Рабочая программа по курсу « Лепка/аппликация » во второй младшей группе.
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Рабочая программа " Лепка/ Аппликация " для детей 3 - 4 лет создана в соответствии с ФГОС ДО, основана на:
- основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад 2100»,
- основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №12 «Звёздный» ( г. Тамбов),
- программе Т.С. Комаровой « Изобразительная деятельность в детском саду. Для детей от 3 до 4 лет. Программа и методические рекомендации».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_lepka_applikatsiya_2_mladshaya_gruppa.docx | 59.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу « Лепка/аппликация » в группах № 3 «Метеорит», № 4 «Лира» общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет на 2018-2019 учебный год
Сведения о разработчиках:
Сазонова Любовь Владимировна , воспитатель 1 категории.
Ильина Ольга Дмитриевна, воспитатель 1 категории.
Пояснительная записка.
Рабочая программа создана в соответствии с ФГОСДО, основана на:
- основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад 2100»,
- основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №12 «Звёздный»,
- программе Т.С. Комаровой « Изобразительная деятельность в детском саду. Для детей от 3 до 4 лет. Программа и методические рекомендации».
Целью программы направления «Художественно – эстетическое развитие» является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении. Ребёнок этого возраста, развивающийся в норме, проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), испытывает чувство радости.
Основными задачами художественно-эстетического развития являются:
- развитие продуктивной деятельности детей (лепка, аппликация);
- развитие детского творчества.
Задачи по курсу « Лепка » :
- формировать интерес к лепке, закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки;
- учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук;
- побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом;
- учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу;
- закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку;
- учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.);
- объединять вылепленные фигурки в коллективные композиции (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).
Задачи по курсу « Аппликация » :
- приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности;
- учить предварительно выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности готовые детали разной формы, величины, цвета, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу;
- учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой;
- формировать навыки аккуратной работы;
- учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету;
-развивать чувство ритма;
- вызывать у детей радость от полученного изображения.
Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех изображений. Важно, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений ; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей. Положительные эмоции способствуют повышению интереса к изобразительной деятельности.
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях:
- формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать;
- учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов;
- использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут;
- разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов;
- создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей;
- учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Необходимо учитывать возрастные особенности развития детей 3- 4 лет :
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют – трудно догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации – располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность. Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Поэтому занятия желательно проводить в игровой форме с использованием сюрпризных моментов, проведением пальчиковых игр и физкультминуток.
Целевые ориентиры:
Ребенок проявляет инициативу, любознательность и самостоятельность в разных видах продуктивной деятельности, склонен экспериментировать; обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, своим товарищам и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; выражает свои мысли, чувства ; радуется полученному результату. Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
В лепке знает свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить; отделяет от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепит различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
В аппликации создавает изображения предметов из готовых фигур; украшает заготовки из бумаги разной формы; подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использует материалы.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в неделю | Длительность образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
Лепка | 1 | 15 минут | подгрупповая |
Аппликация | 1 | 15 минут | подгрупповая |
Тематический план по курсу «Лепка/аппликация»
Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объём учебной нагрузки (часы) |
Знакомство | 1 |
Игрушки | 13 |
Фрукты, ягоды | 3 |
Еда | 5 |
Украшение | 3 |
Подарки к празднику | 2 |
Птицы, животные | 3 |
Домики | 2 |
Посуда | 1 |
Диагностика | 4 |
Итого: | 36 |
