программа дополнительного образования "Читалочка"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Адресность:  дети в возрасте 5-7 лет

Цель: 

построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5  до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей

Задачи программы:

  • Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
  • Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
  • Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
  • Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
  • Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл radchenko_chitalochka.docx53.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка детский сад № 38 Калининского района Санкт-Петербурга

Принято

Педагогическим Советом ОУ

Протокол № 5 от  30.05.2018

Утверждена

Заведующий_______ И.А.Аверьянова

 

Рабочая программа

По дополнительной  общеобразовательной программе  «Читалочка»

Для детей 6-7 лет

срок реализации программы 1 год

Составитель:

Радченко Н.Ю.

2018 год

Направленность программы:

Познавательное развитие

 Актуальность:

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программа обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быкова с учетом возраста дошкольников, «Обучение грамоте детей 5-7 лет» М.Д. Маханева, «Обучение чтению грамоте детей 6-7 лет»О.М. Рыбникова, «Развитие фонематического слуха у детей  4-5 лет» Е.В. Колесникова, «Развитие звуко- буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова, «Я начинаю читать» Е.В Колесникова, «Букварь» электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы А.Ф. Малышевский.  

Адресность:  дети в возрасте 5-7 лет

Цель:  

построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5  до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей

Задачи программы:

  • Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
  • Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
  • Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
  • Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
  • Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Принципы:

1.  принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

2.  принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников; использование интерактивной доски

3.  принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

4.  онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Организация учебного процесса:

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей:15 минут для детей4-5лет, 25 минут 5- 6 лет, 30минут для детей 6 - 7 лет.

 Занятия проводятся 2 раза в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек.

Структура занятия:

  1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
  2. 2. Выполнение упражнений для губ или язычка,это элементы артикуляционной гимнастики. Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков.
  3. 3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.
  4. 4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.
  5. 5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.
  6. 6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква Расскажите стихотворение про букву.
  7. 7. Используемые приемы закрепления образа буквы:
  8. - «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;
  9. - выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;
  10. - выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.
  11. - построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;
  12. - игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.
  13. - педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.
  14. 8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

Планируемые  результаты:

- Ребенок хорошо владеет понятиями : «слово», «звук», «буква», «предложение».

- Различает и называет гласные и согласные звуки.

- Правильно ставит ударение в словах.

- Правильно составляет из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры.

- Свободно и осознано читает небольшие слова, простые предложения.

- Умеет составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривает их в соответствии со знаком в конце.

- Сформированное плавное слоговое чтение.

- Проявляет любовь и интерес к чтению, родному языку.

Критерии оценки знаний, умений и навыков детей по программе:

Для выявления степени овладения ребенком навыков чтения и звуко- буквенного анализа предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на занятиях. С этой целью разработаны диагностические карты, в которых определены соответствующие критерии и показатели по каждой из трех возрастных групп. Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют высокому уровню усвоения программы, 2 – достаточному и 1 – низкому.

Уровни усвоения программы:

Высокий уровень - ребенок владеет основными приемами работы, используемыми на занятиях,  точно знает основные понятия, умеет отличить звук от буквы, делит слова на слоги, выделяет искомый звук в слове, находит ударный слог. В чтении и рассказывании передает интонацию. Знает о выразительных средствах языкаи умеет их использовать. В процессе работы не нуждается в помощи педагога. Самостоятельно оценивает результаты своей работы и работы других детей.

Достаточный уровень:  ребенок в основном владеет основными приемами работы, используемыми на занятиях,  знает многие основные понятия, почти безошибочно умеет отличить звук от буквы, делит слова на слоги, зачастую выделяет искомый звук в слове, находит ударный слог. В чтении и рассказывании старается передать интонацию. Знает о выразительных средствах языка, но не всегда умеет ими воспользоваться.  

 В процессе работы изредка обращается  за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей работы и работы других детей.

Низкий уровень – характеризуется у ребенка желанием научиться читать, но ему не всегда удается отличить звук от буквы, делить слова на слоги, выделить искомый звук в слове, находить ударный слог. Процесс обучения чтению происходит  при активном напоминании педагога о пройденном и происходящем. В процессе работы часто обращается за помощью.

У каждого ребенка суммируются все баллы по каждому из критериев, а затем высчитывается средний балл. По полученному среднему баллу и определяется уровень умений и навыков каждого ребенка.

