Рабочая программа кружка «Художественная аппликация».
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Гурикова Ольга Анатольевна

Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ  ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 «УЛЫБКА»

 

 

 Согласовано

 на заседании

          педагогического совета

          протокол № 1

«____»_______2018г.

            Утверждаю:

Заведующий  МБДОУ

             д/с № 5 «Улыбка»

________С.В.Шкредова

           «___»________2018г

Рабочая программа

кружка «Художественная аппликация»

средней группы

Срок реализации: один год

воспитатель

Гурикова О,А,

г.Видное

2018г.

Пояснительная записка

Актуальность. Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Сформированные навыки и умения, способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе

Цель программы:

Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи программы:

-различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

-знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

-знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

-развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм;

-строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

-составлять изображение предмета из отдельных частей;

-располагать предметы в сюжетной аппликации.

Формы работы:

•индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою аппликацию);

•групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

•коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

•с родителями (открытое занятие).

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 4 - 5 года (средняя группа ).

 Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Режим работы кружка: Занятия кружка проводятся один раз в неделю в форме совместной деятельности во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе:20  минут.

Продолжительность образовательного процесса составляет - 28 занятий.

Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.;

Ожидаемые результаты.

  • использовать в работе приёмы обрывной аппликации, раскладывать вырезанные детали на бумаге, а затем их наклеивать, тщательно смазав клеем;
  • правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круги из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
  • подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
  • аккуратно использовать материалы.

В результате реализации кружка удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей, цвето-восприятие, образное мышление.

И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Дети станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое дело до конца, активизируется речевая активность.

Материально-техническое обеспечение:

1. Наглядные материалы: • Иллюстрации к темам.

2. Картинки, книжки - раскраски.

3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги

• Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.

• Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.

          •    Простые и цветные карандаши

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.

Результаты освоения программы.

Результаты развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

№ п/п

Ф И ребенка

Навыки умения

Всего баллов

Уровень

1.Выкладывание  форм

 в определенной последовательности

(узор)

2.Выкладывание изображения

(предмет)

3.Владение техническими навыками

Итого по 3 параметру

намазывание

формы

наклеивание

аккуратность

Итого

Примечание: в показателе под номером 3 выставляется  только итоговый балл.

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2 балла)

Уровень выше среднего (3 балла)

Высокий уровень(4 балла)

Даже на первом этапе после подсказок и объяснений допускает грубые ошибки. Не понимает закономерности узора

Выполняет после небольших подсказок, ритм улавливает не сразу.

Выполняет самостоятельно.  На первых шагах возможно уточняющие вопросы взрослому. Соблюдает ритм.

Выполняет самостоятельно. Чувствует ритм изображения. Вносит инициативу, творчество

Высокий уровень кол-во _____; ____%

 Выше среднего кол-во _______; ________ %

Средний уровень кол-во _____; ______%

Низкий уровень кол-во ______; _____%

Тематический план занятий кружка «Художественная аппликация»

Октябрь

№ занятия

Тема

Цель

1

Волшебная бумага

Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т.д;

Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию;

Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

2

Мозаичная аппликация: «Гусеница»

Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали

3

Мозаичная аппликация: «Виноград»

Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой. Составлять изображение из частей. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку. Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность.

4

Мозаичная аппликация: «Цветы»

Продолжать закреплять умения нарезать полоски на квадраты. Учить формировать из частей целое, правильно наносить клей, аккуратно наклеивать детали. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Ноябрь.

№ занятия

Тема

Цель

5

Мозаичная аппликация: «Воздушные шары»

Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой. Составлять изображение из частей. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку. Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность.

6

Поделка в технике «Бумажный комочек»: «Ёжик»

Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе.  Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

7

Поделка в технике «Бумажный комочек»: «Рыбка»

Продолжать учить детей формировать комочки из бумаги. Наносить клей кистью. Учить переносить кусочки бумаги на капли клея ватной палочкой, смоченной в воде.

Развивать композиционные умения. Закреплять приемы наклеивания.

8

Поделка в технике «Бумажный комочек»

Коллективная работа

«Осенний лес»

Вызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей.

Декабрь

№ занятия

Тема

Цель

9

Бумажная полоска «Петля»

Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Продолжать закреплять умения работы с ножницами, аккуратному отношению к созданной поделке. Развивать усидчивость, терпение и воображение.

10

Бумажная полоска «петля» и бумажный комочек -поделка «Петушок»

Вспомнить с детьми технику формирования бумажного комочка. Учить детей создавать объемную поделку, применяя, уже знакомые техники работы с бумагой. Развивать умение создавать красивую композицию, аккуратному обращению с клеем и ножницами. Учить соотносить детали поделки по размеру и цвету.

11

Бумажная полоска «петля» – Новогодняя поделка (2 занятия)-

«Еловые ветки»

Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки.

12

Бумажная полоска «петля» – Новогодняя поделка -

«Еловые ветки»

Закончить начатую на прошлом занятии поделку к новому году. Наклеивать готовые петли на эскиз композиции. Показать детям, что чем больше рядов петель, тем пышнее елочная ветка. Развивать эстетическое чувство, желание доводить начатое дело до конца.

Январь

№ занятия

Тема

Цель

13

Поделки в технике «Квиллинг» - «Белая береза»

Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – квиллинг. Показать основные приемы. Научить детей накручивать узкую длинную полоску на карандаш или палочку, использовать накрученные спиральки для выполнения объемной аппликации. Развивать композиционные навыки и умения, мелкую моторику и усидчивость.

