Методическая разработка на тему "Аппликация (коллаж) как средство развития творческих способностей, воображения детей"
методическая разработка по аппликации, лепке на тему
Методическая разработка по развитию творческих способностей воспитанников социально-реабилитационного центра средствами аппликации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollazh.docx | 37.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Светлячок»
Методическая разработка по теме
„ Аппликация (коллаж) как средство развития творческих способностей, воображения детей ”.
Составила:
воспитатель
Антонова Мария Викторовна.
г. Тихвин
2013 год
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение – значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.
Занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ребёнок не только не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
В процессе аппликации, рисования, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. Об этом писали педагоги прошлого – Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци – и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия разного вида художественной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
Аппликация (от лат. applicatio – прикладывание) – это способ получения изображения, заключающийся в накладывании и нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов. Аппликация – один из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, используемый и ныне многими народами.
Известны такие формы (виды и техники) аппликации, как вырезание, обрывание, наложение, витраж, коллаж, мозаика и др.
Развитие аппликации как особого вида художественного творчества шло от изображения элементов украшений на предметах одежды до воплощения в самостоятельных произведениях искусства авторского замысла, его проработки и совершенствования в различных техниках. В связи с этим уделяется большое внимание авторской позиции, т.е. отношению автора к своему произведению, признанию себя как создателя. В творческом процессе такая позиция является необходимой: она способствует осознанию самооценки своей работы и повышению общей самооценки ребёнка.
Цель: развитее творческих способностей, воображения детей средствами аппликации (коллажа).
Задачи:
Образовательные:
- вызвать интерес детей к созданию художественной аппликации (коллажа);
- научить детей использовать в художественной аппликации новые нетрадиционные способы работы с материалами;
- обогащать представления воспитанников об окружающем мире;
- расширять словарный запас.
Развивающие:
- развивать творческие способности, воображение;
- развивать речь детей через чтение стихов в сопровождении с движением рук и пальцев;
- развивать мелкую моторику рук (координацию движений пальцев рук, укрепление мышц кистей рук);
- развивать умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к предметам как к результатам своего труда и труда товарищей;
- воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца;
- воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
Формы работы с детьми | ||
занятия | совместная деятельность | самостоятельная деятельность |
изучаемые приёмы работы с материалами |
|
|
Художественная аппликация – адекватный вид деятельности, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей дошкольного возраста, Работа над аппликацией развивает у детей навыки коллективного творчества, усидчивость, терпение, трудолюбие, зрительно-моторные координации.
Согласно высказыванию И.П.Павлова «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых „центров” в обоих полушариях даёт человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Кроме того, в занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать нервную систему и способствовать её развитию.
Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребёнка. Занятия аппликацией позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления в графо-пластической форме, приносить радость себе и близким плодами своего творчества.
При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений использую разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребёнком, атмосфера увлечённости и радости помогает чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.
Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, использую разнообразные приёмы, при выполнении которых у детей развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память. Это:
- пальчиковые гимнастики;
- показ при помощи рук различных изображений („стул, очки, грибок, зайчик, мышка” и т. д., которые могут сопровождаться чтением потешек или сказок;
- конструирование из счётных палочек, это интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письма;
- лепка из пластилина;
- набор мозаичных композиций (пазл, мелкой мозаики);
- нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску;
- сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;
- завязывание бантов и узлов различной конфигурации;
- перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы, орешки и др.);
- игры с песком: отпечатки ладоней на мокром песке, глубокое погружение рук в чистый сухой песок, просеивание песка между ладонями, рисование на песке и др.;
- выкладывание узоров из мелких камушков.
Список литературы:
- Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук». М.,: ТЦ Сфера, 2008 г.
- Журналы:
- «Дошкольное воспитание»
- «Дошкольная педагогика»
- «Обруч»
- «Ребёнок в детском саду»
- Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». М.: «Линка – Пресс», 2007 г.
- «Материалы и оборудование для детского сада» «Линка – Пресс», 2004 г. (приложение к журналу «Обруч»).
- «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. О.С. Ушаковой М.: «ТЦ Сфера», 2003 г.
- Рябко Н.Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика» М., «Педагогическое общество России», 2007 г.
- Туфкрео Р.А., Кудейко М.В. «Коллекция идей», М.: «Линка – Пресс», 2004 г.
План-программа на сентябрь месяц.
