через преобщение к русской народной культуре
знакомить детей с содержанием сказки «Петушок, петушок…», учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, проговаривать звукоподражательные слова, учить пользоваться изобразительным ...
Роль русской народной сказки в воспитании и развитии дошкольника
Интерес детей к сказкам общеизвестен. Испокон веков знакомство малышей со сказками начинается с одних и тех же почти канонических текстов, которые лучше всего приспособлены для детского восприят...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/13/picture-1126007-1552483557.jpg)
Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»
Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-1206760-1636391908.jpg)
Роль русских народных подвижных игр во всестороннем развитии детей дошкольного возраста
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчи...