рабочая программа по ознакомлению с лепкой
учебно-методический материал по аппликации, лепке (средняя группа)
в рамках реализации программы "От рождения до школы"Н.Е Веракса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka_.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону « Детский сад №22»
УТВЕРЖДЕНО: приказ № от «___»__________ г. Заведующий МБДОУ №22 __________О.В.Сальникова |
Рабочая программа
По ознакомлению с лепкой
в рамках реализации программы
«От рождения до школы»
Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова,
М.А.Васильева.
(дети от 4 до 5 лет, средняя группа)
Авторы составители:
Воспитатель: Плотникова И.В.
Федяева А.В.
г. Ростов – на - Дону
2019г.
Пояснительная записка
Нормативные основания: Рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и методических пособий: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий»,
соответствует нормативным и законодательным актам:
- ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ МОН РФ от 30 августа 2013г. №1014
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"(вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...");
- Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности (серия 61Л01 №0001113 Приложение №1 от 26 марта 2014г. №3853.);
- Образовательная программа МБДОУ №22 «Карамелька»
- Устав МБДОУ № 22 «Карамелька»
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней группы. Направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Рабочая программа разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей 4-5 лет.
Направленность: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», расширение сенсомоторного опыта дошкольников, развитие и совершенствование графических и изобразительных навыков и умений, развитие изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающее желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста навыков и умений, развитие эстетического восприятия образных представлений, воображений, художественных творческих способностей.
Задачи:
- Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины из глины, пластилина, соленого теста, снега;
- показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой;
- обучить приемам зрительного и тактильного обследования формы;
- показать способы соединения частей;
- поощрять стремление к более точному изображению (моделировать форму кончиками пальцев, сглаживать места их соединения);
- учить детей определять содержание своей работы, использовать знакомые приёмы;
- воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
- развивать художественно-творческие способности.
- удовлетворять потребности детей в самовыражении.
Принципы:
- принцип эстетизации предметно – развивающей среды и быта в целом.
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
- принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта.
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
- принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Формы реализации:
- ООД (занятия)
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
- элементарные опыты,
- проблемно-игровые ситуации,
- викторины, сочинение загадок и сказок,
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.
Условия реализации:
- Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон. Центр изо-деятельности: оснащенный развивающими материалами: произведения народного искусства, наглядно-дидактические пособия серии «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам», Плакаты, Произведения живописи, Скульптуры малых форм, основные цвета, палитра, бумага тонкая и плотная, цветные карандаши, гуашь, кисти, цветные и восковые мелки, фартуки и нарукавники, пластилин, альбомы, ножницы, клей, фон разного цвета, инвентарь для уборки рабочего места, бросовый материал для ручного труда, краски для рисования пальцами и ладошками.
- совместную деятельность педагога с детьми; например: конкурсные работы, коллажи и т.д.
- самостоятельную деятельность детей;
- проведение контрольно-диагностических занятий - 1 раз в конце каждого квартала;
- проведение занятий сопровождается использованием инструментов интерактивной доски; ноутбука, проектора.
- конструктивное взаимодействие с семьей. Формы: Родительские собрания, беседы, консультации, проведение тематических лекций специалистов.
Прогнозируемые результаты:
- Умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
- Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
Учебно-тематический план
Учитывая контингент детей посещающих группу, в основном это дети разрыв возрастного диапазона, которых составляет не больше 6 месяцев разработан учебно-тематический план. Расчет нагрузки ООД в рабочей программе осуществляется из расчета академических часов. Программа рассчитана на проведение ООД 18 раз (1 раз в 2 недели ), длительность проведения ООД – не более 20 минут.
Месяц | № | Тема занятия | Целевые ориентиры | Дата/время |
Сентябрь | 1. | «Яблоки и ягоды». | Закрепить умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Закреплять разнообразные приемы лепки Т.С КОМАРОВА , С.23 | |
2. | «Огурец и свекла» | Учить лепить предмет овальной формы, закреплять умение лепить предмет круглой формы. Основную форму овощей раскатывать в руках, детали прорабатывать пальцами. Т.С КОМАРОВА , С.26 | ||
Октябрь | 3. | «Грибы». | Закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывания пластилина прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Развивать умение образно оценивать свои работы и работы друзей Т.С КОМАРОВА , С.32 | |
4. | «Рыбки». | Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами); приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбки Т.С КОМАРОВА , С.36 | ||
Ноябрь | 5. | «Сливы и лимоны». | Учить лепить предмет овальной формы, закреплять умение лепить предмет круглой формы. Развивать Эстетическое восприятие. Т.С КОМАРОВА , С.39 | |
6. | «Уточка». | Продолжить знакомство с дымковской игрушкой, обратить внимание на красоту слитной, обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись. Учить передавать относительную величину частей уточки, приему примазывания, сглаживания, сплющивания. Т.С КОМАРОВА , С.43 | ||
Декабрь | 7. | «Девочка в зимней одежде» | Вызвать у детей желание передавать образ девочки в лепном изображении. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде ( голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций.
