ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧУДЕСА ИЗ ТЕСТА"
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа дополнительного образования по тестопластике "Чудеса из теста" для детей 3-6 лет
Рецензия к программе ссылка: https://disk.yandex.ru/i/F4LGeP5OQndqkw
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_testoplastike.zip | 77.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад с. Бакчара»
Принято Педагогическим советом ДОУ Протокол от 15.10.2020г. №2 | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «ЦРР-детский сад с.Бакчара»_____________ Н.А.Лаврикова Приказ от 15.10.2020 № 67 -од |
Программа дополнительного образования по тестопластике "Чудеса из теста"
Для детей 3-6 лет
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Разработала:
Ларикова Любовь Валентиновна
воспитатель 1 категории
2020г.
Содержание
1. Направленность…………………………………………………...........................3
2.Пояснительная записка.................................................................................. .3
3.Новизна программы........................................................................................ 4
4.Отличительные особенности и организация образовательного процесса4
5.Цель и Актуальность программы.................................................................... 5
6.Задачи и Нормативно-правовое обеспечение............................................... 6
7.Содержание программы……………………………………………………………10
8.Учебно-тематические занятия…………………………………………………….11
9.Младшая группа……………………………………………………………………..11
10.Средня группа………………………………………………………………………18
11.Старшая группа……………………………………………………………………..22
12.Подготовительная группа…………………………………………………………26
13.Этапы реализации программы…………………………………………………...31
14.Диагностический инструментарий……………………………………………….32
15.Ожидаемые результаты……………………………………………………………33
16.Информационно-методическое обеспечение…………………………………33
Приложение №1 «Структура занятия»…………………………………………….34
Приложение №2 Консультация для родителей: "Солёное тесто для лепки: советы
начинающим рукодельницам"……………………………………………………….34
Введение
«Истоки творческих способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Направленностьдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее Программа) «Чудо тесто (тестопластика)» имеет художественно-эстетическую развитие. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определѐнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и в большеймере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Пояснительная записка
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Новизна программы
В последние годы солёное тесто стало очень популярным материалом для лепки. Тесто- это такой материал, который более удобен для лепки. Он мягкий и для ребёнка представляет больший интерес, чем пластилин. Поэтому в работе с детьми 3 - 6 лет целесообразно использовать солёное тесто. Поделки из теста древняя традиция, им находится место и в современном мире, ведь сейчас ценится всё экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто- материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является тесная связь тестопластики с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация образовательной деятельности в виде игры углубляет интерес у детей к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Так же занятия по тестопластике тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребёнком даже самых простых поделок- творческий процесс. А творческое созидание- это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Особенности организации образовательного процесса
Программа включает развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр, направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, а так же продуктивной и познавательно-творческой деятельности. В основу программы заложено формирование у ребёнка сенсомоторной координации- согласованного действия рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребёнок приходит к пониманию причинных связей. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счёт постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
В программе использованы три этапа развития творчества дошкольников по тестопластике.
Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.
Цель программы
Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно - прикладное искусство. Полноценное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Возможность подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста, вовлечение детей в активную творческую деятельность, развитие мелкой моторики рук.Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с нетрадиционным материалом.
Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с нетрадиционным материалом для лепки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Задачи программы
Образовательные:
1. Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
2. Учить соблюдать правила техники безопасности;
3. Учить стремится к поиску, самостоятельности;
4. Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Развивающие:
1. Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
2. Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
3. Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
4. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Нормативно – правовое обеспечение:Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудо тесто» разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
1.Федеральный закон РФ 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
3.Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года №196 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
5.Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
6.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09 – 3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»).
Принципы:
Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учѐтом природных особенностей в данный момент деятельности.
Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
Обогащения сенсорного опытапоследовательности и систематичности; личностно-ориентированный подход; культурного обогащения содержания деятельности по тестопластике в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов;взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
Технологии:
Игровое обучение
Педагогика сотрудничества
Методы:
Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
Практический
Формы:
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые.
Преимущество солёного теста:
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
- легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия тестопластике тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Методические рекомендации по организации ИГР – занятий
При организации игр-занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Функции тестопластики:
* Коррекционно-развивающая - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.).
* Обучающая - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
* Коммуникативная - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
* Релаксационная - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
* Воспитательная - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога.
Срок проведения: сентябрь – май
Периодичность занятий: 1 раза в неделю
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 15-30 минут (в зависимости от возраста)
Место проведения кружка: группа
Структура занятия:
Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
Рассматривание образца.
Объяснение, показ приемов лепки.
Лепка детьми.
Физкультурная пауза.
Доработка изделия из дополнительного материала.
