Программа по творческому развитию детей с нарушением интеллекта (лепка)
методическая разработка по аппликации, лепке по теме
Предварительный просмотр:
Программа по творческому развитию детей
с нарушением интеллекта (лепка)
Пояснительная записка
Актуальность
Рабочая программа составлена на основе программ:
1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.-М.2005г.
2. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. Под редакцией Н. Ф. Дементьевой.-М.1993г.
Актуальность
Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребёнка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичным материалом, ребёнок усваивает способы передачи основных признаков предмета-формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделение его формы. Концентрируется внимание ребёнка на предмете, выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются сначала в пассивной, а затем в активной речи ребёнка. Это доступный вид деятельности для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Целенаправленное использование лепки, как средства коррекции в процессе обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Положительное влияние на ход проведения занятий оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего занятия. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др.
При разработке «Программы» учитывался тот факт, что в специально созданной коррекционно-развивающей среде дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью способны развиваться. Однако даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов, задержка проявления дифференцированных эмоциональных реакций, слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции — коммуникативную, познавательную, регулирующую. Для этих учащихся характерны ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скудость представлений, не сформированность способов восприятия, социальная незрелость. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и подростков. Длительная невостребованность их потенциальных способностей в сочетании с отсутствием помощи взрослого в развертывании своей собственной программы развития приводят к тому, что фактически все формы активности находятся у них в обедненном, а нередко в редуцированном виде.
Учащиеся могут овладеть элементарными предметно-практическими и трудовыми действиями в минимальной степени и зависимы от взрослых, требуя постоянного ухода и сопровождения.
Цель и задачи программы:
Цель: максимальное включение детей в образовательный процесс, а также освоение ими практических навыков и умений работы с пластичными материалами.
Задачи:
1.Знакомить детей со свойствами различных пластичных материалов. 2.Учить наблюдать за действиями взрослого, совершать действия, в совместной деятельности, по подражанию и показу.
3.Формировать основные приёмы работы с пластичным материалом.
4.Формировать у детей представление о поделках как об изображениях реальных объектов.
5. Воспитывать у детей интерес к процессу лепки.
6. Воспитывать у детей умение аккуратного выполнения работы.
Инструментарий учителя:
- рабочая программа
- учебно-методическое обеспечение
- предметно-развивающая образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (дидактический, иллюстративный, литературный материал)
Виды и формы организации учебного процесса
Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала)
Формы работы на занятии: фронтальная, с индивидуальным и дифференцированным походом, групповая и индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные.
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится (в начале года) и итоговая (в конце года).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная (авторизованная) программа «Художественно – творческого развития детей. Ромашка» для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
программа позволяет организовать работу кружка по изодеятельности, которая предполагает использование различных техник рисования, лепки, конструирования, предлагает перспективное планирование да...
Модифицированная (авторизованная) программа «Художественно – творческого развития детей. Ромашка» для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Программа включает 4 раздела: «Ребенок и изобразительная деятельность», «Ребенок и аппликационные работы», «Тестопластика в детском творчестве», «Ребенок и художественный труд».Программа носит и...
Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровы...
Дополнительная программа познавательно-творческого развития "Сказки на коврографе"
Игры Воскобовича...
Конспект занятия по ИЗО деятельности с детьми с нарушением интеллекта (лепка)
Конспект занятия по лепке с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения...
Проект "Мир сказок" для детей с ОВЗ (задержка психического развития и нарушение интеллекта)
Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства -это прежде воспитание с...