Методическая разработка "Нетрадиционные техники аппликации с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Нетрадиционные техники аппликации с детьми дошкольного возраста»
Аннотация
В данной методической разработке я представила материал о нетрадиционных техниках аппликации в работе с детьми дошкольного возраста. Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми, а также родителям.
Актуальность
Актуальность методической разработки заключается в том, что изобразительная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Согласно ФГОС ДО одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
Цель моей работы: разработка, апробирование и внедрение целостной модели по развитию творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник аппликации.
Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Специфика этого вида деятельности даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей.
Нетрадиционные техники аппликации играют важную роль в психическом развитии ребенка, развивают фантазию, воображение, мелкую моторику рук, а также это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Деятельность направлена на решение следующих задач:
обучающие:
– знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;
– учить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;
– формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы;
– развивать познавательную активность детей.
Развивающие:
– развивать композиционные умения;
– развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;
– развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;
¬ развивать фантазию, творческое мышление и воображение.
– развивать эстетическое восприятие;
Воспитательные:
– воспитывать у детей художественный вкус;
– развивать эстетическое мировосприятие;
– воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям;
– воспитывать зрительскую культуру.
Формы организации и проведения образовательной деятельности: беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки, конкурсы, развлечения.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Существует множество нетрадиционных техник аппликации:
- обрывная аппликация,
- квиллинг,
- торцевание,
- аппликация из разрезанных нитей,
- оригами,
- аппликация из салфеток,
- гофрированная бумага,
- аппликация из крупы,
- аппликация из природных материалов,
- аппликации из ваты и\или ватных дисков,
- аппликация из конфетти,
- айрис-фолдинг.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Остановлюсь на одной из техник аппликации, которую использую в своей работе – аппликация с элементами техники айрис-фолдинг.
Айрис-фолдинг - голландская техника, радужное складывание, которая позволяет создавать удивительные композиции. Изображение складывается в результате наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали. Мы, своего рода заменяем краски на цветную бумагу. Эта техника проста, но в то же время требует внимания, аккуратности и усидчивости. В своей работе я использую элемент этой техники, то есть более упрощенный вариант, чтобы это было доступно для дошкольников.
Конспект НОД в средней группе по коллективной аппликации с использованием нетрадиционной техники «айрис-фолдинг»
Тема: "Сказочная птица ".
Цель: изготовить изделие в технике айрис-фолдинг, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.
Задачи:
- продолжать закреплять умение детей складывать полоски бумаги пополам,
- продолжать учить детей приклеивать приготовленные полоски бумаги по заданному образцу, работать с клеем, скотчем, бумагой.
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений, творческие способности
- формировать умение включаться в игровую ситуацию.
- воспитывать у детей самостоятельность в выборе способов украшения работы.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие».
Виды детской деятельности: коллективная, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Оборудование: Клей, скотч, ножницы, простые карандаши, салфетки, картон, трафарет туловища птицы, цветная бумага (разлинованные листы, толщина 3 см), фломастеры, плеер (прослушивание отрывка из аудио-сказки).
Предварительная работа: Чтение отрывков из русских народных сказок «Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке», П. П. Ершова «Конек – горбунок») проведение занятия по коллективной аппликации на тему «Зимующие птицы».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки и сегодня наше занятие будет необычным, оно будет сказочное. Но для того, чтобы нам попасть в сказку, закроем глаза (звучит песня «Птица счастья»). Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее хвост невероятной красоты. Как вам кажется, как она выглядит? Представьте свою сказочную птицу. Расскажите о ней (ответы детей).
Воспитатель: Какая замечательная птичка живет в вашей фантазии! Как вы думаете, она волшебная? Давайте вспомним отрывок из сказки, который мы читали (П. П. Ершов «Конек – горбунок»).
Воспитатель: Как сказка называлась?
Дети: Конек – горбунок.
Воспитатель: Какая там была птица? Чем вам она понравилась? Давайте вспомним ее прослушав еще раз отрывок из сказки.
