Дополнительная общеразвивающая программа по тестопластике "Мукосолька"
методическая разработка по аппликации, лепке
Программа кружка дополнительного образования по лепке из соленого теста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа по тестопластике "Мукосолька" | 93.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Новый Уренгой
Департамент образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «ЛАДА»
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании Педагогического совета приказом по основной деятельности
протокол от «_05_»___09___ 20_18_№ _1_ от «_09_»__09__ 20_18_№ _120/1_
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по тестопластике
«Мукосолька»
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Джанболатова З.А., воспитатель
г. Новый Уренгой
2018
Оглавление
1.Список детей.
2.Пояснительная записка.
3.Цели и задачи.
5.Формы и режим занятий.
6.Ожидаемые результаты.
7.Используемые приемы лепки.
8. Рецепты соленого теста.
9.Инструмены и материалы для лепки.
10.Перспективное планирование по работе кружка.
11. Приложение.
12. Используемая литература.
2.Пояснительная записка
Комочек соленого теста –
Лепить из него интересно!
Комочек из теста мягкий,
На ощупь приятный и гладкий.
Лежит у меня на ладошке,
Слепить из него могу кошку,
Слоненка слепить или мишку,
Картинку, что видела в книжке.
Смотрю на него и гадаю,
Слепить из него что - не знаю.
Комочек помяла немножко,
Слеплю ему ручки и ножки,
Слеплю ему ушки и глазки,
И вместе отправимся в сказку!
Волкова Н.А
Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Игрушки, картины, подсвечники, рамки - что только не выходит из податливого соленого теста.
У детей дошкольного возраста развитие речи, напрямую зависит от мелкой моторики рук.
Вот и выходит, что лепка - это не только интересно, но и полезно. Кроме того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слез и переживаний при подготовке к школе.
В этом учебном году мы решили продолжить организацию создания и проведения кружка « Мукосолька » (лепка из соленого теста), исходя из особенностей развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Кружковая работа в детском саду необходима, чтобы помочь ребёнку раскрыть свои индивидуальные стремления и склонности, а также научиться выражать себя в различных видах творческой деятельности.
Одним из несомненных достоинств занятий по тестопластике с детьми средней группы, является интеграция предметных областей знаний. Деятельность тестопластикой позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами и т. д.). Тестопластика - как деятельность подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребенку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные (иногда
рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.
Занятия в мастерской тестопластики даст уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Тестопластика выполняет следующие функции:
- Коррекционно – развивающую – развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д)
- Обучающую – расширение знаний и представлении о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей, умения видеть необычное в предмете исследования.
- Коммуникативную – развития умения позитивного общения и сотрудничества.
- Релаксационную – преобразование деструктивных форм энергии в социально- адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
- Воспитательную – развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
3.Цели и задачи
Цель работы: подарить детям радость творчества, закрепить ранее полученные навыки работы с соленым тестом, показать новые приемы лепки, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста.
Задачи:
- Знакомство детей с пластичными материалом-тестом.
- Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и «шлепанье».
- Формирование интереса к работе с пластичными материалами.
- Развитие мелкой моторики.
- Учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами.
- Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словестным инструкциям; умение самостоятельно продолжить выполнение поставленных задачи; контроль за собственными действиями.
- Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
- Воспитывать художественный вкус, интерес к труду.
Методические приемы:
- показ технологических приемов,
- рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
- игровые приемы (приход героя и др.),
- упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).
Форма работы:
Совместная деятельность с педагогом.
Принципы построения работы:
- от простого к сложному,
- связь знаний, умений с жизнью, с практикой,
- доступность,
- системность знаний,
- воспитывающая и развивающая направленность,
- всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков,
- активность и самостоятельность,
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Возраст детей:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 4-5 лет.
Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольников «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Возрастные особенности детей:
(Средняя группа – 4-5 лет).
Изобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад, продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными.
В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.
В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.
В этом возрасте важно продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить. Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.
4.Формы и режим занятий
Списочный состав 12 человек. Формировался по желанию родителей и рекомендации воспитателей.