Тема | «Дары осени». |
Наблюдения | Рассматривание картин и иллюстраций природы осенью, осенних садов. Рассматривание яблони; плодов – определить форму, цвет. Рассматривание других деревьев в саду. |
Игровая деятельность | Хороводная игра «Здравствуй, осень…» Пальчиковые игры: «Мы весной сажали сад…» «Подбери цвет и оттенок» - закрепить представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов. |
Изобразительная деятельность | «Ваза с фруктами» (бумагопластика, 2 занятия) – учить лепить из бумаги овальные, вытянутые и круглые формы; передавать особенности формы фруктов; учить композиционному решению на листе бумаги. Учить находить новое применение известным материалам, дополнять работу деталями ( рамка из макарон). |
Произведения искусства. Рассматривание картин художников. | Рассматривание репродукций картин Ван Гога «Корзина с яблоками», М. Кончаловского «Поднос и овощи», предметных картинок на тему «Овощи, сад». |
Чтение художественной литературы. | Яблоко. Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. Я. Аким В. Волина «Прекрасен наш осенний сад. В нём слива есть и виноград. На ветках, как игрушки, и яблоки, и груши. И жёлтый лист шуршит у ног. Плоды мы утром соберём и всех соседей позовём. Три яблока из сада ёжик притащил. И самое румяное он белке подарил». |
Работа с родителями. | Вовлечение родителей в процесс всестороннего развития ребёнка (проигрывание пальчиковых гимнастик дома, рассматривание осенних садов в деревнях). |
План-программа на октябрь месяц.
Тема | «Золотая осень». |
Наблюдения | Наблюдать на прогулке за небом, обращать внимание на окраску, наличие облаков, солнца, описывать характерные особенности осеннего неба. Наблюдать за дождём, листопадом, обращать внимание на то, как кружатся листочки, беседовать о причинах листопада, закреплять знание названий деревьев. |
Игровая деятельность | Хороводная игра «Здравствуй, осень…» Пальчиковые игры: «У дерева ствол…» Игры на координацию слова с движением: «Берёзка», «Осень». Игры с предметами: «Нитяные узоры», «Пальцеход». |
Изобразительная деятельность | «Золотая осень» (коллаж, 3 занятия) – учить детей передавать краски осени с помощью акварели, учить рисовать деревья восковыми карандашами +учить рисовать акварелью по-сырому; учить рисовать крону деревьев мятой бумагой; учить созданию коллажа с помощью цветного поролона. |
Произведения искусства. Рассматривание картин художников. | Рассматривание репродукций картин И. Остроухова «Золотая осень», И. Левитана «Золотая осень» |
Чтение художественной литературы. | М. Садовский «Осень». З. Федоровская «Осень на опушке краски разводила. По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зарделись клёны. В пурпуре осинки, только дуб зелёный». |
Работа с родителями. | Наблюдение за небом, деревьями. |
План-программа на ноябрь месяц.
Тема | «Осенние цветы» |
Наблюдения | Рассматривать многолепестковые цветы (астры, хризантемы и т.д.), беседовать об особенностях строения, форме бутона, листьев, расцветке лепестков; уточнять представления о цветущих растениях, вызвать воспоминания о том, как сажали семена, ухаживали за цветами. |
Игровая деятельность | «Составь букет» - составление композиций из цветов, закрепление знания названий цветущих растений. Пальчиковые игры: «Цветы». Игры с предметами: «На полянке…» (с помощью массажных ковриков), с прищепками. |
Изобразительная деятельность | «Астры» - (коллаж, 2 занятия) – учить рисовать астры восковыми карандашами + учить рисовать акварелью по-сырому; учить дополнять работу деталями: дорисовывание цветов гуашью, изготовление листьев из гофрированной бумаги. |
Произведения искусства. Рассматривание картин художников. | Рассматривание иллюстраций с изображением многолепестковых цветов. Рассматривание букетов с осенними цветами. |
Чтение художественной литературы. | Осенние цветы. Бывают разные цветы, Во всех них - море красоты. Подснежник – скромен, тонок, свеж, Ромашки радость дарят всем… Но есть осенние цветы, В них столько смысла, глубины, Пускай не так они красивы, Зато внутри у них есть сила. На клумбах с жёлтой уж травой, В мороз, сменивший летний зной, Стоят осенние цветы, Грустны, но всё же хороши. |
Работа с родителями. | Изготовить совместно с детьми букет цветов из любых подручных средств. Оформление выставки работ. |
План-программа на декабрь месяц.
