Кружок "Наши чудо ладошки"
календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая группа) на тему

Паринова Татьяна Николаевна

Кружок "Наши чудо ладошки" с детьми старшего возраста на развитие творчества и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ladoshka.docx350.89 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующая МДОУ –

Центра развития ребёнка

Детского сада №52

 ------------------------------------------------(Л.М.Матвеева)

« _______» ______________________2010г

Кружок

«Наши чудо ладошки»

(Для детей логопедической группы.)

     

                                                                       Составила

Воспитатель   высшей категории

Паринова Т.Н.

Согласовано:

Пояснительная записка.

Проводимые на протяжении ряда лет системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них наблюдается несовершенство во всех компонентах моторики: общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кисти и пальцев.  Целенаправленная работа в профилактических целях для предупреждения отклонений в моторики и особенно в совершенствовании у него тонких движений пальцев рук и привела меня к проведению кружка «Чудо ладошки».  Обводя ладошку и пальчики, ребёнок действует обеими руками, что отлично развивает координацию,  а  осознанные движения пальцами стимулируют у детей речь.  У леворуких детей такое рисование  будет способствует полноценному развитию правой руки. Дети не только будут познавать окружающий мир, он запомнят характерные особенности и детали предметов, овладевают изобразительными навыками, научатся находить первые конструктивные решения. раскроют свои творческие  способности , но и рисование превратится в увлекательный и весёлый процесс и к тому же очень полезный.  

 Сами занятия планируется проводить 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность их не будет превышать 25 мин .Темы для занятий подбирались с учетом лексических тем, изучающих детьми в тесном контакте с логопедом.  Используемый художественный материал будет способствовать развитию эстетического восприятия мира, усилению речевой активности, развивают фантазию, пространственное и образное мышление. Всего за год планируется провести 30 занятий. Из них с использованием цветных карандашей – 4 занятия, с использованием акварели – 10 занятий, с использованием гуаши – 14 занятий и 2 занятие с разными изобразительными средствами.

Тематика  занятий .

Тема

Материал.

Сентябрь

1

«Пальчики – мальчики»

Цветные карандаши

2

«Осенний листок»

Акварель

Октябрь

3

«Гроздь винограда»

Гуашь

4

«Репка»

Гуашь

5

«Осенние дерево»

Гуашь

6

«Опята – дружные ребята»

Гуашь

Ноябрь

7

«Ёжик без головы и ножек»

Гуашь

8

«Серая шейка»

Гуашь

9

«Заяц»

Гуашь

10

«Мишка косолапый по лесу идёт»»

Гуашь

Декабрь

11

«Петушок – золотой гребешок»

Цветные карандаши

12

«Сова –большая голова»

Цветные карандаши

13

«Динозавры»

Цветные карандаши

14

«Собака в будке»

Акварель

Январь

15

«Рождественский ангел»

Гуашь

16

«Птица счастья»

Акварель

Февраль.

17

«Слон»

Гуашь

18

«Золотая рыбка»

Акварель

19

«Веселый осьминог»

Гуашь

20

«Жираф»

Гуашь

Март

21

«Кактус» для мамы»

Акварель

22

«Тюльпан «

Гуашь

23

«Волшебные цветы»

Акварель

24

«Два весёлых гуся»

Гуашь

Апрель

25

« Птицы мира»

Гуашь

26

«Космические дали»

Акварель, гуашь

27

«Лосенок»

Акварель

28

«Бабочки»

Акварель

Май

29

«Стрекозы над прудом»

Акварель

30

«Рисунок – загадка»

Цветные карандаши, акварель, гуашь

Перспективное планирование занятий .

Тема

Программное содержание

План занятия.

Сентябрь

 

1

«Пальчики – мальчики»

Упражнять в назывании пальцев на руке, пробовать перечислять их в прямом и обратном порядке.

Развивать аккуратность при обведении ладошки.

Учить детей самостоятельно, творчески подходить к выполнению задания, делать свою работу не похожую на другие.

Загадка про руки и пальчики

«Пять сыночков у неё,
Добрые все мальчики.
Дружбой славятся они,
И зовут их ...
(пальчики)»

Называем пальцы в прямом и обратном порядке.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

2

«Осенний листок»

Закрепить с детьми название деревьев произрастающих на территории детского сада.

Добивать от детей умения удерживать пальчики на листе бумаги широко расставленными.

