Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации мордовского головного убора «Сорока» с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные
· Учить детей вырезать новые элементы узора «крестик» из квадрата по готовой разметке
· Пробуждать интерес к национальной вышивке, учить узнавать её характерные особенности, создавать несложные композиции по мотивам мордовской вышивки. Обращать внимание детей на выразительные средства элементов мордовского орнамента (цвет, форму).
· Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.
Воспитательные
· Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.
· Воспитывать доброжелательное отношение в общении с детьми и воспитателем.
Развивающие
· Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения. Учить находить нужное решение путем совместного обсуждения.
· Развивать социальные навыки: умение работать коллективно, договариваться, учитывать мнение партнера.
Интеграция областей:
· Социально - коммуникативное развитие
· Познавательное развитие
· Речевое развитие
· Художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа:
· Дидактические игры «Кто, где живет?», «Одень куклу Алдуня».
· Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг, слайдовых презентаций о Мордовии, орнамент мордовского народа.
· Разучивание физминутки на мордовском языке.
· Рисование элементов мордовского орнамента: «крест», «галочка», «елочка», «ромб».
· Слушание мордовской музыки.
Методические приемы: рассказ, беседа, художественное слово, использование видео – аудиозаписей, сюрпризный момент.
Словарная работа:
· Здравствуйте - шумбратадо
· До свидания – вастомазонок
· Садитесь –озада
· Бусы - крганят
· Платье - панар
Оборудование: ноутбук, проектор, мордовский национальный костюм, мордовское украшение секонят, образец аппликации, цветная бумага, клей, кисточки для клея, подставки для кисточки, салфетки, ножницы, указка, кукла в мордовской одежде, альбом «Мордовский народный костюм».
Список литературы:
· Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/ авт. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.
· Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36 комбинированного вида»
Конспект непосредственно
образовательной деятельности по аппликации мордовского головного убора «Сорока»
с детьми подготовительной группы
Воспитатель:
Баймашкина Н. И.
г. Саранск, 2015 г.
Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные
- Учить детей вырезать новые элементы узора «крестик» из квадрата по готовой разметке
- Пробуждать интерес к национальной вышивке, учить узнавать её характерные особенности, создавать несложные композиции по мотивам мордовской вышивки. Обращать внимание детей на выразительные средства элементов мордовского орнамента (цвет, форму).
- Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.
Воспитательные
- Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.
- Воспитывать доброжелательное отношение в общении с детьми и воспитателем.
Развивающие
- Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения. Учить находить нужное решение путем совместного обсуждения.
- Развивать социальные навыки: умение работать коллективно, договариваться, учитывать мнение партнера.
Интеграция областей:
- Социально - коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа:
- Дидактические игры «Кто, где живет?», «Одень куклу Алдуня».
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг, слайдовых презентаций о Мордовии, орнамент мордовского народа.
- Разучивание физминутки на мордовском языке.
- Рисование элементов мордовского орнамента: «крест», «галочка», «елочка», «ромб».
- Слушание мордовской музыки.
Методические приемы: рассказ, беседа, художественное слово, использование видео – аудиозаписей, сюрпризный момент.
Словарная работа:
- Здравствуйте - шумбратадо
- До свидания – вастомазонок
- Садитесь –озада
- Бусы - крганят
- Платье - панар
Оборудование: ноутбук, проектор, мордовский национальный костюм, мордовское украшение секонят, образец аппликации, цветная бумага, клей, кисточки для клея, подставки для кисточки, салфетки, ножницы, указка, кукла в мордовской одежде, альбом «Мордовский народный костюм».
Список литературы:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/ авт. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.
- Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
На стене висят предметы национальной одежды мордовского народа.
Воспитатель: Сегодня утром в гости к нам пришла кукла Алдуня. Посмотрите на нее и скажите кто она по национальности ?
-А как вы догадались?
