Кружок по пластилинографии "Ловкие ладошки"
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Развивать художественно – творческие способности у детей среднего дошкольного через нетрадиционную работу с пластилином.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружковая деятельность по пластилинографии | 43.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность
Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.
Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Программа «Ловкие ладошки» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:
- Опыта работы Шкицкой И.О. по теме «Аппликации из пластилина»
- Авторской программы Лыковой И.А «Цветные ладошки»
- Изобразительной методики О.Ю.Тихомировой, Г.А.Лебедевой «Пластилиновая картина»
- Методики Д.Н. Колдиной "Лепка с детьми 4-5 лет"
- Конспектов занятий Г.Н. Давыдовой "Пластилинография. Детский дизайн"
Программа «Ловкие ладошки» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально — коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель программы:
Развивать художественно – творческие способности у детей среднего дошкольного через нетрадиционную работу с пластилином.
Педагогические задачи:
1. Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
2. Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
3. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин.
4. Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
5. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
6. Развивать мелкую моторику рук .
Настоящая программа основывается на дидактических принципах:
- наглядности;
- доступности;
- последовательности и постепенности;
- активности;
- систематичности;
- научности и достоверности;
- сознательности.
Задачи программы:
Обучающие
- Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.
- Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивающие
- Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.
- Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
- Развивать мелкую моторику кистей рук.
- Развитие связной речи.
Воспитательные
- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
- Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
- Воспитывать трудолюбие и старание.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
- Формировать навыки сотрудничества.
Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Педагогические средства, используемые в работе
Методы и приемы работы:
- экспериментирование с изобразительными материалами;
- создание и решение проблемных ситуаций;
- игровые приемы;
- рассматривание и обсуждение;
- показ технических приемов;
- пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
- использование сюрпризных моментов;
- использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.
Формы работы с детьми:
- самостоятельная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя и детей.
Формы организации:
- подгрупповая
- индивидуальная
- парная
Предполагаемый результат обучения:
- У детей стойкий интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
- Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
- Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание и т. д.
- Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
- Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
- Радуются полученному результату.
- Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
- Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.
График работы кружка
Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут
Возраст детей: 4- 5 лет (средняя группа)
Работа кружка рассчитана на один учебный год
Направленность кружковой работы и программы – художественно-эстетическое развитие детей.
Диагностика развития умений у детей, посещающих кружок
«Ловкие ладошки»
Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.
Диагностика развития мелкой моторики рук
Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.
Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.
Список используемой литературы:
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.
2. Колдина Д.Н. "Лепка с детьми 4-5 лет" Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.-48 стр., цв.вкл.
3. Давыдова Г.Н. "Детский дизайн. Пластилинография. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2015.-80 стр.
3. "Аппликации из пластилина" Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров)
4. «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. "Пластилиновая картина". Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.
Перспективный план работы кружка
в средней группе №11 "Котёнок"
"Ловкие ладошки"
Месяц | Тема занятия | Цель |
Сентябрь "Детский сад" "Осень" | 1. Диагностика | Выявить навыки и умения самостоятельного использования в работе основных приёмов лепки. Выявить уровень развития мелкой моторики рук. |
2. "Соберём урожай" | Закреплять умения детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне. | |
3. "Яблоки поспели" | Учить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. | |
4. "Осенние деревья" | Продолжать учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Познакомить детей со жгутами и жгутиками и их выкладыванием по нарисованному контуру. | |
Октябрь "Мир вокруг меня" | 1."Воздушные шарики" | Продолжать учить детей скручивать жгутики и самостоятельно выкладывать их по нарисованному контуру. |
2. "Котёнок" | Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура. | |
3. "Лицо клоуна" | Продолжать учить детей скатывать из пластилина шарики и прикреплять их на заданную основу. Закреплять умение детей ориентироваться в частях лица. | |
4. "Грибная поляна" | Учить детей раскатывать из маленьких шариков пластилина столбики и соединять их с дополнительным материалом. | |
Ноябрь "Осень" "День мамы" | 1. "Стол и стульчик для Мишутки"" | Продолжать учить детей раскатывать столбики. Формировать умение лепить разные по размеру предметы. |