Учить детей преобразовывать ладошку в лист клёна, раскрашивать лист акварельными красками , техникой по мокрому)

Д/игра «Назови дерево, произрастающее в детском саду, покажи лист от этого дерева.

Пальчиковая гимнастика

«Деревья»

Октябрь

 

3

«Гроздь винограда»

Закреплять у детей зрительную память при перечислении фруктов и ягод на картинке

.закрепить навыки обведения ладошки с широко расставленными пальчиками.

Закрепить навыки преобразования ладошки в лист, дополнять рисунок деталями (виноградинками).

Загадка про виноград.

Я и жёлтый, я и белый,
Я и чёрный - если спелый.
И под солнышком в саду
На лиане я расту.
И такой я сочный, сладкий,
Очень вкусный, ароматный.
Гроздь мою съесть каждый рад
И зовусь я (виноград).

Пальчиковая гимнастика

«Самолет», «Пилот»

4

«Репка»

Дать знания детям об овощах

Учить детей  удерживать пальчики по парно, стараться аккуратно обвести их в таком положении.

Закрепить навыки преобразования ладошки в ботву репы.

Корнеплоды — растения, выращиваемые ради мощных сочных подземных органов, неправильно называемых также корнеплодами. (репа, редька, брюква, турнепс), зонтичных (морковь, петрушка, сельдерей,… (Большая советская энциклопедия)

Рассматривание иллюстраций.

Пальчиковая гимнастика

«Кулачки»

5

«Осенние дерево»

Закрепить с детьми названий деревьев по их листочкам.

Учить детей находить отличия между картинками.

Закрепить навыки у детей в преобразовании ладошки в крону дерева.

Учить детей передавать красоту осеннего дерева.

Д/игра «Назови дерево по листочку»

«Назови , что есть у дерева»

«Найди отличия между 2 картинками , изображающих деревья»

Пальчиковая гимнастика

«деревья»

6

«Опята – дружные ребята»

Закрепить с детьми название грибов, учить называть грибы по их теневому оттеску.

Учить детей самих определять нужное положение пальчиков, для создания картинки .

Д/игра «Назови гриб по его тени»

Пальчиковая гимнастика

«За грибами»

Ноябрь

7

«Ёжик без головы и ножек»

Развивать целостное восприятие предметного изображения

Развивать у детей зрительное восприятие, внимание , память.

Учить детей самих определять нужное положение пальчиков, для создания изображения ёжика.

Учить детей использовать в рисунках яркие краски, для передачи осеннего дня.

Д/упражнение «Назови зверей, что спрятались в лесу»

Загадка про ёжика

«Сердитый недотрога 
Живет в глуши лесной, 
Иголок очень много, 
А нитки - ни одной.»

Пальчиковая гимнастика

«Ёжик» 

8

«Серая шейка»

Закрепить знания детей о птицах, уточнить почему некоторых из них называют водоплавающими.

Развивать память, учить детей сравнивать парные картинки.

Развивать у детей подвижность пальцев.

Учить детей опытным путем определить нужное положение пальчиков, для изображения туловища утки.

Учить детей создавать сюжетную картинку.

Покажи , назови птиц.

Д/игра «Найди отличия»

Пальчиковая гимнастика

«ладонь –кулак»,

«Птичка»

9

«Заяц»

Развивать целостное восприятие предметного изображения

Развивать у детей зрительное восприятие, внимание , память.

Закрепить навыки у детей в преобразовании ладошки

в зайчишку.

Учить детей создавать сюжетную картинку.

Загадки про животных.

Д/упражнение «Сколько зайчиков живёт в лесу?»

Пальчиковая гимнастика

«Лиса», «Белка»

10

«Мишка косолапый по лесу идёт»»

Развивать целостное восприятие предметного изображения

Развивать у детей зрительное восприятие, внимание , память.

Закрепить навыки у детей в преобразовании ладошки

в мишку .

Учить детей создавать сюжетную картинку..

Д/упражнение «Назовите сказки , где один из героев медведь»

«Найди отличия»

Пальчиковая гимнастика

«Лиса», «Белка»

Декабрь

11

«Петушок – золотой гребешок»

Развивать умение выделять пары домашней птицы и их детёнышей.

Развивать остроту зрения (найти тень в изображению)

Учить детей опытным путем определить нужное положение пальчиков, для изображения туловища петушка.

Учить детей создавать сюжетную картинку.

