Аппликация «Русская матрёшка»
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Культуру России невозможно себе представить без русского народного искусства, которое должно широко включаться в содержание образования,с дошкольного возраста. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности,основанные на материале народного творчества - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно -творческих способностей. Игра и игрушка являются важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории.Матрешка – самая известная русская народная игрушка, яркая и самобытная. Знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями. У детей формируется эстетический вкус, познавательные способности, развивается воображение, творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_russkaya_matreshka_1.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Заиграевский детский сад «Сказка» Конспект открытого занятия в рамках проекта ДОО «Моя Родина Россия».
по художественно–эстетическому развитию в подготовительной к школе группе группе. 2023г.
Тема: Аппликация «Русская матрёшка»
Актуальность
Культуру России невозможно себе представить без русского народного
искусства, которое должно широко включаться в содержание образования,
начиная с дошкольного возраста. .
Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности,
основанные на материале народного творчества - одно из главных условий
полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественнотворческих способностей.
Игра и игрушка являются важной и неотъемлемой частью жизни
дошкольника. В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к
народной игрушке, к её истории.
Матрешка – самая известная русская народная игрушка, яркая и
самобытная. Знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского
народа, его традициями. У детей формируется эстетический вкус, познавательные
способности, развивается воображение, творческие способности.
Предполагаемый результат
В результате продуктивной деятельности дети проявят творческую активность,
интерес к игрушке–матрёшке; дети будут бережно относиться к русской
народной игрушке.
Образовательная область: «художественно – эстетическое развитие».
Интеграция образовательная областей: «познавательное развитие», «речевое
развитие», «социально–коммуникативное развитие».
Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с игрушкой–матрёшкой. Задачи: образовательные: - создать у детей интерес к народной игрушке –матрёшке; - учить украшать матрёшки (плоскостные заготовки), используя готовые
формы из ткани (платочек, сарафан);
- расширять словарный запас детей.
развивающие:
-развивать навыки аккуратного наклеивания;
- развивать творческие способности;
воспитательные:
- воспитывать любовь к творчеству народных мастеров.
Предварительная работа:
- беседа с детьми на тему «Русская игрушка – матрёшка»;
- знакомство с игрушкой – матрёшкой, её конструктивными особенностями,
техникой изготовления;
- чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки,
слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание
песни «Мы матрёшки);
-дидактические игры на развитие чувства цвета и формы.
Предметно-практическая среда: сундучёк ,игрушка–матрёшка, плоскостные матрёшки на
каждого ребёнка, кусочки цветной ткани (украшение для матрёшек), клей, кисти,
салфетки, клеёнки; ИКТ (аудиозапись песни «Мы весёлые матрёшки).
План НОД
Организационный момент
В начале занятия все дети собираются около воспитателя. Он обращает
внимание детей на то, что сегодня на занятии много гостей. Дети здороваются с
ними.
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята у меня на столе стоит сундучёк в нём лежит игрушка. Хотите узнать какая игрушка? (ответы детей) Тогда отгадайте загадку:
Здесь для вас лежит игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Конечно, это Матрёшка! Матрешка– старинная традиционная,
народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана
добрыми руками русских людей.
-Из чего сделана матрешка? (Из дерева).
-Скажите, ребята, а какая матрёшка? (нарядная, красивая, расписная).
-Молодцы, правильно! А посмотрите, ребята, как красиво украсили матрешку
русские мастера! Во что одета матрешка? (В сарафан.)
- Что надето у нее на голове? (Платок.) Они нарядили ее в русский народный
костюм: платок и сарафан.
-Что значит расписная? Сарафан украшен цветами).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у матрёшки в руках платочек. Зачем матрёшке
платочек? (Ответыдетей).
Воспитатель: Русский народ умеет и любит веселиться. А вы умеете
танцевать? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте порадуем нашу Матрёшку, потанцуем с ней! (Воспитатель
с детьми помещают матрёшку в центр комнаты на ковре.)
Динамическая пауза (с пением и музыкальным сопровождением)
«Мы матрешки вот такие крошки».
Мы, матрёшки, вот такие крошки.
(руки на поясе, дети выполняют приседания с
поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое
тремя притопами).
Мы, матрёшки, вот такие крошки
(руки на поясе, приседания с поворотами вправо и
влево.)
Посмотрите, вот у нас розовые щёчки
(растирание руками щёк).