уровни:

Менее 2 баллов – низкий

От 2 до 2,5 баллов – достаточный

3 балла - высокий

Диагностика  деятельности ребенка  по программе «Читалочка» (младшая группа) Дата:______________

№ Ф. И. ребенка

Понимание инструкции

Знание основных терминов

Умение работать со звуком/ буквой

Умение читать

Писать/ печатать

1

2

3

Учебно-тематический план первого года обучения.

Сроки

Тема

Задачи

Количество часов

Октябрь

Что такое азбука? Для чего она нужна?

 

Диагностика

Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Подготовка к восприятию звуков русского языка; формирование мотивации к занятиям

Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный звук.Закрепить знание о гласных звуках, познакомить с их характерными признаками.Научить выкладывать буквы  из палочек.

1

Какие звуки мы знаем?

1

«Знакомство: Звон»

1

Встреча, Звона и Буковки

1

Звук  А

1

Звук  У

1

Звук  О

1

Закрепление  А, У, О

1

Ноябрь

Звук  Ы

Воспитывать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых моментов.

Формирование у детей стойких представлений о звуке. Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Подготовка к восприятию звуков русского языка; формирование мотивации к занятиям

Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный, согласный звук.Закрепить знание о гласных звуках.

Формировать представление о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие.

1

Звук Э

1

Звук И

1

Закрепление Ы, Э, И,

1

Звуки М - Мь

1

Звуки Н - Нь

1

Звуки Б - Бь

1

Звуки П- Пь

Декабрь

Закрепление Б- Бь, П - Пь

Развивать фонематический слух. Развивать навык языкового анализа слов с новыми звуками.развивать зрительное и слуховое внимание.развивать общую и мелкую артикулляционную моторику. Воспитывать внимание детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей. Закрепить знание о согласных звуках.

1

Звуки Д-Дь

1

Звуки Т - Ть

1

Закрепление Д-Дь, Т- Ть

1

Звук  Г

1

Звук  К

1

Закрепление Г, К

1

Звуки В - Вь

1

Январь

Звуки Ф - Фь

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный звук.Закрепить знание о согласных звуках, познакомить с их характерными признаками. Закрепить умение  выкладывать буквы  из палочек. Воспитывать внимание детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.

1

Закрепление В- Вь, Ф - Фь

1

Звук Х

1

Звуки Л - Ль

1

Звуки С- Сь

1

Звуки З - Зь

1

Закрепление С – Сь, З- Зь

1

Звук Ц

1

Февраль

Закрепление гласные А, О, У, Ы, Э

 Способствовать развитию слухового внимания.закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие.закреплять умение называть первый звук в слове.развивать уммение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание наглядно – образное и логическое мышление. Закрепить знание о согласных звуках.

Познакомить с термином «слово», с многообразием слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Познакомить с простейшим моделированием – изображением слова в виде прямоугольника.

Стимулировать зрительно- поисковую активность  посредством рисования коротких, отрывистых линий.

Формировать интерес к речевой деятельностти, самостоятельности,  инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки. Деление слов на слоги, нахождение различий на двух похожих рисунках.

1

Закрепление согласные МЬ, ПЬ, БЬ, Н

1

Закрепление согласные Г, К, С, Ц

1

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисованием коротких отрывистых линий

1

Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках

1

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие)

1

Знакомство с многообразием слов, звучанием звонко, громко, тихо

1

Знакомство с многообразием слов

1

Март

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко»

Продолжать знакомить с разнообразием слов( слова звучат по – разному и похоже), знакомить с протяженностью  слов (короткие и длинные).

Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не только близкие по звучани, но и подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах.

Развивать внимание и зрительную функции детей посредством нахождениянесоответствия в рисунке.

Формировать интерес в речевой дяельности, самостоятельность, инициативу в решении позновательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек

1

Звуки С – Сь, З-Зь , твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках

1

Звук Ц, рисование огурцов

1

Звук Ш,  «Песенка ветра», рисоввание шариков

1

Звук Ж, «Песенка жука»

1

Звуки Ш – Ж, моделирование рисование дорожек

1

Звук Щ, моделирование рисование щеток

1

Апрель

Звук Ч, моделирование рисование предметов

 Способствовать развитию слухового внимания.закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие,закреплять умение называть первый звук в слове.Развивать внимание наглядно – образное и логическое мышление.

Закрепить знание о согласных звуках,способствовать интанационному выделению твердых и мягких согласных звуков, продолжать знакомить с линейностью слов.

Познакомить с термином «слово», с многообразием слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Стимулировать зрительно- поисковую активность  посредством рисования коротких, отрывистых линий.

