Программа по лепке для детей 5-8 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему
Документ содержит пояснительную записку к программе по изобразительной деятельности - лепке для детей 5-8 лет, учебно-тематическое планирование, диагностические задания и диагностичекую карту с критериями оценки деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnyy_sunduchok.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор ГОУ ЦДиК «Южный» Методист ЮОУО
__________ В.Н. Грубиян ________Е.В. Тарасова
___ноября 20__г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» __________________________________________________________________________________________________________________________
ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
(программа по изобразительной деятельности – лепке для детей 5-8 лет)
Составитель:
учитель-логопед
ЦДиК «Южный»
Попова Г.Н.
Составлена на базе программы Марины Глазовой «Я леплю из пластилина»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и педагогическая целесообразность
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, усидчивость ребенка, умение наблюдать, выделять главное, развивают трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.
Направленность дополнительной образовательной программы – художественно-эстетическая.
Цель программы: развивать творческие и коммуникативные способности ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.
Задачи:
1. образовательные:
– обогащать представление об искусстве (скульптура малых форм);
– формировать умение лепить предметы из пластилина;
– учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности и самостоятельных поисков;
– учить самостоятельно пользоваться способами лепки и выразительными средствами.
2. развивающие:
– развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
– развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус;
– развивать творчество и инициативу.
– развивать ручную умелость, мелкую моторику пальцев рук;
3. воспитательные:
– способствовать формированию у детей эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;
– воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
– формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы;
– формировать навыки сотрудничества.
4. здоровьесберегающие:
– соблюдать режим охраны зрения;
– учить правильной посадке за рабочим местом.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. Таким образом, создаются условия для гармоничного восприятия ребенком информации и знаний, а также воплощение, т.е. творческая переработка их в своих собственных художественных произведениях.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Настоящая программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-8 лет).
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма и режим занятий
Форма работы групповая, в группах по 5 детей. Программа предполагает проведение четырех занятий в месяц. Продолжительность занятия 30 минут.
Ожидаемые результаты
В результате обучения дети должны знать:
- название и назначение инструментов, материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные свойства обработки;
- правила организации рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами ручного труда;
- выполнять работы самостоятельно;
- сотрудничать со своими сверстниками, проявлять товарищескую помощь.
Оценка результатов
Для определения результатов работы осуществляется диагностика приобретенных умений и навыков (см. приложение).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Выполнение совместной коллективной работы; выставка детских работ.
Основное оборудование: фартук или старая одежда; нож (стек); пластилин; дощечки для пластилина; клеенка; демонстрационные пособия (предметы правильной геометрической формы, рисунки-плакаты с поэтапной лепкой изделия, альбомы с образцами, фотографиями).
Учебно-тематическое планирование*
№ | Тема занятия | Количество часов | Задачи темы | Содержание занятий | Изделие |
1 | Диагностическое занятие | 1 | Оценить уровень сформированности умений и навыков лепки изделий из пластилина | 1. Вводная беседа 2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются» 3. Лепка изделий 4. Физминутка | «Фрукты», фигура человека |
