ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧУДЕСА ИЗ ТЕСТА"
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ларикова Любовь Валентиновна

Программа дополнительного образования по тестопластике "Чудеса из теста" для детей 3-6 лет

Рецензия к программе ссылка: https://disk.yandex.ru/i/F4LGeP5OQndqkw

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_testoplastike.zip77.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад с. Бакчара»

Принято

Педагогическим советом ДОУ

Протокол от 15.10.2020г. №2

Утверждаю:

Заведующий

МБДОУ «ЦРР-детский сад с.Бакчара»_____________

Н.А.Лаврикова

Приказ от 15.10.2020 № 67 -од

Программа дополнительного образования по тестопластике "Чудеса из теста"

Для детей 3-6 лет

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Разработала:

Ларикова Любовь Валентиновна

воспитатель 1 категории

2020г.

Содержание




1. Направленность…………………………………………………...........................3

2.Пояснительная записка.................................................................................. .3

3.Новизна программы........................................................................................  4

4.Отличительные особенности и организация образовательного процесса4

5.Цель и Актуальность программы.................................................................... 5

6.Задачи и Нормативно-правовое обеспечение............................................... 6

7.Содержание программы……………………………………………………………10

8.Учебно-тематические занятия…………………………………………………….11

9.Младшая группа……………………………………………………………………..11

10.Средня группа………………………………………………………………………18

11.Старшая группа……………………………………………………………………..22

12.Подготовительная группа…………………………………………………………26

13.Этапы реализации программы…………………………………………………...31

14.Диагностический инструментарий……………………………………………….32

15.Ожидаемые результаты……………………………………………………………33

16.Информационно-методическое обеспечение…………………………………33

Приложение №1 «Структура занятия»…………………………………………….34

Приложение №2 Консультация для родителей: "Солёное тесто для лепки: советы

начинающим рукодельницам"……………………………………………………….34


Введение

«Истоки творческих способностей и дарования детей

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Другими словами: чем больше

мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Направленностьдополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы  (далее Программа)  «Чудо тесто (тестопластика)» имеет художественно-эстетическую развитие.  Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определѐнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и в большеймере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

 Пояснительная записка

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

   Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

Новизна программы

В последние годы солёное тесто стало очень популярным материалом для лепки. Тесто- это такой материал, который более удобен для лепки. Он мягкий и для ребёнка представляет больший интерес, чем пластилин. Поэтому в работе с детьми 3 - 6 лет целесообразно использовать солёное тесто. Поделки из теста древняя традиция, им находится место и в современном мире, ведь сейчас ценится всё экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто- материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Отличительная особенность программы

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является тесная связь тестопластики с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация образовательной деятельности в виде игры углубляет интерес у детей к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Так же занятия по тестопластике тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребёнком даже самых простых поделок- творческий процесс. А творческое созидание- это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Особенности организации образовательного процесса

Программа включает развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр, направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, а так же продуктивной и познавательно-творческой деятельности. В основу программы заложено формирование у ребёнка сенсомоторной координации- согласованного действия рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребёнок приходит к пониманию причинных связей. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счёт постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

В программе использованы три этапа развития творчества дошкольников по тестопластике.

Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.

Цель программы

Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно - прикладное искусство. Полноценное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Возможность подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста, вовлечение детей в активную творческую деятельность, развитие мелкой моторики рук.Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с нетрадиционным материалом.

Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с нетрадиционным материалом для лепки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Задачи программы

Образовательные:

1. Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;

2. Учить соблюдать правила техники безопасности;

3. Учить стремится к поиску, самостоятельности;

4. Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

Развивающие:

1. Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

2. Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

3. Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

4. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.

Воспитательные:

1. Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;

2.  Воспитывать умение четко соблюдать  необходимую последовательность действий. 

3.  Воспитывать умение организовать  свое рабочее место, убирать за собой.     

Нормативно – правовое обеспечение:Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудо тесто»  разработана на основе  следующих нормативно – правовых  документов:

1.Федеральный закон РФ 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

3.Приказ Минпросвещения  РФ от 09.11.2018 года №196 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам).

4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».

5.Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

6.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09 – 3242 «О направлении рекомендаций» (вместе  с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»).

Принципы:

Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учѐтом природных особенностей в данный момент деятельности.

Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

Обогащения сенсорного опытапоследовательности и систематичности; личностно-ориентированный подход; культурного обогащения содержания деятельности по тестопластике в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов;взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.

Технологии:

Игровое обучение

Педагогика сотрудничества

Методы:

Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

Практический

Формы:

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые.

Преимущество солёного теста:

- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

- легко отмывается и не оставляет следов;

- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав

- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!

- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;

- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;

- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.

- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.

Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия тестопластике тесно связаны с  ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Методические рекомендации по организации ИГР – занятий

При организации игр-занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Не мешать ребенку творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его

5. Поддерживать инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Функции тестопластики:

*  Коррекционно-развивающая - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.).

*  Обучающая - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

*  Коммуникативная - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

*  Релаксационная - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.

*  Воспитательная - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога.

Срок проведения: сентябрь – май

Периодичность занятий: 1 раза в неделю

Форма организации:  подгрупповая

Длительность занятий: 15-30 минут (в зависимости от возраста)

Место проведения кружка: группа

Структура занятия:

Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

Рассматривание образца.

Объяснение, показ приемов лепки.

Лепка детьми.

Физкультурная пауза.

Доработка изделия из дополнительного материала.

Рассматривание готовых работ.

 Рецепт соленого теста:

- 2 стакана муки;

- 1 стакан соли;

- 3/4 стакана воды.

При замешивании теста вместе с водой можно добавить 2-3 столовые ложки клея ПВА или растительного масла.

Неиспользованное тесто хранить в целлофановом пакете в холодильнике.

Советы:

- При соединении двух деталей из соленого теста место присоединения нужно смазывать мокрой кисточкой – так детали будут лучше держаться.

- Высушивать изделия можно на батарее, в духовом шкафу (под присмотром взрослых) или на солнышке, летом.

- После окончания работы тщательно вымойте руки с мылом, досуха вытрите их и смажьте растительным маслом.

 Принципы построения работы

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Системность знаний.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и  самостоятельность.
  • Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Методические приемы

• показ технологических приемов.

• рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.

• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.

• игровые приемы (приход героя и др.).

• упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки.)

Дидактический материал:

• аудио и видеозаписи.

• использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).

• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).

Методы и приемы обучения.

Последовательное знакомство с различными видами лепки:

  • Конструктивный - при этом способе лепки образ создается из отдельных частей.
  • Скульптурный (пластический) - изделие лепится из целого куска.
  • Комбинированный - этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный
  • Рельефная лепка - поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости.
  • Модульная лепка - этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструирование из одинаковых деталей.В зависимости от формы модуля различается несколько видов модульной лепки: из бесформенных кусочков, из шариков, из валиков.

  • Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

 

Словесный метод:

  • Беседа, рассказ;
  • Объяснение, пояснение;
  • Вопросы;
  • Словесная инструкция

Наглядный метод:

  • Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, игрушки, скульптурные изделия)
  • Показ, выполнение работы (частично, полностью);
  • игровые приемы (приход героя и др.).
  • упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки.)

Примерная структура занятий

Приветствие, пальчиковая игра;

  • Демонстрация изделия из теста, рассматривание, мотивация;
  • Уточнение приёмов лепки, лепка;
  • Индивидуальная помощь;
  • Положительный анализ детских работ;
  • Прощание.

Дети младшего дошкольного возраста начинают осваивать простейшие способы лепки (рельеф, скульптурный, лепки на форме), осваивают приёмы декорирования, заданный образ воплощать в лепке, могут получать радость от проделанной работы, попросить помощь взрослого. Дети старшего возраста осваивают более сложные приемы –модульная лепка. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Форма сотрудничества с семьей

Организация работы с семьей строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. С целью расширения информационного поля и компетентности родителей по вопросам обучения приемам тестопластики организуются следующие формы сотрудничества:

-презентации кружковой работы;

-индивидуальные беседы и консультации;

-презентации продуктов детской деятельности (выставки);

-организация «дней открытых дверей» (по желанию педагога и запросам родителей);

-организация итоговых мероприятий (в конце полугодия).

Материально-техническое обеспечение

С целью успешной реализации программы созданы необходимые условия для организации занятий и игровой деятельности детей:

1. Групповая комната, оснащенная детской мебелью и местом для релаксации и отдыха

2. Инструменты и приспособления для художественно-изобразительной деятельности:

  • доска, покрытая фольгой, - это рабочее место;
  • материал - солёное тесто;
  • скалка для раскатывания теста ровным слоем;
  • вилка, расческа, стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые полосы, например, прожилки на листиках;
  • пластмассовые лопатки;
  • штампики фабричного производства, формочки для теста или для игр с песком, шаблоны удобны для вырезания теста;
  • кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как клей склеивает бумагу), а также разглаживает неровности на поверхности;
  • стаканчики для воды;
  • краски (акварельные, гуашь или акриловые, чтобы раскрасить высушенные работы;
  • прозрачный лак понадобится для закрепления красок и защиты изделия от влаги;
  • салфетки бумажные, тканевые;
  • бумага белая, цветная, картон, (для изготовления клювиков, хвостиков, плавничков);
  • природный материал (семена, травы, крупы и другие);
  • ленточка, если захочется завязать бантик на шее кота или мишки;
  • бросовый материал (бусинки, пуговицы, зубочистки, проволока для изготовления усиков, и другие);
  • тонкая палочка делает проколы, отверстия, служит стеблем для растений. Понадобится для нанесения рисунка.
  • влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.

