Море в произведениях русских и зарубежных классиков
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Гнездилова Ульяна Арсентьевна

Море! Пою тебе мои признанья!

Ах море, что за откровенье!

Родное, будоражит кровь.

Необычайное волненье

Меня охватывает вновь.

Зовет опять куда-то даль,

Свобода сердце наполняет,

И вот уж светлая печаль

И потрясает, озаряет!

В восторге я уже шепчу,

Пою тебе свои признанья:

Ах море, слиться я хочу

С тобой и с счастьем в ожиданьи.

М. Сергеева

Море в произведениях русских поэтов и композиторов

Интегрированное занятие

Подготовительная к школе группа

Гнездилова Ульяна Арсентьевна  музыкальный руководитель

Носова Ирина Ивановна    воспитатель

МБДОУ д\с №3   Г.Владивосток

Задачи.

ü  Развивать эстетическое восприятие природы через художественно-речевую, музыкальную, игровую и продуктивную деятельность.

ü  Учить передавать образы моря в ритмических и танцевальных импровизациях.

ü  Развивать творческую фантазию при подборе природного материала в декоративной деятельности, цветовое восприятие.

ü  Развивать мелкую моторику рук.

ü  Научить сравнивать музыкальные и поэтические произведения с похожими названиями, различать оттенки настроений.

ü  Совершенствовать умение выразительно петь, слышать и передавать ладовые, темповые и динамические изменения в музыке.

ü  Формировать навыки выразительных движений.

ü  Закреплять умение работать с природным материалом, красками, пластилином.

ü  Воспитывать у детей положительное отношение к поэзии, интерес к классической музыке, к художественно-творческой деятельности.

ü  Воспитывать умение договариваться, слушать друг друга, взаимодействовать в коллективном труде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Море! Пою тебе мои признанья!

Ах море, что за откровенье!

Родное, будоражит кровь.

Необычайное волненье

Меня охватывает вновь.

Зовет опять куда-то даль,

Свобода сердце наполняет,

И вот уж светлая печаль

И потрясает, озаряет!

В восторге я уже шепчу,

Пою тебе свои признанья:

Ах море, слиться я хочу

С тобой и с счастьем в ожиданьи.

М. Сергеева

Море в произведениях русских поэтов и композиторов

Интегрированное занятие

Подготовительная к школе группа

Гнездилова Ульяна Арсентьевна

музыкальный руководитель

Носова Ирина Ивановна

Старший воспитатель

МБДОУ д\с №3

Г.Владивосток

Задачи.

  • Развивать эстетическое восприятие природы через художественно-речевую, музыкальную, игровую и продуктивную деятельность.
  • Учить передавать образы моря в ритмических и танцевальных импровизациях.
  • Развивать творческую фантазию при подборе природного материала в декоративной деятельности, цветовое восприятие.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Научить сравнивать музыкальные и поэтические произведения с похожими названиями, различать оттенки настроений.
  • Совершенствовать умение выразительно петь, слышать и передавать ладовые, темповые и динамические изменения в музыке.
  • Формировать навыки выразительных движений.
  • Закреплять умение работать с природным материалом, красками, пластилином.
  • Воспитывать у детей положительное отношение к поэзии, интерес к классической музыке, к художественно-творческой деятельности.
  • Воспитывать умение договариваться, слушать друг друга, взаимодействовать в коллективном труде.

Предварительная работа. Экскурсия к морю (с родителями). Знакомство с картинами Айвазовского, и других художников-маринистов (готовая презентация). Прослушивание музыкальных произведений: «Бурное море» А.Вивальди, «Разговор ветра с морем» К.Дебюсси, А. Римский-Корсаков «Окиян – море синее», рассказ о профессии композитора на примере Николая Андреевича Римского-Корсакова. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.  Работа с природным материалом: раскрашенные  ракушки.

Материал и оборудование. 

  • Прозрачная  голубая ткань для пластического этюда.
  • Столы с материалами для ручного труда.
  • Природный материал: большие ракушки гребешка, пластилин желтого цвета для солнца, белого цвета для чайки.
  • Влажные салфетки.
  • Аудиозаписи шума моря.