2 | «Магазин игрушек» | 3 | 1. познакомить детей с оборудованием, лепным материалом, его свойствами; 2. познакомить детей со способами раскатывания шара и требованиями к форме. | 1. Вводная беседа, изучение и рассматривание необходимых инструментов для работы, схем 2. Пальчиковые упражнения «Шалашик-домик», «Матрешки» 3. Лепка изделий 4. Зрительная гимнастика с использованием презентации 5. Игра «Магазин игрушек» | «Мячи», «Неваляшка» |
3 | 1. познакомить детей с раскатыванием формы «цилиндр», со способом его резания; 2. закрепить знания по исполнению большого шара. | «Дерево» | |||
4 | 1. закрепить полученные знания по исходной форме цилиндр; 2. познакомить детей с базовым изделием пирамида цилиндрическая на основе двух форм: цилиндра и жгута цилиндрического; 3. познакомить детей с исходной формой конус. | «Пирамидка коническая» | |||
5 | «Картина из пластилина» | 2 | 1. познакомить детей с техникой размазывания пластилина; 2. учить смешивать пластилин разных цветов для получения необходимого оттенка; 3. закрепить известные исходные формы. | 1. Беседа об осени по картинкам 2. Пальчиковые упражнения «Осень в лесу» 3. Лепка изделия 4. Физминутка «Листья осенние» 5. Подведение итогов | «Осеннее небо» |
6 | |||||
7 | «Чаепитие» | 4 | 1. познакомить детей с приемами использования цилиндрического жгута, с новой исходной формой жгут веретенообразный; 2. тренировать глазомер; 3. познакомить детей со схемами и обозначениями на них; 4. закреплять полученные знания. | 1. Дидактические игры «Подбери пару», «Чего не хватает» 2. Пальчиковые упражнения «Мамины помощницы», «Федорино горе» 3. Лепка изделий 4. Чтение стихотворения «Чаепитие» В. Шипуновой 5. Сюжетно-ролевая игра в чаепитие 6. Просмотр отрывка из мультфильма «Федорино горе» | «Тарелка», «Баранки» |
8 | «Крендель», «Конфеты» | ||||
9 | «Чайник и сахарница» | ||||
10 | «Чашки и блюдце» | ||||
11 | «С Новым годом!» | 3 | 1. закрепить известные исходные формы; 2. учить детей составлять композицию. | 1. Беседа о зиме и Новом годе 2. Рассматривание игрушек снеговика, деда Мороза и елки 3. Пальчиковые упражнения «Елочка», «Дед Мороз», «Мы во двор пошли гулять» 4. Лепка изделия 5. Просмотр отрывка из мультфильма «Снеговик-почтовик» 6. Составление композиции из выполненных изделий | «Снеговик» |
12 | «Елочка пушистая» | ||||
13 | «Дед Мороз» | ||||
14 | «Кто на листике живет?» | 3 | 1. расширить и дополнить предметный ряд программы; 2. изучить новые приемы лепки, подготовить к лепке более сложных изделий. | 1. Отгадывание загадок о насекомых 2. Рассматривание картинок с изображением насекомых 3. Пальчиковые упражнения «Бабочка», «Божья коровка» 4. Лепка изделий 5. Физминутка «Пчелки и цветы» 6. Просмотр отрывка из мультфильма «Муха-цокотуха» | «Гусеница», «Сороконожка» |
15 | «Улитка» | ||||
16 | «Бабочка» | ||||
17 | «Урожай» | 6 | 1. учить детей применять разнообразные приемы изменения простых форм и превращения их в более сложные, приближенные к формам реальных, всем знакомых предметов; 2. научить детей другому способу использования жгута с изменением его формы придавливанием; 3. развивать у детей соразмерность при выполнении овощей и фруктов. | 1. Отгадывание загадок об овощах и фруктах с использованием презентации 2. Пальчиковые игры и упражнения «В нашем огороде», «Мы делили апельсин», «Дары осени»» 3. Рассматривание муляжей овощей и фруктов 4. Лепка изделий 5. Подведение итогов занятия. | «Блюдо», «Апельсины», «Лимоны» |
18 | «Вишня», «Яблоко», | ||||
19 | «Груша», «Банан» | ||||
20 | «Виноград», «Мандарин» | ||||
21 | «Корзина», «Морковь» | ||||
22 | «Свекла», «Капуста» | ||||
23 | «Большой праздник» | 2 | 1. тренировать знакомые действия доработки; 2. знакомить детей с лепкой новых предметов; 3. развивать у детей фантазийное воображение в результате украшения готовых изделий. | 1. Беседа о праздниках, рассматривание картинок 2. Дидактическая игра «Подбери по смыслу» 3. Пальчиковые упражнения «Повар», «Кто нам хлеб испек» 4. Лепка изделий 5. Игра «Кондитерский магазин» | «Торт», «Пирог» |
24 | «Блюдо овальное», «Мороженое» | ||||
25 | «Дары леса» | 2 | 1. познакомить детей с новыми приемами доработки исходных форм и соединения деталей между собой; 2. тренировать детей в пользовании схемами и условными графическими знаками. | 1. Беседа и рассказ о грибах 2. Рассматривание картинок с изображением грибов 3. Пальчиковые упражнения «Ежик», «Грибы» 4. Лепка изделий 5. Физминутка «За грибами» 6. Чтение стихотворения «Рассказ грибника» Г.Лагздынь 7. Подведение итогов | «Подосиновик», «Боровик», «Травка» |
