проект "Волшебница- вода" 2 младшая группа
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект "Волшебница-вода" 2 младшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnitsa_voda.docx | 64.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Полное название проекта: «Волшебница –вода» (познавательная деятельность)
Автор проекта: воспитатель 2-ой младшей группы Афанасьева С.В.
Продолжительность проекта: октябрь 2019г - май 2020г
Вид проекта: долгосрочный
Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой
Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители детей, воспитатель Афанасьева С.В.
Возраст детей: 3-4 года
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.
Актуальность: Почему я выбрала именно эту тему?
Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Одним из первых природных материалов, с которым дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, я убедилась в актуальности выбранной темы, а именно, в необходимости получения детьми знаний и представлений о свойствах воды и значении в жизни живых существ и для здоровья людей.
Цель проекта: ознакомление младших дошкольников со свойствами воды и со значением воды в жизни живых существ и человека.
Задачи проекта:
Социально-коммуникативное развитие:
- Создать интересную обстановку для общения,
- Закреплять навыки взаимодействия со сверстниками, интерес к окружающему миру.
- Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;
- Формировать навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности.
Познавательное развитие:
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
- Расширение представлений об окружающем мире;
- Формирование представлений о твердых и жидких веществах;
- Формирование у детей осознанных представлений об основных свойствах воды, о важности воды в жизни всех живых существ;
- Дать детям первичные знания о круговороте воды в природе;
- Воспитание трудовых качеств и бережного отношения к воде.
Речевое развитие:
- Активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
- Активизировать в речи названия и назначение предметов для экспериментирования.
Художественно-эстетическое развитие:
- Продолжать развивать эстетическое восприятие воды в природе (искристый снег, удивительная снежинка, сверкающий лёд и т.д.)
Физическое развитие:
- Формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье
- активизировать двигательную активность детей во время подвижной игры.
Задачи проекта для педагога:
- Реализовать тему «Вода и её свойства», охватив все образовательные области (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)
- Продолжать осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.
Задачи проекта для родителей:
- расширять возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваться к их мнению.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений;
- Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой;
- У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
- Дети выйдут на более высокий уровень познавательной активности;
- Сформируется у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- аппликация «Снежинка», «Аквариум»
- рисунки «Дождик по земле босиком прошёл»
- поделки «Аквариум», «Снежинки», «Снеговики»
- Активизация словарного запаса;
Для педагога:
- оформление мини-музея «Водичка-водичка»
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей
Для родителей:
- Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: интегрированное занятие «Волшебница- вода»
Продукты проекта для детей:
- выставка рисунков детей на тему «Вода»;
- выставка поделок на тему «Вода»
Для педагога:
- Дидактические игры: «Собери картинку», «Что изменилось», «Лужи и дождь»,
- Выпуск плаката: «Где живет вода», «Кто живет в воде»;
- Мини-музей «Водичка-водичка» (картинки о закаливании водой, аквариум, приборы для опытов, материал для игр с водой, художественная литература);
- Мониторинг по теме проекта
Для родителей:
- Рисунки «Такая разная вода»
- Фотоальбом «Вода- кругом вода»
- Изготовление поделок по теме: снежинки, снеговики, аквариум
Используемая литература:
Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека» Методическое пособие для воспитателей Т.И.Гризик. М.:«Просвещение», 2016. - («Радуга»)
Примерная основная вариативная образовательная программа дошкольного образования. Радуга. С.Г.Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, научный руководитель Е.В. Соловьёва-М.: Просвещение, 2016
Методическое пособие Т.Н.Доронова «Художественное творчество детей 2-8 лет –М.:Просвещение 2015 год
С.Н.Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников»М. Просвещение, 2005
Интернет ресурсы:
О. А. Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода». Скрипторий Москва 2003г.
А. П. Самородова, Л. В. Теплякова «Игры в экологическом воспитании детей в дошкольном возрасте». Тамбов 2006г.