Тема | «Зима». |
Наблюдения | Рассмотреть зимние узоры на стекле, рассказать о происхождении, побуждать к описанию явления. Какого они цвета? На что похожи? Предложить положить тёплую ладошку к стеклу. Что происходит с узором? Как снова узор появляется? |
Игровая деятельность | «Узоры волшебника» - учить детей выкладывать узор на квадрате, полосе, круге из снежинок разной формы и величины. Пальчиковые игры: «Снежная пороша», «Шёл медведь к своей берлоге…» Игры с предметами: «Нитяные узоры», «Горошки». |
Изобразительная деятельность | «Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?..» (коллаж, 2 занятия) – совершенствовать навык работы с кистью, учить находить необычное применение таким материалам как поролон, пенопласт, учить дополнять работу деталями, составлять композицию. |
Произведения искусства. Рассматривание картин художников. | Рассматривание картин и иллюстраций с изображение зимы, зимних узоров. |
Чтение художественной литературы. | С. Козлов «Зимняя сказка», С. Иванов «Каким бывает снег». Г. Утробина «Что за дивные узоры Появились на стекле Зимним вечером морозным В день холодный в декабре? Это наш мороз весёлый Стёкла краской расписал, Чтобы кружева резные Детский сад наш увидал». |
Работа с родителями. | Зарисовать вместе с детьми увиденные узоры на стекле. Оформление выставки. |
План-программа на январь месяц.
Тема | «Новогодний праздник». |
Наблюдения | Рассматривание с детьми новогодней ёлки, игрушек, которыми она украшена. Бедовать о том, какой они формы, какие на них узоры. |
Игровая деятельность | Пальчиковые игры: «Дед Мороз», «Игры зимой» Игры с предметами: «Нитяные узоры», «Комканье платка». |
Изобразительная деятельность | «Ёлка, ёлочка – зелёная иголочка» (коллаж, 2 занятия) – учить детей создавать коллаж с помощью подручных материалов (конфетти, фигурные макароны, звёздочки) |
Произведения искусства. Рассматривание картин художников. | Рассматривание иллюстраций с изображением новогодних праздников в детском саду, на улице, у новогодней ёлке, детей в карнавальных костюмах, различных новогодних игрушек, украшений. |
Чтение художественной литературы. | «Возле ёлки» Возле ёлки в Новый год Водим, водим хоровод. Ёлочка-красавица Детям очень нравится. Вот она какая - Стройная, большая! Ватный снег внизу лежит. Наверху звезда блестит. А на ветках шарики, Пёстрые фонарики, Птички, рыбки, флаги Из цветной бумаги. С. Вышеславцева |
Работа с родителями. | Совместный новогодний утренник. |
План-программа на февраль месяц.
Тема | «Подарки». |
Наблюдения | Наблюдать за ростом фиалок в группе; беседовать о форме листочков, окраске лепестков, сравнивать разные виды фиалок между собой; беседовать о правилах ухода за цветами. |
Игровая деятельность | Пальчиковые игры: «Художник» - рисование в воздухе «волшебной палочкой» различных фигур (работает только кисть руки), «На морском берегу» - выкладывание фигур из камешков на дощечке с накатанным слоем пластилина. Игры на координацию слова с движением: «Мамин день». |
Изобразительная деятельность | «Кораблик для папы» (коллаж) – учить создавать изображение с помощью ниточек; учить композиционному решению на листе бумаги. «Фиалки для мамы» - учить создавать цветы из подручных материалов (тканевые салфетки); развивать способность чувствовать специфику материала, умению создавать полуобъёмную композицию. |
Произведения искусства. Рассматривание картин художников. | Рассматривание открыток, посвящённых дню 8 Марта, 23 Февраля. Рассматривание иллюстраций, изображающих труд женщин и мужчин разных профессий. |
Чтение художественной литературы. | А. Усачёв «Паповоз», А. Милн «Непослушная мама», Е. Благинина «Посидим в тишине». |
Работа с родителями. | Поздравление родителей с праздниками, изготовление подарков, подготовка утренника. |
План-программа на март месяц.