Рассматривание готовых работ.
Рецепт соленого теста:
- 2 стакана муки;
- 1 стакан соли;
- 3/4 стакана воды.
При замешивании теста вместе с водой можно добавить 2-3 столовые ложки клея ПВА или растительного масла.
Неиспользованное тесто хранить в целлофановом пакете в холодильнике.
Советы:
- При соединении двух деталей из соленого теста место присоединения нужно смазывать мокрой кисточкой – так детали будут лучше держаться.
- Высушивать изделия можно на батарее, в духовом шкафу (под присмотром взрослых) или на солнышке, летом.
- После окончания работы тщательно вымойте руки с мылом, досуха вытрите их и смажьте растительным маслом.
Принципы построения работы
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Методические приемы
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
• игровые приемы (приход героя и др.).
• упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки.)
Дидактический материал:
• аудио и видеозаписи.
• использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Методы и приемы обучения.
Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- Конструктивный - при этом способе лепки образ создается из отдельных частей.
- Скульптурный (пластический) - изделие лепится из целого куска.
- Комбинированный - этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный
- Рельефная лепка - поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости.
- Модульная лепка - этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструирование из одинаковых деталей.В зависимости от формы модуля различается несколько видов модульной лепки: из бесформенных кусочков, из шариков, из валиков.
- Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Словесный метод:
- Беседа, рассказ;
- Объяснение, пояснение;
- Вопросы;
- Словесная инструкция
Наглядный метод:
- Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, игрушки, скульптурные изделия)
- Показ, выполнение работы (частично, полностью);
- игровые приемы (приход героя и др.).
- упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки.)
Примерная структура занятий
- Приветствие, пальчиковая игра;
- Демонстрация изделия из теста, рассматривание, мотивация;
- Уточнение приёмов лепки, лепка;
- Индивидуальная помощь;
- Положительный анализ детских работ;
- Прощание.
Дети младшего дошкольного возраста начинают осваивать простейшие способы лепки (рельеф, скульптурный, лепки на форме), осваивают приёмы декорирования, заданный образ воплощать в лепке, могут получать радость от проделанной работы, попросить помощь взрослого. Дети старшего возраста осваивают более сложные приемы –модульная лепка. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Форма сотрудничества с семьей
Организация работы с семьей строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. С целью расширения информационного поля и компетентности родителей по вопросам обучения приемам тестопластики организуются следующие формы сотрудничества:
-презентации кружковой работы;
-индивидуальные беседы и консультации;
-презентации продуктов детской деятельности (выставки);
-организация «дней открытых дверей» (по желанию педагога и запросам родителей);
-организация итоговых мероприятий (в конце полугодия).
Материально-техническое обеспечение
С целью успешной реализации программы созданы необходимые условия для организации занятий и игровой деятельности детей:
1. Групповая комната, оснащенная детской мебелью и местом для релаксации и отдыха
2. Инструменты и приспособления для художественно-изобразительной деятельности:
- доска, покрытая фольгой, - это рабочее место;
- материал - солёное тесто;
- скалка для раскатывания теста ровным слоем;
- вилка, расческа, стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые полосы, например, прожилки на листиках;
- пластмассовые лопатки;
- штампики фабричного производства, формочки для теста или для игр с песком, шаблоны удобны для вырезания теста;
- кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как клей склеивает бумагу), а также разглаживает неровности на поверхности;
- стаканчики для воды;
- краски (акварельные, гуашь или акриловые, чтобы раскрасить высушенные работы;
- прозрачный лак понадобится для закрепления красок и защиты изделия от влаги;
- салфетки бумажные, тканевые;
- бумага белая, цветная, картон, (для изготовления клювиков, хвостиков, плавничков);
- природный материал (семена, травы, крупы и другие);
- ленточка, если захочется завязать бантик на шее кота или мишки;
- бросовый материал (бусинки, пуговицы, зубочистки, проволока для изготовления усиков, и другие);
- тонкая палочка делает проколы, отверстия, служит стеблем для растений. Понадобится для нанесения рисунка.
- влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.
3. Наглядный материал:
- иллюстрации,
- народные игрушки,
- образцы изделий.
4. Детская художественная литература.
5. Использование ИКТ
Содержание дополнительной программы «Чудо тесто»
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрено четыре основных вида занятий: лепка, художественная роспись, декорирование изделий из соленого теста, беседы об изобразительном искусстве и красотевокруг нас. Основные виды занятий связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течении всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов детей.
Содержание программы
Содержание занятий программы «Чудеса из теста» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному. Обучение проводится на коллективных занятиях и по подгруппам 10-12 человек.