Т. В. Меркулова. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, 2010г.
Путешествие капельки (http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/3297.pdf)
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты– М., 2005.
Занятия по формированию элементарных экологических представлений в млад. группе. Под ред. О. А. Соломенникова - Москва 2009 г.
1 этап: Подготовительный
- Мониторинг детей по теме «Вода» (приложение)
- Подбор методической и художественной литературы по теме данного проекта, наглядных пособий, фотографий, иллюстраций с изображением водоёмов, видов воды в разных состояниях.
- Подбор подвижных и дидактических игр по теме проекта.
- Информирование родителей по теме проекта, участие родителей в сборе необходимого оборудования для опытов с водой (баночки, стаканчики, трубочки, игрушки уточки, рыбки, камешки, ракушки, лодочки, набор резиновых и пластмассовых игрушек, формочки для льда, материалы для игр с водой и мыльной пеной, красители (гуашь, акварельные краски), картинки «Раскрась водой», заводные игрушки и другое);
- Ежедневные наблюдения в природе (дождь, снег, лед, вода)
2 этап: Основной
Перспективный план долгосрочного проекта во 2-ой младшей группе на тему «Волшебница-вода»
Месяц | Совместная работа педагога с детьми | Совместная работа педагога с родителями | Ожидаемые результаты проекта |
Сентябрь ноябрь | Познавательное развитие. Опыты : «Свойства воды» Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса). «Какого цвета вода?» Цель: выяснить, какого цвета вода «Волшебница вода» Цель. Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) «Плавает-тонет» Цель. Показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью «Сквозь сито» Цель. Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества. «Тёплая, холодная» Цель: дать представление о том, что вода может быть разной температуры беседы «Для чего нужна вода?», «Важность воды в жизни живых существ» Наблюдение за разновидностями состояния воды на прогулке ( в соответствии с погодными условиями: дождь, лужа, снег, лёд) Экскурсии на кухню д/с Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя (мытьё игрушек, мытьё посуды, мытьё полов после завтрака.) Социально-коммуникативное развитие: коллективный труд в уголке природы и игрушек (мытьё игрушек, стирка кукольного белья, полив растений) Просмотр мультфильмов Сюжетно-ролевые игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы» Ситуативный разговор: «Как беречь воду?» Художественно-эстетическое развитие: аудиозаписи «Звуки воды в природе» Рисование «Дождик» Лепка: «Рыбка» Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем. Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, снега, капели, льда, лужи, тучи, речки. Пение песенок про дождь Речевое развитие: К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая», пословицы, потешки и поговорки про воду, во время водных процедур Словесная игра «Вода, какая?» Загадки про воду и её свойства Физическое развитие: Подвижная игра «Солнышко дождик», «Водяной» Игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов). «Волны», «Пускание мыльных пузырей». Пальчиковые игры «Ладошки», «Рыбки», | Консультации: «Детское экспериментирование», «Культурно- гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Закаливание водой» «Экологическое воспитание дошкольников» «Поговорим о воде», «Страх воды у детей» « Экологическая сказка «Как люди речку обидели»». сбор материала о воде (иллюстрации, фотографии и др.), рекомендации для родителей: «Экспериментируем дома», папки-передвижки: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам», «Дружу с водой» помощь в организации мини-музея показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода. помощь родителей в оформлении стенгазеты «Вода, вода, кругом вода», «Вода. Она какая?» фотоширма «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» Книги потешек о воде, песенок о воде | У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений; Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой; У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой; Дети выйдут на более высокий уровень познавательной активности; Сформируется у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах; аппликация «Снежинка», «Аквариум» рисунки «Дождик по земле босиком прошёл» поделки «Аквариум», «Снежинки», «Снеговики» Активизация словарного запаса; оформление мини-музея «Водичка-водичка» Расширение кругозора детей по данной теме; Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада. |