Тема | «Мир природы». |
Наблюдения | Наблюдать на прогулке за изменениями, происходящими в природе: за небом, обращать внимание на окраску, наличие облаков, солнца, описывать характерные особенности весеннего неба, за появлением первых проталин. Знакомить с понятием «тень», беседовать о взаимосвязи: светит солнце, греет – снег тает, не светит – тень, снег не тает. |
Игровая деятельность | Пальчиковые игры: «Художник». Игры на координацию слова с движением: «Весна», «Весенние заботы. Игры с предметами: «Пальцеход». |
Изобразительная деятельность | «Солнышко смеётся» (коллаж, 2 занятия) – совершенствовать навык работы с красками, кисточкой; учить рисовать ватными палочками, учить дополнять работу деталями из подручных материалов (рамка из фигурных макарон). |
Произведения искусства. Рассматривание картин художников. | Рассматривание неба в творчестве художников, репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода». |
Чтение художественной литературы. | Н. Сладков «Весенние радости» Я. Колас Солнце ласково смеётся, Светит ярче, горячей. И с пригорка звонко льётся Разговорчивый ручей. Он лучистый, серебристый. Он сверкает и дрожит. А другой, такой же чистый, Рядом весело бежит. |
Работа с родителями. | Ширма «Весной на улице» |
План-программа на апрель месяц.
Тема | «Мой город». |
Наблюдения | Рассматривать жилые дома, беседовать о разнообразии городских построек, сравнивать их по высоте. Рассматривать витрины магазинов, обращать внимание на оформление витрин, вывесок, на отличие магазинов от других объектов. Рассматривать городской транспорт, закреплять названия, умение различать по внешнему виду и назначению, беседовать о правилах поведения на улице. |
Игровая деятельность | «Мы по городу идём» - упражнять в узнавании знакомых городских объектов по фотографии, рисунку. Пальчиковые игры: «Шофёр» Игры на координацию слова с движением: «Апрель». Составление фигур из счётных палочек: «лодочка», «жук», «грузовик», «пароход». |
Изобразительная деятельность | «Улицы нашего города» (коллаж, 2 занятия) – учить рисовать по-сырому, передавать с помощью акварели характерные краски весны; совершенствовать навык работы с ножницами, клеем при создании плоскостной аппликации. |
Произведения искусства. Рассматривание картин художников. | Рассматривание картинок по теме «Транспорт», картинок с изображением различных зданий, фотографий вида города. |
Чтение художественной литературы. | А. Дугилов «Моя улица», Н. Носов «Автомобиль». Тихвин. Тихвин, Тихвин, город древний, Был похож ты на деревню, Был не раз сожжён, разбит, А теперь ты знаменит. Тихвин, Тихвин, город чудный, Стал ты нынче многолюдным, Платье новое надел, На сто лет помолодел. Тихвин, Тихвин, ты мне дорог, Всех родней на свете город. В. Картофенин. |
Работа с родителями. | Совместное занятие с родителями «Рассказываем стихи руками» |
План-программа на май месяц.
Тема | «Цветущая весна». |
Наблюдения | Наблюдать на прогулке за травой, распускающимися листьями, появлением первых цветов. Беседовать о том, что весной становится теплее, земля становится влажной, появляются все необходимые условия для роста растений; первые цветы появляются ещё до распускания листьев. |
Игровая деятельность | «Составь картинку про весну» - упражнять в подборе элементов на заданную тему, объяснять свой выбор, располагать их на заданной поверхности, побуждать к составлению рассказа о получившейся картине. Игры на координацию слова с движением: «Одуванчик», «Цветы», «Цепочки». |
Изобразительная деятельность | «Цветочек радуется солнышку» (коллаж, 2 занятия) – закреплять навыки работы в смешанной технике, совершенствовать навык работы с ножницами, клеем, гофрированной бумагой; учить рисовать по-сырому на мятой бумаге; развивать способность чувствовать специфику материала. |
Произведения искусства. Рассматривание картин художников. | Рассматривание репродукций картин П. Кончаловского «Сирень», М. Врубеля «Сирень». Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением первых цветущих растений. |
Чтение художественной литературы. | А. Платонов «Неизвестный цветок», Э. Шим «Солнечная капля». |
Работа с родителями. | Изготовить совместно с детьми цветок из подручных материалов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей первой младшей группы»
Введение. Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим...
Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....
Методическая разработка: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Ознакомление детей с жанрами живописи, с приемами рисования в традиционной и нетрадиционной форме на занятиях в течение учебного года и вне занятий.Младший и средний возраст....
Методическая разработка Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста" Творческие способности необходимы и важны для каждого рода профессионального занятия, поэто...
Методическая разработка «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных ...
Методическая разработка «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»
Задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, о...
„ Аппликация (коллаж) как средство развития творческих способностей, воображения детей ”.
Аппликация – это способ получения изображения, заключающийся в накладывании и нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов. Аппликация ...