Т.С КОМАРОВА , С. 47 | |
8. | «Слепи, что хочешь». | Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки. Т.С КОМАРОВА , С.50 | ||
Январь | 9. | «Птички». | Учит детей лепить из глины птичку. Передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им. Т.С КОМАРОВА , С.51 | |
10. | «Девочка в длинной шубке». | Учить детей передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями; лепить пальцами, придавать фигуре нужную форму; соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и сглаживая места скрепления Т.С КОМАРОВА , С.55 | ||
Февраль | 11. | «Мы слепили снеговиков». | Учить рассматривать снеговика на иллюстрациях, игрушке, выделять основные части, дополнения и описывать образ (веселый, смешной, печальный и пр.); лепить фигуру снеговика из трех шаров разной величины, плотно соединять части, руки из столбика; передавать характерные признаки (глаза, нос, рот, шляпу и пр.), создавать образ веселого снеговика. Т.С КОМАРОВА , С.62 | |
12. | Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки».(Коллективная работа) | Учить лепить птиц конструктивным способом из 4-5 частей, разных по форме и размеру; учить передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз, крылья приподняты; объединить свою работу с работами других детей, чтобы передать сюжет. Закреплять технические приемы лепки. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности. Т.С КОМАРОВА , С.61 | ||
Март | 13. | «Мисочка». | Учить детей лепить , используя знакомые приемы ( раскатывание шара , сплющивание) и новые вдавливание и оттягивание краев, выравнивая их пальцами . Т.С КОМАРОВА , С.66 | |
14. | «Козленочек». | Учить лепить четвероногое животное (овальная голова, тело, прямые ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному туловищу, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т.п. способствовать приобретению и накоплению сенсомоторного опыта. Т.С КОМАРОВА , С.69 | ||
Апрель | 15. | «Мисочки для трех медведей». | Учить лепить предметы одинаковой формы, но разной величины. Отрабатывать приемы лепки: раскатывание и сплющивание, углубление путем вдавливания, уравнивание краев пальцами. Т.С КОМАРОВА , С.73 | |
16. | «Барашек». | Познакомить детей с филимоновскими игрушками (птицами, животными ).Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма, яркие ,нарядные полосы. Т.С КОМАРОВА , С.74 | ||
Май | 17. | «Посуда для кукол». | Учить детей лепить посуду конструктивным способом (каждый ребенок лепит чайную пару). Вызвать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для игрушек. Учить договариваться о размерах поделок и характере оформления (например, налепы, процарапывание, отпечатки). Развивать мелкую моторику, глазомер. Синхронизировать движения обеих рук. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества Т.С КОМАРОВА , С.77 | |
18. | «Птичка клюет зернышки из блюдечка». | Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами( раскатывание, оттягивание, прищипывание, соединение частей, прижимая и сглаживания места скрепления) . Т.С КОМАРОВА , С.78 |
В связи с каникулярным временем, календарными праздниками; количество ООД, не вошедших в учебно-тематический план, перенесены в совместную деятельность ребенка и взрослого.
Итого 18 ООД в год.
Диагностика результативности:
- Реализация раздела программы «От рождения до школы» познавательное развитие предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
- Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе познавательного развития.
Методическое обеспечение
Литература:
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Наглядно-дидактические пособия для детей:
Серия «Народное искусство детям» .
«Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Музыкальные инструменты»;«Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».
Серия «Расскажите детям о…»:
«Расскажите детям о музыкальных инструментах»; «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле».
Серия «Искусство - детям»:
«Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».
Электронный ресурс:
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...
Рабочая программа по образовательному компоненту «Лепка» для средней группы
Содержание рабочей программы: 1.Пояснительная записка .....…………………………………………………………………3 2.Требования к результатам освоения образовательного компонента «Лепка» образовательной области «Художес...
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы составлена на основе О...
Рабочая программа кружковой работы по лепке из солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе
Рабочая программа кружковой работы по лепке из солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе...
Рабочая программа по ознакомлению с лепкой в подготовительной группе
Порционная рабочая программа по ознакомлению с лепкой (Т.Комарова) для детей подготовительной группы,в рамках реализации программы "От рождения до школы"...
Рабочая программа дополнительного образования по лепке «Волшебный пластилин»
Рабочая программа дополнительного образования по лепке «Волшебный пластилин»Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой...
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по образовательному компоненту «Лепка» для детей младшей группы обще развивающей направленности (с 3 до 4 лет) на 2021 - 2022 учебный год
На третьем году жизни малыш овладевает «азбукой лепки» – базовыми приемами лепки, на основе которых можно сделать много разных фигур. На основе усвоенной в этом возрасте азбуки лепки...