Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации мордовского головного убора «Сорока» с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.

 

Задачи:

Образовательные

·        Учить детей вырезать новые элементы узора  «крестик» из квадрата по готовой разметке

·       Пробуждать интерес к национальной  вышивке, учить узнавать её характерные особенности, создавать несложные композиции по мотивам мордовской вышивки.  Обращать внимание детей на выразительные средства элементов мордовского орнамента (цвет, форму).

·       Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.

Воспитательные

·       Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю. 

·       Воспитывать доброжелательное отношение в общении с детьми и воспитателем.

                                                  

Развивающие

·       Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать  дружеские взаимоотношения. Учить находить нужное решение путем совместного обсуждения.

·       Развивать социальные навыки: умение работать коллективно, договариваться, учитывать мнение партнера.

 

Интеграция областей:

·       Социально - коммуникативное развитие

·       Познавательное развитие

·       Речевое развитие

·       Художественно-эстетическое развитие

 

Предварительная работа:

·       Дидактические игры  «Кто, где живет?», «Одень куклу Алдуня».

·       Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг, слайдовых презентаций  о   Мордовии, орнамент мордовского народа.  

·       Разучивание физминутки на мордовском языке.

·       Рисование элементов  мордовского орнамента: «крест», «галочка», «елочка», «ромб».

·       Слушание  мордовской музыки.

 

Методические приемы: рассказ, беседа, художественное слово, использование видео – аудиозаписей, сюрпризный момент.

 

Словарная  работа:

·       Здравствуйте - шумбратадо

·       До свидания – вастомазонок

·       Садитесь –озада

·       Бусы - крганят

·       Платье - панар

 

 Оборудование:  ноутбук, проектор, мордовский национальный костюм, мордовское украшение секонят, образец аппликации, цветная бумага,  клей,  кисточки для клея, подставки для кисточки, салфетки, ножницы, указка, кукла в мордовской одежде, альбом «Мордовский народный костюм».

 

Список литературы:

·       Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/ авт. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.

·       Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы     в Мордовии живем»/ авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №36 комбинированного вида»

Конспект непосредственно

образовательной деятельности по аппликации  мордовского головного убора «Сорока»

с детьми подготовительной группы

        

                                              Воспитатель:

        Баймашкина Н. И.

        г. Саранск, 2015  г.

Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные

  •  Учить детей вырезать новые элементы узора  «крестик» из квадрата по готовой разметке
  • Пробуждать интерес к национальной  вышивке, учить узнавать её характерные особенности, создавать несложные композиции по мотивам мордовской вышивки.  Обращать внимание детей на выразительные средства элементов мордовского орнамента (цвет, форму).
  • Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.  
  • Воспитывать доброжелательное отношение в общении с детьми и воспитателем.

                                                   

Развивающие

  • Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать  дружеские взаимоотношения. Учить находить нужное решение путем совместного обсуждения.
  • Развивать социальные навыки: умение работать коллективно, договариваться, учитывать мнение партнера.

Интеграция областей:

  • Социально - коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Предварительная работа:

  • Дидактические игры  «Кто, где живет?», «Одень куклу Алдуня».
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг, слайдовых презентаций  о   Мордовии, орнамент мордовского народа.  
  • Разучивание физминутки на мордовском языке.
  • Рисование элементов  мордовского орнамента: «крест», «галочка», «елочка», «ромб».
  • Слушание  мордовской музыки.

Методические приемы: рассказ, беседа, художественное слово, использование видео – аудиозаписей, сюрпризный момент.

Словарная  работа:

  • Здравствуйте - шумбратадо
  • До свидания – вастомазонок
  • Садитесь –озада
  • Бусы - крганят
  • Платье - панар

 Оборудование:  ноутбук, проектор, мордовский национальный костюм, мордовское украшение секонят, образец аппликации, цветная бумага,  клей,  кисточки для клея, подставки для кисточки, салфетки, ножницы, указка, кукла в мордовской одежде, альбом «Мордовский народный костюм».