Мы, матрешки, вот такие крошки
(руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево).
Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»).
Воспитатель: Как мы хорошо повеселились! Но что-то наша Матрёшка
загрустила?! Давайте спросим у неё что же случилось?
(воспитатель прикладывается ухом к игрушке–матрёшке, делает вид, то слушает
её).
Воспитатель: Матрёшка мне говорит, что она пришла не одна, а с подружками, но
они почему-то спрятались в коробке и не хотят оттуда выходить. Что, делать?
-Давайте откроем коробку и узнаем, почему матрёшки спрятались.
(Дети открывают коробку, достают матрёшек(плоскостные изображения)).
Воспитатель: Вы догадались, почему спрятались матрёшки?
(Дети предлагают свои версии: у них куда-то исчезли сарафаны и платочки)
Воспитатель: Как же нам помочь матрёшкам? (ответы детей)
Воспитатель: Как мы можем нарядить матрёшек? Из чего сделать сарафаны и
косынки)?
(Предположения детей: вырезать из бумаги, нарисовать карандашом и др. )
Воспитатель: Ребята! Матрёшка! В нашей группе есть игра «Ателье» и там много
разных кусочков ткани. Может мы там найдём наряд для наших матрёшек.
(Воспитатель с детьми достают дидактическую игру «Ателье»(коробку с
кусочками ткани), среди них находят готовые вырезки платочков и сарафанов).
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Возьмите себе по одной матрешке. Давайте
пройдем в нашу мастерскую.
(дети проходят за рабочие места).
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Прежде чем к работе приступать надо наши пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика «Матрешки»
Мы — красавицы матрешки, (Разжимают кулачки, шевелимпальчиками)
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Милаша,
Мила - три, четыре — Маша,
Маргарита — это пять. (Загибают поочередно пальцы)
Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки)
- Молодцы! А я хочу показать вам, как можно одеть сарафан и косынку моей
матрешки. (показ действий на магнитной доске)
- А теперь, можете приступать к работе!
(Дети берут готовые силуэты и украшают матрёшек аппликацией из ткани).
Итог занятия
Воспитатель обращает внимание детей на Матрёшку.
-Ребята, посмотрите, наша Матрёшка улыбается, она рада,
что ее подружки нарядились в такие красивые,
замечательные сарафаны и платочки.
(Дети с воспитателем рассматривают готовые работы–
нарядных матрёшек).
Рефлексия.
Воспитатель: Что в работе вам показалось самым трудным?
Что вам понравилось выполнять больше всего? За что бы вы
себя похвалили?
(рассуждения детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все прекрасно справились с заданием. Очень
красивые у вас получились матрешки, одна на другую не похожа.
Предлагаю Матрёшке остаться у нас навсегда (воспитатель помещает игрушку–
матрёшку в центр творчества).
- А наших матрешек соберём в хоровод.
Организация выставки детских работ на творческом стенде.
Список использованной литературы:
1. Богатеева З. А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском
саду. – М.: Просвещение, 1982.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. – С-П., 1998.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя
группа: учебно – методическое пособие. -М.: «Цветной мир», 2012.
5. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским
народным декоративно – прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аппликация , виды аппликации
Аппликация , виды аппликации...
Конспект занятия по аппликации в старшей группе.Аппликация коллективная "Цветы луговые".
Задачи. Ø Продолжить учить детей вырезать розетки из бумажных квадратиков, сложенных способом «дважды по диагонали»Ø Обогатить аппликативную технику –вырезать лепестки разной формы, передав...
План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Аппликация Тема: «Птички клюют ягодки на рябиновой веточке» Нетрадиционная техника: скатывание бумаги.
Конспект занятия по аппликации в средней группе по нетрадиционной техникеТема:"Птички клюют ягодки на рябиновой веточке"Программное содержание:Воспитывать эстетически-нравственное отношение к пт...
План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Интегрированное занятие в средней группе Образовательная область «Художественное творчество» Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)
Интегрированное занятие в средней группеОбразовательная область «Художественное творчество»Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)Воспитатель:Колыхалова Елена СергеевнаПрограммно...
Аппликация " Как мы занимались аппликацией " " Осень"
Тема : Вспомним , как мы занимались аппликацией Цели: 1 Уточнить знание правил поведения на занятиях по аппликации 2 Побуждать выкладывать изображени...
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.
Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...