Прослушивание отрывка из аудио-сказки «Конек – горбунок»
Воспитатель: Теперь мы с вами окончательно вспомнили кто такая эта птица. Чем она отличается от других, чем она нам запомнилась. Ребята, но я вам хочу сказать, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.). А сейчас давайте немного отдохнем:
Физкультминутка:
На горе стоит лесок. (круговые движения руками),
Он не низок, не высок (сесть, встать, руки вверх),
Удивительная птица
Подаёт нам голосок (руки в стороны),
Сказочная птичка высоко летала (дети машут руками, как птицы крыльями).
К вечеру у птички крылышки устали (опускают руки).
На деревья птичка села отдохнуть (садятся на корточки).
А к утру отправилась снова птичка в путь (дети встают, машут руками .
Воспитатель: Отдохнули, а теперь приступим к нашей работе, начнем делать сказочную птицу, которую поселим в нашей группе. А так как наша птичка сказочная, значит она необыкновенная и, поэтому делать мы ее будем тоже необычно, а с помощью способа, который вы называли «радужный». Давайте с вами вспомним, почему вы его так назвали? (ответы детей). А работать мы будем сегодня коллективно. Что это значит? (ответы детей) Я сделала заготовки хвоста и полосок. Давайте, проверим, все ли у нас есть для начала работы.
Основная часть
Воспитатель: Ребята теперь мы можем приступить к работе. Но сначала давайте вспомним последовательность выполнения (напоминаю детям последовательность работы)
Воспитатель: Но для начала давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Мы поставили кормушку, (дети имитируют движения по тексту)
И насыпали зерно.
Для прекрасной нашей птички
Очень вкусное оно.
Практическая часть
1. Берем полоски и складываем их ровно пополам
2. С помощью скотча или клея по очереди приклеиваем сложенные вдвое полоски на вырезанный силуэт хвоста, так, чтобы полоски располагались в форме «веера», не забывая менять разноцветные полоски бумаги.
3. Получается наша «радужная» раскладка хвоста сказочной птицы.
4. А затем мы приклеим туловище нашей птичке и нарисуем клюв, глазки, лапки (с помощью воспитателя). Вот что у нас получилось!
Заключительная часть
Воспитатель: Детки, скажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали на занятии? Ребята, вы все были молодцы!
Заключительный этап:
Воспитатель: Детки, давайте, рассмотрим нашу сказочную птичку, которая у нас получилась!
Она, конечно, получилась красивая, но при этом ещё и волшебная! Она умеет помогать людям, и совершать доброе волшебство. Давайте будем ее беречь, поселим к нам на выставку, пригласим родителей и будем любоваться. А сейчас каждый из вас загадает ей свое самое заветное желание. (Дети загадывают желания (можно вслух или про себя.).
Результат. Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей:
- разработана система продуктивно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник аппликации для развития творческих способностей дошкольников;
- у детей сформировано умение использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы аппликации;
- у детей развивается мелкая моторика рук, творческое воображение, композиционное умение, цветовосприятие и зрительно-двигательная координация.
- развиваются практические навыки работы с бумагой.
Вывод: использование нетрадиционных техник аппликации развивает творческие способности дошкольников, фантазию, эстетическое восприятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста.
Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования....
Методическая разработка по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...
Консультация для родителей " Нетрадиционные техники в аппликации с детьми дошкольного возраста"
Какие техники бывают и как можно их использовать с детьми в домашних условиях...
Методические рекомендации по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста.
Краткое описание нетрадиционных техник рисования....
Кружковая работа по теме: «Умелые ручки» по нетрадиционной технике аппликации с детьми старшего возраста.
Кружковая работа по теме: «Умелые ручки» по нетрадиционной технике аппликации с детьми старшего возраста....
Информационно-методический бюллетень - «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Данный бюллетень предназначен для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР. Описаны особенности детей, а также даны методические рекомендации работы с детьми с ЗПР....
Мастер –класс: «Аквариум» (с использованием нетрадиционной техники аппликации с детьми раннего возраста)
Автор: Полищук Наталия АнатольевнаУважаемые воспитатели! Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной д...