Литературный вечер по произведениям русских поэтов «Зимние забавы»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Карлина Татьяна Михайловна

 

Программное содержание: познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав. Вызывать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями. Способствовать развитию образной речи детей. Заучивать стихи.

Содержание занятия: воспитатель спрашивает детей, любят ли они зиму; что им больше всего нравится зимой. Выслушивает высказывания детей. Затем говорит: зимой очень красива заснеженная природа, зимой у детей много интересных дел, игр, это и снежки, и постройки из снега, и катание на коньках и санках. Эти развлечения остаются любимыми даже тогда, когда они становятся взрослыми. Сегодня мы послушаем стихи, которые написали взрослые поэты, вспоминая это замечательное время – свое детство. Эти стихи были написаны много лет назад, но слушая их сейчас, кажется, что написаны они совсем недавно и про нас с Вами. Слушайте их внимательно, мы потом поговорим о том, какое настроение у Вас появилось после слушания этих стихов. Читает детям стихотворение А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка …!» (см. Приложение №1).

Педагог спрашивает детей :

  • С чем сравнивает поэт выпавший снег? Почему ребята так любят гулять зимой на улице?
  • Кто из вас умеет кататься на коньках?

Предлагает послушать следующее стихотворение, которое написал поэт Саша Черный. Называется оно «На коньках» (см.Приложение №2).

Воспитатель спрашивает детей: чувствуют ли они невольные движения своих рук и ног, как будто это они едут на коньках? Отчего возникло это ощущение (от того, что поэт использует на протяжении всего стихотворения слова «Раз – два!», передающие ритмичные движения рук и ног при катании на коньках). Педагог предлагает детям показать, как они едут на кольках в ритме этого стихотворения: последние строки этого стихотворения читаются еще несколько раз, дети имитируют движения конькобежцев.

Затем педагог предлагает детям послушать стихотворение И. Сурикова «Детство» (см. Приложение №3).

Педагог спрашивает детей, как они думают, когда происходили эти события – с современным мальчиком или давно-давно? Почему они так думают? Какую сказку рассказала бабушка мальчику? Просит детей рассказать, какой сон приснился мальчику.

Затем предлагает детям послушать еще раз начало стихотворения о том, как мальчик катался на санках с горки. Спрашивает, были ли у них похожие случаи, какие-то забавные истории на горке? Педагог говорит, что стихотворение написано так легко, такими простыми словами, что очень хорошо запоминается. Предлагает выучить наизусть первые четыре четверостишья. Отрывок повторяется три-четыре раза: хором, только девочки, только мальчики, желающий ребенок. После этого педагог говорит:

  • А теперь я хочу вам прочитать еще одно стихотворение, которое написал Саша Черный, про один забавный случай, который произошел с ребятами на горке.

Читает стихотворение «Волк» (см. Приложение №4).

Педагог спрашивает детей, почему так громко хохотали все дети, что их рассмешило?

В заключение просит детей поделиться своими впечатлениями:

  • Понравились ли стихи? Какое стихотворение особенно понравилось и почему?

Если остается время, можно прочитать детям Даниила Хармса «Как Володя на салазках быстро под гору летел» (см.Приложение №5).

 

Приложение № 1

Афанасий Фет «Мама, глянь-ка из окошка…!»

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

 

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

 

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, скорей гулять!"

 

Приложение № 2

Саша Черный «На коньках»

Мчусь, как ветер на коньках

Вдоль лесной опушки…

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке…

Раз-два! вот и поскользнулся…

Раз и два! чуть не кувыркнулся…

Раз-два! крепче на носках!

Захрустел, закрякал лед,

Ветер дует справа.

Елки-волки! полный ход –

Из пруда в канаву…

Раз-два! по скользкой дорожке…

Раз и два! веселые ножки…

Раз-два! вперед и вперед…

                                           


 

 

Приложение № 3

Иван Суриков «Детство»

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

 

Вот свернулись санки,

И я на бок - хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

 

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

 

Всё лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

 

Но меж тем уж село

Солнышко давно;

Поднялася вьюга,

На небе темно.