3. Наглядный материал:

  • иллюстрации,
  • народные игрушки,
  • образцы изделий.

4. Детская художественная литература.

5. Использование ИКТ

Содержание дополнительной программы «Чудо тесто»

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрено четыре основных вида занятий: лепка, художественная роспись, декорирование изделий из соленого теста, беседы об изобразительном искусстве и красотевокруг нас. Основные виды занятий связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течении всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов детей.

Содержание программы

Содержание занятий программы «Чудеса из  теста» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному. Обучение проводится на коллективных занятиях и по подгруппам 10-12 человек.

Механизм реализации программы:

Данная программа  рассчитана на 4 года  обучения. Срок реализации 2020-2024 учебный год. Занятия проводятся во второй младшей группе 1 раз в неделю длительностью 15 минут. Во второй половине дня. В средней группе – 1 раз в неделю 20 минут, старший и подготовительный возраст 1раз в неделю -25-30 минут так же во второй половине дня.

Актуальность проблемы

Занятие тестопластикой приучает детей быть более усидчивыми, внимательными и ответственными, развивает их воображение, фантазию, моторику пальчиков. Соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Это экологически чистый, неаллергенный материал, очень приятный на ощупь и лепить из него довольно просто.

В старшем возрасте сочетание жидкого теста (для создания фона или обмазывания предмета, например втулка из под бумажных полотенец типа вазы) с густым, эластичным(для оформления путем рельефной или модульной лепки, с использованием мелких предметов – бусинки, пуговицы, горох, фасоль, специи  и т.д.)

Гипотеза: занятие тестопластикой способствует развитию мелкой моторики рук, развивает воображение, фантазию, доброту у детей.

Цель:

Создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.


Задачи:

1) обучать детей приемам лепки из соленого теста

2) развивать у детей навыки лепки простых форм (цилиндр, палочка, диск, шарик)

3) формировать у детей сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность рук

4) развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук

5) воспитывать у детей усидчивость

6) пополнить предметно – развивающую среду (изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Магазин»)

 7) создание более сложных поделок для подарков, интерьера и т.д. используя сочетание   соленого теста с жидким тестом (жидкое тесто также можно использовать для рисования)

Виды занятий

Количество часов

Лепка

16

Художественная роспись готовых изделий.

Декорирование изделий

10

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4

Творческие отчеты, выставки

2

ИТОГО:

32

Учебно-тематический план занятий в кружке «Чудо тесто»

Младшая группа

№п/п

месяц

Тема занятия

Цели

Практическая работа

Оборудование

Кол-вочасов

Осень

1

Волшебный комочек

Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое).Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

разминание

Соленое тесто, - доски для лепки;

  - музыкальное     сопровождение ИКТ (муз.фон)

1

2

Улитка – длинные рожки

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик.Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Лепка, придание форм тесту

соленое тесто;

 игрушка-улитка;

доски для лепки;

 аудио запись

(муз.фон)

1

3

Колобок

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Лепка путем облепливания, использование бросового материала

соленое тесто, окрашенное в желтый цвет;

крупа;грецкие орехи;

доски для лепки;

использование ИКТ

1

4

Мышка-норушка

Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

Лепка с использованием доп.материалов

соленое тесто, окрашенное в серый, розовый, коричневый цвета;

шерстяные нитки;

семечки;

бусины;

доски для лепки;персонажи кукольного театра.

1

5

Разноцветные бусины

(1-е занятие)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия.Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Лепка с доп. материалами

соленое тесто;

толстая проволока;

доски для лепки,ИКТ

1

6

Разноцветные бусины

(2-е занятие)

Продолжать учить детей делать бусины, расписывать бусины краской.Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.Вызвать желание сделать необычные, красивые бусины.

Лепка с доп. материалами

бусины из соленого теста;

гуашь разноцветная;

кисточки;

подставки;

стаканчики с водой;

подкладные листы, ИКТ

1

ЗИМА

7

Сырная елочка для мышки

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в «сыре».

Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Лепка с использованием бросового материала

соленое тесто, окрашенное в желтый цвет;

колпачки от фломастеров;

доски для лепки

1

8

Новогодние игрушки

Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа).

Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки.

Лепка с использованием формочек и доп. материала

соленое тесто;

формочки для выпечки;

 макароны;

бусины;

 горох;

 бисер;

 крупа;

блестки;

тесьма для петелек;

доски для лепки

икт

1

9

Новогодняя елочка

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону.

Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

Лепка из соленого теста с использованием дополнительных материалов, использование стеки и картонного шаблона

соленое тесто;

макароны;

бусины;

горох;

бисер;

крупа;

блестки;

доски для лепки; картонка шаблоны; стека.

1

10

Зимний лес

(коллективная работа)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев.Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста, к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

Лепка из соленого путем модульной лепки

лист ватмана синего цвета с аппликацией – кроны деревьев;

соленое тесто;

доски для лепки.

1

11

Снежный домик

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица».Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

Лепка из соленого теста  с использованием бросового и дополнительного материалов

соленое тесто;

стаканчик из-под йогурта;

фасоль

1

12

Снежная крепость

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить с помощью воды соединять детали из теста.Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Лепка из соленого теста с использованием воды

соленое тесто;

стаканчики с водой;

кисточки для рисования;

доски для лепки.

1

ВЕСНА

13

Мимоза

(коллективная работа)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

Лепка из соленого теста

лист форматом А-3;

 соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвет;

доски для лепки

1

14

Лямба (по мотивам сказки-крошки)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать интерес к лепке фантазийного существа по мотивам литературного образа.

Лепка с дополнительными материалами

соленое тесто;

макароны; бусины;

горох;

 фасоль;

крупа;

пуговицы;

доски для лепки.

1

15

Я пеку, пеку, пеку…

Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (торт, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

Лепка из соленого теста с использованием разных приемов лепки

соленое тесто;противни из картона, окрашенного в черный цвет;

 колпачки от фломастеров;

палочки;

доски для лепки;

поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем.

1

16

Подводное царство

(1-е задание)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

Лепка из соленого теста при помощи картонных шаблонов и стеки

соленое тесто разного цвета;стеки;макароны; блестки;бусины; горох;фасоль;крупа;пуговицы;доски для лепки;магнитофон

1

17

Подводное царство

(2-е задание)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавая подводное царство.Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Лепка из соленого теста и дополнительных материалов

коробки из-под конфет с высокими стенками;жидкое тесто голубого цвета; рыбки, сделанные на предыдущем занятии;материал для украшения;магнитофон

1

18

Цыпленок

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами.Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

Лепка из соленого теста  использование бросового материала

соленое тесто;

арбузные семечки, горох; пшено;

доски для лепки;

магнитофон

Средняя группа.

Кол-во час в неделю 1раз. Кол-во часов в год32ч.

№п/п

месяц

Тема занятия

Цели

Практическая работа

Оборудование

Кол-вочасов

Осень

1

«Вот так тесто! »

 Продолжать познакомить детей с тестом, закреплять умения разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; продолжать формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук.

разминание

соленое тесто, мисочка с водой, влажные салфетки,  доски для лепки

1

2-3

«Путешествие в «Круглую страну»

вызывать интерес детей к лепке из теста, продолжать знакомить с формой шара;  продолжать учить формообразующе-му движению – скатыванию округлых форм развивать тактильную чувствительность, учить смешивать краску на палитре для проведения тонких линий.

Обследова-ние предметов круглой формы различных размеров, лепка шаров различных размеров, расплющивание шаров в круги.

Обследова-ние с закрытыми глазами предметов шарообразной и круглой формы, раскрашивание кругов и шаров слепленных на предыдущем занятии

соленое тесто, гуашь, мисочки с водой, кисточки.

2

4

«Солнышко»

Закреплять умение определять формы круг и шар, находить между ними различие; учить формообразующе-му движению – скатывание жгутика, развить мелкую моторику.мышление, воображение

лепка солнышка

Цветное тесто, вода, кисточки

1

5

«Фрукты»

учить лепить широкую невысокую посуду (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края), учить скатывать шары одинакового размера

лепка фруктов из цветного теста

Цветное тесто, фрукты (муляжи), стеки, мисочки с водой, кисточки

1

6

«Бублики»

учить раскатывать тесто прямыми движениями рук, соединяя колбаску в кольцо, соединять концы, прижимая их друг к другу, делить на части, узнавать и называть круглую форму; воспитывать чувство удовлетворения от того, что довел работу до конца.

лепка из цветного теста

Цветное тесто, мисочки с водой, кисти, веревочка

1

7-8

«Гриб»

учить раскатывать из маленьких шариков теста столбики и соединять их с дополнительным материалом, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику

Лепка

Раскрашивание.

Тесто, дощечки, вода, кисточки, картинки с изображением грибов

2

9-10

«Маленькая куколка» (Неваляшка)

лепить предмет состоящий из двух частей круглой формы, разной величины, закреплять умение раскатывать тесто между ладонями кругообразными движениями, соединять две части.

лепка из соленого теста

раскрашивание изделия

соленое тесто, игрушка-неваляшка, мисочка с водой, кисточки, дощечки, салфетки.

