Занятие по нетрадиционной аппликации «Русская матрёшка»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Занятие по нетрадиционной аппликации «Русская матрёшка»
- Познакомить детей с народным промыслом «Гжель».
- Познакомить с историей возникновения матрёшечного промысла, c промыслами матрёшек расписанными под Гжель.
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам.
- Обучить навыкам работы с бумагой складывание, вырезание, разрезание на равные части оформления узора.
- Учить составлять узор из сложенной бумаги.
- Развивать творческие способности детей: память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.
- Воспитывать умение доводить работу до конца
Оборудование: раскрашенные матрёшки из бумаги с готовым эскизом, клей ПВА, кисти для клея, баночки с клеем ПВА, кисти для клея, салфетки для рук, подкладная клеёнка, иллюстрации с изображением матрёшек Гжель, почтовый ящик, баночка с водой, мешочек, письмо в конверте, каталог «Гжель», музыка «Матрёшки».
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас занятие – аппликация.
Раздаётся стук в дверь, заносят посылку, из посылки воспитатель достает письмо, банку с водой и мешочек. Воспитатель зачитывает письмо:
«Дорогие ребята, вам пишет письмо добрый волшебник. Я сейчас нахожусь в Африке, здесь нуждаться в моей помощи! Здесь люди никогда не видели расписных игрушек. Вы могли бы прислать жителям Африки красивые игрушки. Я вам высылаю в помощь банку с водой, если вы отгадаете все мои загадки эта вода станет волшебной и поможет вам выполнить самые сложные задания! Удачи вам!»
Воспитатель: Ребята здесь еще письмо с заданиями и инструкция. Отрываем письмо с заданиями. Нужно отгадать загадки:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки.)
Воспитатель: Правильно дети, это матрёшка. Но добрый волшебник очень скучает по родным местам и просит украсить матрёшку росписью под гжель и прислать детишкам в Африку.
Знакомство с историей матрёшки
Существует такая легенда. Богатый купец привёз из Японии фигурку к себе в подмосковную усадьбу в село Абрамцево. Японская игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму пряталась вся его семья. (рис.) Однажды к купцу приехали гости, и хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная фигурка заинтересовала художника Сергея Малютина. Он решил сделать нечто подобное. Японскую игрушку он повторять не стал. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке, переодел в русский сарафан, а чтобы она выглядела интересней, пририсовал ей в ручки чёрного петуха.
И назвал матрёшкой.
Как вы думаете почему так названа матрёшка?
Имя Матрёна, Мотя, Матюша, тогда было широко распространено отсюда и название. Почему так одета. Девушки тех лет носили такие наряды. Матрёшка символизирует образ русской девушки.
Рассказ воспитателя о Гжели.
Расскажите- ка, откуда появилось это чудо?
Кто придумал эти краски, словно, взятые из сказки?
Гжель - это местечко под Москвой. Уже пять веков работают там мастера, которые делают и расписывают неповторимую посуду.
Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал - фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землей кормимся, глина - наше золото». На скудных землях тех мест, хлеб рос плохо, а глина была высококачественной, и леса кругом в достатке. Леса важны в промысле Гжели как топливо для обжига изделий.
2) Показ иллюстраций «Экскурсия по фабрике Гжельской майолики
3) Обобщение нового материала.
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобретала блеск.
(Стихотворение читают дети.)
Ай, да вазы, что за диво, хороши и та, и та,
Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Воспитатель: Ребята вы отгадали загадки прочитали стихи и я вам предлагаю сделать матрёшек для волшебника и жителей Африки чтобы они могли познакомятся с нашей национальной игрушкой и прекрасной росписью – гжель. Но, мы с вами забыли про волшебную воду. Давайте посмотрим, что же с ней произошло мы ведь отгадали загадки. Воспитатель достаёт волшебный мешочек и достаёт оттуда баночку с водой, вода в ней поменяла цвет и стала «волшебной».
Воспитатель читает инструкцию, в которой написано что если этой водой обрызгать руки, то все задуманное будет по плечу.
Воспитатель брызгает на руки детей «волшебной» водой. Волшебник написал, что действие «волшебной воды» быстро пройдёт и нужно скорей приступать к работе!
Воспитатель: Для начала необходимо размяться
Физминутка
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками.)
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами.)
Дети, давайте рассмотрим матрёшку, которую сделала я. Какие основные цвета я использовала в работе.
Дети: Синий, голубой, белый.
Воспитатель: Волшебник прислал нам матрёшек, которых надо украсить.
У вас на столах квадратики синей, голубой и белой бумаги.
Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами.
Дети выполняют работу под музыку «Русские матрёшки»
По окончании работы вывешиваются на доске.
Восп. Молодцы, ребята, я думаю, что детишкам в Африке очень понравятся наши матрёшки и они с удовольствие будут с ними играть. Но я вам не всё письмо вам прочитала. Волшебник написал, что волшебная вода будет и дальше помогать тем детям, которые будут трудолюбивы, которые будут выполнять самые сложные задания. Волшебник желает вам не бояться трудностей и добиваться своей цели!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_netraditsionnoy_applikatsii.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по нетрадиционной аппликации «Русская матрёшка»
- Познакомить детей с народным промыслом «Гжель».
- Познакомить с историей возникновения матрёшечного промысла, c промыслами матрёшек расписанными под Гжель.
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам.
- Обучить навыкам работы с бумагой складывание, вырезание, разрезание на равные части оформления узора.
- Учить составлять узор из сложенной бумаги.
- Развивать творческие способности детей: память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.