Механизм реализации программы:
Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Срок реализации 2020-2024 учебный год. Занятия проводятся во второй младшей группе 1 раз в неделю длительностью 15 минут. Во второй половине дня. В средней группе – 1 раз в неделю 20 минут, старший и подготовительный возраст 1раз в неделю -25-30 минут так же во второй половине дня.
Актуальность проблемы
Занятие тестопластикой приучает детей быть более усидчивыми, внимательными и ответственными, развивает их воображение, фантазию, моторику пальчиков. Соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Это экологически чистый, неаллергенный материал, очень приятный на ощупь и лепить из него довольно просто.
В старшем возрасте сочетание жидкого теста (для создания фона или обмазывания предмета, например втулка из под бумажных полотенец типа вазы) с густым, эластичным(для оформления путем рельефной или модульной лепки, с использованием мелких предметов – бусинки, пуговицы, горох, фасоль, специи и т.д.)
Гипотеза: занятие тестопластикой способствует развитию мелкой моторики рук, развивает воображение, фантазию, доброту у детей.
Цель:
Создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.
Задачи:
1) обучать детей приемам лепки из соленого теста
2) развивать у детей навыки лепки простых форм (цилиндр, палочка, диск, шарик)
3) формировать у детей сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность рук
4) развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук
5) воспитывать у детей усидчивость
6) пополнить предметно – развивающую среду (изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Магазин»)
7) создание более сложных поделок для подарков, интерьера и т.д. используя сочетание соленого теста с жидким тестом (жидкое тесто также можно использовать для рисования)
Виды занятий | Количество часов |
Лепка | 16 |
Художественная роспись готовых изделий. Декорирование изделий | 10 |
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 |
Творческие отчеты, выставки | 2 |
ИТОГО: | 32 |
Учебно-тематический план занятий в кружке «Чудо тесто»
Младшая группа
№п/п месяц | Тема занятия | Цели | Практическая работа | Оборудование | Кол-вочасов |
Осень 1 | Волшебный комочек | Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое).Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | разминание | Соленое тесто, - доски для лепки; - музыкальное сопровождение ИКТ (муз.фон) | 1 |
2 | Улитка – длинные рожки | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик.Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Лепка, придание форм тесту | соленое тесто; игрушка-улитка; доски для лепки; аудио запись (муз.фон) | 1 |
3 | Колобок | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Лепка путем облепливания, использование бросового материала | соленое тесто, окрашенное в желтый цвет; крупа;грецкие орехи; доски для лепки; использование ИКТ | 1 |
4 | Мышка-норушка | Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами. | Лепка с использованием доп.материалов | соленое тесто, окрашенное в серый, розовый, коричневый цвета; шерстяные нитки; семечки; бусины; доски для лепки;персонажи кукольного театра. | 1 |
5 | Разноцветные бусины (1-е занятие) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия.Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Лепка с доп. материалами | соленое тесто; толстая проволока; доски для лепки,ИКТ | 1 |
6 | Разноцветные бусины (2-е занятие) | Продолжать учить детей делать бусины, расписывать бусины краской.Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.Вызвать желание сделать необычные, красивые бусины. | Лепка с доп. материалами | бусины из соленого теста; гуашь разноцветная; кисточки; подставки; стаканчики с водой; подкладные листы, ИКТ | 1 |
ЗИМА 7 | Сырная елочка для мышки | Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в «сыре». Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Лепка с использованием бросового материала | соленое тесто, окрашенное в желтый цвет; колпачки от фломастеров; доски для лепки | 1 |
8 | Новогодние игрушки | Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки. | Лепка с использованием формочек и доп. материала | соленое тесто; формочки для выпечки; макароны; бусины; горох; бисер; крупа; блестки; тесьма для петелек; доски для лепки икт | 1 |
9 | Новогодняя елочка | Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону. Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку. | Лепка из соленого теста с использованием дополнительных материалов, использование стеки и картонного шаблона | соленое тесто; макароны; бусины; горох; бисер; крупа; блестки; доски для лепки; картонка шаблоны; стека. | 1 |
10 | Зимний лес (коллективная работа) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев.Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста, к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе. | Лепка из соленого путем модульной лепки | лист ватмана синего цвета с аппликацией – кроны деревьев; соленое тесто; доски для лепки. | 1 |
11 | Снежный домик | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица».Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста | Лепка из соленого теста с использованием бросового и дополнительного материалов | соленое тесто; стаканчик из-под йогурта; фасоль | 1 |