Формировать интерес к речевой деятельностти, самостоятельности,  инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

1

Звуки «Ч – Щ», моделирование нахождение различий

1

Звуки «Р – Рь», закрашивание предметов

1

Звуки «Л – Ль», моделирование, рисование неваляшки

1

Звуки «М – Мь», рисование мишки

1

Звуки «Б – Бь» моделирование, рисование бус

1

Звуки « К – Кь», закрашивание предметов

1

Закрепление пройденного материала

1

Учебно-тематический план второго года обучения.

Сроки

Тема

Задачи

Количество часов

Октябрь

Новые встречи со старыми друзьями. Звон и буковка.

Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.

Повторение пройденного материала.

Диагностика.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Стимулировать зрительно- поисковую активность  посредством рисования коротких, отрывистых линий.

Формировать интерес к речевой деятельностти, самостоятельности,  инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

1

Диагностика. Повторениие гласных звуков.

1

Диагностика. Повторение согласных звуков.

1

Повторение. Характеристика твердых и мягких согласных звуков.

1

Повторение.Сравнение слов по звучанию, протяженность слов       (длинные и короткие)

1

Повторение. Сравнение звучания слов( громко, тихо)

1

Повторение. Деление слов на слоги

1

Закрепление пройденного материала.

1

Ноябрь

Звук и буква А

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. Познакомить с гласным звуком  и его условным обозначением – красный квадрат.закрепить зание гласных звуков , их характерные признаки.

Познакомить с понятием «буква», указать отличительные признаки понятий «звук» и «буква».

Выработать умение определять место звука в словах. Выработать умение внимательно слушать текст, выделяя в нем слова в которых есть изучаемый звук.Научить выкладывать новую букву из палочек.

1

Звук и буква У

1

Сочетание АУ,УА

1

Закрепление пройденного материала

1

Звук и буква О

1

Звук и буква Ы

1

Звук и буква Э

1

Закрепление пройденного материала

1

Декабрь

Звук и буква Л.Чтение слогов.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух.

Деление слов на слоги, ударный слог и ударный гласный в слове.

Чтение слогов, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изображение предложений.

Фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов.Научить «рисовать» в воздухе букву.научить детей читать слоги с новой буквой.

1

Звук и буква М

1

Звук и буква Н

1

Звук и буква Р

1

Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков).

1

Закрепление пройденного материала

1

Знакомство с предложением: Мама мыла раму.

1

Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы.

1

Январь

Буква Я.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой. Произношение согласных звуков, фонетический разбор, чтение слогов, слов, предложений.

Место буквы в словах, сравнительное чтение слогов, произношение согласных звуков, Звуко-буквенный анализ. Закреплять понятие, что согласные звуки бывают твердые и мягкие, твердые обозначаются синим цветом, мягкие- зеленым. Научить выкладывать букву из палочек, природного материала, «рисовать» в воздухе. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную  моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

1

Повторение пройденного материала. Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р,

1

Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов ,  фонетический разбор слова , чтение предложения.

1

Буква Ю. Чтение слогов слов. Составление предложений

1

Закрепление пройденного материала

1

Буква Е.Чтение слогов слов. Составление предложений

1

Буква Ё. Чтение слогов слов.

1

Звук и буква И. Чтение слогов слов. Составление предложений.

1

Февраль

Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух.

Фонетический разбор слов.

Графическое изображение мягких  и твёрдых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов. Чтение слов и фонетический разбор слов, соотнесение схем слов, составление слов из слогов. Научить «рисовать» в воздухе букву, научить детей читать слоги с новой буквой. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную  моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

1

Звуки Г и Гь, К и Кь

1

Буквы Г, К

1

Звуки Д и Дь, Т и Ть

1

Буквы Д, Т

1

Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы  В и  Ф.

1

Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С

1

Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П

1

Март

Звуки Х и Хь, и буква Х

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. Работа с предложением чтение рассказа и поиск слов. . Научить выкладывать букву из палочек, природного материала, «рисовать» в воздухе.

1

Закрепление пройденного материала.

1

Звуки и буквы Ж и Ш

1

Звуки и буквы Ч и Щ

1

Звук и буква Ц

1

Звук и буква Й

1

Мягкий знак Ь

1

Твёрдый знак Ъ

1

Апрель

Повторение пройденного материала.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух,  деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение. Предложение: составить по картинке. Научить «рисовать» в воздухе букву, развивать навык языкового анализа слов.Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную  моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

1

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы

1

 Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворений

1

Ребусы, загадки, чтение стих-й.

