ООД "По страницам книжной истории"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В процессе ООД дети знакомятся с историей создания книги в разных странах мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
По страницам книжной истории. | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Страницы книжной истории»
Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.
Задачи:
- стимулирование познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природных материалов;
- активизация диалогической речи, обогащение активного словаря;
- использование различных форм работы детей;
- развитие у детей творческого воображения путем использования активных форм обучения.
Ход НОД:
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.
- Я знаю, что вы очень дружные, любите узнавать что-нибудь новое и интересное.
Я хочу загадать вам загадку, и только отгадав её, вы поймёте, о чем у нас сегодня пойдёт речь.
Я всё знаю, всех учу
А сама всегда молчу
Чтоб со мною подружиться
Читать нужно научиться (Книга)
Дети: Книга
- Вы любите читать книги?
- Какие книги вы читали? (Ответы детей)
- Вот как много разных книг вы читаете!.
Никто не знает точно, когда родилась Книга Когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал и изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не прервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые уже когда-то были сделаны.
-Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
-Замечательно. Тогда разрешите пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ.
- Скажите, а вы знаете, как появилась книга?
-Хотите это узнать?
-Тогда нам нужно отправиться в прошлое.
- Но как нам туда попасть? (варианты)
- Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет: она перед вами.
- Включите нам, пожалуйста, «машину времени». Мы хотим попасть в прошлое. (помощник включает «машину времени» световой и звуковой сигнал. Воспитатель берет «волшебную палочку»).
-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились?
(Свет выключается. Дети перемещаются в прошлое, стоя в кругу).
-Встаем в круг. (музыку выключают).
-Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет. Там открыли первую книгу. Туда мы и переместимся. Передаем друг другу нашу волшебную палочку-перемещалочку. (передают палочку по кругу)
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕГИПЕТ)
- Какие молодцы, посмотрите (воспитатель подходит к проектору и поворачивает экран к детям) мы с вами попали в древний Египет
(звучит музыка древнего Египта, на экране картинки Египта).
-Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать. Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).
- Для вас на столах приготовлены различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. (ответы детей: песок, глина, вода).
-Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте что- нибудь на песке. (Дети пишут, рисуют)
- Скажите, ваши изображения видны? (да)
-Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому- нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.
- Что стало с вашей надписью? (ответы детей)
Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?
-Потому что песок какой? (сыпучий)
- Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.
-Давайте попробуем нарисовать на воде, опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь (дети рисуют).
- Что получается, ребята? (ничего)
- Как же так, а почему (дети отвечают)
-Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете- не видно!
-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине.
- Так, молодцы, а теперь поставим пять точек, вдавливайте глину. Получилось?
-Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией? (сохранилась)
- Она осталась? (да)
- Подуйте на нее (дуют)
- Что с ней стало? (сохранилась)
- Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? (да)
- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).
- Давайте посмотрим, как они это делали (фото).
- Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.
Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.
- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна.
(перемещаются в машине времени под музыку)
-Сейчас мы окажемся в древнем Китае. (передают палочку по кругу).
- Ребята, следующей страной, куда мы отправились, стал Китай, ведь Китай- родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени (проходят к проектору, на котором показан Китай)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ»
- Вот перед нами китайская страна: это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).
В Китае люди всегда выращивали чай, рис, а это — китайский Новый Год (слайд, он считается самым главным праздником в Китае.
- А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью. Следили за своим телом, выполняя гимнастику.
- Я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику. Хотите попробовать?
- Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.
- Молодцы.
- Готовы?
Динамическая пауза. ЗВУЧИТ МУЗЫКА
1.Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)
2. Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз.
3.Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики (повороты вправо, влево с полуприседанием)
-Молодцы! Какие красивые зонтики!
4.А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили. -Молодцы.
5.А еще в Китае любят чай. Наливаем чай, изобразим чайник (наклоны вправо, наливаем чай в чашку, затем влево - в другую чашку).
6.Чай горячий ( ладошки соединили, подули).
7.Подаем чай (руки вперед)
8.Птицы ( одна рука вверх-вперед, другая вниз-назад(хвост)
-Молодцы, вы очень красивые птицы!
9.Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» (повторяем)
- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (садятся на ковер)
- История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке,- это такая нежная ткань, ее нарезали маленькими кусочками и потом эти странички сшивали, получались шелковые книги.(слайд)
Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц и написать на них
-Дело в том, что в Китае для написания книг используют специальные символы, которые называются иероглифы, а ну-ка, повторите за мной — иероглиф!
- Вот это — горы,
- Это река
-Этот иероглиф означает — человека,
- Это — рисовое поле.
- Это – солнце
- А это трава
Я предлагаю вам написать понравившийся иероглиф на ваших шелковых страницах.
-Берите кисточки и начинаем работать!
Дети пишут
Воспитатель следит за работой и коментирует (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).
- Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.
-Я открою вам секрет: китайцы - очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели - была бумага. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали
втайне от других народов. И только через века все узнали, как делать это чудо. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени, договорились?
-Пойдемте в нашу машину времени!
(Перемещаются с палочкой в «машине времени» под музыку)
--Молодцы, ребята, успели! Мы чуть не остались между мирами!
Ребята , мы с вами оказались в Древней Руси!
Звучит русская народная музыка.
Презентация «Древняя Русь»
--Русь всегда славилась своими деревянными городами.
-Богатырями Русскими.
