Рабочая программа по предметам «Лепка, аппликация, конструирование» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа (6-7 лет)
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Рабочая программа
по предметам «Лепка, аппликация, конструирование»
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
подготовительная группа (6-7 лет)
(возрастная группа)
1 год обучения
(срок реализации программы)
Рабочая программа составлена с учетом основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_-_kopiya.docx | 54.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск».
(Управление образования АМО ГО «Усинск»)
«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн
(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 8» г. Усинска.
(МБДОУ «ДС ОВ № 8» г. Усинска)
«Челядьöс сöвмöдан 8 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Усинск карса
муниципальнöй сьöмкуд учреждение.
«ЧС 8 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ.
_____________________________________________________________________________________________
Рабочая программа
по предметам «Лепка, аппликация, конструирование»
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
подготовительная группа (6-7 лет)
(возрастная группа)
1 год обучения
(срок реализации программы)
Рабочая программа составлена с учетом основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска
воспитателем Семиколенных Л.В.
Усинск
2018 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительных группах, с учетом закономерностей становления и развития познавательной деятельности и возрастных возможностей воспитанников.
Актуальность. Дошкольный возраст – это яркий период в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям – приобщение к добру, красоте, ненасилию. Важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждаются чувства своей сопричастности к миру, желание делать добрее поступки, стремление к активной деятельности. Деятельность по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» также состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей воспитанников.
Планирование составлено по примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Цель программы - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
- Формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре).
- Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).
- Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богаты-ри», «Иван-царевич на Сером волке») и др.
- Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.).
- Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.).
- Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
- Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).
- Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Формировать умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.
- Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д. Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие — в каждом городе свои.
- Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).
- Расширять представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, директор театра, архитектор и т. п).
- Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
- Формировать представление о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.).
- Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).
- Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
- Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Содержание психолого-педагогической работы
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Лепка. Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).
Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
Аппликация. Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).
Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства.
Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.
При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.
Художественный труд: работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).
Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами.
Художественный труд: работа с тканью. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Художественный труд: работа с природным материалом. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»). Развивать фантазию, воображение.
Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.
Конструирование. Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.
Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.
Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Конструирование из строительного материала. Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.
Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
Конструирование из деталей конструкторов. Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные
модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учить создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя.
Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).
Учить разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пласт-массовых конструкторах).
Организация учебной деятельности. Рабочая программа реализуется в процессе организованной образовательной деятельности в срок с 1 сентября по 31 мая. Объем одной образовательной нагрузки по лепке, аппликации или конструированию для детей подготовительных групп составляет 30 минут в неделю. ( лепка – 0,5 занятий в неделю, 18 занятий в учебный год, аппликация 9 занятий и конструирование 9 занятий в учебный год) Национально-культурный компонент включен в содержание НОД и составляет не менее 20% от объема программного материала.
Ожидаемые результаты психолого-педагогической работы.
к 7 годам дети могут:
- у детей обогащён сенсорный опыт.
- развиты образное эстетическое восприятие, образные представления, эстетические суждения;
- сформировано эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
- проявляет самостоятельность; активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в лепке и аппликации, используя выразительные средства.
- умеет сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; умеет изображать предметы, передает их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
- участвует в коллективное творчество. Действует согласованно, договаривается о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные части будут объединяться в общую картину.
Диагностика. В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Педагогическая диагностика проводится аутентично в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей.
Тематическое планирование. Лепка.