2

Зима

11-12

«Елка» (налеп из теста)

продолжать учить детей применять в лепке знакомые способы работы, закреплять умения детей скатывать из теста маленькие шарики и прикреплять их к елочке, учить выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму

лепка

украшение

Соленое тесто, стеки, бисер для украшения, кисточки, картон

2

13-14-15

«Зимние забавы» (Снеговик)

развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый предмет и передавать в лепке его форму и строение; развивать воображение, мышление, мелкую моторику;

фон для снеговика

рамочка для снеговика

лепка снеговика

цветное тесто, картон, кисточки, миска с водой

3

16

«Миска с апельсинами»

вырабатывать умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание.учить лепить широкую невысокую посуду в определеннойпоследовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнутькрая, учить скатывать шары одинакового размера)

лепка апельсинов из цветного теста

Цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки

1

17-18

«Подарок папе»

вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарокблизким, развивать внимание, мелкую моторику

лепка

раскрашивание

соленое тесто, мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра, картон.

2

ВЕСНА

19-20

«Подарок мамочке»

воспитывать у детей любовь и заботу к близким (маме, бабушке), вызвать желание порадовать их подарком; закреплять навыки лепки, развивать фантазию, воображение, мелкую моторику.

лепка

раскрашивание

соленое тесто, картон, фломастеры, картон, мисочка с водой, кисточки.

2

21-22-23

«Гусеница»

продолжать учить скатывать шары различных размеров (от большого к маленькому), учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ; подбирать цветовую гамму для передачи характера

лепка листика из цветного теста

лепка гусеницы

раскрашивание

цветное тесто для листика (зеленое),белое тесто для гусеницы, гуашь, кисточки, стеки, фломастеры, вода

3

24

Подставка под Пасхальное яйцо.

Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу.

лепка подставки из цветного теста

Цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки

1

25-26

«Ежик из шишки»

учить детей формообразующему движению- скатыванию капельки, развивать умение при расплющивание капельки создавать форму листика, вырабатывать умение лепить мелкие детали, продолжать развивать композиционные умения располагая ежика на листе.

лепка листика из цветного теста

лепка ежика (туловище из шишки)

цветное тесто (желтое, зеленое),мисочка с водой, шишка, стека, старый фломастер, мягкая игрушка.

2

ЛЕТО

27-28

«Божья коровка»

вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета.

лепка божьей коровки

раскрашивание

тесто, старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой

2

29-30

«Черепашка»

вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета.

 лепка черепашки

раскрашивание

тесто, старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой

2

31-32

«Одуванчик»

вырабатывать у детей, умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, развивать внимание, мелкую моторику

лепка

раскрашивание

соленое тесто, мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра

2

ИТОГО:

32

Старшая группа

Кол-во час. в неделю 1раз . Кол-во часов в год32ч.

№п/п, месяц

Тема занятия

Цель

Практическая работа

Оборудование

Кол-во часов

Осень

1-2

«Собираем урожай»

закреплять у детей знание обобщенных понятий «овощи», «фрукты», упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, для украшения поделки использовать стеки, природный материал, продолжать учить детей, смешивать на палитре новые цвета

Рассматривание картинок с изображением овощей, фруктов; лепка овощей

раскрашивание

фрукты, овощи, (муляжи, картинки), соленое тесто, гуашь, палитра, кисточки, картон, вода

2

3-4

«Подсолнух»

вырабатывать умение на картонной основе при помощи теста, отламывать небольшими кусочками и расплющивать на картоне, сделать фон, продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для серединки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки) ; вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали.

лепка фона с рамочкой

лепка подсолнуха

соленое тесто (цветное), семечки подсолнуха, стеки, кисти, картон под основу, вода.

2

5-6

«Мышка»

учить передавать в лепке сказочные образы; учить детей применять умения лепить овальную форму при изображении предметов и животных; закреплять умение передавать характер формы

лепка

раскрашивание

соленое тесто, кусочек веревочки для хвоста, фломастеры, вода, кисти, гуашь, палитра.

2

7-8

«Мухомор»

лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка), развивать композиционные умения, при расположение мухомора на полянке

лепка полянки

лепка мухомора

цветное соленое тесто, фольга на каркас для грибов, стек, вода, кисточки

2

ЗИМА

9-10

«В лесу родилась елочка»

учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы

лепка елочки

украшение елочки

Соленое тесто (цветное), фломастеры, картон под основу бисер для украшения, блестки, яркие бусины.

2

11-12

«Новогодние игрушки»

учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.

лепка звездочки и ёлочных шаров из соленого теста.

Раскрашивание

Соленое тесто (цветное), стеки, формочки для вырезания игрушек, фломастеры, бисер, разноцветная фольга, клей ПВА, кисточки, гель с блестками

2

13-14

Подсвечник.

Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу.

лепка

раскрашивание

Соленое тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки

2

15-16

«Кот»

развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к животным; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях

лепка фона

лепка кота

Цветное тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода, кисти тесто

2

17

«Валентинка»

вырабатывать навыки скатывания капелек различной формы, учить формировать сердечки из скатанных капелек, вызывать интерес к вылепленным изделиям, радость от работы.

лепка сердечка из цветного теста

цветное тесто, стеки, фломастеры, вода, кисточки

1

18-19-20

«Подарок папе»

Учить  лепить самолет конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строение и способе передвижения самолета, развивать любовь к близким.

лепка фона

лепка самолета

раскрашивание

соленое тесто, стеки, вода, кисточки, картон под основу, фольга, звездочки.

3

ВЕСНА

21-22

«Цветы для мамы»

вырабатывать умение на картонной основе при помощи цветного теста сделать фон, вырабатывать у детей умение заполнять круглый формат, закомпановав на нем цветок.

лепка фона из цветного теста

 лепка цветка в круглом фоне

цветное тесто, картонная заготовка круглой формы для фона, стек, фломастеры.

2

23-24

«Подставка под яйцо»

развивать фантазию, умение самостоятельно работать по образцу, Продолжать учить лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стек для проработки деталей для украшения.

лепка подставки под яйцо.

Раскрашивание

Тесто, стеки, фломастеры, кисточки, вода, яйцо киндер сюрприза.

2

25-26-27

«Аквариум»

вызывать интерес к созданию композиции «аквариум», развивать чувство формы и композиции; вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов на палитре, закрепляем знания о теплых и холодных тонах.

лепка фона

лепка рыбок, водорослей.

 раскрашивание изделия

тесто, фломастеры, гуашь, палитра, кисточки, вода

3

ЛЕТО

28

«Грустный клоун»

вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать еенеобходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки.

лепка грустного клоуна из цветного теста.

тесто, стеки, дощечки, миска с водой, кисточки, фломастеры

1

29

«Веселый клоун»

вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать еенеобходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки

лепка веселого клоуна из цветного теста

тесто, стеки, дощечки, миска с водой, кисточки, фломастеры.

1

30-31-32

«Цыпленок»

развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях

лепка фона

лепка цыпленка

раскрашивание изделия

тесто, картонная заготовка прямоугольной формы, стеки, фломастеры, вода,краски, кисти

3

ИТОГО:

32

Подготовительная группа

Кол-во час. в неделю 1раз . Кол-во часов в год32ч.

№п/п

месяц

Тема занятия

Цели

Практическая работа

Оборудование

Кол-во

часов

ОСЕНЬ

1-2

«Грибная поляна»

развивать композиционные умения, закреплять умения лепить грибы, добиваться большой точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки), развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус.

лепка поляны, грибов

раскрашивание изделия

соленое тесто, гуашь, дощечки для лепки, мисочки с водой, стеки, кисточки, фольга.

2

3-4-5

«Урожай яблок»

учить детей сравнительному анализу, приисследование формы и цвета различных сортов яблок, вырабатывать умение лепить фон на картонной основе; умение лепить мелкие детали, развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре.

лепка фона и рамки

лепка корзины с яблоками

раскрашивание изделия

соленое тесто, картон для основы, стека, фломастеры, палитра, миска с водой, гвоздика (приправа), гуашь, кисточки.

3

6-7-8

«Осенние припасы»

продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, развивать умение работать различными способами лепки, подбирать цветовую гамму для создания необходимого образа.

лепка полянки

лепка животных

раскрашивание

соленое тесто, вермишель для иголок (игрушка ежа), гуашь, кисточки, картон, стеки, фломастеры

3

  ЗИМА

      9

«Дед Мороз»

воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде ит. д.)

лепка деда Мороза

соленое тесто, фольга, картон, фломастеры, стеки, вода, кисточки

1

10-11

«Снегурочка»

воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (украшать детали одежды, использовать стеку для подрисовки штрихами меха на одежде ит. д.)

лепка Снегурочки

раскрашивание, украшение изделия (Дед Мороза и Снегурочки)

соленое тесто, фольга, картон, фломастеры, стеки, гуашь, вода, кисточки

2

     12

«Новогодние подсвечники»

учить лепить подсвечник и украшать его, используя известные приемы лепки (налеп, вдавливание) : продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки

лепка изделия

свеча, металлические крышки от бутылок, цветное соленое тесто, вода, гуашь, кисточки, фломастеры

1

13-14

«Рождественские украшения»

учить раскатывать тесто скалкой, вырезать звезды по шаблону, обра-батывать края кистью, украшать поделку, расписывать после просушки, развивать фантазию, творчество.