Ход занятия

Дети входят в зал. Центральная стена украшена совместными работами детей и взрослых на тему «Морской пейзаж».

Музыкальный руководитель (м. р.).

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много гостей в нашем зале! Гости к нам приехали из других детских садов  Владивостока. Они хотят познакомиться с вами. Давайте поприветствуем их нашей песенкой.

Дети исполняют музыкальное приветствие «День добрый», муз. И. Меньших.

Мы с вами сегодня будем говорить о необыкновенно красивом, удивительном явлении природы - море. Вы обратили внимание, какой необычный у нас сегодня зал? (Дети рассматривают зал). Здесь мы устроили вернисаж ваших работ на тему «Морской пейзаж». (Дети подходят к выставке рисунков.) Давайте рассмотрим эти работы. (Дети рассматривают работы, обсуждают.) Вам нравится выставка? Мне тоже, ведь все вы нарисовали разное море, таким, каким вы его видите.

РЕБЕНОК

Я рисую море, голубые дали.

Вы такого моря просто не видали!

У меня такая краска голубая,

Что волна любая просто как живая!

Я сижу тихонько около прибоя -

Окунаю кисточку в море голубое.

В.Орлов

М. р.         Размещайтесь на ковре поудобнее и посмотрите на экран. Море всегда завораживало и восхищало человека своей невероятной, чарующей красотой. Разумеется, оно привлекало множество художников. А кто такие художники? (Ответы детей). С одним из них мы с вами сейчас познакомимся.(Показ слайда).

Иван Константинович Айвазовский. Современники называли его повелителем морской стихии. Несомненно, этот человек был и является одним из величайших художников-маринистов всех времён. А кто такие художники-маринисты? (Дети отвечают). Айвазовский родился и вырос в городе Феодосия на берегу Черного моря. Море для него постоянный источник вдохновения. Море на его картинах, как живой великан… и настроение у него всегда разное:  бывает тихий, спокойный, добрый, но может быть бурным, шумным, яростным и даже безжалостным. Картины Айвазовского просто зачаровывают.

Внимательно вглядитесь в эти произведения искусства и попробуйте придумать названия к ним.

Дети рассматривают репродукции картин Айвазовского И.К., демонстрируемые на экране, перечисляют: бурное, спокойное, шторм. Последняя репродукция - «Девятый вал».

М.Р.        

Самая известная картина «Девятый вал».

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Всё говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Яркое пятно восхода, написанное в тёплых тонах на фоне грозных, бушующих волн картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

М. р.        Ребята, перечислите мне морских обитателей, которых вы знаете. (Дети называют). Я предлагаю вам представить себя рыбками и немного порезвиться.

Проводится физминутка «Рыбки».

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся                     «плывут», соединив ладони.

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,               сжимаются, присаживаясь,

                                                        разжимаются, встают, 

То зароются в песке                                крутят перед.

Игра повторяется несколько раз. Темп игры постепенно увеличивается. Затем дети садятся на стулья.

М.Р.         Море служило источником вдохновения не только для художников. В творчество многих композиторов важное место отводится морской тематике. А вы знаете этих композиторов? Назовите!

Дети называют композиторов и произведения: итальянец А. Вивальди «Бурное море», француза Клода Дебюсси  «Разговор ветра с морем». На экране отображаются портреты композиторов. Портрет А.Н. Римского-Корсакова.

        Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. В этом году ему исполнилось бы 170 лет. В его творчестве - музыка и море неразрывно связаны между собой.

Николай Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской губернии. В этой семье  очень любили музыку, а первым музыкальным инструментом великого композитора стал детский барабан, на котором трёхлетний Николай играл в такт с отцом, играющим на фортепиано. Удивительно было, что  маленький музыкант попадал точно в ноты. И родители, и сам Николай мечтали о карьере морского офицера. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал Тихоокеанского флота. В возрасте 6 лет маленький Николай стал начал учиться играть  на фортепиано, а в 11 лет он сочинил свои первые музыкальные произведения.