Д/игра «Найди папу и маму и назови их детёнышей»

«Найди тень петушка»

Пальчиковая гимнастика

«Считалочка»

12

«Сова –большая голова»

Расширить знания детей о совах .

Учить детей опытным путем определить нужное положение пальчиков, для изображения туловища совы.

Учить детей создавать сюжетную картинку.

Закрепить у детей навыки закрашивания цветными карандашами.

Чтение отрывка из детской энциклопедии про сов.

Рассматривание картинки с изображением совы, определение её внешних особенностей в строении.

Пальчиковая гимнастика»Птичка»

13

«Динозавры»

Расширить знания детей о динозаврах.

Учить детей опытным путем определить нужное положение пальчиков, для изображения туловища динозаврика.

Учить детей создавать сюжетную картинку.

Закрепить у детей навыки закрашивания цветными карандашами.

Чтение отрывка из детской энциклопедии про сов.

Рассматривание картинки с изображением динозавров

Пальчиковое упражнение

«Качели», «Самолёт».

14

«Портрет собаки»

Развивать целостное восприятие предметного изображения

Развивать у детей зрительное восприятие, внимание , память.

Закрепить навыки у детей в преобразовании ладошки

в  .мордочку собаки.

Рассматривание фотографий разных пород собак.

«Посчитай сколько гуляет собачек?»(контур)

Пальчиковая гимнастика «Щенок»

Январь.

15

«Рождественский ангел»

Развивать у детей зрительное восприятие, внимание , память.

Закрепить навыки у детей в преобразовании ладошек в изображение рождественского ангела.

Учить детей создавать предметную картинку, с использованием белой краски и оттенков голубого.

Рассматривание картин, изображающих разных ангелочков и определение особенностей в передачи образа.(строение)

16

«Птица счастья»

 Познакомить детей с понятием холодные  и теплые цвета. Учить разбираться в их сочетании.

На основе полученных навыков закрепить умение  детей в преобразовании ладошки в силуэт птицы..

Учить детей создавать яркую, сказочную птицу.

 Игра «Букет» Рассматривание иллюстраций на тему «Птицы счастья», особое внимание обратить на сочетание красок.

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Февраль

 

17

«Слон»

Закрепить с детьми названий диких животных жарких стран и их детенышей..

Учить детей находить отличия между картинками.

Закрепить навыки у детей в преобразовании ладошки в  силуэт слона.

Учить детей дополнять рисунок деталями природы, окружающей слонов.

Д/игра «Найди пару и их детёнышей»

Рассматривание внешнего вида слона , выделяя строение.

Пальчиковая гимнастика упражнение № 4 – 7

18

«Золотая рыбка»

Развивать у детей зрительное восприятие, внимание , память.

Закрепить навыки у детей в преобразовании ладошек в изображение рыбок, дополняя необходимыми деталями и передовая особенности изображаемых рыб..

Учить детей создавать сюжетную картинку, подводного царства.

Развивать творчество.

Д/игра «Найди одинаковые рыбки»

Рассматривание силуэта рыбки , называя строение и их функции. Пальчиковая гимнастика

«На работу», «Рыбки»

19

«Веселый

осьминог»

На основе полученных навыков закрепить умение  детей в преобразовании ладошки в силуэт осьминога.

Продолжать развивать подвижность пальцев.

Учить детей создавать яркую, сказочную  картину морского дна.

Загадку про осьминога

(Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я - …

Ответ: Осьминог)

 

Пальчиковая гимнастика

«На работу», «За работу»

 

20

«Жираф»

Закрепить с детьми знания особенностей  диких животных жарких стран.

Учить детей опытным путем определить нужное положение пальчиков, для изображения туловища жирафа.

Закрепить навыки у детей в преобразовании ладошки в  силуэт жирафа.

Учить детей дополнять рисунок деталями окружающей природы.

Загадка про жирафа.

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев.
Ответ: Жираф

Пальчиковая гимнастика

«На работу», «За работу»

 

Март

 

21

«Кактус» для мамы»

Расширить знания детей о комнатных растениях и их внешнем виде.

Учить детей опытным путем определить нужное положение пальчиков, для изображения кактуса .Добивать от детей аккуратности в работе с карандашами, научить пользоваться разной степенью нажима на карандаш для создания яркого образа.

 Д/игра  «что растет на нашем окошке»

Загадка про кактус 

Вырос он под солнцем жгучим

Толстым, сочным и колючим.

Ответ: Кактус

Пальчиковая гимнастика

«Цветы»

22

«Тюльпан

Расширить знания детей о первоцветах..