- Воспитывать умение доводить работу до конца
Оборудование: раскрашенные матрёшки из бумаги с готовым эскизом, клей ПВА, кисти для клея, баночки с клеем ПВА, кисти для клея, салфетки для рук, подкладная клеёнка, иллюстрации с изображением матрёшек Гжель, почтовый ящик, баночка с водой, мешочек, письмо в конверте, каталог «Гжель», музыка «Матрёшки».
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас занятие – аппликация.
Раздаётся стук в дверь, заносят посылку, из посылки воспитатель достает письмо, банку с водой и мешочек. Воспитатель зачитывает письмо:
«Дорогие ребята, вам пишет письмо добрый волшебник. Я сейчас нахожусь в Африке, здесь нуждаться в моей помощи! Здесь люди никогда не видели расписных игрушек. Вы могли бы прислать жителям Африки красивые игрушки. Я вам высылаю в помощь банку с водой, если вы отгадаете все мои загадки эта вода станет волшебной и поможет вам выполнить самые сложные задания! Удачи вам!»
Воспитатель: Ребята здесь еще письмо с заданиями и инструкция. Отрываем письмо с заданиями. Нужно отгадать загадки:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки.)
Воспитатель: Правильно дети, это матрёшка. Но добрый волшебник очень скучает по родным местам и просит украсить матрёшку росписью под гжель и прислать детишкам в Африку.
Знакомство с историей матрёшки
Существует такая легенда. Богатый купец привёз из Японии фигурку к себе в подмосковную усадьбу в село Абрамцево. Японская игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму пряталась вся его семья. (рис.) Однажды к купцу приехали гости, и хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная фигурка заинтересовала художника Сергея Малютина. Он решил сделать нечто подобное. Японскую игрушку он повторять не стал. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке, переодел в русский сарафан, а чтобы она выглядела интересней, пририсовал ей в ручки чёрного петуха.
И назвал матрёшкой.
Как вы думаете почему так названа матрёшка?
Имя Матрёна, Мотя, Матюша, тогда было широко распространено отсюда и название. Почему так одета. Девушки тех лет носили такие наряды. Матрёшка символизирует образ русской девушки.
Рассказ воспитателя о Гжели.
Расскажите- ка, откуда появилось это чудо?
Кто придумал эти краски, словно, взятые из сказки?
Гжель - это местечко под Москвой. Уже пять веков работают там мастера, которые делают и расписывают неповторимую посуду.
Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал - фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землей кормимся, глина - наше золото». На скудных землях тех мест, хлеб рос плохо, а глина была высококачественной, и леса кругом в достатке. Леса важны в промысле Гжели как топливо для обжига изделий.
2) Показ иллюстраций «Экскурсия по фабрике Гжельской майолики
3) Обобщение нового материала.
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобретала блеск.
(Стихотворение читают дети.)
Ай, да вазы, что за диво, хороши и та, и та,
Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Воспитатель: Ребята вы отгадали загадки прочитали стихи и я вам предлагаю сделать матрёшек для волшебника и жителей Африки чтобы они могли познакомятся с нашей национальной игрушкой и прекрасной росписью – гжель. Но, мы с вами забыли про волшебную воду. Давайте посмотрим, что же с ней произошло мы ведь отгадали загадки. Воспитатель достаёт волшебный мешочек и достаёт оттуда баночку с водой, вода в ней поменяла цвет и стала «волшебной».
Воспитатель читает инструкцию, в которой написано что если этой водой обрызгать руки, то все задуманное будет по плечу.
Воспитатель брызгает на руки детей «волшебной» водой. Волшебник написал, что действие «волшебной воды» быстро пройдёт и нужно скорей приступать к работе!
Воспитатель: Для начала необходимо размяться
Физминутка
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками.)
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами.)
Дети, давайте рассмотрим матрёшку, которую сделала я. Какие основные цвета я использовала в работе.
Дети: Синий, голубой, белый.
Воспитатель: Волшебник прислал нам матрёшек, которых надо украсить.
У вас на столах квадратики синей, голубой и белой бумаги.
Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами.
Дети выполняют работу под музыку «Русские матрёшки»
По окончании работы вывешиваются на доске.
Восп. Молодцы, ребята, я думаю, что детишкам в Африке очень понравятся наши матрёшки и они с удовольствие будут с ними играть. Но я вам не всё письмо вам прочитала. Волшебник написал, что волшебная вода будет и дальше помогать тем детям, которые будут трудолюбивы, которые будут выполнять самые сложные задания. Волшебник желает вам не бояться трудностей и добиваться своей цели!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "В гостях у русской матрёшки"
Программное содержание: Цель: Формировать интерес к прикладному искусству. Активизировать в речи детей слова: мастер, заплаткаОбразовательные задачи:- совершенствовать диалогическую форму речи;- ...
Интегрированное музыкальное занятие с использованием ИКТ "Русская Матрёшка".
Интеграция (музыка-изо)...
НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы Аппликация «Русская матрёшка».
Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.Техника: Бумажная пластика их салфеток....
Аппликация «Русская матрёшка»
Аппликация «Русская матрёшка»...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русская Матрёшка»
Цель: познакомить детей с матрешкой как с предметом народного творчества, процессом ее изготовления на примере матрешек Нижегородской области.Задачи:познакомить с разными видами русской матр...
Конспект занятия по аппликации в нетрадиционной технике " Русская матрёшка"
Формирование эмоциональной отзывчивости путем знакомства с народной игрушкой – матрешкой, как с символом русского народного искусства....
Аппликация «Русская матрёшка»
Культуру России невозможно себе представить без русского народного искусства, которое должно широко включаться в содержание образования,с дошкольного возраста. Включение ребёнка в различные...