Рабочая программа по ознакомлению с лепкой в подготовительной группе
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Порционная рабочая программа по ознакомлению с лепкой (Т.Комарова) для детей подготовительной группы,в рамках реализации программы "От рождения до школы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka_.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону « Детский сад №22»
УТВЕРЖДЕНО: приказ № от «___»__________ г. Заведующий МБДОУ №22 __________О.В.Сальникова |
Рабочая программа
По ознакомлению с лепкой
в рамках реализации программы
«От рождения до школы»
Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова,
М.А.Васильева.
(дети от 6 до 7 лет, подготовительная группа)
Авторы составители:
Воспитатель: Плотникова И.В.
Федяева А.В.
г. Ростов – на - Дону
2021г.
Пояснительная записка
Нормативные основания: Рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и методических пособий: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий»,
соответствует нормативным и законодательным актам:
- ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ МОН РФ от 30 августа 2013г. №1014
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Образовательная программа МБДОУ №22 «Карамелька»
- Устав МБДОУ № 22 «Карамелька»
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной группы. Направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Рабочая программа разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей 6-7 лет.
Направленность: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», расширение сенсомоторного опыта дошкольников, развитие и совершенствование графических и изобразительных навыков и умений, развитие изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающее желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста навыков и умений, развитие эстетического восприятия образных представлений, воображений, художественных творческих способностей.
Задачи:
- Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.
- Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.
- В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.
- Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
- Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм).
- Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
- Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
- Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Принципы:
- принцип эстетизации предметно – развивающей среды и быта в целом.
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
- принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта.
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
- принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Формы реализации:
- НОД (занятия)
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
- элементарные опыты,
- проблемно-игровые ситуации,
- викторины, сочинение загадок и сказок,
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.
Прогнозируемые результаты:
•Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
•Воспитание самостоятельности, умения активно и творчески применять выразительные средства для передачи образа.
•Развитие коллективного творчества.
•Формирование умения замечать недостатки своих работ, исправлять их.
•Формирование навыков и приемов лепки.
К концу года дети должны уметь:
•самостоятельно планировать свою работу, отбирать способы лепки;
•передавать форму, пропорции предметов, их характерные признаки;
•правильно изображать объемную форму предмета;
•вытягивать мелкие части из основного куска глины;
•передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры;
•соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу;
•объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.
-под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;
Условия реализации:
- Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон. Центр изо-деятельности: оснащенный развивающими материалами: произведения народного искусства, наглядно-дидактические пособия серии «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам», Плакаты, Произведения живописи, Скульптуры малых форм, основные цвета, палитра, бумага тонкая и плотная, цветные карандаши, гуашь, кисти, цветные и восковые мелки, фартуки и нарукавники, пластилин, альбомы, ножницы, клей, фон разного цвета, инвентарь для уборки рабочего места, бросовый материал для ручного труда, краски для рисования пальцами и ладошками.
- совместную деятельность педагога с детьми; например: конкурсные работы, коллажи и т.д.
- самостоятельную деятельность детей;
- проведение контрольно-диагностических занятий - 1 раз в конце каждого квартала;
- проведение занятий сопровождается использованием инструментов интерактивной доски; ноутбука, проектора.
.
Учебно-тематический план
Учитывая контингент детей посещающих группу, в основном это дети разрыв возрастного диапазона, которых составляет не больше 6 месяцев разработан учебно-тематический план. Расчет нагрузки НОД в рабочей программе осуществляется из расчета академических часов. Программа рассчитана на проведение НОД 18 раз (1 раз в 2 недели ), длительность проведения НОД – не более 30 минут.
