Кружок "Ловкие ладошки"
рабочая программа (конструирование, ручной труд, младшая группа) по теме

Исакова Ирина Андреевна

 

Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших
дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластич-
ности материала. Игрушки, картины , подсвечники, рамки- что только не выходит из
податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество, а вовсе не очеред-
ная купленная игрушка сближает нас с ребенком, оставляя в душах обоих неизгла-
димое впечатление о детстве.
У маленьких детей развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук.
Вот и выходит , что лепка- это не только интересно, но и полезно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Ловкие ладошки»

Составила:

Исакова И.А.

г. Заводоуковск, 2013

Содержание:

1

        

Пояснительная записка

2

 Календарно - тематический план

3

Список  литературы

4

 

 Приложение


Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку. 

Сухомлинский Василий Александрович

 Пояснительная записка.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль - служили оберегами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол".

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки

Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Цели и задачи:

  • Знакомство детей с пластичными материалами: тестом.
  • Обучение разнообразным приемам действий с пластичны ми материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и "шлепанье".
  • Формирование интереса к работе с пластичными материалами.
  • Развитие мелкой моторики.

Используемые приемы лепки:        

Разминание надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Принципы построения программы:

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

Научность.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

Активность и самостоятельность.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Материалы и инструменты:

тесто, разноцветный матовый картон,  подкладные доски,  стеки, зубочистки, узкая атласная ленточка, фасоль, горох, бобы, семена подсолнечника, макаронные изделия, перец горошком, скорлупа грецкого ореха, мак, спичечные коробки, салфетки, пластиковые крышки от бутылок. При обыгрывании сюжета могут использоваться игрушки.

Ожидаемые результаты.

В ходе занятий лепки из соленого теста дети учатся:

- свободно ориентироваться в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображении в лепке;                                  - знакомятся с пластичным материалом -  тестом.                                                - учатся выполнить некоторые приемы действий с тестом: разминание, отщипывание, сплющивание и "шлепанье".

- развивают  мелкую моторику и, естественно, речь.                                             - работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;                                                                                       - получать эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы.

 Контроль над  эффективностью проведению занятий ведется в ходе       индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри группы. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач.

 Программа реализуется на бесплатной основе.        

Календарно - тематический план

        

месяц

№ недели

тема

задачи

октябрь

1

2

З

   

   

    4

Колбаски

Палочки

Колобок

Грибочек для  белочки

(раскатывание)

Обучать умению раскатывать прямыми движениями ладоней тесто «колбаской»

(раскатывание)

Учить отщипывать небольшие комочки теста, раскатывать их между ладонями прямыми движениями.

(скатывание)

Научить скатывать шарики круговыми движениями, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику.

(раскатывание)

Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей (палочка из теста и скорлупа от грецкого ореха), соединяя их.

ноябрь

1

2

3

4

Витамины в баночке

Тучка и дождик

Солнышко

Ладушки, ладушки, испечем оладушки

(надавливание)

Учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе (баночке из картона), располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.

 

(отщипывание и надавливание)

Продолжать учить отщипывать и надавливать на кусочки теста, закрепляя на основе из картона.

(размазывание)

 Учить детей размазывать тесто на картоне;

(скатывание)

Продолжить учить скатывать шар между ладоней, сплющивать его ладонями.

декабрь

        

1

2

        

        3

4

Зима. Снег идет

Елочные шарики

Снеговик

Елочка, елочка

колючая иголочка

(скатывание, надавливание)

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – тонированный в синий цвет лист 1/2 ватмана с изображением домов (аппликация)

(скатывание)

Продолжать учить скатывать маленькие шарики разного цвета и прикреплять их на картон в форме круга.

 (скатывание)

Учить лепить предметы, состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала (пластиковая крышка от бутылки, перец горошком, сухая палочка, веточка)

(скатывание, надавливание, размазывание)

Закреплять умение формировать  комочки и скатывать их в шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – ёлочке, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца;

Заготовка – ёлочка, вырезанная из картона (по количеству детей), маленькая искусственная ёлочка, фасоль, перец горошком, семечки.

январь

1

2

3

     4

Конфетки на тарелочке

Печенюшки

Погремушка для куклы

Сушки, баранки

(скатывание, скатывание, надавливание)

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики и колбаски, надавливать указательным пальцем, прикрепляя к плоской основе – тарелочке (заготовке из картона (белые круги)

(скатывание, сплющивание)

Продолжать учить сплющивать шарики из пластилина (теста) при помощи всех пальцев рук; украшать готовое изделие крупами, мелкими макаронными изделиями.

(скатывание)

Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки, соединять части, плотно прижимая, их друг к другу.

(раскатывание, соединение деталей)

Научить детей раскатывать  колбаски и соединять их концы в кольцо; украшать маком.

февраль

1

2

3

4

Самолёты стоят на аэродроме

Снежинка

Баю – бай, засыпай

Ракеиа

(раскатывание, соединение деталей)

Учить лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлиненных кусков. Закреплять умение делить комок пластилина (теста) на глаз на две равных части, раскатывать их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями для получения нужной формы.