Комплексно-тематическое планирование по курсу «Лепка/аппликация»
№ п/п
| Дата проведения | Организованная образовательная деятельность | Методическое обеспечение | Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности | ||
Темы организованной образовательной деятельности | Программные задачи | |||||
3 группа | 4 группа | |||||
1. | 06.09.18 | 07.09.18 | Адаптация. (лепка) | Дать детям представление о том, что пластилин мягкий, из него можно лепить, можно отщипывать от большого куска маленькие комочки. Учить класть пластилин и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | |
2. | 13.09.18 | 14.09.18 | Адаптация. (аппликация) | Учить выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Игра в мячики |
3. | 20.09.18 | 21.09.18 | «Палочки». | Учить детей отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | На прогулке собрать (по возможности) упавшие с деревьев веточки, разделить их на короткие палочки и предложить детям провести по ним пальчиком, затем двумя пальчиками. |
4. | 27.09.18 | 28.09.18 | «Шарики катятся по дорожке». | Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя её. Учить приёмам наклеивания | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | П/и «Прокати мяч» |
5. | 04.10.18 | 05.10.18 | Диагностика. «Разные цветные мелки». (лепка) | Изучение индивидуального развития детей: формирование навыков изобразительной деятельности – правильно работать пластилином. Упражнять детей в лепке палочек приёмом раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить аккуратно работать с пластилином. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | |
6. | 11.10.18 | 12.10.18 | Диагностика. «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке» | Изучение индивидуального развития детей: формирование навыков изобразительной деятельности – правильно 1работать клеем, бумагой. Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Учить свободно располагать изображения на бумаге | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | В играх учить детей различать предметы разной величины; предлагать обводить их по контуру пальчиком одной, затем другой руки, называть их форму и величину. |
7. | 18.10.18 | 19.10.18 | « Бублики». | Учить свёртывать пластилиновую палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Лепить аккуратно. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Собирать на участке палочки, рассматривать их, обращать внимание детей на то, что палочки длинные, ровные. Рассматривать с ребятами кольца, баранки. |
8. | 25.10.18 | 26.10.18 | «Большие и маленькие яблоки на тарелке». (аппликация) | Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приёмы наклеивания. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Сюжетно – ролевая игра «Приходите к нам на угощение» |
9. | 01.11.18 | 02.11.18 | «Колобок». (лепка) | Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Учить палочкой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот) | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Чтение, рассказывание русской народной сказки «Колобок». Показ кукольного или настольного театра «Колобок». Рассмотреть с детьми игрушечного Колобка, предложить обхватывать его руками (по очереди). |
10. | 08.11.18 | 09.11.18 | «Шарики и кубики». (аппликация) | Познакомить детей с новой для них формой – квадратом. Учить сравнивать квадрат и круг, называть их различия. Учить наклеивать фигуры, чередуя их. Закреплять правильные приёмы наклеивания. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Игры с кубиками и шарами в игровом уголке. Создание простых построек из кубиков (дорожка, забор, башенка и др.). |
11. | 15.11.18 | 16.11.18 | « Крендельки для Мишки». | Закреплять приём раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить детей по - разному свёртывать получившуюся колбаску. Формировать умение рассматривать работы, выделять сходство и различия, замечать разнообразие созданных изображений. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». | Игры в кукольном уголке. Рассматривание иллюстраций |
12. | 22.11.18 | 23.11.18 | «Разноцветные огоньки в домиках» (аппликация) | Учить детей наклеивать изображения круглой формы, уточнять название формы. Учить чередовать кружки по цвету. Закреплять знание цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Наблюдение иллюминации в городе, поселке. Рассматривание иллюстраций. |
13. | 29.11.18 | 30.11.18 | «Пряники». (лепка) | Закреплять умение детей лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками. Развивать желание делать что – либо для других | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Игры в кукольном уголке, игры с разнообразными игрушками. Закрепление в процессе игр знаний детей о форме предметов. |
14. | 06.12.18 | 07.12.18 | « Пирамидка». (аппликация) | Учить детей передавать в аппликации образ игрушки; изображать предмет, состоящий из нескольких частей; располагать детали в порядке уменьшающейся величины. Закреплять знание цветов. Развивать восприятие цвета | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Игры детей с предметами и игрушками круглой формы разной величины; разбирание и собирание пирамидок и других игрушек, состоящих из деталей круглой формы (гусеница). |
15. | 13.12.18 | 14.12.18 | «Печенье – угощенье ». | Закреплять умение детей лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками. Развивать желание лепить. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Во время игр, прогулок рассматривать с детьми плоские круглые предметы. |
