Конспект занятия "По страницам книжной истории"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Починкина Юлия Николаевна

Познавательно-исследовательское развитие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Гнездышко»

658210 г. Рубцовск ул. Красная, 60

тел.: 4-14-03, 4-01-40 факс: 8 (38557) 4-14-03

ds10rubtsovsk@yandex.ru

сайт: www.ds10.educrub.ru

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По теме:  «По страницам книжной истории»

ФИО:  Починкина Юлия Николаевна

Воспитатель

Рубцовск,2018

Схема конспекта занятия

Аттестуемый педагог (ФИО):       Починкина   Юлия  Николаевна        

Образовательная область:   Познавательно -  исследовательское развитие         Возрастная группа:      5 – 6 лет        

Тема занятия:     «По страницам книжной истории»        

Цель:   познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.

Задачи:

Образовательные: 

  • Познакомить с первыми письменными материалами: камнем, глиной, шелком, берестой.

  • Активизировать познавательно - исследовательскую деятельность путем исследования свойств материалов.

  • Формировать элементарные представления о времени (раньше, прошлое, настоящее, до, после).

  • Стимулировать познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природных материалов.

Развивающие:

  • Развивать любознательность, умение делать выводы и умозаключения в зависимости от результата опытов и на основе имеющихся сведений, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развивать творческие навыки, путем выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса;
  • Погрузить детей в колориты стран Египта, Китая, Древней Руси - по средством музыки, видео материалами и оформление группы.

Воспитательные: 

  • Воспитывать навыки самостоятельности, инициативности и сотрудничества;
  • Воспитывать уважение к людям, создателям книг, бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости.

Предварительная работа: беседы о книгах, опыты с водой, с песком, глиной.

Методы и приемы:

  • практические ( экспериментирование, решение проблемных ситуаций, рисование ).
  • - наглядные (демонстрация видеоматериала с использованием ИКТ, рассматривание, наблюдение, показ).
  • - словесные (вопросы, уточнения, рассуждения и составления  предложений, увеличение словарного запаса, беседа, речевая проблемная ситуация, ситуативные разговоры, описания, вопросы).

Оборудование: Видеопроектор, презентации,  магнитофон с записью необходимых звуков и мелодий, флешка, карточки, камень (галька крупная), пеньки, бруски  угля, деревянные палочки, тарелочки по количеству детей, песок, глина, подносы, пяльцы, ткань 25*25, печати с буквами, краски, формочки для краски, подставки для кисти, кисти, салфетки, листы бумаги – на каждого ребенка.

 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Здороваются с гостями: Здравствуйте, уважаемые гости!

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Ответы детей (флешка)

Ответы детей (книга)

Ответы детей

Варианты ответов детей

Дети проходят в машину времени, передают палочку - перемещалочку и попадают в Египет.

Дети проходят, рассаживаются за столы.

Ответы детей: Вода, песок, глина.

Дети берут деревянные палочки, пишут, рисуют на песке.

-Да.

ответы детей: пропали

Потому что, песок сыпучий.

Дети рисуют на воде, ничего не получается.

Ответы детей: потому что вода невидимая, жидкая, и буквы наши тоже исчезают.

Дети рисуют на глине

Считают все вместе до пяти

Дети трясут тарелку с глиной

Ответы детей: да

Дуют на глину

Ответы детей: сохранилась

Да

Смотрят на экран

Ответы детей: нет. были очень большими и тяжелым

Вытирают руки влажной салфеткой

Проходят в машину времени, передают палочку по кругу.

Ребята становятся на ковер на расстоянии друг от друга

Ребята делают упражнения по показу воспитателя

Садятся  на ковер, на подушки

Ответы детей ( ткань)

Смотрят на экран.

дети рисуют,

Вытирают салфетками руки

Проходят в машину времени

Ответы детей: Береста - это кора березы

Проходят в машину времени, передают палочку - перемещалочку

Ответы детей: в родной город

Ответы детей: Их надо беречь! Нельзя рвать, рисовать на них, загибать страницы

Читают: Вы молодцы!

Проходят за стол, берут буквы печати, наносят краску на печать, делают свою печатную страницу

 Ребята, у нас сегодня необычное занятие к нам пришли гости, давайте  дружно поприветствуем.

Давайте встанем в круг.

- Ребята, какой сегодня чудесный день. У меня прекрасное настроение. Хотелось бы узнать, с каким настроением вы зашли в группу:

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь!

- Кому нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши!