№ п/п | Тема занятия | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности воспитанников |
1 | Магазин «Овощи - фрукты | Познакомить с лепкой из соленого теста различные овощи и фрукты. Развивать навыки лепки фигурок из составных частей. Формировать умение работать стекой. | Лепят различные предметы, передавая их форму, пропорции, моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединений, процарапывают узор стекой (художественное творчество); в разговоре свободно используют прямую и косвенную речь; регулируют проявления эмоций (коммуникация, социализация |
2 | Кисть рябины | Развивать навыки: - разминания и размазывания пластилина по картону для создания необходимого фона композиции; - раскатывания для создания ягод; - примазывания для прикрепления элементов композиции к картону. | Создают композицию, умеют планировать свою работу, используют разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми: договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве. |
3 | Лепка по замыслу | Совершенствовать навыки умения определять содержание своей работы; - использовать знакомые приемы лепки. Развивать: - умение выбирать лучшие работы; - творческие способности детей. | Лепят различные предметы, выразительно передавая то, что интересно или эмоционально значимо; воспринимают инструкцию к выполнению творческой и исследовательской задачи, к выбору способа ее выполнения (художественное творчество, познание); описывают процесс выполнения задания, инициативны при общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, проводят его самоанализ, дают самооценку результатов (коммуникация, социализация, |
4 | Лепка по замыслу по мотивам дымковской игрушки | Продолжать: - знакомить с дымковской игрушкой; - упражнять в лепке игрушек по собственному замыслу из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек. Воспитывать на народных традициях | Создают изображения с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей, лепят из целого куска пластического материала (моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединений, оттягивают детали пальцами от основной формы |
5 | Зайчик | Уметь-лепить животных, используя форму (шар, овал); - соединять части методом примазывания: длинные уши, короткий хвост. Формировать желание доводить работу до конца. | Лепят различные предметы, передавая их форму, пропорции, позу и движения, отражая характерные признаки; в процессе создания образа следуют к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла (художественное творчество, познание, труд); активны при обсуждении вопросов, связанных с изображаемым образом. |
6 | Стрекоза и муравей | Обогащать знания о стрекозах и муравьях. Развивать навыки лепки из целого куска пластилина, фигурки из составных частей с помощью примазывания. Уметь создавать единую композицию, использовать дополнительно бросовый материал для дополнения композиции яркими деталями. | Лепят из целого куска пластического материала (моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединений, оттягивают детали пальцами от основной формы), создают сюжетные композиции из 2-3 и более изображений (художественное творчество); договариваются, распределяют обязанности, организуют коллективный труд, |
7 | Лепка по замыслу | Закреплять умение самостоятельно выбирать содержание своей работы; - использовать знакомые приемы лепки. Развивать творческие способности и фантазию. Формировать умение оценивать работы. | Создают изображения по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей; испытывают удовлетворение от достигнутых результатов в самостоятельной творческой деятельности (художественное творчество, познание, социализация. |
8 | Зимние узоры Деда Мороза | Развивать навыки лепки барельефа - изображения из пластилина на плоской пластине, создания выпуклого изображения из пластилина. Совершенствовать прием примазывания для скрепления частей изображения. Развивать творческую фантазию и воображение. | Выполняют декоративные композиции способами налепа и рельефа, решают интеллектуальные и творческие задачи с использованием как наглядно-образных, так и элементарных словесно-логических средств; в лепке выразительно передают то, что интересно или эмоционально значимо, отражая характерные признаки: очертания формы, пропорции, цвет |
9 | Гжельский чайник | Продолжать знакомить с гжельскими изделиями; упражнять в лепке изделия из составных частей, примазывая к корпусу ручку и носик чайника; - упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания для выполнения отдельных деталей. | Создают изображения с натуры, передавая их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей; проявляют интерес к истории народных промыслов (художественное творчество, познание); умеют действовать по собственному плану; обладают навыками несложных обобщений и выводов. |
