Страницы книжной истории
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей с историей создания книги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stranitsy_knizhnoy_istorii.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы «Страницы книжной истории»
Программное содержание: Воспитывать у детей интерес к социокультурным ценностям, творческую самостоятельность, дружелюбие. Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с историей создания книги. Дать знания об основных моментах создания книг, познакомить с первыми письменными материалами (глиной, папирусом, тканью, берестой, бумагой). Расширять осведомленность детей о сферах человеческой деятельности: рукописные книги, книгопечатанье. Стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность посредством исследования детьми свойств и качеств материалов. Активизировать диалогическую речь, обогащать словарь (иероглифы, папирус, береста, печатник, типография, электронная книга). Развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать у детей внимание, умение созерцать предметы (всматриваться, вслушиваться). Погрузить детей в колорит стран (Египта, Китая, Руси) посредством музыки, видеоматериала и оформления помещения.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Педагогические методы: игра (мотивация деятельности), экспериментирование, наблюдение, рассказ, беседа, демонстрация видеоматериала с использованием ИКТ, рисование.
Оборудование: Видеопроектор, презентация, магнитофон с записью необходимых звуков и мелодий, карточки, деревянные палочки, тарелочка, песок цветной, дощечки, глина, подносы, пяльцы, ткань 25*25, печати с буквами, краски, формочки для краски, подставки для кисти, кисти, салфетки, листы бумаги – на каждого ребенка.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята, как я рада вас видеть. Меня зовут Флешка. В моей памяти храниться очень много информации. И сегодня я хочу с вами поделиться этой информацией, пригласить вас в одно увлекательное путешествие, в далекое прошлое одного очень нужного предмета, а о каком предмете идет речь, вы узнаете, если разгадаете загадку (на экране загадка).
Дети: Книга
Воспитатель: Да ребята, это книга, а вы любите читать книги?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправится вместе со мной в интересное путешествие – путешествие в прошлое книги; в нем вы узнаете, как появились ваши любимые книги. Отправляемся?
Дети: Да
Воспитатель: А как нам попасть в прошлое?
Дети: Варианты ответов
Воспитатель: На машине времени (флешка извлекает из своего архива файл, загружает в машину времени, загорается машина времени, звучит музыка). Дети входят вовнутрь круга.
Воспитатель: (Предлагает отправиться в страну по названием Египет).
- Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет, там открыли первую книгу, мы туда и переместимся.
- Ребята, посмотрите, мы с вами попали в древний Египет (звучит музыка Египта). Здесь есть горы, моря, пустыни. В древнем Египте правили фараоны, а помогали им жрецы. Жрецы были умными и образованными людьми, они умели читать и писать. Давайте мы сядем за столы и попробуем написать, как жрецы.
- У вас на столах находятся какие- то природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг. На чем то же их писали? Давайте посмотрим. Что перед вами лежит?
Дети: Рассматривают материал и отвечают (песок, глина)
Воспитатель: Молодцы, узнали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки и напишите или нарисуйте что - ни будь на песке.
Дети: Рисуют.
Воспитатель: Скажите, ваши изображения видно? Здорово. А теперь положите ваши деревянные палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому - ни будь почитать, несли и нечаянно потрясли.
Дети: Трясут тарелочки с песком.
Воспитатель: Что стало с вашей надписью?
Дети: Она исчезла
Воспитатель: А почему? Что произошло с надписью?
Дети: Потому что песок рассыпчатый.
Воспитатель: Давайте теперь возьмем дощечки с глиной и попробуем написать на глине, ведь песок нам не подошел для хранения информации. Что получается?
Дети: Надпись сохраняется
Воспитатель: Потрясите, подуйте на нее, что стало с информацией
Дети: Она осталась
Воспитатель: Вот так и древние жрецы пробовали писать на разных материалах и выбрали глину (на экране слайды с изображением глиняных дощечек)
Воспитатель: Жрецы писали на глиняных дощечках, как и вы острыми палочками, которые назывались клинки, а после эти пластины обжигали в печи, складывали друг на друга и получались такие книжные страницы из глины. Следующим изобретением в Древнем Египте было изготовление папируса, а делали его из стебля растения Папируса. На нем писали, затем Папирус с надписью скручивали в свиток и так хранили (на экране слайды растение, изготовление, свитки папируса). Вот какой секрет был в древнем Египте.
