Страницы книжной истории
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Зыбина Наталия Николаевна

Знакомство  детей с историей создания книги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranitsy_knizhnoy_istorii.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы  «Страницы книжной истории»

Программное содержание: Воспитывать у детей интерес к социокультурным ценностям, творческую самостоятельность, дружелюбие. Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с историей создания книги. Дать знания об основных моментах создания книг, познакомить с первыми письменными материалами (глиной, папирусом, тканью, берестой, бумагой). Расширять осведомленность детей о сферах человеческой деятельности: рукописные книги, книгопечатанье. Стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность посредством исследования детьми свойств и качеств материалов. Активизировать диалогическую речь, обогащать словарь (иероглифы, папирус, береста, печатник,  типография, электронная книга). Развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать у детей внимание, умение созерцать предметы (всматриваться, вслушиваться). Погрузить детей в колорит стран (Египта, Китая, Руси) посредством музыки, видеоматериала и оформления помещения.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Педагогические методы: игра (мотивация деятельности), экспериментирование, наблюдение, рассказ, беседа, демонстрация видеоматериала с использованием ИКТ, рисование.

Оборудование: Видеопроектор, презентация,  магнитофон с записью необходимых звуков и мелодий, карточки, деревянные палочки, тарелочка, песок цветной, дощечки, глина, подносы, пяльцы, ткань 25*25, печати с буквами, краски, формочки для краски, подставки для кисти, кисти, салфетки, листы бумаги – на каждого ребенка.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята, как я рада вас видеть. Меня зовут Флешка. В моей памяти храниться очень много информации. И сегодня я хочу с вами поделиться этой информацией, пригласить вас в одно   увлекательное путешествие, в далекое прошлое одного очень нужного предмета, а о каком предмете идет речь, вы узнаете, если разгадаете загадку (на экране загадка).

Дети: Книга

Воспитатель: Да ребята, это книга, а вы любите читать книги?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправится вместе со мной в интересное  путешествие – путешествие в прошлое книги; в нем вы узнаете, как появились ваши любимые книги. Отправляемся?

Дети: Да

Воспитатель: А как нам попасть в прошлое?

Дети: Варианты ответов

Воспитатель:  На машине времени (флешка извлекает из своего архива файл, загружает в машину времени, загорается машина времени, звучит  музыка).  Дети входят вовнутрь круга.

Воспитатель: (Предлагает отправиться в страну по названием Египет).

- Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет, там открыли первую книгу, мы туда и переместимся.

- Ребята, посмотрите, мы с вами попали в древний Египет (звучит музыка Египта). Здесь есть горы, моря, пустыни. В древнем Египте правили фараоны, а помогали им жрецы. Жрецы были умными и образованными людьми, они умели читать и писать. Давайте мы сядем за столы и попробуем написать, как жрецы.

- У вас на столах находятся какие- то природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг.  На чем то же их  писали? Давайте посмотрим. Что перед вами лежит?

Дети: Рассматривают материал и отвечают (песок, глина)

Воспитатель: Молодцы, узнали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки и напишите или нарисуйте что - ни будь  на песке.

Дети: Рисуют.

Воспитатель: Скажите, ваши изображения видно? Здорово. А теперь положите ваши деревянные палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому - ни будь почитать, несли и нечаянно потрясли.

Дети: Трясут тарелочки с песком.

Воспитатель: Что стало с вашей надписью?

Дети: Она исчезла

Воспитатель: А почему? Что произошло с надписью?

Дети: Потому что песок рассыпчатый.

Воспитатель: Давайте теперь возьмем дощечки с глиной и  попробуем написать на глине,  ведь песок нам не подошел для хранения информации. Что получается?

Дети: Надпись сохраняется

Воспитатель: Потрясите, подуйте на нее, что стало с информацией

Дети: Она осталась

Воспитатель: Вот так и древние жрецы пробовали писать на разных материалах и выбрали глину (на экране слайды с изображением глиняных дощечек)

Воспитатель: Жрецы писали на глиняных дощечках, как и вы острыми палочками, которые назывались клинки, а после эти пластины обжигали в печи, складывали друг на друга и получались такие книжные страницы из глины. Следующим изобретением в Древнем Египте было изготовление папируса, а делали его из стебля растения Папируса. На нем писали, затем Папирус с надписью скручивали в свиток и так хранили (на экране слайды растение, изготовление, свитки папируса). Вот какой секрет был в древнем Египте.