10 | Декоративные пластины | Продолжить формировать умения создавать декоративные рисунки на глиняных пластинах, пользуясь новой техникой работы; - поворачивать создаваемое в лепке изделие, чтобы рассмотреть фигурку то с одной, то с другой стороны. Закреплять умение работать стекой. | Имеют навыки декоративной лепки, используют стеку; проявляют любознательность; в процессе создания изображения следуют к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла. |
11 | Животные мира жарких стран. Лев | Дать общее представление о повадках и образе жизни тигров в дикой природе. Развивать навыки: - лепки, составляя предмет из отдельных частей, которые соединяются с помощью примазывания; - передачи движения фигуры. Учить: - смешивать пластилин для получения нужного оттенка; - использовать ножницы для придания эффекта «растрепанности» | Познакомить с повадками и образом жизни тигров в дикой природе, лепить львенка из отдельных частей с помощью примазывания, упражнять в передаче движения фигурки животного, оформить выставку . |
12 | В гости к дедушке и бабушке | Создавать образ сказочного героя; - изготавливать подарок для бабушки и дедушки. Воспитывать любовь к своим родным, семье. | Свободно используют усвоенные ранее приемы лепки для создания образов сказочных персонажей, передавая форму основной части и других частей, их пропорции, позу. |
13 | Ручеек и кораблик | Развивать: - чувство композиции; - творческие способности - свободно использовать для создания образов предметов разнообразные приемы; - созданию объемной композиции. | Используют для создания образов предметов разнообразные приемы; создают объемные изображения по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов; используют разные способы лепки: пластический, конструк- тивный, комбинированный. |
14 | Цветы для бабушки | Расширять и закреплять представления о родственных отношениях. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Развивать: - навыки разминания и равномерного размазывания пластили- на по картону; - основные приемы лепки; - чувство композиции; - умение гармонично размещать изображение на поверхности основы. | Создают объемные изображения с натуры, передавая пропор- ции частей и различия в величине деталей; проявляют познава- тельную активность и творчество в совместной и самостоятель- ной деятельности. |
15 | Чайный сервиз для куклы Кати | Расписываем вылепленные модели по мотивам народного искусства ,лепим различные предметы посуды, передавая их форму, пропорции. | Используют разные способы лепки, подчиняя свое воображение определенному замыслу, следуют заранее намеченному плану; расписывают вылепленные изделия по мотивам народного искусства (художественное творчество, познание, труд); отбирают более эффективные способы действий; |
16 | Царевна-лягушка | Создаем коллективную картину-панораму по сказке «Царевна-лягушка»; - лепить фигуры животных и людей из одного куска глины, намечая сначала общую форму, а потом детали. Формировать умение производить основную работу движениями пальцев, иногда кистями обеих рук. | Лепят из целого куска пластического материала (моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединений, оттягивают детали пальцами от основной формы); проявляют положительные эмоции от сотрудничества в познавательно-исследовательской и творческой деятельности (художественное творчество, познание, труд); используют повествовательные рассказы в процессе общения; |
17 | Военный парад на Красной площади | Закреплять навыки работы с пластилином. Отрабатывать приемы раскатывания, сплющивания, примазывания. Учить лепить предметы военной техники | Лепят различные предметы, передавая их форму, пропорции, создают сюжетные композиции из 2-3 и более изображений, используют разные способы лепки; умеют действовать по собственному плану, ярко проявляют познавательную активность как в совместной со взрослым, так и в самостоятельной деятельности |
18 | Утка с утятами на пруду | Формировать умения: - передавать в поделке характерные движения животных; - создавать выразительные образы. Учить создавать группы из двух-трех фигур. Развивать умения: - передавать пропорции предметов, их соотношение по величине; - создавать выразительность поз. | Лепят из целого куска пластилина различные предметы, передавая их форму, пропорции, позу и движения (моделируют форму кончиками пальцев, оттягивают детали пальцами от основной формы, работают стекой); в изделии выразительно передают то, что интересно или эмоционально значимо. |
Тематический план. Аппликация.
