Литературный вечер по произведениям русских поэтов «Зимние забавы»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Программное содержание: познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав. Вызывать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями. Способствовать развитию образной речи детей. Заучивать стихи.
Содержание занятия: воспитатель спрашивает детей, любят ли они зиму; что им больше всего нравится зимой. Выслушивает высказывания детей. Затем говорит: зимой очень красива заснеженная природа, зимой у детей много интересных дел, игр, это и снежки, и постройки из снега, и катание на коньках и санках. Эти развлечения остаются любимыми даже тогда, когда они становятся взрослыми. Сегодня мы послушаем стихи, которые написали взрослые поэты, вспоминая это замечательное время – свое детство. Эти стихи были написаны много лет назад, но слушая их сейчас, кажется, что написаны они совсем недавно и про нас с Вами. Слушайте их внимательно, мы потом поговорим о том, какое настроение у Вас появилось после слушания этих стихов. Читает детям стихотворение А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка …!» (см. Приложение №1).
Педагог спрашивает детей :
- С чем сравнивает поэт выпавший снег? Почему ребята так любят гулять зимой на улице?
- Кто из вас умеет кататься на коньках?
Предлагает послушать следующее стихотворение, которое написал поэт Саша Черный. Называется оно «На коньках» (см.Приложение №2).
Воспитатель спрашивает детей: чувствуют ли они невольные движения своих рук и ног, как будто это они едут на коньках? Отчего возникло это ощущение (от того, что поэт использует на протяжении всего стихотворения слова «Раз – два!», передающие ритмичные движения рук и ног при катании на коньках). Педагог предлагает детям показать, как они едут на кольках в ритме этого стихотворения: последние строки этого стихотворения читаются еще несколько раз, дети имитируют движения конькобежцев.
Затем педагог предлагает детям послушать стихотворение И. Сурикова «Детство» (см. Приложение №3).
Педагог спрашивает детей, как они думают, когда происходили эти события – с современным мальчиком или давно-давно? Почему они так думают? Какую сказку рассказала бабушка мальчику? Просит детей рассказать, какой сон приснился мальчику.
Затем предлагает детям послушать еще раз начало стихотворения о том, как мальчик катался на санках с горки. Спрашивает, были ли у них похожие случаи, какие-то забавные истории на горке? Педагог говорит, что стихотворение написано так легко, такими простыми словами, что очень хорошо запоминается. Предлагает выучить наизусть первые четыре четверостишья. Отрывок повторяется три-четыре раза: хором, только девочки, только мальчики, желающий ребенок. После этого педагог говорит:
- А теперь я хочу вам прочитать еще одно стихотворение, которое написал Саша Черный, про один забавный случай, который произошел с ребятами на горке.
Читает стихотворение «Волк» (см. Приложение №4).
Педагог спрашивает детей, почему так громко хохотали все дети, что их рассмешило?
В заключение просит детей поделиться своими впечатлениями:
- Понравились ли стихи? Какое стихотворение особенно понравилось и почему?
Если остается время, можно прочитать детям Даниила Хармса «Как Володя на салазках быстро под гору летел» (см.Приложение №5).
Приложение № 1
Афанасий Фет «Мама, глянь-ка из окошка…!»
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"
Приложение № 2
Саша Черный «На коньках»
Мчусь, как ветер на коньках
Вдоль лесной опушки…
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке…
Раз-два! вот и поскользнулся…
Раз и два! чуть не кувыркнулся…
Раз-два! крепче на носках!
Захрустел, закрякал лед,
Ветер дует справа.
Елки-волки! полный ход –
Из пруда в канаву…
Раз-два! по скользкой дорожке…
Раз и два! веселые ножки…
Раз-два! вперед и вперед…
Приложение № 3
Иван Суриков «Детство»
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.
И сидишь, ни слова...
Тихо всё кругом;
Только слышишь - воет
Вьюга за окном.
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца...
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказки говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку,—
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.
Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.
Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.
Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.
Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.
Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.
Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
Приложение № 4
Саша Черный «Волк»
Вся деревня спит в снегу.
Ни гу-гу.
Месяц скрылся на ночлег.
Вьется снег.
Ребятишки все на льду,
На пруду.
Дружно саночки визжат —
Едем в ряд!
Кто — в запряжке, кто — седок.