Из количества 12 детей занятия проводятся 1 раз в неделю, по 12 человек в один день. Делятся на две подгруппы по 6 человек.
Дни занятий кружка – четверг во второй половине дня. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется.
Продолжительность занятий с каждой мини - группой – не более 20 минут в средней группе.
5.Ожидаемые результаты
К концу года дети 4-5 лет научаться:
- раскатывание круговыми и прямыми движениями;
- соединение в виде кольца;
- расплющивание;
- прищипывание краев формы;
- оттягивание отдельных частей от основной формы;
- лепка из нескольких частей;
- сглаживание поверхности формы;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки
6. Формы проведения итогов реализации программы
- Изготовление подарков к праздникам (по русскому народному календарю и государственным)
- Выставки детских работ в группе, для родителей. (2- е полугодие)
- Фотовыставка работы кружка и поделок «Мукосолька» - конец года.
7. Используемые приемы лепки
Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.
Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
10. Инструменты и материалы для лепки
- Краски, чтобы раскрасить высушенные работы. Можно использовать гуашь или акриловые краски.
- Цветная бумага для изготовления клювиков, хвостиков, плавничков.
- Ленточка, если захочется завязать бантик на шее кота или мишки.
- Доска - это рабочее место.
- Скалка для раскатывания теста ровным слоем.
- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые полосы, например, прожилки на листиках.
- Кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как клей склеивает бумагу), а также разглаживает неровности на поверхности.
- Тонкая палочка делает проколы, отверстия, служит стеблем для растений. Понадобится для нанесения рисунка.
- Формочки удобны для вырезания теста.
- Влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.
11.Рецепты соленого теста.
РЕЦЕПТ № 1
2 стакана муки
1 стакан соли
3/4 стакана воды
РЕЦЕПТ № 2
1, 5 стакана муки
0, 5 стакана крахмала
1 стакан соли
3/4 стакана воды
РЕЦЕПТ № 3
2 стакана муки
1 стакан соли
1 стакан клейстера
РЕЦЕПТ № 4
2 стакана муки
1 стакан соли
100 г клея ПВА
80 г стакана воды
8.Перспективное планирование по работе кружка
«Тестопластика» (лепка из соленого теста) в средней группе
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь | 1.Королева «Мука» в гости детей позвала. 2.Урожай для всей семьи. 3.Раскрашивание готовых изделий «Урожай для всей семьи». 4.Колосок. | Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из соленого теста. Предложить детям исследовать свойства и сферу возможностей воздействия на материал. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание. Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки. Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности. Закреплять приемы лепки, воспитывать бережное отношение к хлебу. Научить сплющивать детали. Воспитывать аккуратность. | - соленое тесто; - доски для лепки; -иллюстрации готовых изделий из соленого теста; -комок теста на каждого ребенка; -дощечки индивидуальные, салфетки, вода, подставки, муляжи овощей и фруктов,стек; -высушенные готовые изделия; - кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки; -иллюстрации и муляжи с изображением овощей и фруктов; -соленое тесто, окрашенное в желтый цвет; -иллюстрации хлебобулочных изделий; -индивидуальные дощечки, салфетки; |
Октябрь | 1.Морская черепашка. 2.Корзинка с грибами. 3. Кисть рябинки. 4.Матрешка. | Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря». Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук. Учить лепить круглые и овальные предметы. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ. Воспитывать аккуратность при работе с соленым тестом. Поощрять творческую инициативу и интерес к лепке из теста. Закрепить ранее полученные навыки работы с соленым тестом. Развивать умение передавать в лепке форму и строение изображаемых предметов, объектов. | - цветное соленое тесто; -индивидуальные дощечки; -салфетки; - иллюстрации морских обитателей(черепашки). - цветное соленое тесто; -индивидуальные дощечки; -салфетки; -набор муляжей грибов; -заготовки корзиночек из картона; - соленое тесто, окрашенное в красный и зеленый цвет; - кисть рябины (образец); -доски для лепки, салфетки; -листы цветного картона(фон); - соленое тесто; - деревянная игрушка «Матрешка» (образец); - стаканчики с водой; -доски для лепки, салфетки; -картонные заготовки; |
Ноябрь | 1.Раскрашивание готовых изделий «Матрешки» 2.Листопад 3.Подсолнух. 4.Цветные конфетки. 5.Солнышко. | Способствовать развитию заинтересованности в работе с соленым тестом.