лепка изделия

раскрашивание

соленое тесто, дощечки, фломастеры, гуашь, кисточки, стеки, бисер

2

15-16

«Сердечки-валентинки»

закреплять умения и навыки различных способов лепки, развивать мелкую моторику, воображение, творчество, умение красиво располагать предметы на пластинке.

Лепка

раскрашивание

соленое тесто, дощечки, фломастеры, гуашь, кисточки, стеки, бисер, магнитная лента.

2

17-18

«Декоративная пластина в подарок родным и близким в честь Дня защитника Отечества»

вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; развивать композиционные умения, продолжать учить расписывать поделку гуашью после просушки

Лепка

Раскрашивание

соленое тесто, картон под основу, стеки, гуашь, кисточки, звездочки, (для украшения танка), и т. д.

2

ВЕСНА     19-20

Брошь для мамы

учить лепить детей по заранее подготовленным эскизам и сочетать орнамент с формой изделия, выполнять рельеф путем налепа. Работу выполнять аккуратно

Лепка брошь для мамы

Раскрашивание изделий

соленое тесто, стеки, дощечки, картон, кисточки, вода, фломастеры, бисер.

2

21-22

«Рамка для фотографий»

учить детей самостоятельному выбору композиции, продолжать развивать умение смешивать необходимые цвета и оттенки на палитре учить подбирать цветовую гамму для создания настроения в работе

лепка рамки налеп, украшение рамки цветами

раскрашивание

Соленое тесто, картон для рамки, стеки, фломастеры, вода, кисточки, гуашь

2

23-24

«Космодром»

учить детей создавать конкретные пластические образы конструктивным и комбинированным способами: преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля, преобразовывать и дополнять форму шара для получения спутника

лепка основы из цветного теста

лепка космического корабля, спутника

цветное тесто, фольга, фломастеры, стеки, фотографии, пуговицы, вода

2

25-26-27

«Ваза с цветами» (панно)

вырабатывать умение лепить фон на картонной основе и украшать его,

закреплять умение у детей передавать форму вазы, соблюдать пропорции, строение формы, наносить стекой узор на поверхности формы продолжать учить детей лепить цветы (скатываем капельки и расплющиваем их)

лепим фон, вазу (из цветного теста)

лепим цветы (цветное тесто)

оформление работы

Цветное соленое тесто, картон прямоуголь-ной формы, стеки, фломастеры, вода, кисточки

3

28-29-30

«Петух» (панно)

продолжать учить лепить фон на картонной основе, украшать его, вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов и оттенков на палитре, создавать контрастную цветовую гамму

лепка фона петуха

раскрашивание

оформление работы

3

31-32

«Божья коровка и ее подружка»

продолжать развивать композиционное мышление, развивать наблюдательность, воображение, чувство цвета

лепка раскрашивание

соленое тесто, стеки, вода, кисточки, фломастеры, гуашь

2

ИТОГО:

32

Процесс изготовления жидкого теста для рисования:
1. Нам понадобятся:
• пшеничная мука высшего сорта;
• соль мелкая «Экстра»;
• холодная вода;
• клей ПВА;
• миска для замешивания теста;
• венчик (для смешивания ингредиентов);
•стаканчики пластиковые;
• гуашь нужного цвета

коробочка картонная (можно от пластилина) или пластиковая тарелка.

2.Рецепт краски (пропорции):
• 2 столовых ложки пшеничной муки;
• 1 столовая ложка мелкой соли;
• холодная вода;
• 1 чайная ложка клея ПВА.
Все перемешать до консистенции жидкой сметаны.

Затем тесто нужно разлить по стаканчикам и добавить в каждый стаканчик полчайной

ложки гуаши нужного цвета

Инструменты у нас будут необычные:
• стек;
• зубочистки;
• коктейльные трубочки;
• пластиковая ложка.

Этапы реализации программы

Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:

1.Подготовительный

-Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления.

-Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней;

-Освоить приёмы вдавливания;

-Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста;

-Освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста.

-Научиться работать на ограниченном пространстве.

2.Основной

- Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.

-Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый)

-Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.

-Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти.

-Научиться раскрашивать работу гуашью.

-Научить работать жидким тестом при помощи кисти и других предметов (стека,ватная    палочка и другое)

-Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.

-Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.

-Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию, с помощью таблиц мнемотехники (последовательные действия по схеме)

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

3.Итоговый

-Самостоятельно решать творческие задачи.

-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

 Диагностический инструментарий (см. приложение)

Оценочные материалы

Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста

Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.

Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход

Высокий уровень:

-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;

-Умеет самостоятельно достигать цель;

-Проявляет начало творческих способностей.

Средний уровень:

-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;

-Недостаточная самостоятельность;

-Замысел реализуется частично.