12 | Снежная крепость | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить с помощью воды соединять детали из теста.Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Лепка из соленого теста с использованием воды | соленое тесто; стаканчики с водой; кисточки для рисования; доски для лепки. | 1 |
ВЕСНА 13 | Мимоза (коллективная работа) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста.Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе. | Лепка из соленого теста | лист форматом А-3; соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвет; доски для лепки | 1 |
14 | Лямба (по мотивам сказки-крошки) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать интерес к лепке фантазийного существа по мотивам литературного образа. | Лепка с дополнительными материалами | соленое тесто; макароны; бусины; горох; фасоль; крупа; пуговицы; доски для лепки. | 1 |
15 | Я пеку, пеку, пеку… | Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (торт, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.Воспитывать интерес к лепке из соленого теста | Лепка из соленого теста с использованием разных приемов лепки | соленое тесто;противни из картона, окрашенного в черный цвет; колпачки от фломастеров; палочки; доски для лепки; поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем. | 1 |
16 | Подводное царство (1-е задание) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке. | Лепка из соленого теста при помощи картонных шаблонов и стеки | соленое тесто разного цвета;стеки;макароны; блестки;бусины; горох;фасоль;крупа;пуговицы;доски для лепки;магнитофон | 1 |
17 | Подводное царство (2-е задание) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавая подводное царство.Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Лепка из соленого теста и дополнительных материалов | коробки из-под конфет с высокими стенками;жидкое тесто голубого цвета; рыбки, сделанные на предыдущем занятии;материал для украшения;магнитофон | 1 |
18 | Цыпленок | Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами.Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке. | Лепка из соленого теста использование бросового материала | соленое тесто; арбузные семечки, горох; пшено; доски для лепки; магнитофон |
Средняя группа.
Кол-во час в неделю 1раз. Кол-во часов в год32ч.
№п/п месяц | Тема занятия | Цели | Практическая работа | Оборудование | Кол-вочасов |
Осень 1 | «Вот так тесто! » | Продолжать познакомить детей с тестом, закреплять умения разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; продолжать формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук. | разминание | соленое тесто, мисочка с водой, влажные салфетки, доски для лепки | 1 |
2-3 | «Путешествие в «Круглую страну» | вызывать интерес детей к лепке из теста, продолжать знакомить с формой шара; продолжать учить формообразующе-му движению – скатыванию округлых форм развивать тактильную чувствительность, учить смешивать краску на палитре для проведения тонких линий. | Обследова-ние предметов круглой формы различных размеров, лепка шаров различных размеров, расплющивание шаров в круги. Обследова-ние с закрытыми глазами предметов шарообразной и круглой формы, раскрашивание кругов и шаров слепленных на предыдущем занятии | соленое тесто, гуашь, мисочки с водой, кисточки. | 2 |
4 | «Солнышко» | Закреплять умение определять формы круг и шар, находить между ними различие; учить формообразующе-му движению – скатывание жгутика, развить мелкую моторику.мышление, воображение | лепка солнышка | Цветное тесто, вода, кисточки | 1 |
5 | «Фрукты» | учить лепить широкую невысокую посуду (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края), учить скатывать шары одинакового размера | лепка фруктов из цветного теста | Цветное тесто, фрукты (муляжи), стеки, мисочки с водой, кисточки | 1 |
6 | «Бублики» | учить раскатывать тесто прямыми движениями рук, соединяя колбаску в кольцо, соединять концы, прижимая их друг к другу, делить на части, узнавать и называть круглую форму; воспитывать чувство удовлетворения от того, что довел работу до конца. | лепка из цветного теста | Цветное тесто, мисочки с водой, кисти, веревочка | 1 |
7-8 | «Гриб» | учить раскатывать из маленьких шариков теста столбики и соединять их с дополнительным материалом, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику | Лепка Раскрашивание. | Тесто, дощечки, вода, кисточки, картинки с изображением грибов | 2 |
9-10 | «Маленькая куколка» (Неваляшка) | лепить предмет состоящий из двух частей круглой формы, разной величины, закреплять умение раскатывать тесто между ладонями кругообразными движениями, соединять две части. | лепка из соленого теста раскрашивание изделия | соленое тесто, игрушка-неваляшка, мисочка с водой, кисточки, дощечки, салфетки. | 2 |
Зима 11-12 | «Елка» (налеп из теста) | продолжать учить детей применять в лепке знакомые способы работы, закреплять умения детей скатывать из теста маленькие шарики и прикреплять их к елочке, учить выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму | лепка украшение | Соленое тесто, стеки, бисер для украшения, кисточки, картон | 2 |