№ п/п | Тема занятия | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности воспитанников |
1 | Тема: «На лесной полянке выросли грибы». | Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Формировать умение вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию, разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов. | Коммуникативная. Беседа с детьми о сборе грибов. Познавательно исследовательская. Уточнить форму шляпок, ножек, используя обследование картинок, игрушек. Показать прием закругления углов у прямоугольника. Продуктивная. Обращать внимание на правильные приемы работы с ножницами и аккуратного наклеивания. Поощрять создание нескольких изображений, красивое расположение их на листе. |
2 | Тема: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке». | Продолжать отрабатывать умение детей вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движения обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения. | Познавательно исследовательская. Рассмотреть с детьми овощи, спросить о форме. Уточнить приемы вырезания. Повторить правило, как пользоваться ножницами. Продуктивная. Дети вырезают и наклеивают свои работы на лист бумаги (тарелку). |
3 | Тема: «Блюдо с фруктами и ягодами» (коллективная работа). | Продолжать отрабатывать приемы вырезания предметов круглой и овальной формы. Показать детям прием, как делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции. | Познавательно исследовательская. Рассмотреть с детьми фрукты (яблоки, груши, сливы, персики, виноград). Уточнить их форму и характерные особенности. Повторить правило, как пользоваться ножницами. Продуктивная. Дети вырезают фрукты и ягоды из цветной бумаги и наклеивают на общий лист бумаги (блюдо). |
4 | Тема: «Наш любимый мишка и его друзья». | Развивать умение детей создавать изображение любимой игрушки из частей, правильно передавая их форму и относительную величину. Закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги. Развивать чувство композиции. | Коммуникативная. Вспомнить с детьми сказки. Показать детям игрушку мишку, сказать, что ему грустно без друзей. Познавательно исследовательская. Рассмотреть игрушку с детьми, спросить о форме частей его тела, об их величине и расположении. Уточнить приемы вырезания, порядок выполнения аппликации. Продуктивная. Выполнение аппликации. |
5 | Тема: «Троллейбус». | Формировать умение детей передавать характерные особенности формы троллейбуса (закругление углов вагона). Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники-окна, срезать углы, вырезать колеса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями (штанги). | Познавательно исследовательская. Рассмотреть с детьми игрушку или картинку троллейбус. Уточнить его форму, части, последовательность работы. Продуктивная. Выполнение аппликации. Следить за правильными приемами работы с ножницами. |
6 | Тема: «Дома на нашей улице» (коллективная работа). | Развивать умение детей передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезывания по прямой и косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины. | Коммуникативная. Беседа с детьми о том, какие дома они видели на улице, какой они формы и как располагаются. Предложить каждому ребенку выбрать прямоугольник для дома, наклеить крышу, окна и двери. Продуктивная. Выполнение аппликации. |
7 | Тема: «Машины едут по улице» (коллективная работа). | Формировать умение детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Закреплять разнообразные приемы вырезывания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания. Закреплять умение создавать коллективную композицию. Развивать образное мышление, воображение. Формировать умение оценивать созданные изображения. | Коммуникативная. Рассмотреть с детьми созданную ранее коллективную работу «дома на нашей улице», спросить, чего еще не хватает на улице. Предложить вырезать и наклеить машины, которые едут по улице. Продуктивная. Создание коллективной аппликации. |
8 | Тема: «Большой и маленький бокальчики». | Развивать умение вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся книзу полоску. Закреплять композицию соответствующими предметами, деталями. | Познавательно исследовательская. Рассмотреть с детьми бокальчик, поставить посередине карандаш и показать, что с двух сторон он одинаковый.. Показать детям прием вырезания. Дать детям потренироваться вначале на простой бумаге, затем на цветной. Продуктивная. Вырезание бокальчиков. Оказывать индивидуальную помощь. Если дети справляются с заданием, то можно предложить им подумать, что может стоять в бокальчике. |
9 | Тема: «Новогодняя поздравительная открытка». | Развивать умение делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить вырезать одинаковые части бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные-из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение. | Коммуникативная. Беседа о предстоящем празднике. Предложить детям подумать, как можно украсить поздравительную открытку к Новому году. Показать несколько открыток с простыми изображениями. Продуктивная. Изготовление открытки. |
Тематический план. Конструирование.