1

Мониторинг.

1

Мониторинг.

1

Итоговая игровая деятельность по всем пройденным звукам и буквам.

1

Викторина

1

Учебно-тематический план третьего года обучения.

Сроки

Тема

Задачи

Количество часов

Отябрь

Новые встречи со старыми друзьями. Звон и буковка.

Повторение. Деление слов на слоги.

Диагностика. Повторение пройденного материала. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух,  деление слов на слоги. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную  моторику.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

1

Диагностика. Повторениие гласных звуков. Ударные и безударные.

1

Диагностика. Повторение согласных звуков. Характеристика твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

1

Повторение. Количество звуков и букв.

1

Чтение слогов и слов.

1

Закрепление пройденного материала.

1

Звук Н - Нь и буква Н

1

Звук М - Мь и буква М

1

Ноябрь

Звуки j  и буква Й

Развивать фонематические процессы. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать зрительное и слуховое внимание.  Познакомить детей со звуком j. Закрепить понятие «гласный звук», «согласный звук». Познакомить с йодированными буквами, научить выкладывать их из палочек, природных материалов, «рисовать» в воздухе. Закрепить навык чтения слогов и слов с новой буквой.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

1

     Звуки j  и буква Е

1

Звуки j  и буква Ё

1

Закрепление пройденного материала

1

Звуки j  и буква Ю

1

Звуки j  и буква Я

1

Закрепление пройденного материала

1

Звук и буква Ц

1

Декабрь

Звук и буква Ч

Развивать фонематические процессы. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать зрительное и слуховое внимание.  Познакомить детей со звуком j. Закрепить понятие «гласный звук», «согласный звук». Познакомить с йодированными буквами, научить выкладывать их из палочек, природных материалов, «рисовать» в воздухе. Закрепить навык чтения слогов и слов с новой буквой.

Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

1

Звук и буква Щ

1

Закрепление пройденного материала

1

Звуки Л - Ль и букваЛ

1

Звуки Р - Рь и буква Р

1

Закрепление пройденного материала

1

Итоговая игровая деятельность по всем пройденным звукам и буквам.

1

Викторина

1

Январь

Звуки и буквы. Закрепление. «Буквы рассыпались»

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

1

Звуки и буквы. Закрепление. «Буквы потерялись»

1

Слова и слоги. Закрепление.

1

Предложение.

1

Зима.

1

Новый год.

1

В мире книг.

1

Домашние животные.

1

Февраль

Дикие животные.

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Развивать самоконтроль за речью детей.

1

Сказки.

1

Транспорт.

1

Профессии.

1

23 февраля.

1

Природные явления.

1

Лес.

1

Насекомые

1

Март

Весна.

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей.

1

8 марта.

1

Птицы.

1

Цветы.

1

Овощи.

1

Фрукты.

1

Закрепление пройденного материала.

1

«Скоро лето»

1

Апрель

«Скоро в школу»

Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям. Развивать самоконтроль за речью детей.

1

«День города»

1

Ребусы.

1

Кроссворды.

1

Закрепление пройденного материала.

1

«Брейн- ринг» по закреплению всех пройденных звуков и букв.

1

Диагностика.

1

Диагностика.

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.   Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, доска

2. Демонстрационный материал, наглядность, презентации.  

Планируемые  результаты  


Реализация программы «Обучение чтению дошкольников в игровой форме» способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению представлений о всех буквах алфавита; сознательному овладению навыками аналитического чтения.

Кроме осуществления основной задачи – обучения чтению дошкольников, занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.

Календарный учебный график

Разработан в соответствии с:

- Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 № 273-ФЗ;

- Постановлением  Правительства РФ от 15.08.2013г. №706 « Правила оказания платных образовательных услуг»;

- Приказом  Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

-Уставом ГБДОУ №38

- Дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами дополнительного образования ГБДОУ №38

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1 октября

31 мая

32

64

2 раза в неделю по 20 минут

Сроки проведения педагогической диагностики достижений детьми результатов освоения программы

22.05 – 31.05

Периодичность проведения родительских собраний

Сентябрь, апрель (открытых мероприятий)

Выходные дни

Суббота,воскресенье,праздничные дни,установленные законодательством Российской Федерации.

Праздничные дни

4-5 ноября,1-8 января,23 февраля,8 марта,1мая,9 мая,12 июня

Летний период

В летний период занятия по дополнительным общеобразовательным программа не проводятся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...