методические разработки .Программа по аппликации
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
программа по аппликации , лепке за 2019-2020у.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya.docx | 26.2 КБ |
lepka.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 99»
_________________________________________________________________
Принято Утверждаю:
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ № 99
Протокол № 1_ ___________Каштанова Е.С.
От «28» августа 2019г. Приказ № 71
от «30.08.2019 г.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации базового вида деятельности «Аппликация»
к программе «От рождения до школы»
(Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева)
для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель:
воспитатель группы № 1
Медведева Н.М.
Кришталева Л.Н.
2019/20у.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа базируется на общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под. редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по направлению "Изобразительная деятельность. Аппликация", с использованием методического пособия Т.С. Комаровой, где представлены методические рекомендации, планирование работы и конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми 3-4 лет.
Цели:
- Развитие интереса к аппликации; совершенствование умений в аппликации.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
- Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Задачи:
- Приобщать к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить детей предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета, раскладывать их в определенной последовательности, составляя задуманный ребенком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.
- Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке), прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
- Вызывать у детей радость от созданного ими изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
- Учить детей создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, и др.) не только предметные, но и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.
Принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Формы реализации:
Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной
деятельности.
Занятия проходят 2 раза в месяц продолжительностью 15 минут.
Возраст детей: с 3 до 4 лет
Условия реализации рабочей программы:
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается в 9.00ч., продолжительность НОД в младшей группе 15 минут.
Методическое обеспечение
Методическая литература для педагога:
- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ( под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ), Мозайка-Синтез Москва. 2014
- Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3-4 лет). Т.С. Комарова, Мозайка-Синтез Москва, 2014
Наглядно-дидактические пособия:
- Серия «Искусство - детям»: Волшебный пластилин
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
- Комарова Т.С. "Изобразительная деятельность в детском саду"
Непосредственно образовательная деятельность-аппликация
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, художественное творчество.
№ | дата проведения | тема | программное содержание | количество часов 1 академ час | примечание | |
1 | 04.09.2019 | диагностика | ||||
2 | 18.09.2019 | Аппликация «Большие и маленькие мячи» | Учить: Выбирать большие и маленькие предметы круглой формы; аккуратно Закреплять представление о предметах | 15 мин | ||
3 | 09.10.2019 | Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелочке» | Учить детей наклеивать круглые предметы. | 15 мин | ||
4 | 23.10.2019 | Аппликация «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке» | Закреплять: Представление о различии предметов по величине Правильные приемы наклеивания деталей | 15 мин | ||
5 | 06.11.2019 | Аппликация на полосе «Шарики и кубики» | Познакомить с новой формой – квадратом. Учить: сравнивать круг и квадрат наклеивать фигуры, чередуя их.Уточнить знание цветов (красный, желтый, синий, зеленый) | 15 мин | ||
7 | 20.11.2019 | Аппликация «Снеговик» | Закреплять: знание о круглой форме знание о различении предметов по величине Учить составлять изображение из частей | 15 мин | ||
8 | 04.12.2019 | Аппликация «Пирамидка» | Учить детей передавать в аппликации образ игрушки; изображать предмет, состоящий из нескольких частей. | 15 мин | ||
9 | 25.12.2019 | Аппликация «Наклей,какую хочешь, игрушку » | Развивать воображение, творчество детей. | 15 мин | ||
10 | 15.01.2020 | Аппликация «Красивая салфеточка» | Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине листа большие кружки одного цвета. | 15 мин | ||
11 | 29.01.2020 | Аппликация на полосе «Шарики и кубики» | Познакомить с новой формой – квадратом. Учить: сравнивать круг и квадрат наклеивать фигуры, чередуя их. Уточнить знание цветов (красный, желтый, синий, зеленый) | 15 мин | ||
12 | 12.02.2020 | Аппликация «Узор на круге» | Учить детей располагать узор по краю круга. | 15 мин | ||
13 | 26.02.2020 | Аппликация «Цветы в подарок маме, бабушке» | Учить детей составлять изображение из деталей. | 15 мин | ||
14 | 12.03.2020 | Аппликация «Флажки» | Закреплять умение детей создавать в аппликации изображение предмета прямоугольной формы. | 15 мин | ||
15 | 26.03.2020 | Аппликация «Салфетка» | Учить составлять узор из кружков и квадратиков на салфетке квадратной формы. | 15 мин | ||
16 | 08.04.2020 | Аппликация «Скворечник» | Учить составлять изображение из деталей Воспитывать стремление сделать красивую вещь | 15 мин | ||
17 | 22.04.2020 | Аппликация «Скоро праздник придет» | Учить составлять изображение из деталей Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок) Развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление | 15 мин | ||
18 | 06.05.2020 | Аппликация «Цыплята на лугу» | Учить детей составлять композицию из нескольких предметов. | |||
19 | 20.05.2020 | диагностика | заполнение таблицы |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Уметь создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать заготовки из бумаги разной формы; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 99»
_________________________________________________________________
Принято Утверждаю:
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ № 99
Протокол № 1_ ___________Каштанова Е.С.