Учить лепить из соленого теста цветок – подсолнух. Совершенствовать умение делить кусок теста на равные части. Закреплять навыки раскатывания, вдавливания, вытягивания. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе. Учить лепить предмет, используя способ прищипывания с легким оттягиванием краев сплюснутого шара, вытягиванию частей из целого куска. Закреплять приемы лепки. Познакомить детей с формой круга и шара, находить между ними различие; учить формообразующему движению – скатывание жгутика, развить мелкую моторику, мышление, воображение. | -высушенные готовые изделия; - кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки; -иллюстрации с изображением вариантов росписи деревянных игрушек (матрешек); -цветное тесто (жёлтое, оранжевое, красное); -клеёнка; -доски для лепки -заготовки, с нарисованными деревьями; -картинки-образцы «Листопад»; -соленое тесто; -доски для лепки; -картонные заготовки; -иллюстрации цветка - подсолнух; -соленое тесто; -стек; - соленое тесто разных цветов; - доски для лепки; -клеенка, салфетка; -муляжи конфет (образец); -цветное тесто; -доски для лепки; -стаканчики с водой; -салфетки, клеенки; -стеки; -иллюстрации изображений солнышка; |
Декабрь | 1.Снежинка 2.Раскрашивание готовых изделий «Снежинки» 3.Смешарик «Крош» 4. Нарядная ёлочка. | Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Развивать у детей умение лепить по образцу, создавать полноценный персонаж, путем присоединения отдельных деталей, воспитывать аккуратность и усидчивость. Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону. Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. | -соленое тесто; -доски для лепки; -салфетки; -стаканчики с водой; -белый картон; -готовые высушенные изделия; -стаканчики с водой; -кисточки, -гуашевые краски; -салфетки; -тесто цветное соленое; -салфетки; -дощечки индивидуальные; -иллюстрации персонажей мультфильма «Смешарики» (образец); -стаканчики с водой; - соленое тесто; - макароны; - бусины; - горох; - бисер; - крупа; - блестки; - доски для лепки. |
Январь Февраль | 1.Рождественские украшения. 2.Раскрашивание готовых изделий «Рождественские украшения» 3.Медальон. 4.Раскрашивание готовых изделий «Медальоны» 1.Белые медведи. 2.Теплые шапочки. 3.Сосульки – воображульки 4.Подарок папе. | Учить детей вырезать предмет из соленого теста по готовым формочкам. Закреплять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, сглаживание мест соединения. Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки. Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, научить детей украшать предмет, используя цветное тесто, развивать цветовосприятие. Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий. Создание оригинальных образов крупных животных на основе обобщенного способа лепки; лепить из целого куска и частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Продолжать развивать навыки работы с соленым тестом. Учить детей использовать дополнительные предметы (яичко киндер), для создания нужной формы, стек-изображение узоров. Применять ранее изученные приемы лепки, развивать мелкую моторику, творческое мышление. Учить детей лепить предметы в форме конуса. Вызывать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Побуждать самостоятельно сочетать разные приемы лепки, для усиления выразительности образов: сплющивать, скручивать вытягивать. Лепка самолета конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строении и способе | -соленое тесто; -доски для лепки; -формочки (звезда, ангел, месяц); -стек; -салфетки; -высушенные готовые изделия; -гуашевые краски; -стаканчики с водой; -кисти разного размера; -салфетки. -тесто соленое; -салфетки; -дощечки; -иллюстрации наград, орденов, медальонов(образец); -готовые изделия; -кисточки разных размеров; -палитра; -гуашь; -клеенки; -салфетки; -соленое тесто; -доски для лепки; -салфетки; -стаканчики с водой; -игрушка «Белый мишка» (образец). -готовые изделия; -кисточки разных размеров; -палитра; -гуашь; -клеенки; -салфетки; -соленое тесто; -доски для лепки; -салфетки; -стаканчики с водой; -игрушка «Белый мишка» (образец). -соленое тесто цветное – зеленое, желтое, красное; -картон (подложка); -иллюстрации предметов зимнего гардероба; -салфетки; -дощечки; - соленое цветное тесто - белое и синее; -доски для лепки; -стеки; -силуэт крыши (картон); -салфетки; -соленое цветное синее, белое; -стеки; -стаканчики с водой; -доски для лепки -картон под основу; -звездочки, фольга; -салфетки; |