16. | 20.12.18 | 21.12.18 | «Наклей какую хочешь игрушку» (аппликация) | Развивать воображение, творчество детей. Закреплять знания о форме и величине. Упражнять в правильных приёмах составления изображений из частей, наклеивания | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Игры с игрушками; уточнение формы, строения, цвета игрушек.. |
17. | 27. 12.18 | 28. 12.18 | «Пирамидка». | Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями, расплющивать шар между ладонями; составлять предмет из нескольких частей, накладывая одну на другую | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». | Игры с башенками «Кто скорее соберет?», «Собери такую же». Упражнение детей в сравнении предметов разной величины в процессе игр. |
18. | 10.01.19 | 11.01.19 | «Красивая салфеточка в кукольный уголок». (аппликация) | Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны – маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Рассматривание предметов, украшенных простыми декоративными узорами, дымковских игрушек, салфеток и т. д. |
19. | 17.01.19 | 18.01.19 | «Мандарины и апельсины». | Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилин кругообразными движениями между ладонями. Учить лепить предметы разной величины | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | В повседневной жизни и в процессе игр обогащать представления детей о предметах круглой формы разной величины, разного назначения (игрушки, овощи, фрукты). |
20. | 24.01.19 | 25.01.19 | «Снеговик и его друзья». (аппликация) | Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Лепка снеговиков на прогулке. Рассматривание иллюстраций в детских книгах, художественных открыток. |
21. | 31.01.19 | 01.02.19 | «Вкусные гостинцы на день рождения Мишки». (лепка). | .Развивать воображение и творчество. Учить детей использовать знакомые приёмы лепки для создания разных изображений. Закреплять приёмы лепки; умение аккуратно обращаться с материалами и оборудованием | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Игры детей в игровом уголке. |
22. | 07.02.19 | 08.02.19 | «Узор на круге». (аппликация) | Учить детей располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине; составлять узор в определённой последовательности: вверху, внизу, справа, слева – большие круги, а между ними – маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму. Развивать чувство ритма, самостоятельность. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | В дидактической игре «Большие и маленькие» упражнять детей в установлении различия по величине. |
23. | 14.02.19 | 15.02.19 | «Слепи свою любимую игрушку» (лепка) | Учить детей самостоятельно выбирать содержание лепки, использовать усвоенные ранее приёмы лепки. Закреплять умение лепить предметы, состоящие из одной или нескольких частей, передавая их форму и величину. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | |
24. | 21.02.19 | 22.02.19 | «Самолёты стоят на аэродроме» | Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлинённых кусков пластилина. Закреплять умение делить комок пластилина на глаз на две равные части, раскатывая их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями для получения нужной формы. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Игры с игрушечными самолетами. Рассматривание иллюстраций.. |
25. | 28.02.19 | 01.03.19 | «Цветы в подарок маме, бабушке» (аппликация) | Учить составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок). Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления.. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Участие детей в подготовке к празднику 8 Марта. Рассматривание живых цветов, иллюстраций. Сюжетно – ролевая игра «Семья». |
26. | 07.03.19 | 08.03.19 Реализация темы в режимных моментах | «Неваляшка» | Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу. Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями (помпон на шапочке, пуговицы на платье). Уточнить представления детей о величине предметов. Закреплять умение лепить аккуратно. Вызывать чувство радости от созданного. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Игры с куклами, неваляшками (обращать внимание детей на их одежду, красивые детали (оборочки, шапочки, пуговки)). |
27. | 14.03.19 | 15.03.19 | «Салфетка» | Учить составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики – между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение наклеивать детали аккуратно. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Рассматривать с детьми красивые готовые салфетки, красивые ткани, декоративные изделия, узоры на детских шапочках и шарфиках; отмечать их цвет, расположение элементов узора. |
28. | 21.03.19 | 22.03.19 | «Маленькая Маша» (лепка) | Учить детей лепить маленькую куколку. Закреплять умение раскатывать глину (пластилин) прямыми движениями (столбик –шубка, палочки - рукава) и кругообразными движениями (головка). Учить составлять изображение из частей. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа с. 88 | Игры в игровом уголке с куклами, рассматривание игрушек, иллюстраций, чтение потешки «Маленькая Маша» |
29. | 28.03.19 | 29.03.19 | «Скворечник» | Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | В играх обращать внимание детей на предметы разной формы. Наблюдать за птицами на прогулке; спрашивать, что делают птички. |