- Давайте с ней поздороваемся на мордовском языке «Шумбратада»
- Раньше про мордовских девушек говорили так:
«Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».
- Как вы думаете почему так говорили?
- А давайте сейчас рассмотрим мордовскую одежду и правильно ответим на этот вопрос.
( Демонстрация мордовской рубашки)
-Это мордовская рубашка. ( панар)
- А эти колокольчики (секонят) надеваются на рубашку сзади и когда девушка идет они звенят. Поэтому так и говорят «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».
У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.
-Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте? (Красный и черный)
- Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете? (Квадраты, треугольники, крестики, уголки.)
-Где мы встречали мордовский орнамент? (На национальной одежде и предметах украшения: полотенцах, фартуках, наволочках, платках)
Посмотри на одежду Алдуня . На ней панар (рубашка), а на голове «Сорока». Сорокане – это женский головной убор.
Посмотрите как красиво нарисовал Ф. Сычков мордовочку в «Сорокане»
Демонстрация слайдов мордовских головных уборов.
Физминутка на мордовском языке ( дети встают в кружок )
Нят стирнят и церанят. Синь тиихть зарядка.
Нят стирнят и церанят.Синь курькснихть соксса.
Нят стирнят и церанят. Синь комотнихть.
Нят стирнят и церанят. Синь ласькондихть
Воспитатель: Алдуня просит нас украсить головной убор «сорока»
- Какие элементы мы используем для украшения «сорока» ( желтую и синюю полоску, черный квадрат, и два красных крестика)
- Что нужно нам для работы?
- Как нужно работать с ножницами? (Дети повторяют правила работы с ножницами)
- Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас красные квадраты.
- Что можно из них сделать? (крестики)
Сложим квадраты пополам, а потом еще пополам.
На них отмечена часть, которую нужно вырезать. Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.
Дети вырезают элемент «крестик».
- Какой элемент у вас получился? (крестик)
- Составьте узор из полученных элементов.
Дети под мордовскую музыку раскладывают узор на заготовке. Затем, после проверки воспитателем и индивидуальной помощи отдельным детям, дошкольники приступают к заклеиванию элементов.
Воспитатель:
- Посмотрите, как радостно смотрит Алдуня. Ей очень понравились ваши работы.
-Алина, а тебе, чья работа понравилась больше всех? Почему?
- Ребята, узор какого народы мы сегодня выполняли? (мордовского)
Кто по национальности Алдуня? (мордовочка)
- Картину какого мордовского художника мы рассматривали? (Ф. Сычкова)
Дети высказывают итоговое суждение и оценивают работы.
- Алдуне пора уходить. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке: Васедемозонк!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Спасем свой город от мусора" с детьми старшей группы
Цель: формирование знаний детей о значимости чистоты улиц города, и о роли человека в поддержании ее. Задачи: 1. Расширять и закреплять представления детей об утилизации мусора, о вторичном исп...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы Тема: «Рыболов Антошка»
Материал может быть интересен как педагогам, так и родителям, т.к. здесь четко показана структура непосредственной образовательной деятельности и видно, как в непринужденной и интересной форме можно п...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ЗИМОЙ» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Конспект НОД...
Конспект непосредственной образовательной деятельности На тему: «Волшебная книга зимы» с детьми подготовительной группы «Амблиопия, косоглазие»
Конспект непосредственной образовательной деятельностиНа тему: «Волшебная книга зимы»с детьми подготовительной группы «Амблиопия, косоглазие»...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «В гости к Лесовичку» для подготовительной группы (Образовательная область познавательное развитие. ФЭМП )
КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИпо теме: «В гости к Лесовичку»для подготовительной группы (образовательная область «Познавательное развитие »)Задачи:1....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО ФГОС ДО «Речевое развитие» с детьми подготовительного дошкольного возраста 6 -7 лет Квест – игра «Город Профессий»
Знакомство детей с профессиями посредством игровой деятельности...