2. "Варежки для мамы" | Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность, равномерно размазывая его подушечками пальцев. Учить самостоятельно украшать изделие. | |
3. "Солнце в тучах" | Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина, расплющивать их подушечками пальцев на картоне, создавая нужную форму предмета. Скручивать жгутики и самостоятельно выкладывать их по нарисованному контуру. | |
4. "Чашка на блюдце" | Продолжать учить лепить шар, вдавливать в него большой палец и получать отверстие, выравнивать края пальцами. Раскатывать пластилин в столбик и прикреплять его к другой детали. Учить скатывать шар и сплющивать его в диск, вдавливая середину. | |
Декабрь "Зимушка - зима" "Новогодний праздник" | 1. "Кружатся снежинки" | Продолжать учить скатывать жгутики и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). |
2. "Шустрый воробей" | Учить детей лепить из пластилина птицу, используя грецкий орех как основу. | |
3. "Зайчик на полянке" | Научить изображать зайчика из пластилина; упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. | |
4. "Ёлочка зелёная" | Учить передавать строение елки, соединяя между собой столбики из пластилина разной длины в определенной последовательности. Упражнять в использовании стеки. | |
Январь "Зимние игры забавы" | 1.2. Каникулы! | |
3. "Снеговик пришёл к нам гости" | Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из двух частей (шариков). Доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала. | |
4. "В гостях у сказки" | Закреплять умение детей делать из колбасок кольца одинаковые по размеру и ставить их друг на друга (колодец). | |
Февраль "Неделя здоровья" "Профессии" "23 февраля" "Масленица" | 1. "Лыжник" | Учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Закрепить представления детей об одежде, названиях предметов одежды. |
2. "Маленькие поварята" | Учить лепить из пластилина согласно собственному замыслу Продолжать знакомить с профессией повара. | |
3. "Самолёты" | Продолжать учить раскатывать столбики между ладонями движениями вперед-назад и соединять их. Упражнять в использовании стеки. | |
4. "Семья матрёшек" | Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для ее устойчивости. Продолжать знакомить с приемами сглаживания. Закреплять умение украшать изделие. | |
Март "8 Марта" "Весна" | 1. "Цветик - семицветик" | Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность. |
2. "Рыбки в аквариуме" (коллективная работа) | Учить сочетать в поделке природный материал (ракушки) с пластилином и оформлять изделие согласно собственному замыслу. Воспитывать чувство товарищества. | |
3. "Цыплёнок" | Учить создавать нужный образ из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. | |
4. "Стоит в поле теремок" | Закреплять умение лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков. Воспитывать отзывчивость и доброту. | |
Апрель "ПДД" "Космос" "Весна" "Пасха" | 1. "Железная дорога" (коллективная работа) | Продолжать учить раскатывать из шариков столбики и составлять из них задуманный предмет. Закреплять умение соединять части, прижимая их друг к другу, обрезать стекой лишние части столбиков. Воспитывать чувство товарищества. |
2. "Звёздное небо" | Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по картону (звёзды). | |
3. "Утки прилетели" | Учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. Продолжать учить пользоваться стекой. | |
4. "Пасхальное яйцо" | Продолжать знакомить детей с праздником Пасхи. Совершенствовать умения в нанесении пластилина на картон тонким слоем. Упражнять в украшении изделия узорами при помощи стеки. | |
Май "День Победы" "Скоро лето" | 1. "Цветные зонтики" | Закрепить умение детей лепить шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие (налепом пластилина). |
2. "Аист на крыше - мир на земле" | Закреплять умение соединять в поделке природный материал и пластилин. Упражнять в соединении частей. Учить дополнять поделку композиционными моментами. | |
3. "В гости к нам пришла улитка" | Продолжать учить раскатывать из шарика столбик и сворачивать его в спираль, оттягивать и закруглять концы. | |
4. Бабочка на цветке" | Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем. Учить составлять сюжетную композицию. |
Список литературы:
1. Колдина Д.Н. "Лепка с детьми 3-4 лет" Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.-48 стр., цв.вкл.
2. Колдина Д.Н. "Лепка с детьми 4-5 лет" Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.-48 стр., цв.вкл.
3. Давыдова Г.Н. "Детский дизайн. Пластилинография. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2015.-80 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок"Волшебные ладошки"
Занятия в кружке позволяют всесторонне развивать личность ребёнка,учить вырожать своё творческое начало,через воплощение своих идей и замыслов;дети учаться манипулировать с разнообразными по свойству,...
Кружок по изодеятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования «Солнышко в ладошках»
Развитие творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и техники....
Кружок "Наши ладошки умеют всё понемножку"
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В.А.Сухомлинский. Работая в тесном сотрудничестве с с учителем-логопедом нашего ДОУ, мы совмест...
Кружок "Наши чудо ладошки"
Кружок "Наши чудо ладошки" с детьми старшего возраста на развитие творчества и мелкой моторики....
Кружок "Ловкие ладошки"
Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до нашихдней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластич-ности материала. Игрушки, картины , подсвечн...
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Цветные ладошки".
Программа разработана на базе методического пособия Лыковой....
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию кружок лепки "Умелые ладошки"
Кружок «Умелые ладошки» - лепим из пластилина, способен увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образователь...