НОД «Страницы книжной истории»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по познавательному развитию предназначено для детей старшей группы. НОД составлен в соответствии с образовательной программой МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» «Страницы книжной истории»
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Мультимедийный ряд: презентация «Страницы книжной истории», Интерактивная доска, ноутбук, камни, уголь, пластилиновая дощечка, палочка, береста, краски, формочки для краски, подставки для кисти, салфетки, буквы для печатания, листы бумаги на каждого ребенка, выставка книг разного жанра: сказки, энциклопедия, журналы.
Занятие построено в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
Принцип психологической комфортности.
Время проведения: 25 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД "Страницы книжной истории" | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
Зембаль Любовь Богдановна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек»
Образовательная область | Познавательное развитие | ||||
Возраст детей, группа | 5-6 лет, старшая группа | ||||
Тип НОД | Открытие нового знания | ||||
Тема НОД | «Страницы книжной истории» | ||||
Цель | Создание условий для формирования познавательных компетенций через знакомство детей с историей создания книги. | ||||
Задачи |
| ||||
Материал | Интерактивная доска, ноутбук, камни, уголь, пластилиновая дощечка, палочка, береста, краски, формочки для краски, подставки для кисти, салфетки, буквы для печатания, листы бумаги на каждого ребенка. | ||||
Этапы технологии «Игровая ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанников | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
I. Введение в игровую ситуацию и затруднение | Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад пришло видеописьмо. Хотите узнать от кого оно? Дети: Да. Видеообращение: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Владиславовна. Я работаю в библиотеке г. Надыма. Дети, я знаю, что вы умные, талантливые и активные! И поэтому, я обращаюсь именно к вам с важным поручением. Пропали ценные листы древних книг, и утеряна информация о их создании. Необходимо помочь вернуть утерянные рукописи. И собранную информацию сохранить на флешку. Я желаю вам удачи в этом нелегком деле. До свидания! До новых встреч! Я верю в Вас!» Воспитатель: Дети, у нас такое важное поручение. Хотите помочь? Сможете? А как? Дети: Да хотим, сможем. Воспитатель: Где сможем найти информацию? Дети: посмотреть в энциклопедии, спросить у взрослых, посмотреть в интернете. | Беседа Беседа | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом | Умение слушать. Целеполагание | Ответы детей |
II. Актуализация знаний. | Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках флешка. На эту флешку мы с вами будем сохранять информацию. Поэтому не будем терять время, и мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в далёкое прошлое. А как же нам попасть в прошлое? На каком транспорте? Дети: предлагают варианты. Воспитатель: Хорошо, а я предлагаю отправиться в прошлое - на машине времени. Она перед вами. (Дети с воспитателем входят вовнутрь круга, загорается машина – времени, звучит музыка). Воспитатель: Предлагаю нам отправиться в страну под названием – Древняя Греция. (Воспитатель берет детей за руки и говорят волшебные слова). (Дети подходят к экрану. Презентация «Древняя Греция»). Воспитатель: Мы с вами попали в Древнюю Грецию (звучит музыка Древней Греции) – это красивая страна. Кто может рассказать о ней? Дети: Красивые дома с колонами, скульптуры. | Беседа с опорой на личный опыт детей | Выполнение заданий | Умение слушать и понимать инструкцию, Выполнение действий по образцу, самоконтроль | Ответы детей |
III. Затруднение в игровой ситуации | Воспитатель: В древнем мире бумаги ещё не было. А нам надо восстановить ценные листы древних книг. Как вы думаете на чем писали в прошлом? Дети: предлагают варианты (на земле, на деревьях). Воспитатель: Удобно передавать, носить? Дети: Нет. Воспитатель: И как нам восстановить листы древних книг? Дети: затруднение | Беседа Проблемные вопросы Фиксация затруднения | Выполнение заданий | Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения | Ответы детей |
IV. Открытие нового знания | Воспитатель: (рассказ воспитателя) В давние времена земли Древней Греции населяли люди, которых называли пеласгами. Кожа у них была светлой, а волосы тёмными. Был построен храм, посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости. Самобытность природному ландшафту Греции придают местные пещеры, многие из которых располагают внутренними озерами. Этой страной правили Боги. Так как бумаги в те времена ещё не было, то люди изображали все эти события на каменных плитах. Воспитатель: Хотите попробовать написать на камне греческую букву «А» Вы знаете как она пишется? Дети: нет. Воспитатель: Древней Греции буквы похожи на наши буквы. Присядем за столы (Дети садятся за столы воспитатель напротив детей). Воспитатель: Для вас на столах приготовлены камни и угольки. (Дети рисуют). Воспитатель: Ребята получились у вас написать букву? Дети: Да. Воспитатель: А вот теперь представьте себе, что у вас дома хранятся такие каменные книги. Это удобно? Почему неудобно? Дети: Нет, они тяжёлые, занимают много места, их трудно брать в руки. Воспитатель: Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой. Надо сохранить информацию на флешку. Нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна. (Перемещаются в машине времени под музыку.) Воспитатель берет детей за руки говорят волшебные слова и перемещаются в прошлое). Воспитатель: Посмотрите, мы попали в Древнее государство. Называется Ассирия. (звучит музыка, на экране слайды с изображением природы и зданий Ассирии.) Ассирия – одно из величайших государств древнего мира, вошедшее в историю благодаря своим выдающимся воинским походам и завоеваниям, культурным достижениям, искусству. Перед вами одна из комнат царского дворца. Воспитатель: Посмотрите глиняные дощечки, они покрыты мелкими знаками. Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? Дети: (Кирпичики, на которых что-то написано). Воспитатель: Эти глиняные кирпичики служили материалом для письма. Когда глина была сырой и мягкой, на ней писали. В древней Ассирии в школе, школьные тетради были тоже из глины. Давайте представим, что мы на уроке в древней школе. Посмотрим, удобно ли писать на глине. Предлагаю пройти к столу и присесть, выберите себе знаки, возьмите каждый себе по глиняной «тетрадке» и инструмент для написания – острые палочки, которые назывались клинки Воспитатель: Легко ли писать на таких глиняных дощечках? Дети: Да, (Писать на мягкой глине легче, чем на камне). Воспитатель: Удобно носить? Дети: (Удобно тем, что глиняные дощечки можно перенести, передать). Воспитатель: А после эти пластины обжигали в печи, складывали друг на друга и получались такие книжные страницы из глины. Вот такой секрет был в древней Ассирии. Воспитатель: сохраним информацию на флешку. | Объяснение Практический Объяснение Практический | Восприятие полученной информации Ответы детей. Творческая работа(ИЗО), экспериментирование. Выводы детей. Восприятие полученной информации Ответы детей. Творческая работа(ИЗО), экспериментирование. Выводы детей. | Умение зафиксировать полученные знания | Ответы детей |
V. Включение нового знания в систему знаний. | Воспитатель: Нам пора отправляться дальше, в другую страну (Дети с воспитателем входят вовнутрь круга, загорается машина – времени, звучит музыка. Воспитатель берет детей за руки, говорят волшебные слова и перемещаются в прошлое). Воспитатель: Мы с вами перенеслись в древнюю Русь. (Звучит русско- народная мелодия. На экране слайды с изображением древней Руси) Воспитатель: Русь славилась деревянными городами, сильными богатырями, рукодельем и весёлыми праздниками. Воспитатель: сначала на Руси писали на бересте. А вы знаете, что такое береста? Дети: разные ответы. Воспитатель: береста — это кора березы (показывает слайд с изображением бересты). Вот посмотрите, это настоящая кора берёзы. (Дети рассматривают, трогаю руками). А писали на ней с помощью специальной острой палочки, которой выцарапывали буквы, а потом появилась бумага и на ней писали летописцы. Их труд был очень тяжелый, поэтому они очень обрадовались, когда появились печатные книги, а как же это произошло? Посмотрите, оказывается, буквы вырезали из дерева на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такие были первые печатные книги. А вы хотите стать печатниками и тоже изготовить свою печатную книгу, Дети: Да. (Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежит ватман и буквы.) Воспитатель: С помощью чего мы с вами можем создать книгу? Как мы это сделаем? Дети: Возьмем по одной букве и нанесем кисточкой на него краску. И припечатаем к чистому листу. Воспитатель: Красивая страница книги у нас получилась? Вот так создавались книги на Руси. Хорошо! Воспитатель: сохраняем информацию на флешку. Воспитатель: Машина времени нас ждет и нам пора отправляться снова в путешествие, (дети заходят в машину времени, звучит музыка). Дети перемещаются в современный мир. (Звучит песня). Воспитатель: Ребята, а вы узнали, в каком городе мы оказались? (на экране фото города Надыма). Дети: Да! Это наш город Надым. Воспитатель: Верно дети, мы вернулись в наш любимый и родной город из далекого путешествия. | Объяснение Практический | Восприятие полученной информации Ответы детей. Творческая работа(ИЗО), экспериментирование. Выводы детей | ||
VI. Итог занятия | (На экране появляется слайд библиотеки), включается видеописьмо Библиотекарь: Скажите, вам понравилось путешествие в прошлое книги? Что нового и интересного вы узнали? В каких странах вы побывали? Дети: Рассказы детей. Воспитатель: мы всю информацию собирали на флешку. Сейчас при помощи волшебной палочки передадим её Вам. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова. Библиотекарь: (показывает детям флешку) Спасибо вам за предоставленную информацию, мы сохраним ее в нашем архиве и каждый желающий в любое время сможет посмотреть историю создания книги. Дети: Разные ответы. Библиотекарь: Хорошо, молодцы! Дети, вы все очень умные, способные, воспитанные и доброжелательные! Желаю вам, интересных путешествий и новых открытий! Жду вас в нашей библиотеке. До новых встреч! До свидания! Воспитатель: А кому бы вы хотели ещё рассказать о своём путешествии? | Беседа | Ответы на вопросы Наводящие вопросы воспитателя. Вопросы | Умение оценивать свои действия | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страницы книжной истории
Знакомство детей с историей создания книги...
конспект НОД в старшей группе "По страницам книжной истории"
конспект открытого занятия в старшей группе . В приоритете- познавательно-исследовательская деятельность...
ООД "По страницам книжной истории"
В процессе ООД дети знакомятся с историей создания книги в разных странах мира....
Познавательное развитие.Непосредственная Образовательная Деятельность для детей 6-7 лет. Тема «Страницы книжной истории».
Расширение знаний детей об основных моментах создания книги, путем расширения представлений об окружающем мире....
Конспект интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Страницы книжной истории»
Данное занятие знакомит детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире....
Конспект занятия "По страницам книжной истории"
Познавательно-исследовательское развитие...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Страницы книжной истории»
Данная разработка позволяет познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свой...