Март | 1.Подарок маме 2.Золотая рыбка. 3.Жаворонки 4.Веселые человечки. | Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции. Учить детей лепить фигурку рыбку, передавать форму туловища, строение, форму частей, пропорции, плотно скреплять части, Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов. Научиться скатывать жгут из теста (колбаску). Жгут завязываем узлом. Вытягиваем клювик. Стеками надрезаем хвостик. Глазки делаем из крупы, изюма. Познакомить детей с историей возникновения праздника «Сороки». Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка "мальчика). Закрепить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость. | -тесто соленое, цветное; -салфетки; -доски для лепки; -картонная заготовка круглой формы, пуговицы, ленточки; -иллюстрации цветов; - соленое тесто, окрашенное в желтый цвет; - доски для лепки; - стаканчики с водой; -салфетки; -иллюстрация « Сказка о рыбаке и рыбке»; -соленое тесто; -дощечки; -стек; -изюм, крупа; -иллюстрация жаворонков; -салфетки; - соленое цветное тесто; -доски для лепки; -формочки человечков; -стеки; -салфетки; -картинки с изображением девочек и мальчиков (образец); |
Май | 1.Панно из соленого теста « С 9 Мая!» (коллективная работа) 2. Пирожки для бабушки. 3.Ромашка. 4. Лепка-экспериментирование «Твори, выдумывай, пробуй!» | Познакомить детей с изготовлением праздничного панно ко дню Победы. Учить работать сообща, обратить внимание на рисунки композиции, что нужно сделать, чтобы их украсить тестом. Развивать мелкую моторику, внимание, память. Учить детей лепить из солёного теста через освоение способов лепки и приёмов оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков). Выявить умение детей раскатывать кусочек теста круговыми и прямыми движениями между ладоней, умение пользоваться стекой, делить кусочек теста визуально на равные части, без помощи взрослого, развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Инициировать творческие проявления детей при создании поделки. Самостоятельно определять способ лепки. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук, применять в работе ранее полученные навыки и приемы лепки. Получать удовлетворение от результата работы. | - соленое тесто, цветное; -дощечки; -салфетки; -стаканчики с водой; -заготовка плаката из ватмана; -соленое тесто, цветное; -салфетки; -индивидуальные дощечки;
-соленое цветное тесто; -доски для лепки; -салфетки; -стеки (для нанесения узоров); -муляжи хлебобулочных изделий (пирожков); - соленое тесто; - доски для лепки; - стеки; -кисточки; -гуашь желтого цвета (для подкрашивания сердцевины); -стаканчики с водой; -картонная подложка; -иллюстрации цветка «Ромашка». -соленое цветное тесто; -доски для лепки; -семечки, крупа, бусины, блестки; -стеки; -формочки; -салфетки; |
11.Список используемой литературы
1. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. 2008 г.;
2. Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста, 2010 г.;
3. Чаянова Г. Н. Соленое тесто, М. , 2012 г
Интернет-ресурсы:
1. https://infourok.ru
2. www.maam.ru/detskijsad/proekt-volshebnoe-tes
dlja-detei-2-mladshei-grupy.html
3. www.detsadclub.ru
4. doshkolnik.ru/solenoe-testo.html
«Жаворонки-веснянки»
Конспект интегрированного занятия в средней группе
Цель занятия: Развивать познавательную активность детей в тестопластике по народным мотивам.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок;
2. Продолжать учить работать с тестом: замешивать, раскатывать жгут и оформлять птичку узлом из жгута, используя разные приемы декоративного оформления: насечки (оперение, вытягивание (клюв, налепы (глаза).
3. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры.
4. Воспитывать желание сохранять семейные обычаи.
Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, игровой, самостоятельная работа детей.