30. | 04.04.19 | 05.04.19 | «Миски для трех медведей» | Учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями. Учить сплющивать и оттягивать края мисочки вверх. Закреплять умение лепить аккуратно. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Чтение русской народной сказки «Три медведя», показ кукольного театра, беседа о персонажах сказки, рассматривание иллюстраций. Подобрать и рассмотреть с ребятами три разные по величине мисочки, предложить детям расставить их по величине и сказать, для какого медведя предназначается каждая мисочка. |
31. | 11.04.19 | 12.04.19 | «Цыплята на лугу» (аппликация) | Учить детей составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе; изображать предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Чтение сказки В. Сутеева «Цыпленок», рассматривание иллюстраций. Игры детей в игровом уголке.. |
32. | 18.04.19 | 19.04.19 | «Утенок» | Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв). Упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания. Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» | Рассматривание иллюстраций |
33. | 25.04.19 | 26.04.19 | «Скоро праздник придет» (аппликация) | Учить детей составлять композицию определенного содержания из готовых фигур, самостоятельно находить место флажкам и щарикам. Упражнять в умении намазывать части изображения клеем, начиная с середины, прижимать наклеенную форму салфеткой. Учить красиво располагать изображения на листе. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа с. 100 | Разучивание стихотворений к празднику |
34. | 16.05.19 | 17.05.19 | « Угощение для кукол» (лепка) | Закреплять умение детей отбирать из полученных впечатлений то, что можно изобразить в лепке. Закреплять правильные приемы работы с пластилином. | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа с. 101 | С/р игра «Идем в гости к кукле Маше» |
35. | 23.05.19 | 24.05.19 | Диагностика«Домик»(аппликация) | Изучение индивидуально развития детей: умение составлять композицию из нескольких частей; правильно располагать ее на листе бумаги; нанесение клея от середины к краю. | ||
36. | 30.05.19 | 31.05.19 | Диагностика«Вылепи какое хочешь животное»(лепка) | Изучение индивидуально развития детей: умение лепить предметы круглой и удлиненной формы, передавать характерные признаки предмета; приемы раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями. |
Учебно-методическое сопровождение
- Комарова Т.С. « Изобразительная деятельность в детском саду: 2 младшая группа. Методические рекомендации»
- Сюжетные игры, ролевые атрибуты к играм.
- Дидактический материал по сопровождению продуктивной деятельности.
- Технические средства обучения (звуковые):
- Просторное помещение для занятий;
- CD,USB проигрыватель; набор СД – дисков ,USB носитель с записями мелодий.
- Учебно-наглядные пособия.
- Музыкальные игры, пальчиковые игры, физкультминутки.
Развивающая предметно-пространственная среда
1.Сектор активной деятельности:
- центр двигательной активности,
- центр музыкально-театральной деятельности,
- игровые центры.
2.Сектор спокойной деятельности:
- центр художественной литературы,
- центр природы.
3.Рабочий сектор:
- центр продуктивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100».
2. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ( г. Тамбов)
- Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет. Программа и методические рекомендации», 2015.
- Комарова Т.С. « Детское художественное творчество» – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
- Комарова Т.С. « Изобразительная деятельность в детском саду» - М.: Мозаика – Синтез, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Лепка. Аппликация. Художественный труд. Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа учебного предмета «Лепка. Аппликация. Художественный труд. Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Вторая младшая группа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА "ПРОИЗНОШЕНИЕ". Вторая младшая группа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Вторая младшая группа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА "РАЗВИТИЕ РЕЧИ"Вторая младшая группа...
Рабочая программа по предметам «Лепка, аппликация, конструирование» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» вторая младшая группа (3-4 года)
Рабочая программапо предметам «Лепка, аппликация, конструирование»образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»вторая младшая группа (3-4 года)(возрастная...
Рабочая программа по предметам «Лепка, аппликация, конструирование» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа (6-7 лет)
Рабочая программапо предметам «Лепка, аппликация, конструирование»образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»подготовительная группа (6-7 лет)(возрастна...
Рабочая программа к курсу "Развитие речи" (ОНР 3-4 уровень, второй год обучения).
Данная программа разработана для реализации в условиях подготовительной группы комбинированного вида и предусматривает развитие лексики, грамматики и связной речи детей с ОНР 3 и 4 уровня (второй год ...
Рабочая программа по курсу «Лепка/аппликация». в старшей группе для детей от 5 до 6 лет
Рабочая программа по курсу «Лепка/аппликация» для детей 5-6 лет соответствует требованиям ФГОС ДО, основана на:Программе «От рождения до школы » (под ред. Н...