№ п/п | Тема занятия | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности воспитанников |
1 | Здания | Упражнять в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям; предварительной зарисовке сооружений; анализе схем и конструкций. Развивать умение: воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях, устанавливать их; аргументировать свои решения. Формировать: конструкторские навыки; направленное воображение. Подводить к восприятию элементарных астрономических понятий и представлений. | Анализируют объект с точки зрения его практического использования и заданных условий , развивают собственный замысел, экспериментируют с новыми материалами, осуществляют планирование, согласовывают способы совместного поиска и решения познавательных задач; организуют сюжетно-ролевые игры. |
2 | Машины | Формировать: представления о машинах разных видов, их строении и назначении; культуру речевого общения, умение вести диалог. Упражнять в плоскостном моделировании и построении схем. Развивать: способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чертежей, конструкций; самостоятельность, активность, уверенность, независимость мышления. | Создают конструкции, объединенные общей темой, комбинируют, планируют процесс построения, отбирают нужные детали для выполнения той или другой постройки, варьируют использование деталей в зависимости от имеющегося материала, в процессе общения, владеют диалогической речью: умеют задавать вопросы, отвечать на них. |
3 | Летательные аппараты | Обобщать, систематизировать, уточнять представления об истории развития летательных аппаратов, их назначении, зависимости строения от функционального назначения. Развивать: конструкторские навыки; умение моделировать на плоскости; строить схемы и делать зарисовки будущих объектов; творчество и изобретательность. Упражнять в быстром решении проблемных ситуаций. | Развивают собственный замысел, экспериментируют с новыми материалами, в работе с бумагой сгибают лист в разных направлениях, планируют, конструируют по замыслу, используют вариативные способы при решении конструктивных задач, самостоятельно контролируют и оценивают качество результата, при необходимости исправляют его (труд, социализация, коммуникация) |
4 | Роботы | Расширять знания об истории робототехники. Упражнять в создании схем и чертежей; моделировании на плоскости; конструировании из разных строительных наборов и конструкторов. Развивать: фантазию, воображение, внимание, сообразительность, изобретательность; умение делать умозаключения, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки. | Расширяют знания об истории робототехники, создают конструкции по рисунку, словесной инструкции, собственному замыслу и разбирают их, анализируют объект с точки зрения его практического использования, заданных условий, пространственного положения частей и деталей, классифицируют, выделяют существенные признаки. |
5 | Проекты городов | Упражнять в составлении планов строительства. Совершенствовать конструкторские способности. Формировать совместную поисковую деятельность. Развивать умение делать выводы из самостоятельных исследований. | Конструируют из различного строительного материала, самостоятельно определяют, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; различают и правильно называют основные детали строительного материала. |
6 | Мосты | Совершенствовать умение: конструировать мосты разного назначения, двигающиеся механизмы из конструктора; сооружать простейший механизм -рычаг, позволяющий приводить в движение отдельные элементы конструкции. Упражнять в построении схем, чертежей мостов. | Анализируют источники информации, конструируют двигающиеся механизмы из деталей конструктора, развивают собственный замысел, экспериментируют с новыми материалами, конструируют по замыслу. |
7 | Суда | Расширять представления о судах (виды судов, функциональное назначение, особенности строения). Упражнять в сооружении различных судов. Познакомить с использованием блока (колесо с желобком по ободу для веревки) в механизмах. | Создают различные конструкции одного и того же объекта с учётом определённых условий, передавая схематически не только его форму, но и характерные особенности, детали; анализируют основные части конструкции, знают их функциональное назначение, развивают собственный замысел: договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве (социализация, коммуникация, труд) |
8 | Железные дороги | Упражнять в построении схем и последующем конструировании по ним. Развивать: пространственное мышление, сообразительность; самостоятельность в нахождении собственных решений. Учить проявлять уверенность, отстаивать свою идею, критически оценивать свои действия. Познакомить с зубчатыми колесами, зубчатой передачей; особенностями данного вращательного движения. | Имеют представления о достижениях науки и техники, изобретениях человечества, их использовании в современном мире; определяют, какие детали больше всего подходят для постройки, используют детали с учетом их конструктивных свойств. |
9 | Творим и мастерим (по замыслу) | Развивать: детское творчество; конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу, выполнять разнообразные интеллектуальные действия. Закреплять умение: собирать оригинальные по конструктивному решению модели, проявляя независимость мышления; рассуждать, доказывать свою точку зрения; критически относиться к своей работе и деятельности сверстников | Конструируют по замыслу, используют вариативные способы при решении конструктивных задач из любого материала; соединяют несколько небольших плоскостей в одну большую, относятся к собственному труду, его результату, труду других и его результатам как к ценности, любят трудиться самостоятельно (познание: расширение кругозора, труд, социализация, коммуникация) |
Организация развивающей среды
Одним из условий успешной реализации программы по изобразительной деятельности является организация развивающей среды, что позволяет создать условия для самостоятельных, интересных и полезных занятий воспитанников.