14

Поделки в технике «Квиллинг» - «Снегирь и рябина»

Продолжать учить детей накручивать на палочку узкую длинную полоску. Познакомить с основной формой, на основе которой делаются все остальные формы в технике квиллинг – «Таблетка». Учить плотно накручивать полоску на карандаш, аккуратно наносить клей, прижимать. Развитие цветового восприятия, совершенствованию композиционного построения изображения в зависимости от формы основы.

15

Поделки в технике «Квиллинг» - Коллективная работа – «Золотая рыбка»

Закрепление умения накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению.

16

Поделки в технике «Квиллинг» «Паучок»

Продолжать учить детей основным приемам квиллинга: «свободная спираль», «таблетка». Закреплять умение работы с ножницами, аккуратному наклеиванию, составлять изображение из частей, приемы аккуратного наклеивания. Развивать усидчивость и воображение.

Февраль

№ занятия

Тема

Цель

17

Поделки в технике «Квиллинг» - «Светофор»

Повторение правил дорожного движения, техники безопасности.  Формирование деталей приемом «свободная спираль». Правильно располагать детали, развивать чувство ритма и цвета. Аккуратно наклеивать детали на загото

18

Поделки в технике «Квиллинг» «Веселые утята»

Закреплять умение работать в технике квиллинг. Учить выполнять объемную работу, дополнять поделку деталями. Воспитывать умение доводить работу до конца. Развивать творческие способности, воображение.

19

Поделки в технике «Квиллинг» - Подарок для папы – «Ракета»

Продолжать учить аккуратному обращению с ножницами, вырезать полоски нужной ширины, скручивать их в основные формы квиллинга. Формировать композицию, аккуратно наклеивать детали. Воспитывать у ребят гордость и любовь к своей Родине, формировать положительное отношение к результатам своей деятельности.

20

Поделки в технике «Квиллинг» - «Солнышко-колоколнышко…»

формировать умение изготавливать поделку солнышка в технике объемной аппликации из полос бумаги;

способствовать закреплению навыков работы с бумагой, ножницами, клеем;

развивать мелкую моторику, внимательность;

расширять знания детей об окружающем мире; словарный запас.

Март

№ занятия

Тема

Цель

21

Аппликация в технике квиллинг  « ВЕТКА МИМОЗЫ.»

Выполнить объёмную композицию, используя нетрадиционную технику

работы с бумагой «квиллинг»

22

Оригами из кругов

«Божья коровка»

- продолжать учить складывать базовую форму – круг пополам;

- Выделять части тела – крылья, тело, голова. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

23

Оригами из кругов

«Разноцветный зонтик»

- Учить детей складывать круг пополам, и еще раз пополам, получая при этом ¼ круга;

- складывать в виде зонта из нескольких четвертинок кругов.

Развивать пространственное воображение. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

24

"Оригами. Коллективное панно «Аквариум с                               рыбками»"

1.Продолжать учить детей изготавливать фигурки в технике оригами. 2.Закрепить приемы работы с квадратом: сгибать по диагонали, загибать боковые углы навстречу друг другу, тщательно проглаживать линии сгиба. 3.Формировать художественный вкус, развивать творчество и интерес к созданию образа. 4.Расширять словарный запас, развивать разговорную и диалогическую речь, эмоциональность и выразительность.

Апрель

№ занятия

Тема

Цель

25

Бабочка

Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, показать, что треугольник можно складывать еще раз пополам и все равно получится треугольник.  Учить детей составлять небольшую композицию из оригами, дополнять ее по мере необходимости различными деталями, сделанными из бумаги. Развивать фантазию, воображение.

26

Оригами «Волшебные зайчики».

1. Учить детей складывать из квадрата зайчика, учить складывать базовую форму «воздушный змей», проглаживая линии сгиба.2. Продолжать учить детей ориентироваться на квадрате, находить правую левую стороны, углы. 3. Создать положительный эмоциональный настрой в группе. 4. Развивать умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха.

27

Объемные поделки

Прием складывание: Автобус

Продолжать учить детей мастерить объемные поделки, используя прием складывания «Книжечка». Закреплять умение делить полоску на части приемом складывания пополам, вырезать круги из квадрата, плавно закругляя его углы при срезании. Развивать творческие способности, воображение.

28

Объемные поделки

Прием складывание: Медвежонок

Закреплять умения мастерить поделки, используя прием складывания «книжечка».  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.

Литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва. Мозаика — Синтез 2014г  
  2. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.

Планирование, конспекты, методические рекомендации. И. А. Лыкова. Цветной мир 2014г.

  1. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
  2. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.
  3. Новикова И.В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
  4. Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
  5. Просова Н.А.  Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М.: Эксмо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по аппликации

Перспективное планирование по аппликации на год...

Рабочая прграмма по аппликации

планирование на год...

Рабочая программа по аппликации во второй младшей группе «Маленькие фантазёры».

Рабочая программа кружковой работыпо аппликации во второй младшей группе № 4«Маленькие фантазёры»....

Рабочая программа художественно- эстетическое развитие детей (Лепка/ Аппликация) 3х-4х лет

Развитие мелкой моторики рукУчить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;Уметь лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между соб...

Рабочая программа, модуль "Аппликация", образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", подготовительная к школе группа

Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, Солнцевой О.В., А.Г. Гогоберидзе и др. (обязательнп...