Словарная работа: кликали, заклички, птюшки.
Предварительная работа:
1. Беседа о том, как можно порадовать родных и дорогих людей в канун праздников.
2. Беседы о старинных народных рецептах и традициях, о том, что такое заклички, и рассказывание весенних закличек о жаворонках-веснянках, беседа о старинных детских игрушках
3. Познакомила детей с техникой декоративного оформления птички.
Оборудование: Модель печи, видеоролик "Весенние заклички"(детский фольклорный коллектив), аудиозапись "Голоса птиц", испечённые из теста по старинной технологии жаворонки, соленое тесто для каждого ребенка, трубочки, стеки для декоративного оформления, доски, подносы для выставки птичек.
Ход занятия:
- Дети, сегодня 22 марта, издавна на Руси в этот день крестьяне отмечали праздник, который называли «Сороки». Этот первый весенний праздник люди ждали очень долго, всю холодную, студёную зиму, все мечтали о том, как придёт тёплая весна и прогонит зиму. В старину люди наблюдали за изменениями в природе и отметили, что именно 22 марта «день с ночью равняется». Это день весеннего равноденствия крестьяне отмечали праздничными хороводными гуляниями, пели песни. Наши далекие предки считали, что для ускорения прихода весны её нужно позвать, попросить прийти, покликать, отсюда и слово заклички.
Ребята, а вы соскучились по весне, хотите ее позвать, покликать?
Дети читают заклички:
Жаворонки, прилетите,
Красно лето принесите.
Зима надоела.
Весь хлебушек поела.
Солнышко-колоколнышко!
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди.
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать.
Приди, приди, солнышко,
Загляни в оконышко,
Засвети щедрее,
Нас согрей скорее.
Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани.
А нам телегу!
Жаворонки, летите в поле
Несите здоровье,
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Есть поверье, что в этот день из тёплых дальних стран возвращаются к себе домой сорок птиц. «Сорок сороков летят, весну несут» - говорили в народе, поэтому сегодняшний день называется "Сороки". В этот день пекли жаворонков. Чтобы испечь птичек-веснянок, хозяюшки вставали с первыми лучами солнца, замешивали тесто на чуть подогретой речной воде, завязывали скатертью и ставили на печь, тесто поднималось, пока топилась печь, затем лепили птичек, смазывали их сладким чаем или медовым сиропом и ставили в печь. Дети с печеными птичками бегали по улицам, подбрасывали их вверх, сажали на веточки, кричали заклички, раздавали родным и близким. Этих птичек называли еще "птюшки". Воспитатель показывает иллюстрации с изображением печеных жаворонков-веснянок.
Ребята, а вы хотите слепить и испечь таких жаворонков-веснянок? Воспитатель рассказывает и показывает как тесто катали в виде жгута и связывали его узлом.
Дети лепят птичек из соленого теста. Готовых птичек раскладывают в посуде для запекания, и воспитатель ставит в их "печь".
Пока "пекутся" птички, воспитатель предлагает детям поиграть в народную игру «Жаворонок».
По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик.
Он входит в круг, который образует играющие, и бегает в нём. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет счастлив целый год.
Потом играющие закрывают глаза.
«Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
Воспитатель: Давайте послушаем пение птиц и постараемся угадать, какая птичка поёт. (Слушание аудиозаписи «Голоса птиц»)
Воспитатель: Пока вы слушаете, как поют жаворонки, я загляну в нашу волшебную печь и посмотрю, не испеклись ли жаворонки. Воспитатель достает из "печи" точно такую же посуду, но уже с настоящими печеными птичками.
Воспитатель: Давайте полюбуемся вашими жаворонками-веснянками, получились очень красивые. Дети удивляются "волшебству".
Теперь, ребята, вы можете вынести их на улицу, будете бегать с ними, кликать весну. Очень хочется тепла и солнышка!
Конспект занятия по тестопластике в средней группе: «Самолёт».
Программное содержание:
Познакомить детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации.
Ввести в активный словарь детей слова: воздушный шар, самолет, вертолет, пилот, взлетная полоса, аэродром, воздушный транспорт.
Развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность.
Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ лепки, приемы прямого раскатывания, сплющивания и соединения частей.
