Программа по творческому развитию детей с нарушением интеллекта (лепка)
методическая разработка по аппликации, лепке по теме

Белова Ирина Васильевна

Программа по лепке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по творческому развитию детей

с нарушением интеллекта (лепка)

Пояснительная записка

Актуальность

Рабочая программа составлена на основе программ:      

1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.-М.2005г.

2. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. Под редакцией Н. Ф. Дементьевой.-М.1993г.

Актуальность

Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребёнка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичным материалом, ребёнок усваивает способы передачи основных признаков предмета-формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделение его формы. Концентрируется внимание ребёнка на предмете, выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются сначала в пассивной, а затем в активной речи ребёнка. Это доступный вид деятельности для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Целенаправленное использование лепки, как средства коррекции в процессе обучения детей с умеренной и тяжёлой  умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Положительное влияние на ход проведения занятий оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего занятия. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др.

При разработке «Программы» учитывался тот факт, что в специально созданной коррекционно-развивающей среде дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью способны развиваться. Однако даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов, задержка проявления дифференцированных эмоциональных реакций, слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции — коммуникативную, познавательную, регулирующую. Для этих учащихся характерны ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скудость представлений, не сформированность способов восприятия, социальная незрелость. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и подростков. Длительная невостребованность их потенциальных способностей в сочетании с отсутствием помощи взрослого в развертывании своей собственной программы развития приводят к тому, что фактически все формы активности находятся у них в обедненном, а нередко в редуцированном виде.

Учащиеся могут овладеть элементарными предметно-практическими и трудовыми действиями в минимальной степени и зависимы от взрослых, требуя постоянного ухода и сопровождения.

Цель и задачи программы:

Цель: максимальное включение детей в образовательный процесс, а также освоение ими практических навыков и умений работы с пластичными материалами.

Задачи:

1.Знакомить детей со свойствами различных пластичных материалов.                                                                                               2.Учить наблюдать за действиями взрослого, совершать действия, в совместной деятельности, по подражанию и показу.

3.Формировать основные приёмы работы с пластичным материалом.

4.Формировать у детей  представление о поделках как об изображениях реальных объектов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

5. Воспитывать у детей интерес к процессу лепки.

6. Воспитывать у детей умение аккуратного выполнения работы.

    Инструментарий учителя:

  • рабочая программа
  • учебно-методическое обеспечение
  • предметно-развивающая образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (дидактический,  иллюстративный, литературный материал)

 

    Виды и формы организации учебного процесса

Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом;  систематизации и обобщению изученного материала)

 Формы работы на занятии: фронтальная, с индивидуальным и дифференцированным походом, групповая и индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные.

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится  (в начале года) и  итоговая (в конце года).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная (авторизованная) программа «Художественно – творческого развития детей. Ромашка» для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

программа позволяет организовать работу кружка по изодеятельности, которая предполагает использование различных техник  рисования, лепки, конструирования, предлагает перспективное планирование да...

Модифицированная (авторизованная) программа «Художественно – творческого развития детей. Ромашка» для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Программа включает 4 раздела: «Ребенок и изобразительная деятельность», «Ребенок и аппликационные работы», «Тестопластика в детском творчестве», «Ребенок и художественный труд».Программа носит и...

Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровы...

Конспект занятия по ИЗО деятельности с детьми с нарушением интеллекта (лепка)

Конспект занятия по лепке с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения...

Проект "Мир сказок" для детей с ОВЗ (задержка психического развития и нарушение интеллекта)

Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства -это прежде воспитание с...