Низкий уровень:

-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;

-Отсутствует самостоятельность, интерес;

-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.

Ожидаемые результаты освоения программы дополнительного образования

• У детей стойкий интерес к тестопластике как во время занятий, так и в свободное время.

• Дети ответственно относятся к выполнению работ.

• Стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа.

• Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца.

• Умеют помогать друг другу при выполнении коллективной работы.

• Имеют представления о народных промыслах.

• Уверенно делят тесто на части соответственно замыслу.

• Владеют техническими приёмами лепки.

• Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.

• Лепят предметы, передавая их характерные особенности.

• Имеют представления о роли цвета в мелкой пластике.

• Умеют составлять простые композиции.

• Рассказывают о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога.

• Соблюдают правила по технике безопасности.

- получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.

Информационно - методическое обеспечение программы дополнительного образования «Чудеса из теста"

Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.

Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе.- Москва 2014г.

Лычагина И.А. Лепка из солёного теста 4-5 лет - МозаикаСинтез, 2017г.

Макарова М.К. Фигурки из соленого теста.- Харьков 2015г.

Поделки из соленого теста, изделия из соленого теста, лепка из соленого теста [Электронный ресурс] / http://5ballov.qip.ru/referats/preview/91278/5

Ращупкина С.Ю. Соленое тесто. Поделки,игрушки, сувениры, панно, фоторамки. -Москва 2011г.

Сысоева, О.С. Приобщение к русской национальной культуре через ознакомление детей с тестопластикой [Текст]/ О.С. Сысоева [Электронный ресурс] / http://www.puzikov.com/rgratis/?i=2944

Сайт Компании УМНИЦА - Как слепить мир... АДРЕС: info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir.

СайтСтранаМастеровАДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term.

Хоменко В.А. Соленое тесто шаг за шагом; - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64

Структура занятия

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Приложение №1

Этап

Цель

Методы, приёмы

1. Орг.момент.

Приветствие

Создать атмосферу доверия и принятия.

Коллективные упражнения , направленные на развитие произвольности.

2. Основной этап.

Настроить на продуктивную групповую деятельность. Активизация детей и снятие чрезмерного

эмоционального возбуждения, развитие и коррекция мелкой моторики.

Изобразительные упражнения и изотехники направленные на установление эмоционального контакта между всеми участниками.

3. Практическая часть.

Развитие психических процессов, формирование навыков работы с солёным

тестом.

Игры, исследования, творческие дела и т.д.

4. Заключительный этап.

Рефлексия.

Оценка занятия, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе.

Анализ каждой работы. Выставка работ. Обсуждение, какие были трудности, а что было легко. Какие чувство и настроение испытывал во время работы и в конце занятия.

Приложение 2

Консультация для родителей:

СОЛЁНОЕ ТЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ: СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ РУКОДЕЛЬНИЦАМ

Существует очень много вариантов собственноручного приготовления массы для лепки. Один из самых известных – солёное тесто.  Это очень удобный, пластичный и податливый материал, способный принять любую форму и совершенно безопасный для детей. Из этой статьи вы узнаете, как правильно обращаться с соленым тестом для лепки, что входит в его состав и другие маленькие хитрости тестопластики.   Если вы решили освоить технику лепки из теста, наверняка захотите узнать, какие компоненты потребуются для его изготовления.

РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ СОЛЁНОГО ТЕСТА

  • 2 ст. муки;
  • 1 ст. соли экстра;
  • 1 ст. воды;
  • 2 ст. л. подсолнечного масла;
  • 1 ст.л. клея ПВА (или обойного клея)
  • 1ст.л. крахмала
  • гуашевые краски или натуральные красители.

Сухие ингредиенты смешайте в глубокой миске, затем добавьте масло и небольшое количество воды. Чтобы получить цветное тесто, используйте гуашь или натуральные красители, такие, как сок свеклы или моркови. Замесите тесто.

ВАЖНО: Чтобы проверить, пригодна ли масса для лепки, из нее выкатывают гладкий шар, в середине него пальцем продавливают ямку. Тесто не должно ни растекаться, ни сиюминутно возвращать форму. Края углубления должны оставаться ровными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования « Сказку сделаем из глины (пластилина и теста)»

Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее спо...

Программа дополнительного образования "Чудо- тесто".

Эта программа предусматривает развитие творческих способностей детей посредством тестопластики.Программа рассчитана на 3 учебных года.Программа реализуется в виде кружковой работы во 2-половину дня.Пр...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕСТОПЛАСТИКА-ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА»

Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.Фигур...

Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"

Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...

Программа дополнительного образования «Волшебное тесто» возраст воспитанников: 2 – 4 года

Программа дополнительного образования «Волшебное тесто» художественно-эстетической направленности, созданной на основе методического пособия Зиминой Н.В., является не маловажным направлени...