 

Весь ты перезябнешь,

Руки не согнёшь

И домой тихонько,

Нехотя бредёшь.

 

Ветхую шубёнку

Скинешь с плеч долой;

Заберёшься на печь

К бабушке седой.

 

И сидишь, ни слова...

Тихо всё кругом;

Только слышишь - воет

Вьюга за окном.

 

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетёт;

Матушка за прялкой

Молча лён прядёт.

 

Избу освещает

Огонёк светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца...

 

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнёт мне бабка

Сказки говорить:

 

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал;

Как ему невесту

Серый волк достал.

 

Слушаю я сказку,—

Сердце так и мрёт;

А в трубе сердито

Ветер злой поёт.

 

Я прижмусь к старушке.

Тихо речь журчит,

И глаза мне крепко

Сладкий сон смежит.

 

А во сне мне снятся

Чудные края.

И Иван-царевич —

Это будто я.

 

Вот передо мною

Чудный сад цветёт;

В том саду большое

Дерево растёт.

 

Золотая клетка

На суке висит;

В этой клетке птица

Точно жар горит.

 

Прыгает в той клетке,

Весело поёт;

Ярким, чудным светом

Сад весь обдаёт.

 

Вот я к ней подкрался

И за клетку — хвать!

И хотел из сада

С птицею бежать.

 

Но не тут-то было!

Поднялся шум, звон;

Набежала стража

В сад со всех сторон.

 

Руки мне скрутили

И ведут меня...

И, дрожа от страха,

Просыпаюсь я.

 

Уж в избу, в окошко,

Солнышко глядит;

Пред иконой бабка

Молится, стоит.

 

Весело текли вы,

Детские года!

Вас не омрачали

Горе и беда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Саша Черный «Волк»

Вся деревня спит в снегу.

Ни гу-гу.

Месяц скрылся на ночлег.

Вьется снег.

 

Ребятишки все на льду,

На пруду.

Дружно саночки визжат —

Едем в ряд!

 

Кто — в запряжке, кто — седок.

Ветер в бок.

Растянулся наш обоз

До берез.

 

Вдруг кричит передовой:

«Черти, стой!»

Стали санки, хохот смолк.

«Братцы, волк!..»

 

Ух, как брызнули назад!

Словно град.

Врассыпную все с пруда —

Кто куда.

 

Где же волк? Да это пес —

Наш Барбос!

Хохот, грохот, смех и толк:

«Ай да волк!»

 


 

 

Приложение № 5

Даниил Хармс «Как Володя на салазках быстро под гору летел»

На салазочках Володя

Быстро под гору летел.

На охотника Володя

Полным ходом налетел.

Вот охотник и Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро   под   гору   летели

На собачку налетели.

Вот собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят.

Быстро под гору летят.

Быстро   под   гору   летели

На лисичку налетели.

Вот лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели

И на зайца налетели.

Вот и заяц,

И лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро   под   гору   летели

На медведя налетели!

И Володя с той поры

Не катается с горы.

 

Приложение № 1

Афанасий Фет «Мама, глянь-ка из окошка…!»

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

 

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

 

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, скорей гулять!"

 

Приложение № 2

Саша Черный «На коньках»

Мчусь, как ветер на коньках

Вдоль лесной опушки…

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке…

Раз-два! вот и поскользнулся…

Раз и два! чуть не кувыркнулся…

Раз-два! крепче на носках!

Захрустел, закрякал лед,

Ветер дует справа.

Елки-волки! полный ход –

Из пруда в канаву…

Раз-два! по скользкой дорожке…

Раз и два! веселые ножки…

Раз-два! вперед и вперед…

                                           


 

 

Приложение № 3

Иван Суриков «Детство»

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

 

Вот свернулись санки,

И я на бок - хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

 

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

 

Всё лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

 

Но меж тем уж село

Солнышко давно;

Поднялася вьюга,

На небе темно.