декабрь январь февраль | Речевое развитие: Л.Воронкова «Снег идёт» рассказывание сказки «Лиса и заяц». пословицы, потешки и поговорки про воду, во время водных процедур Словесная игра: «Снег какой?», «Лёд какой?» Загадки про снег, лёд Социально-коммуникативное развитие: Просмотр мультфильмов Сюжетно-ролевые игры «Постираем бельё для куклы», «Научим куклу Машу умываться» Коллективный труд в уголке природы и игрушек (мытьё игрушек, стирка кукольного белья, полив растений) Художественно-эстетическое развитие: Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем. Рассматривание иллюстраций с изображением снега, льда, котка, замерзшей речки. Аппликация: «Снежинка», «Сосульки» Рисование: «Сосульки», «Снег» Лепка «Снеговик» Пение песенок про снег Познавательное развитие: Экскурсия в прачечную Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя (мытьё игрушек, мытьё посуды, мытьё полов после завтрака.) Наблюдение за разновидностями состояния воды на прогулке ( в соответствии с погодными условиями: снег, лёд) беседы «Где можно встретить воду?»; «Кто живет в воде». Опыты: «Какой снег?» Цель: дать представление о свойствах снега (белый, холодный) «Почему снег легкий?» Цель: выяснить, почему снег лёгкий. «Зависимость таяния снега от температуры» Цель. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. «Прозрачный лёд» Цель: показать, что лёд прозрачный «Вода при замерзании расширяется» Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется «Опыт со льдом» Цель. Выяснить от чего тает лед. Объяснить, что лед это вода «Легкий-тяжелый» Цель. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов. выявить, что тяжелее – снег или лед «Украсим елочку сосульками» Цель: Познакомить детей с превращением воды в лед. Физическое развитие: Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Водяной», «Пузырь» Физминутки Игра «Снежки» Пальчиковые игры:»Ах вода, вода, вода», «По воду» | ||
март апрель май | Речевое развитие: Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка». рассказ В. Бианки «Купание медвежат», А. Босев «Дождь», З.Александрова «Купание» пословицы, потешки и поговорки про воду, во время водных процедур Словесная игра: «Весенний дождик какой?» Загадки про дождик, лужи Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевые игры «Купание куклы», «Постираем бельё для куклы», «Научим куклу Машу умываться», «Угостим куклу чаем» Коллективный труд в уголке природы и игрушек (мытьё игрушек, стирка кукольного белья, полив растений) Просмотр мультфильмов Ситуативный разговор: «Друзья Мойдодыра» Познавательное развитие: Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя (мытьё игрушек, мытьё посуды, мытьё полов после завтрака.) Наблюдение за разновидностями состояния воды на прогулке ( в соответствии с погодными условиями: дождь, лужа, снег, лёд, весенняя капель) Опыты: «Что быстрей растает?» Цель: выявить, что быстрее растает – снег или лед «Можно ли пить талую воду?» Цель: показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды «Мыльные пузыри» Цель. Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь «Росток» Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. «Горячо-холодно» Цель. Научить определять на ощупь температуру воды, предметов «Моет трубочиста» Цель. Объяснить значение воды в жизни человека. “Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются) «Луковая грядка» Цель. Закрепить знания детей о воде и воздухе, их значении в жизни «Поливаем цветы» Цель. Знакомить детей с растительным миром, изучать свойства предметов. «Я и река» Цель. Объяснить как очищают воду в кране, для чего это делается Художественно-эстетическое развитие: Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем. Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, снега, капели, льда, лужи, тучи, речки. Рисование «Веселые капельки» Аппликация «Аквариум» Конструирование «Кораблик» Пение песенок про весеннюю капель Физическое развитие: Подвижная игра «Солнышко дождик», «Водяной», «Капля раз, капля два», «Пузырь» Физминутки Игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов). «Пускание мыльных пузырей». Пальчиковые игры: «Большая стирка», «Рыбки» |
3 этап: Заключительный
- Проведение интегрированного занятия «Волшебница-вода»
- Диагностика по теме проекта
- Выставка детского творчества
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихи, потешки, песенки, загадки, рассказы
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
…………………….