13-14-15 | «Зимние забавы» (Снеговик) | развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый предмет и передавать в лепке его форму и строение; развивать воображение, мышление, мелкую моторику; | фон для снеговика рамочка для снеговика лепка снеговика | цветное тесто, картон, кисточки, миска с водой | 3 |
16 | «Миска с апельсинами» | вырабатывать умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание.учить лепить широкую невысокую посуду в определеннойпоследовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнутькрая, учить скатывать шары одинакового размера) | лепка апельсинов из цветного теста | Цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки | 1 |
17-18 | «Подарок папе» | вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарокблизким, развивать внимание, мелкую моторику | лепка раскрашивание | соленое тесто, мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра, картон. | 2 |
ВЕСНА 19-20 | «Подарок мамочке» | воспитывать у детей любовь и заботу к близким (маме, бабушке), вызвать желание порадовать их подарком; закреплять навыки лепки, развивать фантазию, воображение, мелкую моторику. | лепка раскрашивание | соленое тесто, картон, фломастеры, картон, мисочка с водой, кисточки. | 2 |
21-22-23 | «Гусеница» | продолжать учить скатывать шары различных размеров (от большого к маленькому), учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ; подбирать цветовую гамму для передачи характера | лепка листика из цветного теста лепка гусеницы раскрашивание | цветное тесто для листика (зеленое),белое тесто для гусеницы, гуашь, кисточки, стеки, фломастеры, вода | 3 |
24 | Подставка под Пасхальное яйцо. | Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу. | лепка подставки из цветного теста | Цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки | 1 |
25-26 | «Ежик из шишки» | учить детей формообразующему движению- скатыванию капельки, развивать умение при расплющивание капельки создавать форму листика, вырабатывать умение лепить мелкие детали, продолжать развивать композиционные умения располагая ежика на листе. | лепка листика из цветного теста лепка ежика (туловище из шишки) | цветное тесто (желтое, зеленое),мисочка с водой, шишка, стека, старый фломастер, мягкая игрушка. | 2 |
ЛЕТО 27-28 | «Божья коровка» | вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета. | лепка божьей коровки раскрашивание | тесто, старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой | 2 |
29-30 | «Черепашка» | вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета. | лепка черепашки раскрашивание | тесто, старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой | 2 |
31-32 | «Одуванчик» | вырабатывать у детей, умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, развивать внимание, мелкую моторику | лепка раскрашивание | соленое тесто, мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра | 2 |
ИТОГО: | 32 |
Старшая группа
Кол-во час. в неделю 1раз . Кол-во часов в год32ч.
№п/п, месяц | Тема занятия | Цель | Практическая работа | Оборудование | Кол-во часов |
Осень 1-2 | «Собираем урожай» | закреплять у детей знание обобщенных понятий «овощи», «фрукты», упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, для украшения поделки использовать стеки, природный материал, продолжать учить детей, смешивать на палитре новые цвета | Рассматривание картинок с изображением овощей, фруктов; лепка овощей раскрашивание | фрукты, овощи, (муляжи, картинки), соленое тесто, гуашь, палитра, кисточки, картон, вода | 2 |
3-4 | «Подсолнух» | вырабатывать умение на картонной основе при помощи теста, отламывать небольшими кусочками и расплющивать на картоне, сделать фон, продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для серединки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки) ; вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали. | лепка фона с рамочкой лепка подсолнуха | соленое тесто (цветное), семечки подсолнуха, стеки, кисти, картон под основу, вода. | 2 |
5-6 | «Мышка» | учить передавать в лепке сказочные образы; учить детей применять умения лепить овальную форму при изображении предметов и животных; закреплять умение передавать характер формы | лепка раскрашивание | соленое тесто, кусочек веревочки для хвоста, фломастеры, вода, кисти, гуашь, палитра. | 2 |
7-8 | «Мухомор» | лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка), развивать композиционные умения, при расположение мухомора на полянке | лепка полянки лепка мухомора | цветное соленое тесто, фольга на каркас для грибов, стек, вода, кисточки | 2 |
ЗИМА 9-10 | «В лесу родилась елочка» | учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы | лепка елочки украшение елочки | Соленое тесто (цветное), фломастеры, картон под основу бисер для украшения, блестки, яркие бусины. | 2 |
11-12 | «Новогодние игрушки» | учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму. | лепка звездочки и ёлочных шаров из соленого теста. Раскрашивание | Соленое тесто (цветное), стеки, формочки для вырезания игрушек, фломастеры, бисер, разноцветная фольга, клей ПВА, кисточки, гель с блестками | 2 |