 

Весь ты перезябнешь,

Руки не согнёшь

И домой тихонько,

Нехотя бредёшь.

 

Ветхую шубёнку

Скинешь с плеч долой;

Заберёшься на печь

К бабушке седой.

 

И сидишь, ни слова...

Тихо всё кругом;

Только слышишь - воет

Вьюга за окном.

 

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетёт;

Матушка за прялкой

Молча лён прядёт.

 

Избу освещает

Огонёк светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца...

 

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнёт мне бабка

Сказки говорить:

 

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал;

Как ему невесту

Серый волк достал.

 

Слушаю я сказку,—

Сердце так и мрёт;

А в трубе сердито

Ветер злой поёт.

 

Я прижмусь к старушке.

Тихо речь журчит,

И глаза мне крепко

Сладкий сон смежит.

 

А во сне мне снятся

Чудные края.

И Иван-царевич —

Это будто я.

 

Вот передо мною

Чудный сад цветёт;

В том саду большое

Дерево растёт.

 

Золотая клетка

На суке висит;

В этой клетке птица

Точно жар горит.

 

Прыгает в той клетке,

Весело поёт;

Ярким, чудным светом

Сад весь обдаёт.

 

Вот я к ней подкрался

И за клетку — хвать!

И хотел из сада

С птицею бежать.

 

Но не тут-то было!

Поднялся шум, звон;

Набежала стража

В сад со всех сторон.

 

Руки мне скрутили

И ведут меня...

И, дрожа от страха,

Просыпаюсь я.

 

Уж в избу, в окошко,

Солнышко глядит;

Пред иконой бабка

Молится, стоит.

 

Весело текли вы,

Детские года!

Вас не омрачали

Горе и беда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Саша Черный «Волк»

Вся деревня спит в снегу.

Ни гу-гу.

Месяц скрылся на ночлег.

Вьется снег.

 

Ребятишки все на льду,

На пруду.

Дружно саночки визжат —

Едем в ряд!

 

Кто — в запряжке, кто — седок.

Ветер в бок.

Растянулся наш обоз

До берез.

 

Вдруг кричит передовой:

«Черти, стой!»

Стали санки, хохот смолк.

«Братцы, волк!..»

 

Ух, как брызнули назад!

Словно град.

Врассыпную все с пруда —

Кто куда.

 

Где же волк? Да это пес —

Наш Барбос!

Хохот, грохот, смех и толк:

«Ай да волк!»

 


 

 

Приложение № 5

Даниил Хармс «Как Володя на салазках быстро под гору летел»

На салазочках Володя

Быстро под гору летел.

На охотника Володя

Полным ходом налетел.

Вот охотник и Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро   под   гору   летели

На собачку налетели.

Вот собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят.

Быстро под гору летят.

Быстро   под   гору   летели

На лисичку налетели.

Вот лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели

И на зайца налетели.

Вот и заяц,

И лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро   под   гору   летели

На медведя налетели!

И Володя с той поры

Не катается с горы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера "Осень в стихах поэта"

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПОЭТУ Н. М. РУБЦОВУ«Осень в стихах поэта» (смешанная группа 5 – 7 лет)...

Сценарий музыкально – литературной композиции « Зимушка – зима» (по произведениям русских поэтов и композиторов)

Данное мероприятие развивает творческие способности дошкольников, а также расширяет  кругозор детей по зимней тематике, воспитывает интерес и любовь к природе....

Статья в газету "Красное Приволжье" о проведении литературного вечера "Зима в произведениях русских поэтов и композиторов".

Статья о проведении литературно - музыкального праздника "Зима в произведениях русских поэтов и композиторов"....

Сценарий литературного вечера «Весна словами русских поэтов»

В материале представлен подробный конспект литературного вечера. Чтение стихов русских классиков сопровождается классической музыкой. Между выступлением чтецов проводятся музыкально-танцевальные паузы...

«Литературная онлайн- гостиная «Произведения Самарских поэтов», как одна из эффективных форм работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста»

Литературная онлайн-гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений на определенную тему, творческую деят...