В группе организовывается «Центр ИЗО-деятельности», где в свободном доступе детей должны находиться:
∙ Произведения народного искусства: глиняные игрушки (филимоновские, дымковские), деревянные матрешки, игрушки из соломы, предметы быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда, расписная посуда), предметы быта (нарядная посуда, украшенная одежда); альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства.
∙ Репродукции картин, иллюстраций из детских книг по теме, которую запланировали на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.
∙ Скульптура малых форм, изображающая животных.
∙ Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы, животные).
∙ Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев, картон.
∙ Цветные карандаши (6 основных цветов), гуашь (6 основных цветов).
∙ Круглые кисти (беличьи, колонковые № 10–14), подставка под кисти.
∙ Цветные мелки, восковые мелки; доски для рисования мелом.
∙ Глина, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду,
30 × 30 см для вытирания рук во время лепки.
∙ Специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования.
∙ Фартуки и нарукавники для детей.
∙ Светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки.
∙ Емкости для промывания ворса кисти от краски.
∙ Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для просушивания кисти после промывания и приклеивания готовых форм.
∙ Готовые формы для выкладывания и наклеивания
Используемая литература
Используемая литература и методические пособия:
- Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
- Комаро ва Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
- Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,
- Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
- Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005
- Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.
- Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Чалеэова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной . М., 2005.
Плакаты большого формата
- Гжель. Изделия. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Гжель. Орнаменты. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Полхов-Майдан. Изделия.—М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Полхов-Майдан. Орнаменты.—М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Филимоновская свистулька. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Хохлома. Изделия.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Хохлома. Орнаменты. — М.: Мозаика- Синтез, 2010.
- Рабочие тетради
- Волшебный пластилин. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.
- Городецкая роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Дымковская игрушка.— М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Филимоновская игрушка. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Хохломская роспись, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010,
- Простые узоры и орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Узоры Северной Двины. —М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Сказочная Гжель. —M.: Мозаика-Синтез, 2005-2010,
- Смешные игрушки из пластмассы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Тайны бумажного листа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.
- Секреты бумажного листа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2014-2015 учебный год образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)
данная программа рекомендована для музыкальных руководителей ДОУ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2015-2016 учебный год образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)
рабочая программа...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»
Рабочая образовательная программа обеспечивает художественно- эстетическое развитие детей в возрасте 3 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по тематическому модулю «Изобр...
Рабочая программа по предметам «Лепка, аппликация, конструирование» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» вторая младшая группа (3-4 года)
Рабочая программапо предметам «Лепка, аппликация, конструирование»образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»вторая младшая группа (3-4 года)(возрастная...
Рабочая программа музыкального руководителя Муллиной О. В. Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие" - "Музыка"
Рабочая программа составлена, для работы с детьми от 3 до 7 лет, в соответствии с ФГОС ДО...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей 3-7го года жизни
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯпо освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»(музыкально-художественная деятельность) для детей 3-7го го...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению детьми образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей 3-7го года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ по освоению детьми образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкально-художественная деятельность) для детей 3-7го года жиз...
- Мне нравится (1)