13-14 | Подсвечник. | Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу. | лепка раскрашивание | Соленое тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки | 2 |
15-16 | «Кот» | развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к животным; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях | лепка фона лепка кота | Цветное тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, кисти тесто | 2 |
17 | «Валентинка» | вырабатывать навыки скатывания капелек различной формы, учить формировать сердечки из скатанных капелек, вызывать интерес к вылепленным изделиям, радость от работы. | лепка сердечка из цветного теста | цветное тесто, стеки, фломастеры, вода, кисточки | 1 |
18-19-20 | «Подарок папе» | Учить лепить самолет конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строение и способе передвижения самолета, развивать любовь к близким. | лепка фона лепка самолета раскрашивание | соленое тесто, стеки, вода, кисточки, картон под основу, фольга, звездочки. | 3 |
ВЕСНА 21-22 | «Цветы для мамы» | вырабатывать умение на картонной основе при помощи цветного теста сделать фон, вырабатывать у детей умение заполнять круглый формат, закомпановав на нем цветок. | лепка фона из цветного теста лепка цветка в круглом фоне | цветное тесто, картонная заготовка круглой формы для фона, стек, фломастеры. | 2 |
23-24 | «Подставка под яйцо» | развивать фантазию, умение самостоятельно работать по образцу, Продолжать учить лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стек для проработки деталей для украшения. | лепка подставки под яйцо. Раскрашивание | Тесто, стеки, фломастеры, кисточки, вода, яйцо киндер сюрприза. | 2 |
25-26-27 | «Аквариум» | вызывать интерес к созданию композиции «аквариум», развивать чувство формы и композиции; вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов на палитре, закрепляем знания о теплых и холодных тонах. | лепка фона лепка рыбок, водорослей. раскрашивание изделия | тесто, фломастеры, гуашь, палитра, кисточки, вода | 3 |
ЛЕТО 28 | «Грустный клоун» | вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать еенеобходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки. | лепка грустного клоуна из цветного теста. | тесто, стеки, дощечки, миска с водой, кисточки, фломастеры | 1 |
29 | «Веселый клоун» | вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать еенеобходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки | лепка веселого клоуна из цветного теста | тесто, стеки, дощечки, миска с водой, кисточки, фломастеры. | 1 |
30-31-32 | «Цыпленок» | развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях | лепка фона лепка цыпленка раскрашивание изделия | тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода,краски, кисти | 3 |
ИТОГО: | 32 |
Подготовительная группа
Кол-во час. в неделю 1раз . Кол-во часов в год32ч.
№п/п месяц | Тема занятия | Цели | Практическая работа | Оборудование | Кол-во часов |
ОСЕНЬ 1-2 | «Грибная поляна» | развивать композиционные умения, закреплять умения лепить грибы, добиваться большой точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки), развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус. | лепка поляны, грибов раскрашивание изделия | соленое тесто, гуашь, дощечки для лепки, мисочки с водой, стеки, кисточки, фольга. | 2 |
3-4-5 | «Урожай яблок» | учить детей сравнительному анализу, приисследование формы и цвета различных сортов яблок, вырабатывать умение лепить фон на картонной основе; умение лепить мелкие детали, развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре. | лепка фона и рамки лепка корзины с яблоками раскрашивание изделия | соленое тесто, картон для основы, стека, фломастеры, палитра, миска с водой, гвоздика (приправа), гуашь, кисточки. | 3 |
6-7-8 | «Осенние припасы» | продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, развивать умение работать различными способами лепки, подбирать цветовую гамму для создания необходимого образа. | лепка полянки лепка животных раскрашивание | соленое тесто, вермишель для иголок (игрушка ежа), гуашь, кисточки, картон, стеки, фломастеры | 3 |
ЗИМА 9 | «Дед Мороз» | воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде ит. д.) | лепка деда Мороза | соленое тесто, фольга, картон, фломастеры, стеки, вода, кисточки | 1 |
10-11 | «Снегурочка» | воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде ит. д.) | лепка Снегурочки раскрашивание, украшение изделия (Дед Мороза и Снегурочки) | соленое тесто, фольга, картон, фломастеры, стеки, гуашь, вода, кисточки | 2 |
12 | «Новогодние подсвечники» | учить лепить подсвечник и украшать его, используя известные приемы лепки (налеп, вдавливание) : продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки | лепка изделия | свеча, металлические крышки от бутылок, цветное соленое тесто, вода, гуашь, кисточки, фломастеры | 1 |
13-14 | «Рождественские украшения» | учить раскатывать тесто скалкой, вырезать звезды по шаблону, обра-батывать края кистью, украшать поделку, расписывать после просушки, развивать фантазию, творчество. | лепка изделия раскрашивание | соленое тесто, дощечки, фломастеры, гуашь, кисточки, стеки, бисер | 2 |