Список литературы:

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/ авт. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.
  • Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы     в Мордовии живем»/ авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.

Содержание  непосредственно образовательной деятельности:

На стене висят предметы национальной одежды мордовского народа.

Воспитатель: Сегодня утром в гости к нам пришла кукла Алдуня. Посмотрите на нее и скажите кто она по национальности ?

-А как вы догадались?

- Давайте с ней поздороваемся на мордовском языке «Шумбратада»

- Раньше про мордовских девушек говорили так:

«Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».

- Как вы думаете почему так говорили?

- А давайте сейчас рассмотрим мордовскую одежду и правильно ответим на этот вопрос.

( Демонстрация мордовской рубашки)

-Это мордовская рубашка. ( панар)

- А эти колокольчики (секонят)  надеваются на рубашку сзади  и когда девушка идет они звенят. Поэтому так и говорят «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».

 У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.

-Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте? (Красный и черный)

- Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете? (Квадраты, треугольники, крестики, уголки.)

-Где мы встречали мордовский орнамент? (На национальной одежде и предметах украшения: полотенцах, фартуках, наволочках, платках)

Посмотри на одежду Алдуня . На ней панар (рубашка), а на голове  «Сорока».  Сорокане – это женский головной убор.

Посмотрите как красиво нарисовал Ф. Сычков мордовочку в «Сорокане»

Демонстрация слайдов мордовских головных уборов.

Физминутка на мордовском языке ( дети встают в кружок )

Нят стирнят и церанят. Синь тиихть зарядка.

Нят стирнят и церанят.Синь курькснихть соксса.

Нят стирнят и церанят. Синь комотнихть.

Нят стирнят и церанят. Синь ласькондихть

Воспитатель: Алдуня просит нас украсить головной убор  «сорока»

- Какие элементы мы используем для украшения «сорока» ( желтую и синюю полоску, черный квадрат, и два красных крестика)

- Что нужно нам для работы?

- Как нужно работать с ножницами? (Дети повторяют правила работы с ножницами)

- Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас красные квадраты.  

- Что можно из них сделать? (крестики)

 Сложим квадраты пополам, а потом еще пополам.

На них отмечена часть, которую нужно вырезать. Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.

Дети вырезают элемент «крестик».

- Какой элемент у вас получился? (крестик)

- Составьте узор из полученных элементов.

Дети под  мордовскую музыку раскладывают узор на заготовке. Затем, после проверки воспитателем и индивидуальной помощи отдельным детям, дошкольники приступают к заклеиванию элементов.

Воспитатель:

- Посмотрите, как радостно смотрит Алдуня. Ей очень понравились ваши работы.

-Алина, а тебе, чья работа понравилась больше всех? Почему?

- Ребята, узор какого народы мы сегодня выполняли? (мордовского)

Кто по национальности Алдуня? (мордовочка)

- Картину какого мордовского художника мы рассматривали? (Ф. Сычкова)

Дети высказывают итоговое суждение и оценивают работы.

- Алдуне пора уходить. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке: Васедемозонк!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Спасем свой город от мусора" с детьми старшей группы

Цель: формирование знаний детей о значимости чистоты улиц города, и о роли человека в поддержании ее. Задачи: 1. Расширять и закреплять представления детей об утилизации мусора, о вторичном исп...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы Тема: «Рыболов Антошка»

Материал может быть интересен как педагогам, так и родителям, т.к. здесь четко показана структура непосредственной образовательной деятельности и видно, как в непринужденной и интересной форме можно п...

Конспект непосредственной образовательной деятельности На тему: «Волшебная книга зимы» с детьми подготовительной группы «Амблиопия, косоглазие»

Конспект непосредственной образовательной деятельностиНа тему: «Волшебная книга зимы»с детьми подготовительной  группы «Амблиопия, косоглазие»...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «В гости к Лесовичку» для подготовительной группы (Образовательная область познавательное развитие. ФЭМП )

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИпо теме: «В гости к Лесовичку»для подготовительной группы (образовательная область «Познавательное развитие »)Задачи:1....