--Своим рукоделием
--И конечно же праздниками
Слайд «Березовая роща»
--Ребята, а вы знаете, что на Руси сначала писали на бересте
--А кто-нибудь знает, что такое береста?
(слайд береста)
--Посмотрите на что это похоже? (На кору)
--Береста-это кора березы. Писали на ней с помощью специальной острой палочки- выцарапывали. А потом появилась бумага. И на ней стали писать летописцы. Их труд был очень тяжелый.
(слайд летописцы)
--Поэтому они очень обрадовались, когда книги стали печатать и появилась настоящая печатная книга.
А как же это произошло?
--Смотрите.
(слайд деревянные буквы)
Основал книгопечатание на Руси Иван Фёдоров. Он так и вошёл в историю как первопечатник.
- Каким же образом он это делал? Изготовил буквы из дерева, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст. Делали оттиски. Это было намного быстрее, чем писать вручную. - Чтобы книга привлекала внимание, ее красиво оформляли: рисовали картинки, страницы украшали иллюстрациями.
- Вот такая была первая печать.
- А давайте мы сейчас это и проверим.
-Предлагаю вам стать книгопечатниками и сделать такую печатную страницу.
-- Хотите? (Да)
--У меня лист бумаги, на котором я напечатала текст, а вы с помощью печатных оттисков сделаете иллюстрацию к тексту, который здесь написан.
--Сейчас я прочитаю, что здесь написано.
Кленовый лист.
Кленовый лист манит красой,
Весь с окантовкою резной,
Раскрашен мастерски природой,
Чарует в разную погоду….
Красиво пел берёзке песни,
Всегда казалось будут вместе.
Вдруг появился ветер злой,
Нарушил радость и покой.
Нагрянула красотка -осень,
Лист дерзко ею с веток сброшен,
Всё закружило листопадом…..
С берёзкой не остался рядом.
Унылый миг и расставанье,
Куда девались все признанья?
Берёзка шаль тоски одела,
Но осень их не пожалела…
--Ребята, о чем это стихотворение? (О каком времени года? О листе какого цвета?)
---Нам нужно создать изображение к тексту .Для этого мы возьмем листья. Это будут наши печати ( оттиски).
---Раскрашенные листья кладите на нашу книжную страничку, краской вниз.
Дети работают .Воспитатель следит за выполнением работы. Раскрашенные листы кладут на лист, воспитатель накрывает таким же листом, вместе с детьми разглаживают, убирают листики.
---Посмотрите ребята, какую мы с вами создали книжную страницу.
--Молодцы.
-Вытирайте руки салфетками. Нас ждет машина времени.
Садимся в машину времени. Передаем палочку-перемещалочку.
- Мы с вами перенеслись в современный мир.
-- Флаг какого государства вы видите на экране?
Слайд (Российский флаг).
Дети. Это Россия.
Слайд (Москва, Кремль).
--А город узнали?
Дети (Москва).
--Молодцы, вы узнали столицу нашего государства.
--Ребята, я хочу задать вам вопрос.
--Мы с вами узнали какие книги были раньше. Да?
--А как же сейчас, в современном мире сохраняют информацию?
(При затруднении воспитатель обращает внимание на атрибуты)
-А где еще можно? (на дисках, в компьютере, в письмах)
Дети. (На бумаге).
--Да. Есть печатные современные книги, их печатают в типографиях.
--А еще? Какие нибудь технические средства вы знаете?
Дети (На флэшке, в компьюторе, в планшете, на диске, в письмах)
--Молодцы, ребята, вы так много знаете. А вы знаете, что друг другу можно посылать видеописьма.
Сегодня как раз на адрес нашего детского сада пришло видео письмо.
(Дети подходят к экрану. Рефлексия.)
(Видео )
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Денис. Я живу в с. Воронцовка и учусь в 3 классе. В данный момент я нахожусь у себя дома.
- А вы сейчас где? (ответы детей)
- Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)
Дети. Мы путешествовали на машине времени. Побывали в Египте, рисовали на песке, воде, глине..
-Ребята какие книги были в Египте? ( Из глины).
Дети. Были в Китае. Рисовали на шелке.
- Какие книги в Китае ? ( Шелковые).
Дети. Были в Древней Руси. Там книги у нас были печатные.
Видеописьмо. -У вас очень интересно, вы все очень умные и хорошие ребята, но извините, мне пора учить уроки, так что всего вам хорошего, слушайте своих воспитателей!
- До скорой встречи!
Воспитатель:
-Молодцы! Мне с вами было очень интересно! А вам понравилось наше путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ? (ответы детей)
Спасибо вам большое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страницы книжной истории
Знакомство детей с историей создания книги...
конспект НОД в старшей группе "По страницам книжной истории"
конспект открытого занятия в старшей группе . В приоритете- познавательно-исследовательская деятельность...
Познавательное развитие.Непосредственная Образовательная Деятельность для детей 6-7 лет. Тема «Страницы книжной истории».
Расширение знаний детей об основных моментах создания книги, путем расширения представлений об окружающем мире....
Конспект интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Страницы книжной истории»
Данное занятие знакомит детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире....
Конспект занятия "По страницам книжной истории"
Познавательно-исследовательское развитие...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Страницы книжной истории»
Данная разработка позволяет познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире, активизировать познавательно исследовательскую деятельность путем обследования свой...
Страницы книжной истории
Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года" с фото...