Методическая разработка "Нетрадиционные техники аппликации с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Сусликова Лилия Николаевна

Методическая разработка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich._razrabotka.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Нетрадиционные техники аппликации с детьми дошкольного возраста»

Аннотация

      В данной методической разработке я представила материал о нетрадиционных техниках аппликации в работе с детьми дошкольного возраста. Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми, а также родителям.

Актуальность

      Актуальность методической разработки заключается в том, что изобразительная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании.

      Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

      Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно.

      Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

      Согласно ФГОС ДО одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

      Цель моей работы: разработка, апробирование и внедрение целостной модели по развитию творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник аппликации.

      Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Специфика этого вида деятельности даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. 
     
Нетрадиционные техники аппликации играют важную роль в психическом развитии ребенка, развивают фантазию, воображение, мелкую моторику рук, а также это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

      Деятельность направлена на решение следующих задач: 

      обучающие:
     – знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;
     – учить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами; 
     – формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы;
     – развивать познавательную активность детей.
     
Развивающие:
     – развивать композиционные умения;
     – развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;
     – развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;
     ¬ развивать фантазию, творческое мышление и воображение.

      – развивать эстетическое восприятие;
     
Воспитательные:

      – воспитывать у детей художественный вкус;
     – развивать эстетическое мировосприятие;
     – воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям;
     – воспитывать зрительскую культуру.

       Формы организации и проведения образовательной деятельности: беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки, конкурсы, развлечения.

      Методы: наглядный, словесный, практический.

     

   Существует множество нетрадиционных техник аппликации:

      - обрывная аппликация,

      - квиллинг,

      - торцевание,

      - аппликация из разрезанных нитей,

      - оригами,

      - аппликация из салфеток,

      - гофрированная бумага,

      - аппликация из крупы,

      - аппликация из природных материалов,

      - аппликации из ваты и\или ватных дисков,

      - аппликация из конфетти,

      - айрис-фолдинг.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Остановлюсь на одной из техник аппликации, которую использую в своей работе – аппликация с элементами техники айрис-фолдинг.

Айрис-фолдинг - голландская техника, радужное складывание, которая позволяет создавать удивительные композиции. Изображение складывается в результате наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали. Мы, своего рода заменяем краски на цветную бумагу. Эта техника проста, но в то же время требует внимания, аккуратности и усидчивости. В своей работе я использую элемент этой техники, то есть более упрощенный вариант, чтобы это было доступно для дошкольников.

Конспект НОД в средней группе по коллективной аппликации  с использованием нетрадиционной техники «айрис-фолдинг»

Тема: "Сказочная птица ".

Цель: изготовить изделие в технике айрис-фолдинг, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.

Задачи:

- продолжать закреплять умение детей складывать полоски бумаги пополам,

- продолжать учить детей приклеивать приготовленные полоски бумаги по заданному образцу, работать с клеем, скотчем, бумагой.

- развивать мелкую моторику рук, координацию движений, творческие способности

- формировать умение включаться в игровую ситуацию.

- воспитывать у детей самостоятельность в выборе способов украшения работы.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коллективная, игровая, коммуникативная,  продуктивная.

Оборудование: Клей, скотч, ножницы, простые карандаши, салфетки, картон, трафарет туловища птицы, цветная бумага (разлинованные листы, толщина 3 см), фломастеры,  плеер (прослушивание отрывка из аудио-сказки).

Предварительная работа:  Чтение отрывков из русских народных сказок  «Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером  волке», П. П. Ершова «Конек – горбунок») проведение занятия по коллективной аппликации на тему «Зимующие птицы».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки и сегодня наше занятие будет необычным, оно будет сказочное. Но для того, чтобы нам попасть в сказку, закроем глаза (звучит песня «Птица счастья»). Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее хвост невероятной красоты. Как вам кажется, как она выглядит? Представьте свою сказочную птицу. Расскажите о ней (ответы детей).

 Воспитатель:  Какая замечательная птичка живет в вашей фантазии! Как вы думаете, она волшебная?  Давайте вспомним отрывок из сказки, который мы читали  (П. П. Ершов «Конек – горбунок»).

 Воспитатель: Как сказка называлась?

Дети:  Конек – горбунок.

