Конспект НОД "Море в произведении А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" и на картинах И.К. Айвазовского
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) по теме

Захарова Элла Юрьевна

Цель:

Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения через изменение образа моря в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина  и  картинах  И.К. Айвазовского

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Образ моря в произведении А.С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»

и на картинах И. К. Айвазовского

Воспитатель: Захарова Элла Юрьевна

МАДОУ д/с №36, г. Калининград

Предварительная работа:

  • Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • Работа со словарем по этому произведению.
  • Рассматривание картин с морскими сюжетами и беседа о море.

Оборудование:

  • Портрет А.С. Пушкина;
  • Картины  И.К. Айвазовского с изображением моря в различных состояниях;
  • Картинки с изображением моря в разных состояниях по сюжету произведения;
  • Ракушки , песок, камешки,  краски, прозрачная емкость с водой для экспериментирования;
  • Магнитофон, записи

К. Дебюсси «Лунный свет. Море», Ванесса Мэй «Шторм»;

  • Карандаши и листочки для рисования.

Цель:

Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения через изменение образа моря в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина  и  картинах  И.К. Айвазовского

Задачи:
1. Углубить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина.
2. Развивать умение облекать свои эмоции и ощущения в словесную форму, составлять из них связный рассказ.
3. В экспериментальной деятельности проследить все стадии изменения моря в произведении.
4. Развивать способность чувствовать характер музыки, строить эмоциональный образ при прослушивании музыкального произведения.

Содержание НОД:

Воспитатель обращает внимание детей на портрет А.С. Пушкина, рассказывает о его «сказочном» творчестве, называет его сказки, рассматривает с детьми иллюстрации к этим сказкам.

Дети вспоминают сюжет произведения с помощью мнемотаблицы «Сказка о рыбаке и рыбке».

Воспитатель рассказывает ключевые моменты произведения, по ходу выставляя соответствующие картинки  - модели с изображением моря в разных его состояниях и, заостряя внимание детей на том, как по-разному встречало море старика каждый раз, когда он приходил к рыбке с просьбой.

Беседа:

  • А существует ли, по вашему мнению, связь между желаниями старухи и состоянием моря в произведении?
  • Каких людей высмеивает в своей сказке автор?
  • Какие желания старухи выполнила Золотая рыбка?
  • А почему рыбка ничего не  сказала старику в последний раз?

Медитация

Воспитатель просит детей лечь и расслабиться.

Ребята, закройте глаза и представьте, что вы лежите на берегу моря. Под ногами у вас песок, и вы слышите плеск волн и ощущаете, как соленый ветерок обдувает вам лицо.

Затем воспитатель включает запись музыкального произведения Клода Дебюсси «Лунный свет. Море».

- Ребята, какая погода, на том морском побережье, где вы сейчас находитесь? (ответы детей). По характеру музыки дети определяют, что море спокойное.

Затем воспитатель включает музыку Ванессы Мэй «Шторм».

И во время прослушивания спрашивает у детей,  изменилась ли погода на море, каким стало море. По характеру музыки  дети определили, что на море поднялась буря.

Детям предлагается представить, какие волны появляются на море, и показать эти движения руками, чтобы полноценно прочувствовать буйство стихии.

    - Ребята, а почему море становится черным во время бури? (Ответы детей). А давайте мы сами устроим бурю и узнаем ответ на этот вопрос.

Опытно-экспериментальная деятельность:

Дети вместе с воспитателем создают в ёмкости с водой «морское дно». Выкладывают на дно камушки, песок, ракушки. Во время бури на море движение воды поднимает со дна песок и мелкие камни, ил и водоросли (ил в нашем эксперименте заменит небольшое количество черной краски). И вот, собрав все составляющие бури в одной емкости с водой, ребята наблюдают за цветом воды, определяют насколько вода стала мутной, какого она цвета, смотрят, можно  ли разглядеть наше «морское дно». Приходят к выводу, что буря на самом деле может быть черной, потому что со дна поднимается песок, ил  и окрашивает воду в темный цвет.

Далее воспитатель  вместе с детьми рассматривает картины  И. К. Айвазовского, отмечая средства, с помощью  которых художник  изображает море в различных состояниях.

Воспитатель предлагает детям нарисовать то море, какое им больше всего запомнилось.

Итог занятия


Ребята выполняют задание и вывешивают свои работы на магнитную доску.

Когда задание выполнено, все рассматривают работы, сравнивают море, изображённое на них. Ребята рассказывают, почему они нарисовали именно такое море и к какому отрывку сказки Пушкина оно соответствует.

В завершении занятия воспитатель предлагает закрыть глаза:

«А теперь лёгкий морской ветерок коснётся руки того, кто лучше всех выполнил

все задания!»