(раскатывание, соединение деталей)

Продолжать  изготовлять поделки на основе картона. Закрепить навыки раскатывания колбаски, учить составлять целое из частей

(скатывание)

Моделировать образы спящих существ. Лепить игрушки или  в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо), голова – шар. Оформить композицию в маленьких коробочках.

(скатывание, надавливание, размазывание)

Закреплять умение формировать  комочки и скатывать их в шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца;

март

1

2

3

4

Подарок маме

Сосульки

Миска для кошечки

Вот ежик – ни головы,

 ни ножек

(скатывание, сплющивание)

Познакомить детей с изготовлением медальона. Показать несколько приёмов украшения изделия - оттиском, крупами, макаронными изделиями, лентами, коктейльными трубочками.

Освоить способ лепки предметов в форме конуса. Моделировать сосульки разной длины и толщины. Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. Оформлять на картонной крыше.

(скатывание)

Продолжить учить скатывать шарик, между ладоней и делать пальцем углубление в середине комочка.

Моделировать образ ежика: лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками» - спичками, семечками, зубочистками, спагетти, перцем горошком.

апрель

      1

2

3

4

Червячок

Гусеничка на зеленом листочке

Мостик из бревнышек

Одуванчик

(раскатывание)

Продолжить учить лепить тонкую колбаску, раскатывая ее между ладонями. Придавать нужную форму.

(деление кома на части, скатывание)

Продолжать учить отрывать куски от большого кома и лепить шарики круговыми движениями.

(деление кома на части, раскатывание)

Вызвать интерес к моделированию мостика из 3 - 4 «брёвнышек». Учить выравнивать детали по длине, лишнее отрезать. Развивать чувство формы и величины, способность к композиции.

(вдавливание)

Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин (тесто), создавать объёмную поделку;

Шарики из пластилина (теста) жёлтого цвета; короткие палочки ушные палочки без ваты или отрезки трубочек от коктейля, одуванчик (настоящий или картинка).

май

1

2

3

4

Цветы

Барашек

Улитка

Колобок

(отщипывание, скатывание, надавливание)

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин (тесто) на картоне;

Пластилин основных цветов (тесто), цветной картон формата А4 (по количеству детей

(отщипывание, скатывание, примазывание)

Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин (тесто) на картоне (барашек), оформлять перцем горошком.

(раскатывание)

Вызвать у малышей интерес к лепке; учить лепить улитку

 путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек.

(скатывание, обмазывание)

Закрепить отщипывание и скатывание небольших кусочков от кома, учить обмазывать предмет круглой формы (грецкого ореха). Оформление работы – перец горошком (глаза, нос)

        

Литература:

Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.

Лыкова И.А. мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005

Лыкова И.А. Лепим с мамой; азбука лепки; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007

Лыкова И.А. Лепим игрушки;  мастерилка; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009

Приложение

Рецепты теста.

Рецепт №1

 1 стакан муки, 1/2 стакана соли, 1/2 стакана горячей воды. Смешать муку с солью, помешивая, добавить горячую воду. Хорошо вымесить тесто. Можно сделать разноцветное тесто, добавив в воду натуральные красители: свекольный сок, морковный сок, зеленку и пр.

Рецепт №2

Стакан соли размешивается с одним стаканом муки. Затем к ним добавляется 5 столовых ложек масла подсолнечного и немного воды. Для придания определенного цвета в вымешанное тесто добавляется цветная гуашь или сок (морковный или свекольный). Также можно доливать разведённые теплой водой краски для окрашивания пасхальных яиц.

Рецепт №3

Приготовление соленого теста для лепки заключается в смешивании 1½ стаканов муки со стаканом соли и 125 мл холодной воды. Вода доливается маленькими порциями, и тесто замешивается как на вареники.

Рецепт №4 (мягкое для поделок):

 В двух стаканах муки вымешивается один стакан соли и 125-130 мл воды (объём воды зависит от сорта и вида муки). В этот рецепт желательно положить 1 столовую ложку нежирного крема для рук, масла подсолнечного или обойного клея сухого (на выбор). Для вымешивания однородной массы можно использовать миксер или блендер.

200 гр. = ( 1 стакан) муки

 200 гр. = (0,5 стакана) соли

 125 мл. воды

 ! Обратите внимание, соль тяжелее муки, поэтому по весу они одинаковы, а по объёмы соль занимает примерно в два раза меньше.

ВНИМАНИЕ СОВЕТ:

 * Муку блинную (или с добавками) — НЕЛЬЗЯ (фигурки при высыхание поднимутся как хорошее тесто для пирогов и потрескаются)

 * Соль Йодированную — НЕЛЬЗЯ (крупные вкрапления не растворяются, впоследствии тесто не однородное — в крупинку)

 * ВОДА — лучше всего ОЧЕНЬ ХОЛОДНУЮ, добавлять обязательно частями по 50 мл после каждого добавления вымешивать (связано с тем, что для разной муки, может понадобиться разное количество воды).

 

 * Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.

 * Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"

Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка

Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....