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл ротик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
………………………….
Матросская шапка, веревка в руке.
Тяну я кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам
И просят меня: «Прокати, капитан!»
…………………………….
Ладушки, ладушки,
Веселые ладошки,
Ладушки, ладушки,
Звонкие хлопошки.
Горят глазки у ребят,
Брызги в стороны летят!
……………………
- Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка – рябушечка, за чем ты пошла?
- За водичкой?
- Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыплят поить.
- Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи – пи – пи – пи – пи!
……………………..
Ой, лады,лады,лады! (хлопают в ладоши)
Не боимся мы воды! (разводят руки в стороны)
Чисто умываемся – вот так! (имитируют умывание)
Маме улыбаемся – вот так! (опускают руки, улыбаются)
……………………..
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода –
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.
…………………..
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Дима умывается,
Солнце улыбается!
……………………….
Пришел медведь ко броду — бултых в воду.
Уж он мок там мок, уж он кис там кис,
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду — бултых в воду!
………………….
Отчего течет вода
с нашего младенца?
Нас достали из пруда,
дайте полотенце!
………………………
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушку.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
…………………….
Буль, буль, буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.
……………..
Капли
Капли медленно катились,
Никуда не торопилась.
Кап – кап, кап – кап!
Стали капельки играть,
Капля каплю догонять!
Кап – кап, кап – кап!
………………….
Ручеек бежит по лесенке,
По ступенькам ледяным.
И весны живые песенки
Звонко скачут вслед за ним!
………………
Вдоль обочины дороги
Мы бежим, звеним, журчим!
Рассказать друзьям хотим,
Что весенние деньки
Очень любят ручейки.
………………
Не мешайте мне трудиться,
Я водицы притащу!
И колодезной водицей
Вас, конечно, угощу!
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте –
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
…………………
По утрам и вечерам
Открываю в ванной кран.
Я воды не пожалею,
Уши вымою и шею.
Пусть течет водица –
Я хочу умыться!
……………
Воду в тазик я налью,
Горстку соли растворю,
Лучше соли не простой,
А особенно морской!
Мама мягкой рукавицей
Оботрет меня водицей,
Спину, руки, шею, грудь.
Скажет мне: «Здоровым будь»!
……………..
Под душем
Утром я едва проснусь –
Сразу в душе обольюсь.
На веселый летний дождь
Душ немножечко похож.
Он поет, журчит, звенит –
Веселит он и бодрит!
……………
Теплый дождик лил да лил,
Дело делал, не шалил:
Вымыл крышу у скворешни,
Вымыл ягоды черешни…
Протянули мы ладошки,
Дождик их помыл немножко. (А. Босев)
………………….
Песенка (норвежская)
Мы поднимем якоря,
Отплываем чуть заря.
Море зовет,
Ветер поет,
Вперед, вперед, вперед!
………….
Дождю (югославская песенка)
Ливень, ливень, Водолей,
Лей, лей!
Ты водицы не жалей,
Лей, лей!
Для пшеницы, для полей,
Лей, лей!
………….
Кто не умывается
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается
Никак не называется. Петр Синявский
……………………
М. Борисова
Песенка капели
Кап, кап, я – капель,
У меня в апреле
На весеннем тепле
Капельки поспели!
Как, кап - на скамью,
Детям на игрушки,
Кап, кап – воробью
Прямо на макушку!
……………
Загадки
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая?
……………….
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
………………..
Сама пить не пьет, а нас вынуждает.
………………..
Зимнее стекло весной потекло. (лед)
………………
Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
…………………
В огне не горит, в воде не тонет.
………………..
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
…………………
Выпучив глаза, сидит,
Не по- русски говорит.