Учить детей опытным путем определить нужное положение пальчиков, для изображения цветка. .Добивать от детей аккуратности в работе с красками. Научить пользоваться приёмом смешивания красок для создания более выразительного образа цветка.

Чтение детской энциклопедии « Садовые первоцветы»

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Загадка про тюльпан.

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный …

Ответ: Тюльпан

23

«Волшебные цветы»

На основе полученных навыков закрепить умение  детей в преобразовании ладошки в силуэты цветов.

Учить детей создавать яркую, используя разные оттенки одного цвета или используя контрастные цвета.

Д/игра «Собери цветок» на сочетание красок между собой.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

24

«Два весёлых гуся»

На основе полученных навыков закрепить умение  детей в преобразовании ладошки в силуэт птицы..

Учить детей создавать сюжетную картинку по мотивам веселой песенки.

Прослушивание песенки «Два веселых гуся»

Пальчиковая гимнастика упражнение №5-7.

Апрель

 

25

« Птицы мира»

На основе полученных навыков закрепить умение  детей в преобразовании ладошки в силуэт птиц мира..

Учить детей создавать предметную картинку голубей в просторном небе.

Продолжать формировать у детей эстетический вкус.

Рассматривание изображений голубей.

Пальчиковая гимнастика упражнение №5-7.

26

«Космические дали»

Расширить знания детей о космосе, небесных телах.

Развивать у детей творческое видение вселенной и космических объектов в нем.

Поощрять детей, создавших необычные картины вселенной.

Д/игра « Живая и неживая природа» Пальчиковая гимнастика упражнение №5-7.

Прослушивание музыки ансамбля «Спейс»

27

«Лосенок»

Закрепить с детьми названий диких животных лесов и их детенышей..

Учить детей находить отличия между картинками.

Закрепить навыки у детей в преобразовании ладошки в  силуэт лося или лосёнка.

Учить детей дополнять рисунок деталями окружающей природы.

Д/игра «Найди пару и их детёнышей»

 Загадка про лося (Кто в лесу живёт , на себе его несет?)

Рассматривание внешнего вида лося, выделяя строение.

Пальчиковая гимнастика упражнение №5-7.

28

«Бабочки»

Расширить знания детей о мире насекомых.

Развивать наблюдательность, внимание.

Учить детей опытным путем определить нужное положение пальчиков, для изображения бабочки.

Д/игра «Сколько бабочек на картинке?» «Назови всех насекомых»

Загадка про бабочку Над цветком порхает, пляшет, 
Веерком узорным машет.

Ответ: Бабочка

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

Май

29

«Стрекозы над прудом»

Расширить знания детей о мире насекомых. Дать знания о жизни личинки этого насекомого.

Развивать наблюдательность, внимание.

Учить детей  на основе полученных навыков  создавать образ стрекозы в полёте.

Отрабатывать навыки в создании сюжетного рисунка.

Чтение детской энциклопедии.

Загадка про стрекозу

 (На ромашку у ворот
Опустился вертолет
Золотистые глаза.

Кто же это? …

Ответ: Стрекоза)

Пальчиковая гимнастика упражнение №5-7.

30

«Рисунок – загадка»

Закрепить с детьми полученные навыки расположения пальцев, необходимых для создания нудного образ.

Закрепить у детей навыки пользования разними изобразительными средствами , для создания картинки – загадки.

Беседа про загадки.

Пальчиковая гимнастика упражнение №5-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РИСУЕМ ЖАР – ПТИЦУ (чудо – ладошки)

Образовательная деятельность с использованием ЭОРпо художественно- эстетическому развитию (рисованию)...

Районный конкурс «Чудо-ладошки».

В целях развития у дошкольников познавательных способностей и творческого мышления в процессе художественно- продуктивной деятельности Отделом образования проведен районный конкурс среди дошкольных об...

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) с использованием ЭОР по художественно- эстетическому развитию (рисованию) РИСУЕМ ЖАР – ПТИЦУ (чудо – ладошки)

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) с использованием ЭОР по художественно- эстетическому развитию (рисованию) РИСУЕМ ЖАР – ПТИЦУ (чудо – ладошки)...

«Чудо-ладошки» - нетрадиционные техники рисования в работе с детьми раннего возраста

Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....

Программа кружка "Чудо-ладошки".

Программа кружка по рисованию с применением нетрадиицонных техник в средней группе....