Ветерок касается руки каждого ребёнка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Захарова Элла Юрьевна Г. Калининград Мультимедийная презентация по НОД в подготовительной к школе группе «Образ моря в произведении А.С . Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке» и на картинах И. К. Айвазовского МАДОУ д /с № 36

Слайд 2

Предварительная работа: Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа со словарем по этому произведению. Рассматривание картин с морскими сюжетами и беседа о море . Оборудование: Портрет А.С. Пушкина; Картины И.К. Айвазовского с изображением моря в различных состояниях; Картинки с изображением моря в разных состояниях по сюжету произведения; Ракушки , песок, камешки, краски, прозрачная емкость с водой для экспериментирования; Магнитофон, записи К . Дебюсси «Лунный свет. Море», Ванесса Мэй «Шторм»; Карандаши и листочки для рисования.

Слайд 3

Цель: Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения через изменение образа моря в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и картинах И.К. Айвазовского Задачи: 1. Углубить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина. 2. Развивать умение облекать свои эмоции и ощущения в словесную форму, составлять из них связный рассказ. 3. В экспериментальной деятельности проследить все стадии изменения моря в произведении. 4. Развивать способность чувствовать характер музыки, строить эмоциональный образ при прослушивании музыкального произведения.

Слайд 4

Содержание НОД Воспитатель обращает внимание детей на портрет А.С. Пушкина, рассказывает о его «сказочном» творчестве, называет его сказки, рассматривает с детьми иллюстрации к этим сказкам . Дети вспоминают сюжет произведения с помощью мнемотаблицы «Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд 5

Воспитатель рассказывает ключевые моменты произведения, по ходу выставляя соответствующие картинки - модели с изображением моря в разных его состояниях и, заостряя внимание детей на том, как по-разному встречало море старика каждый раз, когда он приходил к рыбке с просьбой. Беседа: А существует ли по вашему мнению связь между желаниями старухи и состоянием моря в произведении? Каких людей высмеивает в своей сказке автор? Какие желания старухи выполнила Золотая рыбка? А почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз?

Слайд 6

Медитация Воспитатель просит детей лечь и расслабиться. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы лежите на берегу моря. Под ногами у вас песок, и вы слышите плеск волн и ощущаете, как соленый ветерок обдувает вам лицо. Затем воспитатель включает запись музыкального произведения Клода Дебюсси «Лунный свет. Море». - Ребята, какая погода, на том морском побережье, где вы сейчас находитесь? (ответы детей). По характеру музыки дети определяют, что море спокойное.

Слайд 7

Затем воспитатель включает музыку Ванессы Мэй «Шторм». И во время прослушивания спрашивает у детей, изменилась ли погода на море, каким стало море. По характеру музыки дети определили что, на море поднялась буря. Детям предлагается представить, какие волны появляются на море, и показать эти движения руками, чтобы полноценно прочувствовать буйство стихии.

Слайд 8

- Ребята, а почему море становится черным во время бури? (Ответы детей). А давайте мы сами устроим бурю и узнаем ответ на этот вопрос. Дети вместе с воспитателем создают в емкости с водой «морское дно». Выкладывают на дно камушки, песок, ракушки. Во время бури на море движение воды поднимает со дна песок и мелкие камни, ил и водоросли (ил в нашем эксперименте заменит небольшое количество черной краски). И вот собрав все составляющие бури в одной емкости с водой, ребята наблюдают за цветом воды, определяют насколько вода стала мутной, какого она цвета, смотрят, можно ли разглядеть наше «морское дно». Приходят к выводу, что буря на самом деле может быть черной, потому что со дна поднимается песок, ил и окрашивает воду в темный цвет.

Слайд 9

Далее воспитатель вместе с детьми рассматривает картины И.К.Айвазовского, отмечая средства, с помощью которых художник изображает море в различных состояниях

Слайд 10

Воспитатель предлагает детям нарисовать то море, какое им больше всего запомнилось.

Слайд 11

Итог занятия Ребята выполняют задание и вывешивают свои работы на магнитную доску. Когда задание выполнено, все рассматривают работы, сравнивают море, изображённое на них. Ребята рассказывают, почему они нарисовали именно такое море и к какому отрывку сказки Пушкина оно соответствует. В завершении занятия воспитатель предлагает закрыть глаза: «А теперь лёгкий морской ветерок коснётся руки того, кто лучше всех выполнил все задания!» Ветерок касается руки каждого ребёнка .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по произведениям А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

                       Конспект  совместной  деятельности детей  подготовительной  группы и  воспитател...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Сказка о рыбаке и рыбке"

Самый простой путь сделать иллюстрации к прочитанным сказкам  (другим книгам) - это  нарисовать портреты любимых героев. И нам, и нашим детям, уже не хочется расставаться с любимым...

Особенности проведения спортивного праздника на воде на основе литературного произведения А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Именно в дошкольн...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по произведению А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Образовательные области: «Коммуникация»,   «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество&ra...

НООД по рисованию «Золотая рыбка» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (в средней группе)

НООД по рисованию «Золотая рыбка» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (в средней группе)Программное содержание: учить при помощи изобразительных материалов ...

Развивающая игра "Рыбак и рыбка" для дошкольников по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Развивающая игра "Рыбак и рыбка" для дошкольников по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"Правила игры: играют два и более участников; если ответил неправильно – пере...