Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русская Матрёшка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с матрешкой как с предметом народного творчества, процессом ее изготовления на примере матрешек Нижегородской области.
Задачи:
- познакомить с разными видами русской матрешки на примере матрешек Нижегородской области, обратить внимание на их характерные особенности;
- формировать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны, интерес к истории и культуре России;
- воспитывать любовь и уважение к народным традициям в искусстве и мастерам, сохраняющим эти традиции;
- способствовать развитию речи, внимания, памяти, мышление, воображения, творческой самостоятельности, художественного вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
в подготовительной группе
«Русская Матрёшка»
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «развитие речи», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель: познакомить детей с матрешкой как с предметом народного творчества, процессом ее изготовления на примере матрешек Нижегородской области.
Задачи:
- познакомить с разными видами русской матрешки на примере матрешек Нижегородской области, обратить внимание на их характерные особенности;
- формировать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны, интерес к истории и культуре России;
- воспитывать любовь и уважение к народным традициям в искусстве и мастерам, сохраняющим эти традиции;
- способствовать развитию речи, внимания, памяти, мышление, воображения, творческой самостоятельности, художественного вкуса.
Словарь (лексический минимум)
Существительные: сувенир, роспись, матрешка-футляр, токарь, болванка, быт, станок, спиральки, сарафан, фартук, традиции, символ, шиповник, музей, техника, контур, узор, орнамент, памятник, плоскость, фантазия, прием, сюжет, богатырь, зыбь, брег, великаны, искусство.
Прилагательные: Загорская, Семеновская, Полхов-Майдановская, Вятская, анилиновые, народная, излучающая, оригинальный, неповторимый, уникальный, пасхальный, историко-художественный, распространенный, замысловатый, архитектурный, авторский, удалой, декоративно-прикладное, расписной.
Глаголы: вытачивать, расписывать, олицетворять, лакировать, выжигать, прясть, очутиться.
Оборудование и материалы:
Мультимедийное оборудование.
Выставка матрешек
Аудиозапись русских народных песен
Раздаточный материал: листы бумаги, карандаши, ластики.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Организационная часть:
(звучит русская народная мелодия)
Воспитатель:
Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка…(Матрёшка)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Вы познакомитесь с разными видами матрешки и научитесь ее рисовать. Посмотрите на нашу выставку матрешек! Это нарядная яркая игрушка полюбилась многим людям. Ребята, а что вы знаете про матрешку? (Слайд 1).
(Ответы детей)
Основная часть:
Знакомство с матрешкой
Матрёшка сегодня – одно из популярных произведений декоративно - прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Её увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрёшка – наша гордость. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь (Слайд 2).
Как вы считаете, почему матрешка – русская игрушка?
(Ответы детей)
Матрешка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. Носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрешки ног не видно. Иногда у матрешки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.
Матрена было одним из самых распространенных имен на Руси. Отсюда и название. Матрёшка остаётся символом материнства. Внутри неё живет её семья - другие матрешки. Их может быть самое разное количество как 7 штук, так и 15, 18, 20, но иногда их может быть даже 72. Все зависит от умений и навыков мастера. Первая матрешка-футляр – мама, остальные дочки.
С секретом игрушка
Нам всем интересна.
Открылась матрёшка,
За ней все семейство (Слайд 3).
Откуда же взялась такая игрушка на Руси?
Первую матрёшку смастерили 100 лет назад в старинном русском городе Сергиев Посад (Загорск) (Слайд 4). Прообразом матрёшки могли послужить “писанки”- деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрёшки считают японскую ритуальную куклу “дарума”, внутри которой помещалось еще несколько фигурок (Слайд 5).
Как же появляется это чудо - игрушка.
Весной мастера выбирают деревья, в основном это липа, осина, береза, срубают, очищают от коры и сушат его несколько лет.
Высушенное бревно, токари распиливают на болванки, затем приступают к процессу изготовления куклы - вытачиванию. До 15 операций проходит болванка, прежде, чем станет красавицей – куклой.
Начинают вытачивать матрешку с самой маленькой, постепенно увеличивая её размеры. Первым делом делают низ матрешки, затем верх (Слайд 6).
Вот на таком токарном станке в старину наши предки вытачивали из дерева различные предметы быта и матрешки. Станок приводился в движение большим колесом, которое крутило по очереди все семейство мастера (Слайд 7).