Воспитатель: Нам пора отправляться в другое время, в другую страну (флешка извлекает 2-ой файл и загружает его, дети входят в машину времени, звучит  музыка)

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в древний Китай, вы знаете, что Китай родина многих открытий (на экране слайды с изображение природы и зданий Китая, воспитатель комментирует изображения, звучит китайская музыка).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что китайцы очень много времени уделяли своему здоровью, следили за своим телом, поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику  

 Физминутка

Воспитатель: Приглашаю всех  сесть на ковер (возле принадлежностей для письма на ткани)

Воспитатель: Прежде чем изобрести бумагу китайцы писали на шелке, это такая нежная материя, ее нарезали на маленькие кусочки и потом эти кусочки сшивали и получались шелковые книги. Я предлагаю вам стать тоже создателями шелковых книг и попробовать написать на ваших кусочках шелковых страниц. А что мы будем писать, я вам сейчас расскажу. Дело в том, что в Китае для написания использовали специальные символы которые называются иероглифы,  повторите (воспитатель показывает иероглифы и объясняет, что они обозначают, затем предлагает выбрать понравившийся и нарисовать, спрашивает у детей, по окончанию работы, что они нарисовали). Обозначение иероглифов: (горы, река, солнце, рисовое поле, человек, трава)

Воспитатель: Я открою вам секрет, что китайцы  очень изобретательный народ и следующее, что они открыли, это была бумага, они очень долго хранили секрет изготовления бумаги,  но об этом мы с вами поговорим в следующий раз и совсем в другом времени (флешка извлекает 3-ий файл и загружает его, дети садятся в машину времени, звучит  музыка,  музыка сменяется на русскую народную).

Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали, в древнюю Русь (на экране слайды, с изображением древней Руси, воспитатель комментирует изображения).

Воспитатель: Ребята, сначала на Руси писали на бересте, а вы знаете, что такое береста?

Дети: Различные ответы

Воспитатель: Береста это кора березы (показывает слайды с изображение бересты). А писали на ней с помощью специальной острой палочки, которой выцарапывали буквы, а потом появилась бумага и на ней писали летописцы. Их труд был очень тяжелый, поэтому они очень обрадовались, когда появились печатные книги, а как же это произошло? Посмотрите, оказывается, буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такие были первые печатные книги. Предлагаю вам тоже стать печатниками и тоже изготовить свою печатную книгу (на столе краски, буквы, дети обмакивают буквы в краску и печатают на  листах).

Воспитатель: Машина времени нас ждет и нам пора отправляться снова в путешествие (флешка извлекает 4-ый файл и загружает его, дети заходят в машину времени, звучит  музыка). Дети перемещаются в современный мир (звучит гимн Старого Оскола)

Воспитатель: Мы с вами переместились в современный мир (фото современного Старого Оскола).

Воспитатель: Ребята, вы узнали, в каком городе мы оказались.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Да ребята мы  вернулись в наш родной город из далекого путешествия, где мы с вами узнали, какие в прошлом были книги, как на них писали и печатали. Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие же книги появились в нашем современном мире.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Подсказывает, если дети затрудняются ответить (электронные)

Воспитатель: Да ребята, электронные книги могут хранить в своей памяти не одну книгу, а много книг. Но люди не перестали читать печатные бумажные книги, журналы и газеты. А хотите узнать, как сейчас печатают книги.  Давайте с вами  свяжемся по видеосвязи с работником печатной фабрики, которая называется типография, и он нам расскажет, как же сейчас в наше время печатают книги, журналы, газеты.

Дети: Да

  (Звучит вызов, на экране появляется видео, где работник печатного цеха рассказывает, как его зовут, где он работает, спрашивает у детей, где они находятся, чем занимались, высказывает пожелания)

Воспитатель: Посмотрите, теперь у нас с вами получился мини-музей «История создания книги», здесь книги  из разных времен.

Ребята, а вы знаете, что наступивший  2015 год объявлен у нас в России годом литературы. Я предлагаю нам с вами в группе создать библиотеку с нашими любимыми книгами, а книги, которые мы привезли из путешествия, расположим в самом начале, ведь именно с них все началось.                                                                                 Воспитатель:  Вам понравилось наше путешествие в прошлое книги? Мне тоже очень интересно с вами путешествовать. Мы обязательно с вами будем еще путешествовать, ведь в моей памяти осталось еще много неизученной информации.  До свидания. Новых путешествий и открытий вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД в старшей группе "По страницам книжной истории"

конспект открытого занятия в старшей группе . В приоритете- познавательно-исследовательская деятельность...

ООД "По страницам книжной истории"

В процессе ООД дети знакомятся с историей создания книги в разных странах мира....

Познавательное развитие.Непосредственная Образовательная Деятельность для детей 6-7 лет. Тема «Страницы книжной истории».

Расширение знаний детей об основных моментах создания книги, путем расширения представлений об окружающем мире....

Конспект интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Страницы книжной истории»

Данное занятие знакомит   детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире....

Конспект занятия "По страницам книжной истории"

Познавательно-исследовательское развитие...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Страницы книжной истории»

Данная разработка позволяет познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свой...

Страницы книжной истории

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года" с фото...