От «28» августа 2019г. Приказ № 71
от «30.08.2019 г.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации программы «От рождения до школы»
образовательная область ««Художественно-эстетическое развитие»»
(Изобразительная деятельность. Лепка)
для детей младшего дошкольного возраста (3-4г)
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
воспитатель группы № 1
Медведева Н.М.
Кришталева Л.Н.
2019/20 у. г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Лепка и аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельности как лепка.
Цель программы является развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации. Педагогу необходимо помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Актуальность программы состоит в том, что занятия по лепке и аппликации являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Педагогу нужно разбудить в каждом ребёнке интерес к труду, к освоению нового материала, сделать занятия увлекательными и интересными.
Задачи:
- Приобщение ребенка к окружающей среде.
- Воспитание эстетическое восприятия детей.
- Приобщение к миру искусства.
- Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства.
- Развитие детского творчества в изобразительной деятельности.
- Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
- Развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке материалов, которые ребенок сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.
Новизна данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала первоначальный материал, а затем более сложный; процесс обучения совмещается с практической деятельностью детей.
Лепка.
Воспитателю необходимо формировать интерес детей к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом (спичку); учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и д.р.). Предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и д.р.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Для детей трёх-четырёх лет рекомендуется лепить: столбики, апельсины, вишенки,бублики, крендельки, коржики, пирожки, вареники и др. Можно использовать такие приёмы лепки, как раскатывание глины прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание глины (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы), оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).
Рассмотрим конкретно, какими умениями и навыками по лепке должен овладеть ребёнок на каждом возрастном этапе. Так, детей третьего года жизни педагог учит:
- отрывать кусочки пластилина (глины) и круговыми движениями обеих рук образовывать несложные предметы из пластилина (глины) (конфетки, шарики, орешки), разрывать глину на части, мять, раскатывать и расплющивать её ладонями;
- делить пластилин (глину) на части и прямыми движениями рук, образовывать несложные предметы (столбики, сосиски, конфетки);
- раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать столбики, края которых соединяют (бублики);
- раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук и сплющивать между ладонями, образовывая дископодобные формы (пирожки, коржики, котлеты и др.);
- делить пластилин (глину) на 2-3 части, раскатывать его прямыми и круговыми движениями и лепить несложные предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).
Для ребёнка четвёртого года жизни, который уже имеет определённый опыт работы с пластилином (глиной), эту работу нужно несколько усложнить, одновременно закрепляя навыки, которые он приобрёл в предыдущей группе:
- делить пластилин (глину) на части и раскатывать его между ладонями прямыми движениями рук, образовывая несложные предметы (столбики, колбаски, рогалики, конфетки);
- раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук и образовывать разные предметы (орешки, конфетки, мячики);
- расплющивать пластилин (глину), образовывая диск, и на основе этой формы лепить несложные предметы (пирожки, вареники, котлеты), сгибать и защипывать форму пальцами рук;
- делить пластилин (глину) на 2-3 части и лепить предметы, в основе которых лежит шар (башенка, матрёшка-неваляшка, птичка), диск и цилиндр (гриб);
- соединять части прикладыванием и прижиманием.
Принципы:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
• принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут.
Возраст детей: с 3 до 4 лет
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
Методическая литература для педагога:
- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ( под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ), Мозайка-Синтез Москва. 2014
- Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3-4 лет). Т.С. Комарова, Мозайка-Синтез Москва, 2014
Непосредственно образовательная деятельность-лепка
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, художественное творчество.