Родилась в воде,
А живет на земле. (лягушка)
…………………..
По морям и океанам
Он ведет нас к жарким странам.
Пар, клубясь, из труб идет
Это теплый … (пароход).
Дидактические игры
- «Куда спряталась вода?»
Цель: закреплять представления о свойствах воды, развивать воображение.
- «Парные картинки».
Цель: закреплять свойства воды, льда, снега.
- «Дом для кота»
Цель: Помочь котенку построить дом, который попал под дождь.
- «Что изменилось?»
Цель: Формировать умение детей находить отличия на картинке (аквариум).
- «Лужи и дождик»
Цель: Развивать мышление, учить правильно отвечать на вопросы.
Динамические паузы
- Льется чистая водица. (наклоны вперед)
Мы умеем сами мыться. (изображаем умывание лица)
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем. (сгибают и разгибают руки в локтях)
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше. (изображают движения вытирания полотенцем)
Поверни головку влево,
Поверни головку право,
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
- Море волнуется раз! (ноги на ширине плеч, покачивать руками справа налево, изображая волны. Руки поднять вверх и, изображая фонарики, опустить вниз)
Море волнуется два!
Море волнуется три!
Морская фигура замри!
Кто это? Что это? Как угадать? (повороты вправо – влево с вытянутыми руками. Руки поднять вверх. Выполнять покачивающие движения вправо – влево)
Кто это? Что это? Как разгадать?
Это рыбацкая лодка, (ноги на ширине плеч, руки в стороны, кисти подняты вверх, в таком положении покачивания из стороны в сторону)
А это морская звезда, (руки подняты вверх, сжимая и разжимая пальцы, затем опустить вниз)
Это, конечно, улитка, (руки в стороны, выполнять круговые движения. Руки развести в стороны)
Всех разгадаю вас я!
- Как приятно в лодке плавать:
Берег слева, берег справа (повороты корпуса влево, вправо)
Речка лентой голубой
Разлилась перед тобой (вытягивают руки перед собой)
Под мостом мы проплывем (наклоны вперед)
Руки в воду опускаем (опускаем руки)
По волнам гребем руками
Кто угонится за нами? (движения руками способом кроля)
Художественная литература
Хрестоматия для маленьких: «Мальчик и вода», с. 222, И. Ангелов «Послушный дождь», с. 201; Н. Калинина «Как Вася рыбу ловил», с. 184; К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»; З. Александрова «Дождик», с. 155; К. Ушинский «Уточки», с. 145; Э. Шим «Солнечная капля», с. 366; В. Бианки «Купание медвежат», с. 397; В. Сутеев «Под грибом», с. 400
Сказки С. Прокофьевой «Серая тучка», «Волшебная корзина»; А. Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
Опыты
- Вода прозрачная. Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стакане с молоком палочка не видна, а в воде видна).
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если речная вода была бы не прозрачная. Например, в сказке «Гуси – лебеди» говорится о молочной речке с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных речках?
- «У воды нет вкуса». Предложить детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Дать для сравнения молоко и сок. Если они не убедились, пусть еще попробуют воду. (Дети очень часто слышат от взрослых, что воды вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует).
- «У воды нет запаха». Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть понюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн). Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
- Лед – твердая вода. Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребенок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Таким же образом проследить за таянием снега.
- Пар – это тоже вода. Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.
- Вода жидкая, может течь. Дать детям два стакана – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и в ручейках, не текла бы из крана. Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, то ее называют жидкостью. Сравнить с киселем, он густой.
- В воде некоторые вещества растворяются, некоторые нет. Например, сахар и краски растворяются, простой песок и камушки нет.
- Вода бывает теплой, холодной, горячей. Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросить детей, как получить теплую воду? Проделать это вместе с ними. Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже вода бывает разная: теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, то какую бы они воду выбрали: теплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных: теплых или холодных морях? Сказать, что в холодных морях живет меньше животных.