Месяц | № | Тема занятия | Целевые ориентиры | Дата/время |
Сентябрь | 1. | Фрукты для игры в магазин» | Учить детей передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм (шар, цилиндр). Учить сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как натура передана в лепке. | 2.09 |
2. | «Корзина с грибами» | Упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приемов лепки пальцами. Закреплять умение лепить корзину. Уточнить знание формы (диск). Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. | 16.09 | |
Октябрь | 3. | «Девочка играет в мяч» | Закреплять умение лепить фигуру человека в движении (поднятые, вытянутые вперед руки и т.д.), передавая форму и пропорции частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Закреплять умение располагать фигуру на подставке. | 30.09 |
4. | «Петушок с семьёй» » (по рассказу К. Д. Ушинского) | Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке. | 14.10 | |
Ноябрь | 5. | «Ребенок с котенком (с другим животным)» | Учить детей изображать в лепке несложную сценку (ребенок играет с животным), передавая движения фигур человека и животного. Закреплять умение передавать пропорции тела животного и человека. Упражнять в использовании основных приемов лепки. | 28.10 |
6. | «Дымковские барышни» | Закреплять умение лепить из целого куска глины фигурки по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.). Развивать эстетическое восприятие. | 18.11 | |
Декабрь | 7. | «Девочка и мальчик пляшут» | Учить детей лепить фигуру в движении (по скульптуре). Закреплять умение передавать в лепке фигуру человека, форму частей тела, пропорции. Формировать умение действовать, договариваясь о том, кто кого будет лепить. | 2.12 |
8. | «Птица» (по дымковской игрушке» | Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. | 16.12 | |
Январь | 9. | «Лыжник» | Учить детей лепить фигуру человека в движении, передавая форму тела, строение, пропорции. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество | 30.12 |
10. | Коллективная лепка «Звери в зоопарке» (по рассказам Е. Чарушина | Закреплять умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, изящность. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей. | 20.01 | |
Февраль | 11. | «Пограничник с собакой» | Закреплять умение лепить фигуры человека и животного, передавая характерные черты образов. Упражнять в применении разнообразных технических приемов (лепка из целого куска, сглаживание, оттягивание и т.д.). Продолжать учить устанавливать вылепленные фигуры на подставке. | 3.02 |
12. | «Как мы играем зимой» | Закреплять умение лепить человека в движении. Добиваться отчётливости в передаче формы, движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности. | 17.02 | |
Март | 13. | «По щучьему веленью» | Продолжать учить детей лепить небольшую скульптурную группу по мотивам сказки, передавая пропорциональные отношения между персонажами. Закреплять умения передавать фигуры в движении, располагать фигуры на подставке. Продолжать развивать умение оценивать работы, самостоятельность, творчество. | 3.03 |
14. | «Встреча Ивана-Царевича с лягушкой» | Учить детей изображать несложный эпизод сказки. Закреплять умение передавать строение фигуры человека и животного, пропорции их тел, соотношение по величине между человеком и животным. Развивать образные представления, воображение. | 17.03 | |
Апрель | 15. | «Конёк-Горбунок» | Учить детей самостоятельно выбирать для изображения эпизоды сказки, добиваться более полного их отражения в работе. Развивать воображение, творчество. | 31.03 |
16. | Лепка по замыслу | Упражнять в применении разнообразных технических приемов (лепка из целого куска, сглаживание, оттягивание и т.д.). Продолжать учить устанавливать вылепленные фигуры на подставке. | 14.04 | |
Май | 17. | «Персонаж любимой сказки» «Доктор Айболит» | Учить детей выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок, пользуясь освоенными ранее приемами лепки из целого куска и умением устанавливать фигуры на ногах, передавать то или иное положение, движения рук и ног | 28.04 |
18. | «Черепаха» | Учить создавать декоративные пластины: наносить пластилин ровным слоем на картон, разглаживать, затем стекой рисовать узор. | 12.05 |
В связи с календарными праздниками; количество НОД, не вошедших в учебно-тематический план, перенесены в совместную деятельность ребенка и взрослого.
Итого 18 НОД в год.
Диагностика результативности:
- Реализация раздела программы «От рождения до школы» познавательное развитие предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
- Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе познавательного развития.
Методическое обеспечение
Литература:
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Наглядно-дидактические пособия для детей:
Серия «Народное искусство детям» .
«Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Музыкальные инструменты»;«Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».
Серия «Расскажите детям о…»:
«Расскажите детям о музыкальных инструментах»; «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле».
Серия «Искусство - детям»:
«Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».
Электронный ресурс:
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...
Рабочая программа по образовательному компоненту «Лепка» для средней группы
Содержание рабочей программы: 1.Пояснительная записка .....…………………………………………………………………3 2.Требования к результатам освоения образовательного компонента «Лепка» образовательной области «Художес...
Проект рабочей программы (образовательные области: "Познание", "Речевое развитие") подготовительная группа
Пояснительная записка.Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующейнаправленности для детей с тяжёлым нарушением речи....
Рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. Ред. Н. Е. Вераксы.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕРабочая Программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования детска...
рабочая программа по ознакомлению с лепкой
в рамках реализации программы "От рождения до школы"Н.Е Веракса...
Рабочая программа по ознакомлению с аппликацией в подготовительной группе
Порционная рабочая программа по ознакомлению с аппликацией (Т.Комарова) для детей подготовительной группы,в рамках реализации программы "От рождения до школы"...