26 | «Лисичка», «Мухомор» | ||||
27 | «Подарок папе» | 1 | 1. закрепить умения детей в составлении новых цветов; 2. познакомить детей с созданием открыток из пластилина; 3. развивать умение составлять композиции. | 1. Беседа о Дне защитников Отечества 2. Рассматривание поздравительных открыток 3. Пальчиковая гимнастика «Такие разные дела» 4. Создание открытки 5. Физминутка «Наша армия» | «Открытка» |
28 | «Подарок маме» | 1 | 1. учить лепке нового предмета – цветка; 2. развивать пропорциональность и соразмерность выполняемых деталей. | 1. Игра «Угадай, о ком говорю» 2. Рассматривание картинок с изображением цветов, уточнение строения цветка 3. Пальчиковая гимнастика «Цветы» 4. Лепка изделия 5. Упражнение «Подбираем теплые слова для мамы» | «Цветочный венок» (или «Цветы в вазе») |
29 | «Озеро» | 2 | 1. учить применению разнообразных приемов доработки; 2. знакомить детей с новым для них использованием исходных форм; 3. расширять предметный ряд, развивать фантазию и объемное видение. | 1. Просмотр сказки-презентации «Гадкий утенок» с голосовым сопровождением 2. Пальчиковые упражнения «Гусаки», «Считалочка» 3. Лепка изделий 4. Физминутка «Цапля» 5. Составление композиции из выполненных изделий | Утка», «Гусь» |
30 | «Лебедь», «Улитки» | ||||
31 | «Птичий двор» | 2 | 1. знакомить с применением исходных форм в новых изделиях, расширять предметный мир, развивать объемное мышление; 2. познакомить детей с народным промыслом, со стилем росписи дымковской игрушки. | 1. Рассматривание дымковских изделий, иллюстраций 2. Пальчиковые упражнения «Петушок», «Курочка» 3. Лепка изделий 4. Физминутка «Собираем зернышки» 5. Чтение стихотворения «Храбрый петушок» Г. Лагздынь 6. Подведение итогов | «Курица с цыплятами» |
32 | «Петушок» | ||||
33 | «Ракетодром» | 1 | 1. закрепить выполнение известных форм; 2. развивать соразмерность и воображение при оформлении композиции. | 1. Беседы с детьми о достижениях в космосе, о космонавтах и ракетах 2. Рассматривание картинки с изображением ракет 3. Пальчиковая гимнастика «Путешествие» 4. Лепка изделия 5. Чтение стихотворения «Космонавт» Г. Лагздынь | «Ракета малая», «Ракета большая» |
34 | «Пасха» | 1 | 1. знакомить детей с лепкой новых изделий; 2. изучать яйцевидную форму, применяемую в лепке других изделий; 3. повторить изученные ранее приемы и формы. | 1. Беседа о Пасхе 2. Пальчиковая гимнастика «Кто нам хлеб испек» 3. Лепка изделия | «Кулич», «Яйца», «Свечи» |
35 | «Море» | 2 | 1. учить детей строить многофигурную композицию, которая представляет собой морское дно с разнообразными его обитателями; 2. объяснить задачи композиции, принцип компоновки и обратить внимание на оптимальное количество персонажей, их разнообразие по величине и характеру. | 1. Отгадывание загадок о морских обитателях 2. Чтение сказки Волынец Н.И. «Очень страшное слово» 3. Пальчиковые упражнения «Море», «Рыбка» 4. Лепка изделий 5. Игра с использованием SMART-доски «Кто где живет» | «Морская звезда», «Рыбка» |
36 | «Осьминог», «Морской конек» | ||||
37 | «Джунгли» | 3 | 1. знакомить с новыми более сложными в исполнении изделиями; 2. закрепить изученный материал. | 1. Просмотр отрывка из мультфильма «Маугли» 2. Пальчиковые упражнения «Слон», «Тигренок» 3. Лепка изделий 4. Физминтука «Пробираемся через джунгли» 5. Составление композиции из выполненных изделий | «Слон» |
38 | «Черепаха» | ||||
39 | «Пальма» | ||||
40 | «Древний мир» | 2 | 1. знакомить с новыми более сложными в исполнении изделиями; 2. закрепить изученный материал. | 1. Беседа о динозаврах 2. Рассматривание картинок с изображением динозавров 3. Пальчиковая гимнастика 4. Лепка изделий 5. Подведение итогов | «Динозавр на четырех лапах» |
41 | «Динозавр на двух лапах» | ||||
42 | Диагностическое занятие | 1 | Оценить уровень сформированности умений и навыков лепки изделий из пластилина | 1. Беседа «Чему мы научились» 2. Пальчиковая гимнастика «Шалашик-домик» 3. Лепка изделий 4. Физминутка | «Фрукты», фигура человека |
* Все занятия включают теоретический материал и практические задания
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексахин Н.Н. Методика преподавания лепки в детском кружке / Н.Н. Алексахин. – М., Агар, 1998.