Развивать мелкую моторику кистей рук.
Оборудование:
Игрушечный самолет, пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки.
Предварительная работа:
Беседы о видах транспорта, рассматривание картинок.
Ход занятия:
1. - Ребята, в этой коробке лежит новая игрушка для вас. Но прежде чем открыть коробку и показать вам, что в ней находится, попробуйте отгадать загадку. Если отгадаете, узнаете, какая игрушка лежит в коробке.
Не пчела, а гудит,
Не птица, а летит,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет. (Самолет).
Какие слова загадки помогли вам ее разгадать?
Сегодня мы узнаем много нового о самолетах, научимся их лепить. А после занятия вы сможете поиграть новой игрушкой.
- Давным-давно древние люди смотрели на птиц и мечтали летать как они. Но прошло много времени, прежде чем это случилось.
Сначала люди научились подниматься в воздух на … Знаете ли вы что это? (слайд2) Люди научились подниматься в воздух на воздушном шаре. Шар наполняли дымом от костра, газом, который легче окружающего воздуха.
Но шар летит туда, куда дует ветер. А человек хотел сам выбирать, куда ему лететь.
Прошло время, и, наконец, был изобретен самолет (слайд3), которым управлял пилот. Самолет летит туда, куда направляет его пилот. Но для того чтобы оторваться от земли и подняться в воздух, самолет должен сначала промчаться на большой скорости по земле. Для этого нужно много места и специально построенная дорога – взлетная полоса (слайд 5,6). А иногда нужно полететь туда, где нет много места и такой взлетной полосы.
Вот тогда людям пришлось придумать вертолет (слайд 4).
Вертолетом тоже управляет пилот. Но для взлета и посадки вертолету не нужно ни много места, ни взлетная полоса. Пилот включает мотор, начинают вращаться вот эти лопасти, и вертолет взлетает прямо с места.
Как можно назвать одним словом и самолет, и вертолет, и воздушный шар? (Воздушный транспорт)
Вопросы детям:
- Кто управляет самолетом и вертолетом?
-Для чего самолету нужна взлетная полоса?
-Нужна ли взлетная полоса вертолету?
-Как называется место, где садятся и откуда взлетают самолеты?
-Что такое воздушный транспорт? (Транспорт, который передвигается по воздуху).
Д.и. «Что лишнее?» На мольберте расположены картинки с изображением различных видов транспорта. Задание: убрать картинки, которые не относятся к воздушному виду транспорта.
Физкультминутка «Самолет»
Полетели, полетели,
Стойка ноги врозь, «пружинка»
Вперед руками завертели.
Вращение руками перед грудью.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Развести горизонтально руки в стороны.
Правое крыло вперед,
Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперед.
Левое крыло вперед.
Поворот туловища влево с заведением левой руки вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Замечательный пилот
В путь отправил самолет. («Пружинка», покачивание руками)
3.Подвижная игра «Самолеты»
4.Лепка «Самолеты»
Рассмотреть игрушку-самолет. Обратить внимание на части: корпус самолета, хвост, крылья, иллюминаторы.
Показ способа лепки:
Разделить пластилин на две части. Из одной части прямым раскатыванием сделать колбаску. Загнуть один конец кверху (хвост самолета). Прикрепить к «небу» расплющиванием. Из другого куска также сделать колбаску и согнуть ее посередине в форме буквы «л». Приложить к середине «корпуса самолета» и прикрепить надавливанием и сплющиванием. Колпачком от фломастера сделать оттиски на «корпусе самолета» – «окна-иллюминаторы».
5.Итог занятия. Воспитатель читает детям стихотворение.
«Самолетик»
Я – самолетик маленький,
Еще я не летаю.
И на асфальте во дворе
Со мной Денис играет.
Мечтает он стать летчиком,
А я – летать как птица.
И, значит, нужно нам расти
И нужно нам учиться.
Когда Дениска подрастет
И стану я большим,
Мечты все наши сбудутся
И в небо мы взлетим. (Александр Бороздин)
- Игрушечный самолет остается в нашей группе, и мы сможем с ним поиграть, построить для него … аэродром
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...