Воспитатель: Нам пора отправляться в другое время, в другую страну (флешка извлекает 2-ой файл и загружает его, дети входят в машину времени, звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в древний Китай, вы знаете, что Китай родина многих открытий (на экране слайды с изображение природы и зданий Китая, воспитатель комментирует изображения, звучит китайская музыка).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что китайцы очень много времени уделяли своему здоровью, следили за своим телом, поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику
Физминутка
Воспитатель: Приглашаю всех сесть на ковер (возле принадлежностей для письма на ткани)
Воспитатель: Прежде чем изобрести бумагу китайцы писали на шелке, это такая нежная материя, ее нарезали на маленькие кусочки и потом эти кусочки сшивали и получались шелковые книги. Я предлагаю вам стать тоже создателями шелковых книг и попробовать написать на ваших кусочках шелковых страниц. А что мы будем писать, я вам сейчас расскажу. Дело в том, что в Китае для написания использовали специальные символы которые называются иероглифы, повторите (воспитатель показывает иероглифы и объясняет, что они обозначают, затем предлагает выбрать понравившийся и нарисовать, спрашивает у детей, по окончанию работы, что они нарисовали). Обозначение иероглифов: (горы, река, солнце, рисовое поле, человек, трава)
Воспитатель: Я открою вам секрет, что китайцы очень изобретательный народ и следующее, что они открыли, это была бумага, они очень долго хранили секрет изготовления бумаги, но об этом мы с вами поговорим в следующий раз и совсем в другом времени (флешка извлекает 3-ий файл и загружает его, дети садятся в машину времени, звучит музыка, музыка сменяется на русскую народную).
Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали, в древнюю Русь (на экране слайды, с изображением древней Руси, воспитатель комментирует изображения).
Воспитатель: Ребята, сначала на Руси писали на бересте, а вы знаете, что такое береста?
Дети: Различные ответы
Воспитатель: Береста это кора березы (показывает слайды с изображение бересты). А писали на ней с помощью специальной острой палочки, которой выцарапывали буквы, а потом появилась бумага и на ней писали летописцы. Их труд был очень тяжелый, поэтому они очень обрадовались, когда появились печатные книги, а как же это произошло? Посмотрите, оказывается, буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такие были первые печатные книги. Предлагаю вам тоже стать печатниками и тоже изготовить свою печатную книгу (на столе краски, буквы, дети обмакивают буквы в краску и печатают на листах).
Воспитатель: Машина времени нас ждет и нам пора отправляться снова в путешествие (флешка извлекает 4-ый файл и загружает его, дети заходят в машину времени, звучит музыка). Дети перемещаются в современный мир (звучит гимн Старого Оскола)
Воспитатель: Мы с вами переместились в современный мир (фото современного Старого Оскола).
Воспитатель: Ребята, вы узнали, в каком городе мы оказались.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да ребята мы вернулись в наш родной город из далекого путешествия, где мы с вами узнали, какие в прошлом были книги, как на них писали и печатали. Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие же книги появились в нашем современном мире.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Подсказывает, если дети затрудняются ответить (электронные)
Воспитатель: Да ребята, электронные книги могут хранить в своей памяти не одну книгу, а много книг. Но люди не перестали читать печатные бумажные книги, журналы и газеты. А хотите узнать, как сейчас печатают книги. Давайте с вами свяжемся по видеосвязи с работником печатной фабрики, которая называется типография, и он нам расскажет, как же сейчас в наше время печатают книги, журналы, газеты.
Дети: Да
(Звучит вызов, на экране появляется видео, где работник печатного цеха рассказывает, как его зовут, где он работает, спрашивает у детей, где они находятся, чем занимались, высказывает пожелания)
Воспитатель: Посмотрите, теперь у нас с вами получился мини-музей «История создания книги», здесь книги из разных времен.
Ребята, а вы знаете, что наступивший 2015 год объявлен у нас в России годом литературы. Я предлагаю нам с вами в группе создать библиотеку с нашими любимыми книгами, а книги, которые мы привезли из путешествия, расположим в самом начале, ведь именно с них все началось. Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в прошлое книги? Мне тоже очень интересно с вами путешествовать. Мы обязательно с вами будем еще путешествовать, ведь в моей памяти осталось еще много неизученной информации. До свидания. Новых путешествий и открытий вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД в старшей группе "По страницам книжной истории"
конспект открытого занятия в старшей группе . В приоритете- познавательно-исследовательская деятельность...
ООД "По страницам книжной истории"
В процессе ООД дети знакомятся с историей создания книги в разных странах мира....
Познавательное развитие.Непосредственная Образовательная Деятельность для детей 6-7 лет. Тема «Страницы книжной истории».
Расширение знаний детей об основных моментах создания книги, путем расширения представлений об окружающем мире....
Конспект интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Страницы книжной истории»
Данное занятие знакомит детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире....
Конспект занятия "По страницам книжной истории"
Познавательно-исследовательское развитие...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Страницы книжной истории»
Данная разработка позволяет познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свой...
Страницы книжной истории
Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года" с фото...