2. Глазова М. «Я леплю из пластилина» / М. Глазова // Начальная школа. – 2003. - № 28.
3. Карт В., Петров С. Учимся лепить из пластилина / В. Карт, С. Петров. – М., АСТ, 2006.
4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова. – М., Просвещение, 1991.
5. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества / Т.С. Комарова. – М., Альма-матер, 1994.
Диагностические задания
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Учить детей передавать форму, строение, пропорции и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы: оттягивание, сглаживание и др. | «Фрукты» Материалы: груша, банан, яблоко или другие фрукты. Пластилин, стеки, доски для лепки | Беседы о том, что осенью в садах собирают урожай фруктов, рассматривание разных фруктов. Провести обследование выбранных для лепки фруктов. Спросить детей о названии формы, исходной для лепки (шар, цилиндр). Предложить вспомнить и объяснить приемы лепки. В процессе лепки обращать внимание на необходимость точно передавать натуру. Вместе с детьми сравнить изображения с натурой, отметить, что получилось хорошо, а что не удалось. | Согласно таблице «Критерии оценки» |
Учить детей лепить фигуру человека в движении. Добиваться отчетливости в передаче формы, движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. | «Как мы играем зимой на участке» Материалы: пластилин, стеки, доски для лепки. | Игры на прогулке, наблюдения за движениями детей. Поговорить о том, как играют дети зимой на прогулке, предложить напомнить (вызывая для этого детей) их позы и движения. По окончании предложить детям выбрать наиболее интересные, выразительные фигурки, объяснить выбор, рассказать об изображенном движении. |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Дата проведения диагностики: начало года______________ конец года________________
№ п/п | Ф. И. ребенка | Форма | Строение | Пропорции | Композиция | Передача движения | Итого баллов | Средний балл/ уровень развития |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Характеристика оценки детей имеет три уровня:
Высокий уровень 3 -2.4 балла – в процессе лепки ребёнок создает образ разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию, точно передает формы соотношением частей по величине, использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, вдавливание, сплющивание, прищипывание, оттягивание). Стремится украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Средний уровень 2.3 – 1.8 балла – в процессе лепки не всегда передает форму соотношение предметов по величине. В создании коллективных композиций обращается за помощью к педагогу. Ребёнок владеет основными способами лепки, но нуждается в отработке приемов (оттягивания, прищипывания), для украшения использует стек.
Низкий уровень 1.7 -1 балл – в процессе лепки не всегда точно передает форму и образ предметов игрушек, не владеет основными приемами лепки, не использует стек для украшения. В процесс работы обращается постоянно за помощью к воспитателю.
Начало года:
Высокий уровень______________ детей___________ %
Средний уровень______________ детей___________ %
Низкий уровень_______________ детей___________ %
Конец года:
Высокий уровень______________ детей___________ %
Средний уровень______________ детей___________ %
Низкий уровень_______________ детей___________ %
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей по разделу «Изобразительная деятельность. Аппликация и лепка» для детей 5-6 лет (старшая группа)
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об ...
Рабочая учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» образовательный компонент «Лепка» для детей дошкольного возраста (4-7 лет). Кружок «Волшебные пальчики»
Техника пластилиновой живописи в лепке уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумаывают новые цвета и оттенки из пластилина. Это разнообразит палитру, сближает лепку с рисование...
Программа по творческому развитию детей с нарушением интеллекта (лепка)
Программа по лепке...
Программа кружка по лепке для детей среднего дошкольного возраста: "Разноцветный мир пластилина"
Программа кружка по лепке для детей среднего дошкольного возраста...
Модельная дополнительная общеразвивающая программа кружка «Мастерская маленьких волшебников» по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста
Модельная дополнительная программа кружка "Мастерская маленьких волшебников" по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошк.обр.для детей 2 мл.гр по рисованию и лепке
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошк.обр.для детей 2 мл.гр по рисованию и лепке...
Программа по лепке для детей средней группы "Волшебные ручки"
Предлагаю вам программу по лепке для детей средней группы "Волшебные ручки"...