Кружок по изодеятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования «Солнышко в ладошках»
методическая разработка (рисование, средняя группа) по теме
Развитие творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и техники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_izodeyatelnosti.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
Кружок по изодеятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования
«Солнышко в ладошках»
Козлова Елена Петровна
Воспитатель 2 категории МБДОУ
«Детский сад № 15 «Ромашка»
Красноярского края г. Шарыпово
Декабрь 2012г
Список детей:
1.Абдужелилова Мадина
2.Белоусов Женя
3.Голощапова Соня
4.Кушнир Максим
5.Миронов Коля
6.Мошкина Даша
7.Савостина Аня
8.Экзеков Руслан
9.Целуцко Илья
10.Рожко Маша
Цель
- Развитие творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и техники
Задачи
- Проводить кружковые занятия с детьми с использованием нетрадионных способов рисования на бумаге (1 раз в неделю ) Знакомить детей с художественной живописью, художниками.
- Организовывать выставки детских работ, в рамках ДОУ.
- Участвовать в конкурсах, выставках на муниципальном уровне.
- Проводить открытые занятия для сотрудников, родителей.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Привлекать родителей к деятельности в рамках кружка
Актуальность.
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как:
- Знание особенностей творческого развития детей
- Их специфику
- Умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка
- Способствовать овладению необходимыми навыками.
По результатам диагностики выявлен низкий уровень развития детского творчества. Дети не имеют представлении о смешивании красок, созданию коллективных работ, использование в работе разных техник рисования.
На сентябрь месяц дети показали следующие результаты:
В.у.- 46% С.у - 54% Н.у- 0%
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Важными составляющими элементами таких занятий являются:
1. Подбор тем, запланированных в соответствии с временем года
- 2. Подготовительная работа к занятию
- 3. Проведение занятий в разной игровой форме
- 4. Музыкальное сопровождение на занятиях
- 5. Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нестандартных видов рисования или аппликации.
- 6. Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации и лепки
1. Подготовительная работа к занятию.
А) Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.
Б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а так же нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей. Это - крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, краски разных техник - витражные, контурные, краски для мармарирования, краски из овощей и т.д. Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить
2. Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу- игры, лабиринтов, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.) Так же использовать нестандартное расположение детей в процессе рисования. (Стоя или сидя около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т.д.)
3. Музыкальное сопровождение на занятиях. Оно формирует настроение детей, их заинтересованность к процессу занятия, развивает музыкальные слух и возможности. Оно используется во всех частях занятия в зависимости от построенного сюжета. На занятиях допускается пение хоровое или индивидуальное, подпевание героям.
4. Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нестандартных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-декоративные способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребёнке и руководителя кружка.
5. Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации и лепки. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка.
Режим занятий.
С сентября 2012-2013 учебного года кружок ведется 1 раз в неделю , по пятницам во вторую половину дня. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
- цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
- проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Скульптор», «Волшебные картинки», «Оживающие букашки» слушание песенок, (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине…», о насекомых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.
ЧАСТЬ.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.
В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей.
Техническая оснащенность:
Крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, краски разных техник - витражные, контурные, краски для мармарирования, краски из овощей, шишки, паралон, ватные палочки , фломастеры; печати – клише; трафареты; свечи; вата; пластилин;
Ожидаемые результаты:
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.).
- Сформируются навыки трудовой деятельности
. Индивидуальная работа
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях. На индивидуальных занятиях дети могут разучивать стихи, разгадывать загадки, рисовать северные орнаменты.
.
Работа с родителями
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации.
Перспективное планирование по ИЗО средняя группа
СЕНТЯБРЬ
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Подсолнухи | Рисование пальчиками, ватные палочки | Учить рисовать пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции |
2 | Укрась платочек | Оттиск пробкой. Рисование пальчиками | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. |
3 | Осеннее дерево | Оттиск печатками из ластика | Познакомить с приемом печати печатками |
4 | Осенний букет | Печатание листьями | Познакомить с приемом печати листьями |
ОКТЯБРЬ
1 | Заготовка на зиму "Компот из яблок" | Оттиск печаткой из яблока | Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции |
2 | Улитка | Рисование восковыми мелками, солью | Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью |
3 | Грибы в лукошке | Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. |
4 | Цыпленок | Рисование с помощью "Риса", ватные палочки | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, "оживлять" работу с помощью ватной палочки |
5 | Два петушка | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. |
НОЯБРЬ
1 | Рябинка | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. |
2 | Мои любимые рыбки | Рисование гуашью по восковым мелкам | Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков. |
3 | Первый снег | Оттиск печатками из салфетки | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. |
4 | Цыпленок | Гуашь, ватные диски, палочки | Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек |
ДЕКАБРЬ
1 | Зимний лес | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
2 | Мои рукавички | Оттиск печатками из картофеля. Пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. |
3-4 | Овечка | Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками | Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. |
ЯНВАРЬ
1 | Ёлочка пушистая, нарядная | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. |
2 | Снежок | Рисование свечой, акварель | Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон |
3 | Снеговичок | Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. |
ФЕВРАЛЬ
1 | Чашка | Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки | Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. |
2 | Цветочек для папы | Оттиск печатками из картофеля | Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. |
3 | Ягоды и фрукты | Рисование пальчиками, карандашом | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. |
4 | Плюшевый медвежонок | Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. |
Март
1 | Мимоза для мамы | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. |
2 | Солнышко | Рисование ладошками | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие |
3 | Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) | Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. |
4 | Подснежники | Акварель, восковые мелки | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. |
АПРЕЛЬ
1 | Неваляшка | Кисточка, пуговицы различной формы | Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. |
2 | Волшебные картинки (волшебный дождик) | Рисование свечой | Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. |
3 | Подарок для кошки Мурки | Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг, уши - маленькие треугольники, туловище - большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА. | Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. |
4 | Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница) | Рисование пальчиками, карандашом | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. |
МАЙ
1 | Черемуха | Рисование ватными палочками, пальчиками | Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. |
2 | Как я люблю одуванчики | Обрывание, восковые мелки, тычкование. | Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. |
3 | Котенок | Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка | Закреплять навык печати кистью по трафарету |
4 | Салют | Акварель или гуашь, восковые мелки | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. |
Список используемой литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой
2.Изобразительная деятельность в детском саду. И.А.Лыкова. Издательский дом «Цветной мир». Москва 2012.
3.Веселя школа живописи для детей от 4-х лет.Алекс Бернфельс Издательство «Ниола-пресс».2010.
4.Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Л. А. Парамоновой. Москва. ОЛМА Медиа Групп. 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование нетрадиционных художественных техник с детьми дошкольного возраста".
Актуальность темы: "Использование нетрадиционных художественных техник с детьми дошкольного возраста"....
"Использование нетрадиционных художественных техник с детьми дошкольного возраста".
Актуальность темы: "Использование нетрадиционных художественных техник с детьми дошкольного возраста"....
"Использование нетрадиционных художественных техник с детьми дошкольного возраста".
Описание методик нетрадиционного рисования с детьми....
"Использование нетрадиционных художественных техник с детьми дошкольного возраста".
Описание методик нетрадиционного рисования с детьми....
"Использование нетрадиционных художественных техник с детьми дошкольного возраста".
Описание методик нетрадиционного рисования с детьми....
Программа кружковой работы по изодеятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования "Веселые пальчики".
Материал работы предполагает: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и применять их на практике; выявить способности у детей младшего дошкольного возраста к изодеятельности, посредств...
Использование нетрадиционных художественных техник в работе с дошкольниками
В статье рассказывается об использовании нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации в работе с дошкольниками....