- Кто уважительно относиться к товарищам, умеет  выслушивать ответы – положите  друг другу руки на плечи.

- Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? 

Совершенно верно – это моя  флешка. Она хранит очень  много интересной  информации, которой я хотела бы с вами поделиться.

И сегодня, мы с вами поговорим о очень  важном предмете, а о каком, посмотрите, пожалуйста, на экран.

-Что же это за предмет?

Замечательно. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие - путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ.

Как нам туда попасть? 

- Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени.

Открою вам секрет: она перед вами. Включите нам, пожалуйста, «машину времени». Мы хотим попасть в прошлое.

Прошлое книги началось в Древнем Египте. Туда мы с вами и отправимся. Будем передавать по кругу палочку - перемещалочку.

- А сейчас посмотрите ребята на экран. Мы с вами попали в Древний Египет. Египет - это прекрасная страна. Здесь есть пустыни, моря, реки и даже горы.  Египтом правили фараоны. А помогали им жрецы. Жрецы были очень умные и образованные люди, они умели писать и читать. А вот на чем жрецы писали и какие книги читали вы мне сами и расскажите.

Проходите и садитесь за столы. Посмотрите на ваших столиках лежат разные природные материалы. Что на столах? 

-Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте что- нибудь на песке. 

- Скажите, ваши изображения видны?

-Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому- нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.

- Что стало с вашей надписью? 

Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?

-Потому что песок какой? 

- Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.

-значит, подходит песок для хранения информации?

-Давайте попробуем нарисовать на воде, опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь 

- Что получается, ребята?  - Почему?

-Давайте воду отодвинем в сторону и возьмем тарелочку с глиной. Попробуем нарисовать круг в центре на глине.

- Так, молодцы, а теперь поставим пять точек, вдавливайте глину. Считаем вместе. Получилось?

-Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией? 

- Она осталась? 

- Подуйте на нее 

- Что с ней стало? 

- Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? 

- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы,  - Давайте посмотрим, как они это делали.

- Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.

Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины сушили, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.

-Как вы думаете, удобными были такие книги?

- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна.

Пройдемте к нашей машине времени. Сейчас мы с вами окажемся в другой стране и в другом времени. Но чтобы нам туда попасть, нужно передавать палочку - перемещалочку.

-Мы с вами попали в страну Древний Китай

 Это великая китайская стена, это дворец императора - это самый главный человек в Китае. В Китае люди всегда выращивали выращивают чай и  рис.

 - А еще я знаю, что китайцы много времени уделяют своему здоровью. И я даже знаю китайскую гимнастику и предлагаю вам ее сделать. Встаньте  на ковре, чтобы друг другу не мешать.

  Китайская гимнастика

Первое упражнение. руки опустите вниз, ноги вместе. Сначала поприветствуем солнце. Слегка наклониться вперед Потом руки поднимаем вверх и плавно опускаем вниз (2 раза).

Китайцы очень любят зонтики, поэтому превращаемся в зонтики (Упражнение "Зонтики" - плавные пружинки вправо, влево, руки слегка приподняты, ниже талии)

А теперь мы деревья - высокие и стройные (Руки вверху, ладошки соединить. Ногу согнуть и поставить стопу на колено другой ноги. Исходное положение, то же другой ногой.)

Дыхательное упражнение "Х-Ха".

А еще в Китае очень любят чай. Превращаемся в чайник. Одна рука на пояс - это ручка. Другая в сторону - это носик. наклон в сторону - будто чай наливаем. Слегка приседаем. А теперь в другую чашку.

Но чай горячий. Его нужно остудить. Подуем на него (Дыхательное упражнение "Остудим чай")

- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. 

История древней книги в Китае была очень интересной. Первую книгу в Китае сделали из шелка.

- А что такое шелк?- это такая нежная ткань,

 ее нарезали маленькими кусочками и потом эти странички сшивали, получались шелковые книги, посмотрите на экран. В таких книгах китайцы писали при помощи кисточки и красок.

Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц, и написать на них специальные символы, которые называются иероглифы, а ну-ка, повторите за мной — иероглиф! Вот это — горы, этот иероглиф означает — человека, а это — рисовое поле.

Я предлагаю вам написать понравившийся иероглиф на ваших шелковых страницах.

-Берите кисточки и начинаем работать

- Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.

--Ребята, я открою вам секрет, что после изобретения шелковых книг, они изобрели бумагу, но китайцы долго хранили этот секрет,  не раскрывая никому. Но об этом мы поговорим в другой стране, в другое время.