Ветер в бок.
Растянулся наш обоз
До берез.
Вдруг кричит передовой:
«Черти, стой!»
Стали санки, хохот смолк.
«Братцы, волк!..»
Ух, как брызнули назад!
Словно град.
Врассыпную все с пруда —
Кто куда.
Где же волк? Да это пес —
Наш Барбос!
Хохот, грохот, смех и толк:
«Ай да волк!»
Приложение № 5
Даниил Хармс «Как Володя на салазках быстро под гору летел»
На салазочках Володя
Быстро под гору летел.
На охотника Володя
Полным ходом налетел.
Вот охотник и Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели
На собачку налетели.
Вот собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят.
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели
На лисичку налетели.
Вот лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели
И на зайца налетели.
Вот и заяц,
И лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели
На медведя налетели!
И Володя с той поры
Не катается с горы.
Приложение № 1
Афанасий Фет «Мама, глянь-ка из окошка…!»
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"
Приложение № 2
Саша Черный «На коньках»
Мчусь, как ветер на коньках
Вдоль лесной опушки…
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке…
Раз-два! вот и поскользнулся…
Раз и два! чуть не кувыркнулся…
Раз-два! крепче на носках!
Захрустел, закрякал лед,
Ветер дует справа.
Елки-волки! полный ход –
Из пруда в канаву…
Раз-два! по скользкой дорожке…
Раз и два! веселые ножки…
Раз-два! вперед и вперед…
Приложение № 3
Иван Суриков «Детство»
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.
И сидишь, ни слова...
Тихо всё кругом;
Только слышишь - воет
Вьюга за окном.
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца...
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказки говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку,—
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.
Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.
Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.
Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.
Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.
Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.
Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
Приложение № 4
Саша Черный «Волк»
Вся деревня спит в снегу.
Ни гу-гу.
Месяц скрылся на ночлег.
Вьется снег.
Ребятишки все на льду,
На пруду.
Дружно саночки визжат —
Едем в ряд!
Кто — в запряжке, кто — седок.
Ветер в бок.
Растянулся наш обоз
До берез.
Вдруг кричит передовой:
«Черти, стой!»
Стали санки, хохот смолк.
«Братцы, волк!..»
Ух, как брызнули назад!
Словно град.
Врассыпную все с пруда —
Кто куда.
Где же волк? Да это пес —
Наш Барбос!
Хохот, грохот, смех и толк:
«Ай да волк!»
Приложение № 5
Даниил Хармс «Как Володя на салазках быстро под гору летел»
На салазочках Володя
Быстро под гору летел.
На охотника Володя
Полным ходом налетел.
Вот охотник и Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели
На собачку налетели.
Вот собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят.
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели
На лисичку налетели.
Вот лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели
И на зайца налетели.
Вот и заяц,
И лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели
На медведя налетели!
И Володя с той поры
Не катается с горы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе." Осень разноцветная" ( по произведениям русских поэтов,художников,композиторов)
Интегрированное занятие....
Сценарий литературного вечера "Осень в стихах поэта"
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПОЭТУ Н. М. РУБЦОВУ«Осень в стихах поэта» (смешанная группа 5 – 7 лет)...
Сценарий музыкально – литературной композиции « Зимушка – зима» (по произведениям русских поэтов и композиторов)
Данное мероприятие развивает творческие способности дошкольников, а также расширяет кругозор детей по зимней тематике, воспитывает интерес и любовь к природе....
Статья в газету "Красное Приволжье" о проведении литературного вечера "Зима в произведениях русских поэтов и композиторов".
Статья о проведении литературно - музыкального праздника "Зима в произведениях русских поэтов и композиторов"....
Сценарий литературного вечера «Весна словами русских поэтов»
В материале представлен подробный конспект литературного вечера. Чтение стихов русских классиков сопровождается классической музыкой. Между выступлением чтецов проводятся музыкально-танцевальные паузы...
Сценарий музыкально – литературной композиции «Зимушка – зима» (по произведениям русских поэтов и композиторов)
Зимняя музыкально-литературная гостиная в детском саду....
«Литературная онлайн- гостиная «Произведения Самарских поэтов», как одна из эффективных форм работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста»
Литературная онлайн-гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений на определенную тему, творческую деят...