15-16 | «Сердечки-валентинки» | закреплять умения и навыки различных способов лепки, развивать мелкую моторику, воображение, творчество, умение красиво располагать предметы на пластинке. | Лепка раскрашивание | соленое тесто, дощечки, фломастеры, гуашь, кисточки, стеки, бисер, магнитная лента. | 2 |
17-18 | «Декоративная пластина в подарок родным и близким в честь Дня защитника Отечества» | вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; развивать композиционные умения, продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки | Лепка Раскрашивание | соленое тесто, картон под основу, стеки, гуашь, кисточки, звездочки, (для украшения танка), и т. д. | 2 |
ВЕСНА 19-20 | Брошь для мамы | учить лепить детей по заранее подготовленным эскизам и сочетать орнамент с формой изделия, выполнять рельеф путем налепа. Работу выполнять аккуратно | Лепка брошь для мамы Раскрашивание изделий | соленое тесто, стеки, дощечки, картон, кисточки, вода, фломастеры, бисер. | 2 |
21-22 | «Рамка для фотографий» | учить детей самостоятельному выбору композиции, продолжать развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре учить подбирать цветовую гамму для создания настроения в работе | лепка рамки налеп, украшение рамки цветами раскрашивание | Соленое тесто, картон для рамки, стеки, фломастеры, вода, кисточки, гуашь | 2 |
23-24 | «Космодром» | учить детей создавать конкретные пластические образы конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника | лепка основы из цветного теста лепка космического корабля, спутника | цветное тесто, фольга, фломастеры, стеки, фотографии, пуговицы, вода | 2 |
25-26-27 | «Ваза с цветами» (панно) | вырабатывать умение лепить фон на картонной основе и украшать его, закреплять умение у детей передавать форму вазы, соблюдать пропорции, строение формы, наносить стекой узор на поверхности формы продолжать учить детей лепить цветы (скатываем капельки и расплющиваем их) | лепим фон, вазу (из цветного теста) лепим цветы (цветное тесто) оформление работы | Цветное соленое тесто, картон прямоуголь-ной формы, стеки, фломастеры, вода, кисточки | 3 |
28-29-30 | «Петух» (панно) | продолжать учить лепить фон на картонной основе, украшать его, вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов и оттенков на палитре, создавать контрастную цветовую гамму | лепка фона петуха раскрашивание оформление работы | 3 | |
31-32 | «Божья коровка и ее подружка» | продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, воображение, чувство цвета | лепка раскрашивание | соленое тесто, стеки, вода, кисточки, фломастеры, гуашь | 2 |
ИТОГО: | 32 |
Процесс изготовления жидкого теста для рисования:
1. Нам понадобятся:
• пшеничная мука высшего сорта;
• соль мелкая «Экстра»;
• холодная вода;
• клей ПВА;
• миска для замешивания теста;
• венчик (для смешивания ингредиентов);
•стаканчики пластиковые;
• гуашь нужного цвета
коробочка картонная (можно от пластилина) или пластиковая тарелка.
2.Рецепт краски (пропорции):
• 2 столовых ложки пшеничной муки;
• 1 столовая ложка мелкой соли;
• холодная вода;
• 1 чайная ложка клея ПВА.
Все перемешать до консистенции жидкой сметаны.
Затем тесто нужно разлить по стаканчикам и добавить в каждый стаканчик полчайной
ложки гуаши нужного цвета
Инструменты у нас будут необычные:
• стек;
• зубочистки;
• коктейльные трубочки;
• пластиковая ложка.
Этапы реализации программы
Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:
1.Подготовительный
-Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления.
-Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней;
-Освоить приёмы вдавливания;
-Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста;
-Освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста.
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
2.Основной
- Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
-Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый)
-Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.
-Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти.
-Научиться раскрашивать работу гуашью.
-Научить работать жидким тестом при помощи кисти и других предметов (стека,ватная палочка и другое)
-Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.
-Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.
-Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию, с помощью таблиц мнемотехники (последовательные действия по схеме)
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
3.Итоговый
-Самостоятельно решать творческие задачи.
-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Диагностический инструментарий (см. приложение)
Оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход
Высокий уровень:
-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Умеет самостоятельно достигать цель;
-Проявляет начало творческих способностей.
Средний уровень:
-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Недостаточная самостоятельность;
-Замысел реализуется частично.
Низкий уровень:
-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
-Отсутствует самостоятельность, интерес;
-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.
Ожидаемые результаты освоения программы дополнительного образования
• У детей стойкий интерес к тестопластике как во время занятий, так и в свободное время.