- Вода не имеет формы. Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лед – это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода? Наливаем воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находиться, а на ровном месте растекается лужицей. Вывод: значит, жидкая вода не имеет формы.
- Всегда ли вода бывает прозрачной? Почему она бывает мутной? Прозрачная ли вода в реке? Озере? Луже? Бросаем в воду камешки или другой материал (кусочек земли, песка). Вывод: чистя вода – прозрачная, грязная и мутная – непрозрачная.
- «Подводная лодка». Взять 3 банки: две пол – литровые и одну литровую. Одну банку наполнить чистой водой и опустить туда сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налить крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 литров воды). Опустить туда сырое яйцо, оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и в море плавать легче, чем в реке. А теперь на дно литровой банки положите сырое яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить раствор, в котором яйцо не будет ни тонуть, ни всплывать. Оно будет в подвешенном положении посреди раствора. Можно показать фокус. Подливая воду соленую, вы добьетесь, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – яйцо будет тонуть. Это будет выглядеть удивительно, так как соленая и пресная вода внешне ничем не отличаются.
- «Волшебные пузыри». Оборудование: таз с мыльной водой, трубочки для коктейля на каждого ребенка. Дети дуют через трубочку в воду с разной интенсивностью и длительностью, стараясь получить большие и маленькие пузыри. Доказать, что пузыри появляются при помощи воздуха. Нужно набрать больше воздуха, чтоб надуть пузыри.
- «Смелый кораблик». Оборудование: таз с водой, бумажные кораблики. Педагог предлагает детям отправить кораблики в плавание. Смелые кораблики не боятся сильного ветра, больших волн. Надо быстро вдохнуть и медленно, но сильно подуть на них. Показать детям, что при сильном выдохе кораблик уплывает дальше.
- «Рыбаки и рыбки». Оборудование: таз с водой, рыбки с магнитами, удочки, ведерки. Дети выпускают рыбок поплавать в таз, играют с ними. Затем педагог предлагает им поймать рыбок удочками и поместить в ведерко.
Пальчиковые игры
Ладошки
Мыли мылом ушки, (руками моем ушки)
Мыли мылом ножки.(моем ножки)
Ах, какие ладушки, (поднимаем руки вверх, делаем «Фонарики»)
Ладушки – ладошки.
Рыбки
Пять маленьких рыбок играли в реке, (ладони сомкнуты, волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на песке. (руки прижаты друг к другу, переворачиваются с боку на бок)
И рыба сказала: «Нырять здесь легко!» (ладони сомкнуты, выполняют «ныряющие» движения)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (качаем сомкнутыми ладонями отрицательный жест)
А третья сказала: «Мне хочется спать!» (ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыба спит)
Четвертая стала чуть – чуть замерзать. (быстро качаем ладонями – дрожь)
Пятая крикнула: «Здесь крокодил! (запястья соединяются, ладони раскрываются и соединяются – рот)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» (быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают)
Кораблики
Плывет, плывет кораблик
По речкам и морям. (обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать друг к другу, большие пальцы поднять вверх)
Плывет, плывет кораблик
На нем я капитан.
Рыбки
Рыбки плавали, ныряли (имитируют движения пловца)
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся, (обхватывают себя руками, затем разводят руки в сторону)
То зароются в песке. (садятся на корточки)
Игры с водой
«Водичка»
Материал и оборудование: бассейн с водой.
Инструкция:
Говорит ребятам солнышко в окошке:
«Вот у нас водичка, поиграй немножко.
Только помни твердо: не брызгайся водой,
Играем аккуратно, дружок мой дорогой!
Похлопаем в ладоши: да – да – да,
Вот у нас вода,
Будем мы играть
И друг другу помогать».
«Кораблики»
Материал и оборудование: бассейн с водой, игрушечные кораблики.
Инструкция:
Вот у нас кораблики.
Давайте их пускать по воде.