Показ слайда  «Дом, где родился композитор». 

В 12 лет Римский-Корсаков поступил в Морской кадетский корпус в городе Санкт-Петербург.  Именно там он понял, что его призвание — музыка. С  отличием окончив Морской корпус, он был принят на морскую службу. За 3 года  экспедиции вдоль берегов Северной Америки, Римский-Корсаков посетил Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. В минуты отдыха молодой композитор, уединившись в каюте, сочинял музыку.

Вернувшись из путешествия, Николай Андреевич решил полностью посвятить себя музыке. Вскоре на свет появилась опера-сказка «Садко». (Показ слайда.)

Новгородские купцы отправились в плаванье по торговым делам. Среди них был гусляр Садко. Как-то вечером товарищи попросили Садко сыграть на гуслях и спеть песню. Понравилась песня и морскому царю. Захотелось ему заполучить такого искусного музыканта к себе во дворец. Разыгралась буря страшная, и Садко, чтобы спасти товарищей,  нырнул в пучину морскую и попал прямо в морское царство. В этой сказке – счастливый конец, Садко удалось выбраться  целым и невредимым  из рук морского царя. За свое музыкальное мастерство наградил его морской царь золотом, серебром и драгоценными камнями. Давайте послушаем вступление к этой сказке.

Дети слушают произведение Н.А. Римского-Корсакова «Окиян – море синее».

М.Р.                К морской тематике любят обращаться не только композиторы, для поэтов море – тоже источник

вдохновения. Предлагаю послушать стихи, которые выучили наши ребята.

РЕБЕНОК        

Я в море заплыл

и лежу на спине.

Какая-то птица

парит в вышине.

Какая-то рыба

на дне, в глубине,

Глядит, как над ней

я парю на спине.

  М.Бородицкая

РЕБЕНОК

Друг на друга так похожи

Пароход и капитан.

Для друзей всего дороже

Синий-синий океан.

Свищет ветер возле рубки,

Волны встали на дыбы.

У капитана дым из трубки,

У парохода — из трубы.

          В.Орлов

М.Р.         Ребята! Глядя на эти прекрасные картины, слушая такую сказочную музыку, тоже хочется почувствовать себя немного волшебником. И я, кажется, придумала, что нам сможет в этом помочь! Мы попробуем представить себя повелителями морской стихии. Вставайте в круг.

Образно-танцевальный этюд «Волшебники океана»:

дети изображают полный штиль, штиль на дне океана, легкие волны, шторм, шторм на дне океана.

РЕБЕНОК.        А я хотел бы, что бы у меня было своё маленькое море. Даже размером с ладошку. Я бы любовался им каждую минуту  и всегда носил с собой!

М.Р.                Вы действительно этого хотите? Я вам в этом помогу! Присаживайтесь за столы.

Дети выполняют работу из пластилина и природного материала «Море с ладошку». В это время звучит шум моря в записи.

М.р.                Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Я надеюсь, вам понравилось наше занятие, вы много узнали и запомнили. Важно помнить, что моря, океаны – это величайший дар природы, его надо оберегать и любить. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Подвиг воина-защитника в произведениях русской живописи" в подготовительной группе.

Рассказать детям о Великой Отечественной войне, что она была освободительная, велась во имя мира, процветания благополучия нашей Родины; о том, как героев войны воспевали в своих произведениях художни...

Литературный вечер по произведениям русских поэтов «Зимние забавы»

Программное содержание: познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав. Вызывать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями. Способствова...

Развитие вокально – певческих навыков у детей через исполнение произведений русского фольклора

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Какую ...

Конспект НОД "Море в произведении А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" и на картинах И.К. Айвазовского

Цель: Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения через изменение образа моря в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина  и  картинах  И.К. А...

конспект занятия "Море в произведениях Н.А. Римского -Корсакова"

цель занятия приобщение детей к изобразительному искусству через музыкальную деятельность. Его можно использовать как первую часть занятия  интегрированного с рисованием...