Теперь очередь женщин – художниц показать свое мастерство. Краски можно использовать разные: акварельные и анилиновые, но любимыми красками, по-прежнему, остаются гуашевые.
Расписывать матрешку начинают с лица. Оно у красавицы мягкое, круглое с румянцем и улыбкой. Матрешка олицетворяла собой идею русской красоты – народная женщина, мать семейства, излучающая здоровье и счастье.
Затем приступали к платку. Готовую матрешку лакируют (Слайд 8).
Матрёшек делают во многих городах России.
Много видов у матрёшки
Ведь она из разных мест.
Есть загорская, тверская,
И семёновская есть,
Полховская, вятская –
Вот какая разная!
Зависит наряд ваш
От места рожденья.
И имя дано вам
Из места селенья (Слайд 9).
Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке.
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов Нижегородской области. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют (Слайд 10).
- Какие цвета используют семеновские мастера?
(Ответы детей)
В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Букет по традиции смещён вправо. Роспись каждой семёновской матрёшки неповторима и оригинальна (Слайд 11).
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными
Село Полховский Майдан находится в Нижегородской области. Эта матрешка тоже родилась на нашей земле (Слайд 12).
Полхов-Майданскую матрешку отличает распространенный в росписи цветок- шиповник символ любви, материнства. Главные цвета этой матрешки – зеленый, синий, малиновый, желтый (Слайд 13).
Дальше мы с Вами рассмотрим матрешек, находящихся в Вознесенском историко-краеведческом музее. Здесь есть также матрешки расписанные гжелью, хохломой, матрешки-жженки (Слайд 14).
Матрёшки с выжиганием по дереву (жженки) уникальны своей техникой.
Контуры замысловатых узоров и растительных орнаментов, а иногда даже архитектурных памятников, выжигаются с помощью специальных инструментов.
Плоскости и лица прокрашивают (Слайд 15).
А это самая большая матрешка-футляр Вознесенского музея.
Ее рост-112 см (Слайд 16).
Сказки А.С. Пушкина тоже стали сюжетом для росписи матрешек и создания матрешек-богатырей:
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»
«Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней» (Слайд 17).
«…И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.» (Слайд 18).
Сегодня фантазии современных художников нет границ (Слайд 19). У каждого художника свои собственные авторские приёмы, цветовая гамма, настроения, темы (Слайд 20).
Воспитатель: Хочется вам поиграть с матрешкой?
Да!
Дидактическая игра «Найди одинаковые матрешки».
Дети делятся на команды, выигрывает команда, которая быстрее найдет и выложит на столе одинаковые пары матрешек.
Подвижная игра «По порядку становись!»
Дети делятся на две команды, воспитатель раздает карточки с матрешками, капитан в каждой команде девочка – матрешка. Пока играет музыка, дети танцуют. Музыка закончилась, каждая команда должна построится по порядку от большей к меньшей (лесенкой). Чья команда быстрее выставит в ряд всех ребят по порядку, та и побеждает. Матрешки проверяют правильность построения своих команд.
А теперь приступим к работе и попробуем нарисовать матрешку в карандаше.
Рисуем два круга и обводим их по контуру, придавая форму матрешки. Стираем лишние линии (Слайд 21).
Рисуем круглое лицо матрешки и платок. Внизу прорисовываем донце(Слайд 22).
А теперь прорисовываем черты лица матрешки. Выбираем рисунок для фартука (Слайд 23). На выставке у нас представлены все виды Нижегородских матрешек и авторские. Я предлагаю выбрать семеновский или полхов-майдановский рисунок.
Заключительная часть:
Рефлексия.
Закончите, пожалуйста, фразу «До занятия я не знал…?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьезберегающих технологий.
Занятие включает в себя несколько образовательных областей, таких как "Чтение художественной литературы", "Здоровье", "Художественное творчество"...
Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. по русской народной сказке «Царевна - лягушка»
Закрепляет знания детей о сказке, формирует умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы)....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)
В донном конспекте представлен материал по ознакомлению детей с миром природы в зимний период через рассматривание репродукции картин великих художников И. Шишкина и Э.Грабаря, через музыкальные...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русская береза. Березовая роща»
Цели: Уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к родине....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: приобщ...
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Весёлые матрёшки».
МКДОУ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «Семицветик» Конспект интегрированного занятия в средней группе «Весёлые матрёшки»....