И прошу всех вас прошу пройти в машину времени, чтобы переместиться в новое время.

 - Ребята мы с вами переместились в Древнюю Русь, так раньше называлась наша с вами страна Россия. Русь всегда славилась своими красивыми городами, своими могучими и сильными богатырями, своим рукоделием и ремеслом, своей природой.

- Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. Ребята, а что такое береста? (если дети не отвечают, педагог обращается к экрану, "ребята, посмотрите на что это похоже?").

 - И первые книги на Руси, действительно были из бересты. И писали на ней с помощью вот такой специальной острой палочки. А потом появилась бумага. И на ней стали писать летописцы.

Летописец- в древности человек, чаще монах, записывающий происходящие события - пишущий летописи.

 Их труд был очень тяжелый. Поэтому они так обрадовались, когда появились первые печатные книги. Посмотрите на наш умный экран.

Но прежде изобрели печатный станок,  Оказывается, буквы для первых печатных книг на Руси вырезали из дерева. Затем на них наносили краску и прижимали к листу бумаги.  Вот такая была первая печатная книга.

Предлагаю вам стать книгопечатниками и попробовать напечатать одну страничку  книги. Хотите? Тогда пройдемте вместе со мной к столу, на котором мы и будем печатать. На столе лежат буквы - печати. Выберете букву с которой начинается ваше имя, нанесите краску на печать и приложите ее к листу бумаги. А потом можете украсить печатную страничку с буквой разными печатными узорами. Ну что ж приступайте, мне не терпится посмотреть, что же у нас получится!

- Ну, что ребята, наше время путешествия подошло к концу и нам с вами пора отправляться в обратный путь, в настоящее. Прошу вас всех пройти в машину времени.

 - Обратите внимание на экран. Куда мы попали?  Мы попали в родной город в наш детский сад. Обратите внимание на экран.

-А это современные книги: художественные, исторические… Есть книга с шёлковым переплётом и даже с золотыми страницами…

А такие красивые книги мы читаем с вами сейчас.

-Вы знаете, как нужно обращаться с книгами?

Он нам сегодня очень помог и на последок приготовил задание.

Давайте его выполним. "Какими были первые книги?"

-Глиняные

- Шелковые

- Печатные

Обратите внимание на экран. Он кое что написал. Читаем вместе: "Вы молодцы" и достойны награды. Я хочу вручить вам в память о нашем занятии книгу сказок в группу.

Показать флешку

Показать на экране изображение книги.

Но было время, когда люди не умели делать бумагу и книги были из самых разных материалов. Чтобы узнать какими были первые книги, нам надо будет отправиться в прошлое.

Помощник включает  «машину времени» световой и звуковой сигнал. Воспитатель берет «волшебную палочку» .

Идет слайд - шоу на экране при помощи проектора, которое сопровождается рассказом педагога и звучит тихая музыка).

Показ слайд

включает  «машину времени» световой и звуковой сигнал. Воспитатель берет «волшебную палочку».

Показ слайдов сопровождается рассказом воспитателя и звучит музыка.

Положить влажные салфетки

На экране слайд шоу

Включить машину времени: свет и звук.

Воспитатель обращает внимание детей  на экран

Фото

 

Звучит музыка для гимнастики.

(идет слайд - шоу сопровождающее рассказом )

Включить музыку Китая.

Включить машину времени

Показ слайдов про Русь, музыка

(на экране идет показ слайд-шоу).

(на экране слайды с фотографиями родного города, детского сада).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД в старшей группе "По страницам книжной истории"

конспект открытого занятия в старшей группе . В приоритете- познавательно-исследовательская деятельность...

Конспект интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Страницы книжной истории»

Данное занятие знакомит   детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире....

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Страницы книжной истории»

Данная разработка позволяет познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свой...

конспект НОД Тема: «Страницы книжной истории»

Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.Задачи:- стимулирование познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природ...

Конспект образовательная деятельность в старшей группе "Страницы книжной истории"

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.  В ходе познавательной и экспериментальной деятельности дети узнают историю книги, знакомятся с разными материалами . Занятие носит ...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей логопедической группе "По страницам книжной истории"

Конспект интегрированного занятия в логопедической группе для детей 5-7 лет...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему: "Страницы книжной истории"

Формировать интерес к созданию книги. Познакомить с первыми письменными материалами: глина,ткань, береста, бумага. Познакомить с нетрадиционным способом рисования: печатки из картофеля. Закрепить умен...