Налетел ветер! Спрячем руки за спину и будем дуть на кораблики, как ветер.
Кораблики можно сделать из бумаги или другого природного материала.
«Мыльные пузыри»
Из чего получаются мыльные пузыри? Только из одного мыла? Что нужно добавить? В этом тоже помогает вода.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри.
Вот такие! Посмотри!
Как бы их нам поймать?
На ладошке подержать!
«Ледяные кораблики»
Материал: пластиковый стакан, трубочка для коктейля, скотч, цветная бумага.
На дне стакана скотчем закрепить трубочку для коктейля, согнув ее. Налить в стакан воду и поставить в морозилку. Когда вода превратится в лед, нужно достать его оттуда. Из цветной бумаги вырезать парус, сделать дыроколом дырки, закрепить парус на палочке.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя (звучит музыка). Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама – Тучка, а ребятки ее детки – капельки. Им пора отправляться в путь.
Капельки разбегаются, прыгают, танцуют. Мама – тучка показывает, что им делать. Капельки полетели на землю. Скучно им стало по - одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама – Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (дети присели, затем поднимаются и вытягиваются вверх). Испарились (высохли) капельки под лучами солнца, вернулись к маме – Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Пенное море
Оборудование: таз с водой для выдувания мыльных пузырей, игрушечные пластмассовые кораблики и лодочки, трубочки для выдувания мыльных пузырей на каждого ребенка.
Дети опускают на воду кораблики и лодочки, дуя в воду через трубочки, спенивая море.
Тонет – не тонет
Цель: закрепить знания о свойствах воды, отметить ее влияние на здоровье человека, порадовать детей, научить детей делать несложные выводы, развивать пытливость и любознательность.
Доктор Айболит спрашивает детей, знают ли они такую поговорку: солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Предлагает поиграть с водой. Дети совершают разные опыты с предметами разного веса и качества, наблюдают, как ведут себя на воде разные предметы.
Мониторинг
Вопросы:
- Где мы видим воду?
- Может ли человек жить без воды?
- Какой бывает вода? (бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха, льется)
- Как люди используют воду?
- Кому нужна вода, кроме людей?
- Есть ли форма у воды?
- Всегда ли вода бывает прозрачной?
- Почему она бывает мутной?
- Прозрачная ли вода в реке, в озере, луже?
- Что бывает с водой, если ее вынести на мороз?
- Лед и снег – это вода? Почему?
- Когда вода бывает горячей?
- Как получается теплая вода?
- Когда она холодная?
- Что можно делать в воде, с водой? (купаться, закаляться, плавать, ловить рыбу, пить и другое)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебница водичка" паспорт исследовательского проекта в первой младшей группе
Исследовательская работа в первой младшей группе...
Проект "Волшебница-вода" (младшая группа)
Расширять представления детей о свойствах воды; Формировать представления о значении воды в жизни человека; обогащать и активизировать словарь. Развивать поисковую деятельность, интеллектуал...
Проект "Волшебница Осень" (младшая группа)
Данный проект предназначен для педагогов младшего дошкольного возраста. По теме проекта подобран обширный материал по всем образовательным областям программы "От рождения до школы". Также ро...
Образовательный проект "Волшебница-вода" (младшая группа)
Дошкольники- это прирождённые исследователи. Подтверждение тому-их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание находить самостоятельно решение проблемной ситуации. Ежедневно дети п...
Проект «Волшебница вода» (младшая группа)
Актуальность:Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «Создание благоприятных условий развития детей в соот...
Проект "Волшебница вода" (младшая группа)
Познавательно-исследовательский проект в младшей группеВид проекта: познавательно-исследовательскийТема: «Волшебница вода»Продолжительность: среднесрочныйУчастники прое...
Проект "Волшебница-вода"(младшая группа)
Дошкольники- это прирождённые исследователи. Подтверждение тому-их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание находить самостоятельно решение проблемной ситуации. Ежедневно дети п...