Воспитатель:  Какая там была птица? Чем вам она понравилась? Давайте вспомним ее прослушав еще раз отрывок из сказки.

Прослушивание отрывка из аудио-сказки  «Конек – горбунок»

Воспитатель: Теперь мы с вами окончательно вспомнили кто такая эта птица. Чем она отличается от других, чем она нам запомнилась. Ребята, но я вам хочу сказать,  что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.). А сейчас давайте немного отдохнем:  

Физкультминутка: 

На горе стоит лесок(круговые движения руками),

Он не низок, не высок  (сесть,  встать, руки вверх),

Удивительная птица

Подаёт нам голосок  (руки в стороны),

Сказочная птичка высоко летала  (дети машут руками, как птицы крыльями).

К вечеру у птички крылышки устали (опускают руки).

На деревья птичка села отдохнуть (садятся на корточки).

А к утру отправилась снова птичка в путь (дети встают, машут руками .

Воспитатель:  Отдохнули, а теперь приступим к нашей работе, начнем делать сказочную птицу, которую поселим в нашей группе. А так как наша птичка сказочная, значит она необыкновенная и, поэтому  делать мы ее будем тоже необычно, а с помощью способа, который вы называли «радужный». Давайте с вами вспомним, почему вы его так назвали? (ответы детей). А работать мы будем сегодня коллективно. Что это значит? (ответы детей)  Я сделала заготовки хвоста и полосок. Давайте, проверим, все ли у нас есть для начала работы.

Основная часть

Воспитатель:  Ребята теперь мы можем приступить к работе. Но сначала давайте вспомним последовательность выполнения (напоминаю детям последовательность работы)

Воспитатель:  Но для начала давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Мы поставили кормушку, (дети имитируют движения по тексту)

И насыпали зерно. 

Для прекрасной нашей птички

Очень вкусное оно.

Практическая часть

1. Берем полоски и складываем их ровно пополам

                            

2. С помощью скотча или клея по очереди  приклеиваем сложенные вдвое полоски на вырезанный силуэт хвоста, так, чтобы полоски располагались в форме «веера», не забывая менять разноцветные полоски бумаги.

       

3. Получается наша «радужная» раскладка хвоста сказочной птицы.

4. А затем мы приклеим туловище нашей птичке и нарисуем клюв, глазки, лапки (с помощью воспитателя). Вот что у нас получилось!

   

Заключительная часть

Воспитатель:  Детки, скажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали на занятии? Ребята, вы все были молодцы!

Заключительный этап:

Воспитатель:  Детки, давайте, рассмотрим нашу сказочную птичку, которая у нас получилась!

Она, конечно, получилась красивая, но при этом ещё и волшебная! Она умеет помогать людям, и совершать доброе волшебство. Давайте будем ее беречь, поселим к нам на выставку, пригласим родителей и будем любоваться. А сейчас каждый из вас загадает ей свое самое заветное  желание. (Дети  загадывают желания (можно вслух или про себя.).

Результат. Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей:

- разработана система продуктивно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник аппликации для развития творческих способностей дошкольников;

           - у детей сформировано умение использовать в изобразительной продуктивной деятельности  разнообразные графические средства и нетрадиционные способы аппликации;

    - у детей развивается мелкая моторика рук, творческое воображение, композиционное умение, цветовосприятие и зрительно-двигательная координация.

     - развиваются практические навыки работы с бумагой.

      Вывод: использование нетрадиционных техник аппликации развивает творческие способности дошкольников, фантазию, эстетическое восприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста.

Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования....

Методическая разработка по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...

Консультация для родителей " Нетрадиционные техники в аппликации с детьми дошкольного возраста"

Какие техники бывают и как можно их использовать с детьми в домашних условиях...

Кружковая работа по теме: «Умелые ручки» по нетрадиционной технике аппликации с детьми старшего возраста.

Кружковая работа по теме: «Умелые ручки» по нетрадиционной технике аппликации с детьми старшего возраста....

Информационно-методический бюллетень - «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Данный бюллетень предназначен для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР. Описаны особенности  детей, а также  даны методические рекомендации работы с детьми с ЗПР....

Мастер –класс: «Аквариум» (с использованием нетрадиционной техники аппликации с детьми раннего возраста)

Автор: Полищук Наталия АнатольевнаУважаемые воспитатели! Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной д...