№ | дата проведения | тема | программное содержание | количество часов 1 академ час | примечание | |
1 | 11.09.2019 | диагностика | заполнение таблицы | 15 мин | ||
2 | 25.09.2019 | Знакомство с пластилином | Дать представление о свойствах пластилина): мягкий материал, легко раскатывается, сминается. Научить: класть пластилин Развивать | 15 мин | ||
3 | 02.10.2019 | Колобок | Вызывать желание создавать образы сказочных персонажей. Учить рисовать палочкой некоторые детали | 15 мин | ||
4 | 16.10.2019 | Подарок любимому щенку (котёнку) | Учить использовать ранее Воспитывать доброе отношение к животным | 15 мин | ||
5 | 30.10.2019 | Мышка-норушка | Учить использовать ранее Воспитывать доброе отношение к животным | 15 мин | ||
6 | 13.11.2019 | Крендельки | Учить по - разному свертывать получившиеся колбаски. Формировать умение рассматривать работу, выделять сходства, различия, | 15 мин | ||
7 | 27.11.2019 | Печенье | Продолжить отрабатывать Закреплять умение работать с пластилином | 15 мин | ||
8 | 11.12.2019 | Лепёшки, большие и маленькие | Продолжать учить отщипывать от пластилина большие | 15 мин | ||
9 | 18.12.2019 | Башенка (Пирамидка из колец) | Продолжать учить раскатывать комочки между ладонями круговыми движениями. расплющивать шар между ладонями; Учить составлять предмет из нескольких частей, накладывая одну на другую. Закреплять умение лепить аккуратно | 15 мин | ||
10 | 22.01.2020 | Мандарины и апельсины | Закреплять умение лепить предметы круглой формы. Учить лепить предметы разной величины | 15 мин | ||
11 | 05.02.2020 | Воробушки и кот | Учить использовать ранее Воспитывать доброе отношение к животным | 15 мин | ||
12 | 19.02.2020 | Большие и маленькие птицы на кормушке | Продолжать формировать у детей желание передавать в лепке образы птиц, правильно передавая форму тела, головы, хвоста. Закреплять приемы лепки. Развивать умение рассказывать о том, что слепили. Воспитывать творчество, инициативу, самостоятельность. Развивать воображение | 15 мин | ||
13 | 05.03.2020 | Неваляшка | Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу. Вызыватьстремление украшать предмет мелкими деталями ( помпон на шапочке, пуговицы на платье). Уточнять представления детей о величине предметов. Закреплять умение лепить аккуратно. Развивать творчество. | 15 мин | ||
14 | 19.03.2020 | Угощение для кукол, мишек, зайчиков | Развивать умение выбирать из названных предметов содержание | 15 мин | ||
15 | 01.04.2020 | Зайчик (кролик) | Развивать интерес к лепке предметов, состоящих из нескольких частей. Учить делить комок пластилина на нужное количество частей; при лепке туловища и головы пользоваться приемом раскатывания кругообразными движениями между ладонями, при лепке ушей - приемами раскатывания палочек и сплющивания. Закреплять умение прочно соединять части, прижимая их друг к другу. | 15 мин | ||
16 | 15.04.2020 | Красивая птичка | Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей по образу народной игрушки. Закреплять:прием прищипываниякончи- умение прочно скреплять части, плотно прижимая их друг к другу. | 15 мин | ||
17 | 29.04.2020 | Миски трёх медведей | Закреплять умение прочно соединять части, прижимая их друг к другу. | 15 мин | ||
18 | 13.05.2020 | Угощение для кукол | Закреплять умение отбирать из полученных впечатлений то, что можно изобразить в лепке. Закреплять правильные приемы работы с пластилином. Развивать воображение, творчество. | 15 мин | ||
19 | 27.05.2020 | диагностика | заполнение таблицы | 15 мин | ||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- создает изображения предметов из готовых фигур, умеет аккуратно использовать материалы, участвует в разговорах во время рассматривания предметов, пытается в аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого
- участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал), испытывает положительные эмоции от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, умеет взаимодействовать со сверстниками
Список использованной литературы:
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
- Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Использование коллективной аппликации для развития сотрудничества детей дошкольного возраста"
Данная разработка предлагает одну из форм взаимодействия ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельнос...
Методическая разработка на тему "Аппликация (коллаж) как средство развития творческих способностей, воображения детей"
Методическая разработка по развитию творческих способностей воспитанников социально-реабилитационного центра средствами аппликации....
Методическая разработка занятия по аппликации в средней группе "Украшение бабочки"
Аппликация в средней группе...
Методическая разработка образовательной деятельности аппликация по теме «Осень. Деревья осенью»
Возраст воспитанников: старший дошкольный( шестой год жизни)Вид деятельности: коммуникативная, изобразительная, познавательно- исследовательская.Образовательные области: социально-коммуникативное разв...
Методическая разработка образовательной деятельности аппликация по теме « Весна»
Возраст воспитанников: средний дошкольныйВид деятельности: коммуникативная, изобразительная, познавательно- исследовательская.Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художес...
Методическая разработка "Нетрадиционные техники аппликации с детьми дошкольного возраста"
Методическая разработка...
Учебно методическая разработка - Конспект по аппликации и рисованию в первой младшей группе «Подарок папе»
Учебно методическая разработка - Конспект по аппликации и рисованию в первой младшей группе «Подарок папе»...