• Дети ответственно относятся к выполнению работ.
• Стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа.
• Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца.
• Умеют помогать друг другу при выполнении коллективной работы.
• Имеют представления о народных промыслах.
• Уверенно делят тесто на части соответственно замыслу.
• Владеют техническими приёмами лепки.
• Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.
• Лепят предметы, передавая их характерные особенности.
• Имеют представления о роли цвета в мелкой пластике.
• Умеют составлять простые композиции.
• Рассказывают о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога.
• Соблюдают правила по технике безопасности.
- получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.
Информационно - методическое обеспечение программы дополнительного образования «Чудеса из теста"
Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе.- Москва 2014г.
Лычагина И.А. Лепка из солёного теста 4-5 лет - МозаикаСинтез, 2017г.
Макарова М.К. Фигурки из соленого теста.- Харьков 2015г.
Поделки из соленого теста, изделия из соленого теста, лепка из соленого теста [Электронный ресурс] / http://5ballov.qip.ru/referats/preview/91278/5
Ращупкина С.Ю. Соленое тесто. Поделки,игрушки, сувениры, панно, фоторамки. -Москва 2011г.
Сысоева, О.С. Приобщение к русской национальной культуре через ознакомление детей с тестопластикой [Текст]/ О.С. Сысоева [Электронный ресурс] / http://www.puzikov.com/rgratis/?i=2944
Сайт Компании УМНИЦА - Как слепить мир... АДРЕС: info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir.
СайтСтранаМастеровАДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term.
Хоменко В.А. Соленое тесто шаг за шагом; - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64
Структура занятия
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
Приложение №1
Этап | Цель | Методы, приёмы |
1. Орг.момент. Приветствие | Создать атмосферу доверия и принятия. | Коллективные упражнения , направленные на развитие произвольности. |
2. Основной этап. | Настроить на продуктивную групповую деятельность. Активизация детей и снятие чрезмерного эмоционального возбуждения, развитие и коррекция мелкой моторики. | Изобразительные упражнения и изотехники направленные на установление эмоционального контакта между всеми участниками. |
3. Практическая часть. | Развитие психических процессов, формирование навыков работы с солёным тестом. | Игры, исследования, творческие дела и т.д. |
4. Заключительный этап. Рефлексия. | Оценка занятия, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе. | Анализ каждой работы. Выставка работ. Обсуждение, какие были трудности, а что было легко. Какие чувство и настроение испытывал во время работы и в конце занятия. |
Приложение 2
Консультация для родителей:
СОЛЁНОЕ ТЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ: СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ РУКОДЕЛЬНИЦАМ
Существует очень много вариантов собственноручного приготовления массы для лепки. Один из самых известных – солёное тесто. Это очень удобный, пластичный и податливый материал, способный принять любую форму и совершенно безопасный для детей. Из этой статьи вы узнаете, как правильно обращаться с соленым тестом для лепки, что входит в его состав и другие маленькие хитрости тестопластики. Если вы решили освоить технику лепки из теста, наверняка захотите узнать, какие компоненты потребуются для его изготовления.
РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ СОЛЁНОГО ТЕСТА
- 2 ст. муки;
- 1 ст. соли экстра;
- 1 ст. воды;
- 2 ст. л. подсолнечного масла;
- 1 ст.л. клея ПВА (или обойного клея)
- 1ст.л. крахмала
- гуашевые краски или натуральные красители.
Сухие ингредиенты смешайте в глубокой миске, затем добавьте масло и небольшое количество воды. Чтобы получить цветное тесто, используйте гуашь или натуральные красители, такие, как сок свеклы или моркови. Замесите тесто.
ВАЖНО: Чтобы проверить, пригодна ли масса для лепки, из нее выкатывают гладкий шар, в середине него пальцем продавливают ямку. Тесто не должно ни растекаться, ни сиюминутно возвращать форму. Края углубления должны оставаться ровными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования « Сказку сделаем из глины (пластилина и теста)»
Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее спо...
Программа дополнительного образования "Чудо- тесто".
Эта программа предусматривает развитие творческих способностей детей посредством тестопластики.Программа рассчитана на 3 учебных года.Программа реализуется в виде кружковой работы во 2-половину дня.Пр...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕСТОПЛАСТИКА-ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА»
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.Фигур...
Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"
Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет
Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности « Чудеса из теста»
Программа дополнительного образования....
Программа дополнительного образования «Волшебное тесто» возраст воспитанников: 2 – 4 года
Программа дополнительного образования «Волшебное тесто» художественно-эстетической направленности, созданной на основе методического пособия Зиминой Н.В., является не маловажным направлени...